Методическая работа в ДОУ

Татьяна Прокопьева
Методическая работа в ДОУ

Процесс организации методической работы, цикличен, представляет собой совокупность связанных между собой стадий, составляющих законченный круг развития.

Как в управленческой, так и в методической работе детского сада мы выделяем несколько стадий или управленческих функций: педагогический анализ, планирование, организацию, контроль, регулирование и коррекцию. Последний этап в свою очередь является исходным пунктом нового цикла.

Таким образом, методическая работа состоит из взаимосвязанных блоков-функций. Знание особенностей функционирования каждого блока и характера связи с другими блоками позволяет чётко и грамотно осуществлять методическую деятельность.

На формирующем этапе опытной работы мы работу начали с контроля. Контроль в дошкольном учреждении – это система наблюдения и проверки соответствия воспитательно - образовательного процесса целям и задачам образовательной программы и Устава ДС № 77, общегосударственным установкам, планам, приказам вышестоящих органов образования. Особенностью контроля как функции управления является то, что он не может существовать самостоятельно, вне связи с другими функциями. Контроль невозможен без установления определенного критерия, эталона, с которым можно сравнить то, что есть в наличии.

В нашем образовательном учреждении широко используются формы оказания помощи молодым педагогам: семинары, практикумы, консультации, открытые просмотры, работы по самообразованию. На основе анализа и самоанализа деятельности молодых педагогов, диагностики уровня их творческого потенциала, в зависимости от качественного состава педагогов мы планируем обеспечить дифференцированный, адресный подход к каждому начинающему воспитателю. Широко используем наставничество. Опытные педагоги серьёзно обдумывают об использовании методов активного обучения молодых педагогов, в процессе которых планируются самостоятельное изучение литературы, анализ разных точек зрения на выставляемую проблему, решение проблемных ситуаций, использование деловых игр, анкетирование. Всё это обеспечивает более осознанный подход к деятельности педагога и стимулирует творческую активность молодых.

Концепция дошкольного образования Республики Саха (Якутия) направлена на внедрение и разработку новых инновационных технологий дошкольного образования, которые коренным образом меняет работу образовательных учреждений. В настоящее время многие дошкольные учреждения работают в поисковом режиме, осуществляют инновационную деятельность, участвуют в экспериментальной работе.

Существуют различные причины нововведений, к таковым можно отнести:

- необходимость вести активный поиск путей решения существующих в

дошкольном образовании проблем;

- стремление педагогических коллективов повысить качество

предоставляемых населению услуг, сделать их более разнообразными и тем самым сохранить дошкольные учреждения;

- подражание другим дошкольным учреждениям, интуитивное

представление педагогов, что нововведения в корне изменят деятельность всего коллектива;

- постоянная неудовлетворенность отдельных педагогов достигнутыми результатами, твердое намерение их улучшить и потребность быть причастным к большому, значимому делу;

- стремление молодых специалистов реализовать полученные знания в вузе на практике;

- возрастающие запросы родителей к уровню воспитанности,

образованности и развития детей;

- здоровая конкуренция между дошкольными учреждениями

Большая ответственность ложится на руководителя образовательного учреждения. Руководитель должен учитывать индивидуальные качества участников инновационного процесса, их уровень профессионального мастерства, организаторские навыки, умения, психологическую готовность к новым видам деятельности, к дополнительной педагогической нагрузке. Необходимо четко определить перспективу развития своего учреждения с учетом социального заказа общества и спланировать переход учреждения из режима функционирования в режим развития.

Первоначальным этапом деятельности является проведение диагностики инновационной ситуации и организационных условий, обеспечивающих возможность перехода образовательного учреждения в режим развития:

- уровень образованности педагогов, их профессиональной деятельности и творческого потенциала;

- организационно-методическое обеспечение образовательного процесса (образовательные программы, педагогические системы, технологии и т. д.);

- материально-техническая база образовательного учреждения.

Наш коллектив постоянно работает над созданием, обновлением интеллектуально - познавательной среды ребенка и решает задачи:

- полноценного непрерывного образования, обеспечения тесного контакта со школой;

- реализация потребностей ребенка в самовыражении через работу в студиях по интересам;

- обучения и подготовки к школе неорганизованных детей, с кратковременным пребыванием в детском саду, с отклонениями в развитии;

- проведение профилактической работы с трудными семьями микрорайона;

После проведения какой - либо проверки в обязательном порядке на заседании рабочей группы отмечаем, как провели рефлексию работы педагогов, правильно ли обработана и систематизирована информация о работе молодых педагогов, положительные и отрицательные стороны проводимой проверки, принимаем обоснованные и оптимальные решения по улучшению и продвижению вперед молодых педагогов работы педагогического коллектива и оказанию индивидуальной методической помощи отдельным педагогам.

В детском саду работает педагогическая мастерская, которая включает в себя объединение педагогов-единомышленников, почувствовавших возможность свободы творчества, имеющих разный уровень педагогического мастерства, но желающих работать по новому, применяя учебные пособия нового поколения, передовые и эффективные педагогические технологии, желающих познакомиться с опытом работы своих коллег, осознающих, что совместные действия более продуктивные. План работы педагогической мастерской составлен с учетом потребностей всех педагогов и родителей. Работа организована по следующим направлениям:

- информационное обеспечение;

- содержание образования;

- повышение квалификации;

- аттестация педагогов.

Мастерская включает индивидуальные формы работы:

- консультации, проводимые по заранее заявленным темам;

- самообразование - целенаправленное пополнение знаний по

интересующим педагога профессиональным темам;

- консультации специалистов, приглашенных из вузов.

Результатом работы педагогического коллектива в инновационном режиме является:

- постоянный рост результатов обученности и воспитанности детей дошкольного и начального школьного образования;

- стабильность педагогических кадров, которые обладают творческими способностями и умеют оптимизировать все виды учебно-

воспитательной деятельности, целенаправить их на всестороннее

развитие и совершенствование личности ребенка;

- становление молодых специалистов и закрепление их в коллективе;

- работу коллектива в режиме развития;

- постоянная работа коллектива над повышением педагогического

мастерства и постоянный творческий поиск;

- высокий уровень профессиональной направленности - это та качественная особенность структуры мотивов личности в системе

профессионального самоопределения педагога;

- молодые педагоги имеют возможность получить в образовательном

учреждении квалифицированную методическую помощь в выборе программы, определении форм и методов работы с родителями и детьми, которые бы способствовали их самореализации.

Публикации по теме:

Определение работы старшего воспитателя по внедрению технологий развития у дошкольников временных представлений Методическая служба в дошкольном образовательном учреждении призвана направлять работу педагогического коллектива на решение задач образовательной.

Содержание методической работыСодержание методической работы СОДЕРЖАНИЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Организацией методической работы в ДОУ непосредственно занимается старший воспитатель. Проектирует, определяет.

Автор публикации:
Методическая работа в ДОУ
Опубликовано: 3 октября 2013 в 14:45
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект НОД «Пасхальный сувенир» для детей старшего дошкольного возраста
Объемное яйцо из бумаги – интересная и оригинальная поделка к Пасхе. Такая поделка будет прекрасным сувениром в качестве подарка, декором для украшения...
Фотоотчет «Схема реки. Дидактическая игра»
В марте наш детский сад принял участие в Региональной предметной неделе "Экология Подмосковья" проводимой Ассоциацией педагогов дошкольных образовательных...
НОД «Наблюдение за примулами» (фотоотчет)
Цель : расширять знания и представления детей о первоцветах ( примулах) Планируемые результаты: - проявляется детская любознательность -...
Оформление стенда «Мой папа в армии служил» как средство речевого развития детей и...
В последнее время в педагогической жизни набирает силу такая форма взаимодействия с родителями, как домашнее задание. Эта форма стала одной из моих любимых,...
Районный семинар для педагогов ДОУ (фотоотчет)
Ежегодно на базе детских садов нашего района проводятся семинары для педагогов дошкольных учреждений. Их целью является постоянный обмен опытом и знаниями в...