Лучший педагог года

Коррекционная работа воспитателя с заикающимися детьми (из опыта)

Светлана Черных
Коррекционная работа воспитателя с заикающимися детьми (из опыта)

И если звенья в этой цепочке не разрываются то результат гарантирован.

В конце своего выступления^ хочу добавить, что для более эффективной работы с детьми по развитию речи в группе оборудован речевой уголок- коррекционно-развивающая среда. Помимо трдиционных мероприятий и соответствующего дидактического материала по закреплению очередной лексической темы, мы к оборудованию этой среды решили подойти более комплексно. Коррекционно-развивающая среда в нашей группе условно разделена на 2 зоны:

Публикация «Коррекционная работа воспитателя с заикающимися детьми (из опыта)» размещена в разделах

1- я зона предназначена для формирования и закрепления правильного звуко- произношения, развития воздушной струи и подготовки речевого аппарата к постановке необходимых звуков посредством артикуляционной гимнастики. Эта зона оборудована зеркалами индивидуального использования, наглядными иллюстрациями с изображениями соответствующих артикуляционных упражнений, дидактическим материалом для развития воздушной струи и рего выдоха: мыльные пузыри,вертушки, трубочки, свистки. Красочный интересный наглядный материал и удобное расположение речевого уголка создают полноценные условия для разнообразной формы взаимодействия воспитателя и детей в условиях логопедического часа и в течении дня.

2- я зона-заполняется дидактическим материалом по закреплению определён достижениюной лексической темы, а также включает в себя работу по формированию грамматических навыков, развитию темпа и ритма, звукового анализа,творческого воображения и связной речи. Таким образом именно комплексный подход к оборудованию коррекционно-развивающей среды, затрагивающий развитие и формирование всех сторон речи, способствует достижению единой цели воспитателя и логопеда.

Все мы знаем, что осознание своего дефекта, неудачные попытки избавиться от заикания или замаскировать его пораждают у ребё нка возникновение разных психологических особенностей: уязвлённость, боязливость, робость, страх речи. Поэтому наша работа включает в себя мероприятия на перестройку у заикающихся дошкольников своих личностных качеств, на формирование умений владеть собой и своей речью. В логопедической работе с заикающимися реализация принципа сознательности и активности занимает одно из важных мест.

Соответственно беседы проводятся логопедом и воспитателями, целью которых являются: вселить чувство уверенности в своих силах, необходимости с самых первых занятий добиваться и стремиться к успехам. Но иногда этих способов бывает недостаточно. И мы в своей работе реализовали идею поощрения и стимуляции сознательности и активности детей в преодолении речевого недуга. Нами предложен стенд, который висит под лозунгом:»Я сегодня молодец- победил запинку!» Ежедневно в конце дня дети с логопедом или воспитателями обсуждают успехи каждого ребёнка (имеется в виду отсутствие или снижение количества запинок, умение пользоваться рукой, активная речевая работа). Удачные попытки детей выражаются в том, что на солнечный лучик с фотографией ребёнка садится бабочка. Мы были удивлены великолепным результатом,котота ставит перед собой цель не оценкурый максимально стимулировал волю и сознательность детей, способствовал снижению частоты и количеству запинок у детей даже с тяжёлой формой заикания. Ещё раз хочется отметить,что данная работа ставит перед собой цель не оценку речи, а именно поощрение любых удачных речевых попыток. Ещё одним положительным моментом является, что данный стенд находится в «раздевалке» и родители тоже имеют возможность похвалить и выразить свою гордость ребёнку.

Задачи коррекции речи, воспитания и обучения детей в логопедической группе с заиканием решаются совместными усилиями воспитателя и логопеда. Воспитательская работа с заикающимися дошкольниками в определё нной степени зависит от результатов логопедических занятий и она направлена на закрепление этих результатов у детей в повседневной деятельности:на занятиях,в различных играх, а также в рамках логопедического часа. Необходимость систематической работы воспитателя с детьми является не менее важной, чем собственно логопедические занятия. Учитывая, что для образования любого навыка необходима система регулярных тренировок, можно сделать вывод, что для перевоспитания неправильной речи заикающихся детей-одних занятий в логопедическом кобинете недостаточно. Заикающийся ребёнок,который из занятия в занятие механически отрабатывает элементы правильной ре- чи (дыхание,голос,артикуляция,темп)может затрудняться переносить эти умения в свою повседневную жизнь. Поэтому главная задача воспитателя-помочь ребёнку максимально полно использовать вновь приобретённые навыки вне логопедических занятий.

Не буду подробно останавливаться на описании психологических и личностных особенностей заикающихся дошкольников. Достаточно отметить,что заикающиеся дети нуждаются в более внимательном и чутком,не унижающим их дос- тоинство,отношении со стороны взрослых,а особенно нас педагогов. Тон всегда должен быть ровным,ободряющим,ласко-доброжелательным и в то же время требовательным. Уравновешенное поведение ребёнка-необходимая предпосылка для нормализации у него речевого общения с окружающими. С этой целью нужно воспитывать в детях умение длительно заниматься одной игрой или делом. Предупреждение и устранение у детей речевых запинок проводится путём нормализации детской речи в их повседневной деятельности. При этом необходимо выполять следующие правила, которые нужно перевести в привычку:

1) речь начинать только после вдоха

2) замедленная речь (выделяя ударный гласный звук)

3) голос звучит постоянно,не прерываясь

Воспитатель даёт образец правильной речи,ребёнок старается подражать этим образцам. Нормализации плавности и темпа речи у детей способствует конкретизация излагаемого материала. Полезно чтобы ребёнок сопровождал свои действия (рисование, лепка ит. д.) речью. Оречевление своих действий позва- ляет постоянно усложнять виды речи и тем самым закреплять навыки правильной речи и поведения. В начале это сопряжённо-отражённая речь-описание отдельных действий. Затем завершающая речь, когда ребёнок рассказывает что он делал. И наконец более сложной формой речи для заикающегося ре- бёнка-это предворяющая речь, ребёнок рассказывает что и как он будет делать. Задача речевых занятий в том, чтобы благотворно воздействовать на разные стороны речи заикающегося ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок в момент речи был спокоен. Волнение, чрезмерное возбуждение способствуют усилению заикания. Речевые занятия проводятся по заданию логопеда (ведётся тетрадь взаимодействия логопеда и воспитателя). Занятия проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме. Индивидуально- отрабатываются артикуляционные уражнения на подготовку речевого аппарата. Подгрупповая форма используется по закреплению определённого звука у нескольких детей(2-4чел.) Фронтально закрепляются навыки мышечного расслабления, правильного голосоведения, дыхания, речи с рукой, коррекции темпа и ритма. На занятиях используются игры и упражнения, отрабатываемые с логопедом. В зависимости от периода воспитатель в тесном сотрудничестве с логопедом решает следующие задачи:

1) режим молчания, постановка правильного дыхания, упажнения на мышечное расслабление, упражнения подготовки руки

2) отработка речи с рукой (слоги, слова разной слоговой структуры, коррекции ритма и темпа речи

3) ответно-вопросная форма речи, закрепление умения рассказывать и переска-зывать

Программа воспитания и коррекции предусматривает развитие всех сторон речи: грамматического строя, словарного запаса, звукопроизношения. В начале учебного года логопед знакомит воспитателей с результатами обследования и звукопроизносимой стороны речи. Эти данные записываются в спец. тетрадь, где в течении года отмечается над каким звуком работаем, для этого используем специальный речевой материал. Таким образом работа по устранению заикания носит комплексный характер. И конечно же для достижения результата необходима большая работа и поддержка родителей.

На мой взгляд работу в группе с заикающимися детьми можно представить в виде замкнутой цепочки

Публикации по теме:

Предметно-развивающая среда в первой младшей группе «Теремок»Предметно-развивающая среда в первой младшей группе «Теремок» Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предметно - развивающая среда в группе имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к изменению,.

Оформление уголков в группе «Капельки».Оформление уголков в группе «Капельки». Правильно организованная развивающая среда позволит каждому ребенку найти свое занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа воспитателя с заикающимися детьми (из опыта)
Опубликовано: 26 января 2014 в 00:13
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД