Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении

Галина Назарова
Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении

Одной из важнейших управленческих функций в ДОУ является контроль. Он непосредственно связан с функциями анализа и целеполагания.

Контроль в ДОУ - это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДОУ, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов.

Контроль позволяет установить, все ли в ДОУ выполняется в соответствии с нормативными документами, решениями педагогического совета или распоряжениями руководителя. Он помогает выявить отклонения и их причины, определить пути и методы устранения недочетов. Устраняясь от контроля или осуществляя его не систематически, руководитель теряет возможность оперативно вмешиваться в ход воспитательного процесса, управлять им. Отсутствие системы контроля вызывает стихийность в осуществлении воспитательно-образовательного процесса. Контроль является важнейшим фактором усиления личной ответственности педагога за исполнение своих обязанностей.

Содержание контроля в ДОУ:

Образовательный процесс

Педагогические кадры

Условия педагогического процесса

В зависимости от того, кто выполняет контролирующую функцию, различают административный контроль, взаимоконтроль, коллективный контроль педагогов, а также самоконтроль.

Административный контроль – контроль, осуществляемый руководством ДОУ. Административный контроль оказывает сильное влияние на работу сотрудников, проводится по четкому плану и регулярен.

Коллективный контроль – это контроль равных по положению, и поэтому он осуществляется в формах профессиональных дискуссий, творческих отчетов о работе. Его цель – оказание необходимой помощи в виде совета, рекомендаций, экспертного заключения специалистов и одновременно коллег. Коллективный контроль приносит наибольшую пользу, когда необходима широкая экспертная оценка работы педагога, например, при аттестации кадров.

Взаимный контроль – контроль, при котором педагоги и руководители могут выполнять функцию контроля по отношению друг к другу. Взаимный контроль оказывается наиболее эффективным при передаче опыта и повышении квалификации. Контроль деятельности педагога со стороны коллег обладает большей силой воздействия на сотрудников. Его результаты непосредственно влияют на статус педагога в коллективе. Поэтому при организации коллективного контроля и взаимоконтроля важно учитывать индивидуальные особенности контролируемых и контролирующих, личные симпатии-антипатии педагогов.

Самоконтроль – означает работу педагога на доверии. Самоконтроль проводится путем самостоятельного сопоставления педагогом достигнутых результатов с требуемыми стандартами и нормами.

В ДОУ используются следующие виды контроля:

Оперативный

Тематический

Фронтальный

Итоговый

Оперативный (ежедневный) контроль - направлен на сбор информации о состоянии воспитательно-образовательного процесса. Руководитель на основе оперативного контроля получает информацию о ходе и состоянии дел за день, неделю, месяц. Оперативный контроль предусматривает быстрое реагирование, немедленное исправление отдельных незначительных недостатков.

Тематический контроль – предполагает системный подход к изучению образовательного процесса. Цель тематического контроля – глубокое изучение отдельного вопроса по какой-то теме, диагностика наиболее значимых сторон педагогического процесса, установление их взаимосвязей и зависимостей, выработка рекомендаций.

Фронтальный контроль – по форме проведения является комплексно-обобщающим. Фронтальный контроль осуществляется с целью глубокой, всесторонней проверки по всем вопросам одного педагога или группы педагогов. Данный вид контроля требует значительных затрат времени усилий проверяющих, тщательной предварительной подготовки, поэтому используется редко. Срок проведения фронтального контроля – не более одного раза в течение года. Субъектом контроля выступает администрация и общественный орган. Результаты фронтального контроля оформляются в идее аналитических справок с приложением диагностических материалов, принятием управленческих решений.

Итоговый контроль – осуществляется руководителем после завершения отчетного периода (полугодие, год). Итоговый контроль направлен на изучение всего комплекса факторов, влияющих на конечные результаты работы коллектива дошкольного учреждения.

Таким образом, контроль является одной из важнейших управленческих функций, он должен быть регулярным, систематическим, действенным и гласным.

Список использованных источников

Современные подходы к планированию образовательной работы в детском саду: справочно-методические материалы/сост. Н. Б. Вершинина, Т. И. Суханова. – Изд. 2-е. - Волгоград: Учитель, 2011. – 111 с.

Контроль функционирования и развития ДОУ/авт. -сост. М. В. Корепанова, М. А. Липчанская. – М., 2003

Публикации по теме:

Методическая работа в ДОУ Процесс организации методической работы, цикличен, представляет собой совокупность связанных между собой стадий, составляющих законченный.

Презентация для старших воспитателей ДОУ «Тематический контроль в ДОУ» (2) Контроль в дошкольном учреждении – это система наблюдений и проверки соответствия воспитательно-образовательного процесса целям и задачам.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Учимся считать
  • Учимся считать
Автор публикации:
Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 29 октября 2013 в 17:35
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс «Колокольный звон».
Здравствуйте, уважаемые коллеги. В нашем детском саду, накануне светлого праздника Пасхи, проходила акция под названием "Колокольный звон", по сбору...
Экологический проект для детей 6–7 лет «Перелетные птицы»
Автор проекта: воспитатель семейного сада Иванова Наталья Анатольевна Продолжительность проекта: 2 недели Интеграция образовательных областей :...
Мастер-класс «Цыпленок»
Описание работы: Предлагаем вашему вниманию мастер-класс по изготовлению сувенира на праздник Пасхи. Сделать его можно из бросового материала. Мастер –...
«У лукоморья дуб зеленый». Совместная деятельность. Мастер-класс
Подходит к концу учебный год. Я уже упоминала, что в этом году весь наш детский сад работал по теме краеведение. А именно, мы взяли работу только по нашему...
Аппликация «Корзиночка с яйцами» к светлому празднику «Пасха»
План-конспект ООД по аппликации в средней группе открытка - подарок для родных «Корзиночка с пасхальными яйцами». Задачи: Продолжать формировать...