МААМ-картинки

Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР (1 фото)

Светлана
Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР

Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР

Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР

Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним из наиболее трудных для коррекции является такое особое проявление речевой патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в произношении слов сложного слогового состава (нарушение порядка слогов в слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков). Нарушение слоговой структуры слов обычно выявляется при логопедическом обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у детей, страдающих только фонетико-фонематическим недоразвитием. Как правило, диапазон данных нарушений широко варьируется : от незначительных трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребенком двух и трехсложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность. Усвоение слоговой структуры слова является одной из предпосылок для овладения грамотой и дальнейшего успешного обучения ребёнка в школе. Поэтому преодолеть этот недостаток важно в дошкольном возрасте.

Публикация «Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР» размещена в разделах

Необходимо отметить и тот факт, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных особенностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка, а по материалам последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации. На это указывают работы Г. В. Бабиной, Н. Ю. Сафонкиной. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

Пространство и время выступают в ритмических структурах как неразрывное единство, как основа существования любого явления, протекания любого процесса.

Специфика пространственных отношений качественно влияет на уровень общих и частных возможностей ребенка. Дефицитарность пространственных представлений нарушает линейность построения и этапность прохождения любой сенсорной и двигательной программы, деформирует деятельность различных уровней, в том числе и речевую. Недостаточность пространственных представлений непосредственно проецируется на восприятие и воспроизведение последовательностей элементов слова

Различные типы искажений слогового состава слова очень распространены у детей с нарушениями речи. Нарушение слоговой структуры слов может сохраняться у детей с патологией речевого развития довольно долго, обнаруживаясь всякий раз, как только ребёнок сталкивается с новой звуко- слоговой и морфологической структурой слова. Стойкое искажение слоговой структуры наблюдается при различных нарушениях речи (алалии, дизартрии, заикании, афазии, ринолалии).

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Необходимо отметить и тот факт, что существует зависимость овладения слоговой структурой слова от состояния фонематического восприятия, артикуляционных особенностей, семантической недостаточности, мотивационной сферы ребёнка, а по материалам последних исследований – от особенностей развития неречевых процессов: оптико-пространственной ориентации, ритмической организации движений и действий, способности к серийно-последовательной обработке информации. На это указывают работы Г. В. Бабиной, Н. Ю. Сафонкиной. Эти неречевые процессы являются базовыми предпосылками усвоения слоговой структуры слова.

Пространство и время выступают в ритмических структурах как неразрывное единство, как основа существования любого явления, протекания любого процесса.

Специфика пространственных отношений качественно влияет на уровень общих и частных возможностей ребенка. Дефицитарность пространственных представлений нарушает линейность построения и этапность прохождения любой сенсорной и двигательной программы, деформирует деятельность различных уровней, в том числе и речевую. Недостаточность пространственных представлений непосредственно проецируется на восприятие и воспроизведение последовательностей элементов слова.

При этом нарушения слоговой структуры слова удерживаются в речи дошкольников с ОНР дольше, чем недостатки произношения отдельных звуков. Слоговая структура слова, усвоенная в изолированном произношении, нередко вновь искажается при включении этого слова во фразу или самостоятельную речь.

Проанализировав научно-методический подход можно сделать вывод, что авторы предлагают в работе по развитию слоговой структуры слова выделять как минимум два этапа: подготовительный и основной.

1 этап «Подготовительный»

Цель: усвоение речевых ритмов.

Задачи: - развитие слухового внимания и памяти на материале неречевых звуков;

- усвоение речевых ритмов (простых и сложных);

- развитие координации движений под музыку; - развитие ручного праксиса и координации рук.

Работа на невербальном материале

1. Игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания и слуховой памяти на материале неречевых звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку. Сколько раз ударили в барабан).

2. Работа над ритмом (сначала над простом, затем над сложным).

Детям предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов барабана, бубна, металлофона.

Работа на вербальном материале.

1. Игры и упражнения, направленные на формирование таких пространственно-временных представлений, как начало, середина, конец; перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении ребенком последовательности звуко-слогового ряда, звуконаполняемости слов простой и сложной слоговой структуры. 2. При создании игровых ситуаций с использованием, например, русской народной сказки «Репка». В ходе беседы с ребенком уточняются и закрепляются понятия: первый — последний, начало — середина — конец, между — за — перед —после (Кто тянул репку первым? Кто стоял между дедкой и внучкой? Кто стоял за бабкой? и т. д.).

3. Формирование звукопроизношения на данном этапе не является самостоятельной задачей: оно тесно связано с усвоением слов разной слоговой структуры. Детей обучают неосознанному членению слов на слоги, послоговому проговариванию слова. Воспроизведение слова сопровождается прохлопыванием с соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (да-да, да-да, слоги с разными звуками (ма-па, па-ма, закрытые и обратные слоги (пап-ап).

Целью непосредственно коррекционного этапа является формирование слоговой структуры слова с правильным воспроизведением ударного слога и интонационно-ритмического рисунка, закрепление навыка точного воспроизведения слоговой структуры на материале чистоговорок, стихотворений и других текстов.

Работа по формированию слоговой структуры слова сопровождается обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм, расширяется и активизируется словарь. Включаются в работу следующие игры:

«Чего не стало?» (Образование существительных единственного и множественного числа);

«Назови один предмет» (образование единственного числа существительных от множественного);

«Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно- ласкательным суффиксом);

«Скажи наоборот» (слова с противоположным значением);

«Собери картинку и назови другим словом» (употребление синонимов) и др.

Уровень гласных звуков Детям предлагаются следующие задания:

Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике;

Произнести звук О столько раз, сколько раз логопед хлопнул в ладоши;

Пропевание серий звуков с четкой артикуляцией, повторение звуков за логопедом, чтение букв, запись буквенного ряда (слуховой и зрительный диктанты) : А У И О; АУ ИА ОА; АУИ ИАУ; АУА УАУ; АУИА ИУАО;

Те же задания с выделением ударного звука: АУА, АУА, АУА;

Узнавание серии звуков по беззвучной артикуляции и произнесение их с голосом; Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А-АА; АА-А; ААА; ААА; ААА.

Данные виды работ целесообразно проводить на этапе автоматизации и дифференциации отрабатываемых логопедом звуков. Задания могут быть следующие:

Составление всевозможных слогов из предложенных звуков («Кто больше?»);

Нанизывание колец на стержни с одновременным произнесением цепочки слогов (на каждое кольцо — один слог);

Упражнение с пальцами «Пальчики здороваются» (на каждое соприкосновение пальцев руки с большим пальцем этой же руки произносится один слог);

Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со стечением согласных);

Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;

Наращивание (уменьшение) слогов («Скажи на один слог больше, чем я») : са-со. ;

Запоминание и повторение цепочки слогов : са-со-су-сы; сы-са-со-су; са-со-со; со-са-са; са-со-са; со-са-со; са-са-со; со-со-са.

Заключение. Таким образом, в конце коррекционного обучения у детей формируется соответствующий уровень развития слоговой структуры. Дети умеют проводить звуковой анализ и синтез слов, пользуясь специальными терминами (звук, слог, гласные звуки, согласные звуки, твердость, мягкость) составлять схемы звуко-слогового состава слов различной сложности. Всё это создает базу для дальнейшего успешного обучения чтению и письму в школе.

Публикации по теме:

Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР Выступление на РМО учителей – логопедов На тему: «Формирование слоговой структуры слова у старших дошкольников с ОНР» Подготовила:.

Консультация «Что нужно знать родителям детей с общим нарушением речи о значении формирования слоговой структуры слова» В настоящее время в логопедической работе с детьми, страдающих общим недоразвитием речи, зачастую на первое место выдвигается задача коррекции.

Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Весёлые карандашики»Дидактическая игра на формирование слоговой структуры слова «Весёлые карандашики» Представляю вашему вниманию очень простую в применении и полезную игру на формирование слоговой структуры слова. Игра может использоваться.

Дидактические игры и упражнения как средство формирования слоговой структуры слова у детей с ОНР Одним из проявлений общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста является нарушение воспроизведения слоговой структуры слова..

Использование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возрастаИспользование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста Использование авторских игр в коррекции нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста. С каждым годом увеличивается число.

Использование дидактических игр при нарушениях слоговой структуры слова у детей с ТНР в подготовительной группе Слоговая структура слова является необходимым элементом для формирования всех компонентов речи. У детей наблюдаются элизии (сокращение и.

Использование приемов мнемотехники в работе логопеда над коррекцией слоговой структуры слова у детей-логопатов Использование приемов мнемотехники в работе логопеда над коррекцией слоговой структуры слова. Зинчук Татьяна Николаевна Учитель – логопед,.

Мастер-класс для педагогов «Упражнения на развитие ритмико-слоговой структуры слова» Мастер-класс для педагогов на тему: «Упражнения на развитие ритмико-слоговой структуры слова»Учитель-логопед: Федорчук О. А. Цель мастер-класса:.

Очерк о написании программы по коррекции слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги! От всей души всем желаю успешного завершения летнего отдыха и поздравляю с началом нового учебного года.

Презентация «Преодоление нарушений слоговой структуры слова у детей с ОВЗ» 2 слайд. Предпосылки формирования слоговой структуры слова. Факторы психической деятельности: пространственный динамический ритмический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Преодоление нарушения слоговой структуры слова у детей с ОНР
Опубликовано: 22 сентября 2019 в 20:28
+61Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД