Папки-передвижки

Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников

Людмила Атаманова
Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников

С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой аномалии, при которой нарушено или отстаё т от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи. Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. Следует отметить, что данный вид речевой патологии встречается у всех детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики. О важности данной проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.

Публикация «Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников» размещена в разделах

Исследования А. К. Марковой об особенностях усвоения слоговой структуры слова детьми, страдающими алалией показывают, что речь детей изобилует выраженными отклонениями в воспроизведении слогового состава слова, которые сохраняются даже в отраженной речи. Эти отклонения носят характер той или иной деформации правильного звучания слова, отражающей трудности воспроизведения слоговой структуры. Из этого следует, что в случаях речевой патологии возрастные нарушения к трём годам не исчезают из детской речи, а, наоборот, приобретают ярко выраженный, стойкий характер. Ребёнок с общим недоразвитием речи не может самостоятельно овладеть произношением слоговой структуры слова, так же как он не в состоянии самостоятельно усвоить произношение отдельных звуков. Поэтому необходимо долгий процесс стихийного формирования слоговой структуры слова заменить целенаправленным и сознательным процессом обучения этому умению.

Слоговая структура слова - взаиморасположение и связь слогов в слове. В лингвистическом словаре слог определяется как фонетико-фонологическая единица, занимающая промежуточное положение между звуком и речевым тактом. В совокупности своих акцентных вершин слоги являются кратчайшими звеньями ритмической организации речи.

Существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, от артикуляционных возможностей, от семантической недостаточности, а по данным последних исследований — от неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической и динамической организации движений, способности к серийно-последовательной обработке информации. Установлено, что эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

А. К. Маркова и Четверушкина Н. С. выделяют следующие типы нарушений слоговой структуры слова : нарушение количества слогов, нарушение последовательности слогов в слове, искажение структуры отдельного слога, инертное застревание на каком-либо слоге, уподобление одного слога другому, слияние частей слов или слов в одно, антиципации, контаминации.

Преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение стечений согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы.

Нарушение слоговой структуры оказывает негативное влияние на становление и функционирование всех компонентов языковой системы: произносительной стороны речи (фонетики, лексики, грамматического строя речи. Стойкое искажение слоговой структуры слова у дошкольника является симптомом глубокого нарушения фонематического восприятия, что свидетельствует о наличии ОНР.

В основу системы коррекционных упражнений по преодолению нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста положен принцип системного подхода в коррекции речевых нарушений и классификация А. К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по возрастающей степени сложности. Слова усложняются как в наращивании количества слогов (слова односложные, двухсложные, трехсложные и четырехсложные, так и в отношении сложности слога (открытый и закрытый, прямой и обратный, слог со стечением согласных и без него) : двухсложные слова из открытых слогов, трехсложные слова из открытых слогов, односложные слова, двухсложные слова с закрытым слогом, двухсложные слова со течением согласных в середине слова, двухсложные слова из закрытых слогов, трехсложные слова с закрытым слогом, трехсложные слова со стечением согласных, трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом, трехсложные слова с двумя стечениями согласных, односложные слова со стечением согласных в начале или середине слова, двухсложные слова с двумя стечениями согласных, трехсложные слова со стечением согласных в начале и середине слова, многосложные слова из открытых слогов.

В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры можно использовать следующие виды игр и упражнений: 1) деление слов на слоги («Идем по лесенке», «Выложи слово по слогам»); 2) произнесение слова с одновременным выполнением механического действия; 3) «Рассели предметы по домам» - соотнесение слова с указанным количеством слогов; 4) назвать лишнее слово, учитывая количество слогов; 5) дополнить данные слоги заданным одинаковым; 6) составить слово из слогов (разные виды заданий); 7) из двух слов образовать одно; 8) смешанные упражнения на анализ и синтез; 9) заучивание чистоговорок с различными типами слогов (звуковой ряд); 10) чтение простых стихов, чистоговорок сопряженно со взрослым; 11) пропевание распевок с четкой ритмической структурой под музыкальное сопровождение (распевки); 12) самостоятельное договаривание «Доскажи слово».

Приведенные упражнения направлены на коррекцию слоговой структуры слов, а конкретные виды работ логопед будет выбирать самостоятельно в зависимости от уровня речевого и интеллектуального развития ребенка, его возраста и вида речевой патологии. Ребенок с недоразвитием речи на 1 -ом этапе обучения нуждается в большем числе повторений. Работа по коррекции слоговой структуры слов должна вестись длительно с учетом принципов от простого к сложному, системности в подаче материала, с учетом ведущей деятельности ребенка и принципа наглядности.

Публикации по теме:

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР Выступление на РМО учителей – логопедов На тему: «Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР» Подготовила:.

Использование дидактических игр в работе воспитателя для улучшения слоговой структуры слова дошкольников Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство воспитателей – участников мастер – класса в процессе активного педагогического.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Весёлые карандашики»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Весёлые карандашики» Представляю вашему вниманию очень простую в применении и полезную игру на формирование слоговой структуры слова. Игра может использоваться.

Дидактические игры и упражнения как средство формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР Одним из проявлений общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является нарушение воспроизведения слоговой структуры слова..

Использование дидактических игр при нарушениях слоговой структуры слова у детей с ТНР в подготовительной группе Слоговая структура слова является необходимым элементом для формирования всех компонентов речи. У детей наблюдаются элизии (сокращение и.

Коррекция нарушений слоговой структуры слов Среди разнообразных нарушений речи у детей одним из наиболее сложных для коррекции является нарушение звуко-слоговой структуры слов. Наиболее.

Видео «Логопедическое пособие «Слоговые странички. Слова 1-го типа слоговой структуры» Авторское логопедическое пособие по формированию слоговой структуры у детей с тяжелыми нарушениями речи "Слоговые странички " (слова 1 типа.

Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНРПреодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из.

Презентация «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОВЗ» 2 слайд. Предпосылки формирования слоговой структуры слова. Факторы психической деятельности: пространственный динамический ритмический.

Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР III уровня через систему игровых упражнений Развитие слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР III уровня через систему игровых упражнений. Сказочное путешествие. Цель. Развитие.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Коррекция слоговой структуры слова у дошкольников
Опубликовано: 12 октября 2019 в 21:50
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД