Коррекционно-развивающая программа «Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению»

Дарья Хабарова
Коррекционно-развивающая программа «Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению»

На протяжении многих десятилетий педагоги и психологи решают задачу эффективного сопровождения дошкольника на этапе его поступления в школу. Особое внимание при этом уделяется проблеме готовности ребёнка к началу школьного обучения. Проблема готовности ребёнка к школьному обучению чаще всего представляется комплексной задачей. Ведь, как известно, для успешного вхождения дошкольника в школьную жизнь все элементы его познавательной, эмоционально – волевой, мотивационной и коммуникативной сфер оказываются задействоваными в адаптационном процессе. Помочь ребёнку легче адаптироваться к школьному обучению можно с помощью данной программы, ведь она направлена именно на комплексное сопровождение ребёнка на всех этапах его становления: социальном, эмоциональном, коммуникативном, и мотивационном.

Новизна данной программы заключается в том, что она соответствует ФГТ, потому - что в ней есть задания направленные на формирование познавательных УУД, а именно на развитие логических операций: анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение, сериация, установление аналогий.

Коррекционно – развивающая программа рассчитана на детей 5 – 7 лет, имеющих недостаточный уровень развития познавательной и эмоционально – волевой сфер.

В качестве основных диагностических методов, позволяющих отслеживать динамику и характер компонентов школьной зрелости, используется наблюдение за деятельностью детей, беседы с воспитателями, а также:

1. Оценка сформированности мыслительных функций по методикам: «Четвёртый лишний», «Найди семью», «Последовательность событий», «Сравнение и различие понятий».

2. Исследование уровня слуховой и зрительной памяти с помощью тестов «10 слов при четырёхкратном предъявлении», «10 предметов».

3. Выявление конструктивных способностей с помощью методики «Разрезные картинки» (4 – 6 частей);

4. Исследование умения ориентироваться в пространстве (Ориентировка в сторонах тела и «Покажи, что находится в центре рисунка»).

5. Исследование временного восприятия (части суток, времена года).

6. Исследование уровня развития внимания с помощью теста «Найди такую же картинку».

7. Определение школьной зрелости по ориентировочному тесту Кёрна – Ирасека (только с 6 лет);

8. Методика определения готовности к школе Л. А. Ясюкова (только с 6 лет).

Цель программы: психологическое сопровождение ребёнка дошкольного возраста, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.

Задачи программы:

Развитие интеллектуальной, эмоционально - волевой, речевой, личностной сфер;

Развитие произвольности поведения;

Снижение уровня тревожных переживаний;

Развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;

Обращение к эмоциональной сфере ребёнка, обучения навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональными состояниями;

Поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребёнка.

Методы реализации программы: игра, беседа, рисуночный метод, методики эмоционального расслабления, наблюдение.

В содержании программы предусмотрен ряд правил, определяющих эффективность проводимой работы:

Необходимым условием при проведении занятий служит строгое соблюдение ритуала начала (ритуал приветствия) и окончания работы (ритуал прощания).

Достижение развивающих задач в программе обусловлено вариативностью используемых заданий, так как использование различных техник и методик работы позволяет создавать как проблемные ситуации, так и ситуации успеха для каждого ребёнка, что создаёт дополнительные условия для проявления его субъективных свойств и характеристик.

Программа состоит из двух частей. Первая часть предусмотрена для детей старших групп, а вторая – для детей подготовительных групп. Таким образом, программа включает 8 тематических блоков (на каждый блок – 4 занятия, каждое занятие состоит из 5 упражнений. Тематический блок включает задания на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально – волевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребёнка.

Используемый подбор тематик для блоков обусловлен логикой знакомства подрастающего человека с многообразием окружающего мира:

1 блок – тема «Знакомьтесь – это Я!»

2 блок – тема «Я – сам и Я- другие»;

3 блок – тема «То, что я чувствую»;

4 блок - тема «То, что меня окружает»;

5 блок – тема «Мои любимые занятия»;

6 блок – тема «Мы все разные, мы все удивительные»;

7 блок – тема «Давайте жить дружно!»;

8 блок – тема «Смотрите, что я умею!»

Программа предполагает групповые занятия (в группе 3 - 4 человека, проводимые в период с ноября по март. Периодичность занятий – 1 раз в неделю. Продолжительность–25 -30 минут.

Оценку эффективности реализуемой программы предполагается проверять повторной диагностикой, содержащей задания, описанные выше, а также наблюдением за деятельностью детей во время занятий и бесед с воспитателями.

Ниже приведен пример одного занятия для детей старшей группы.

Тема «То, что я чувствую»

Цель: формирование эмоциональной стабильности, коррекция отклонений в развитии эмоциональной сферы и социализация эмоций дошкольников.

Занятие

Упражнение 1. «Встаньте те, кто любит…»

Методы и техники: групповая игра.

Цели: содействие улучшению общения со сверстниками.

Ритуал приветствия.

Цель: сплочение группы, разогревание интереса и внимания для дальнейшей деятельности.

Описание игры. Дети стоят в кругу, взявшись за руки, с закрытыми глазами одну минуту. Затем, сложив руки «лодочкой», передают добрые пожелания друг другу [3].

Содержание.

Ведущий говорит о том, что все люди очень разные и в то же время чем – то друг на друга похожи. Давайте убедимся в этом с помощью следующей игры. «Встаньте те, кто любит мороженое (плавать, ложится спать вовремя, убирать игрушки)». Те, кто согласен с высказыванием ведущего, должны встать. Дети сначала просто играют, а затем делают вывод, что действительно у них есть много общего [8].

Упражнение 2. «Про весёлого кота»

Методы и техники: сказкотерапия.

Цели: развитие умения узнавать эмоцию радости по внешним проявлениям.

Содержание

Ведущий. Теперь настало время сказки. Располагайтесь поудобнее на ковре и слушайте!

«В одной волшебной стране, где животные и растения умеют говорить, куда могут попасть только дети, а взрослые попадают очень редко, жил да поживал кот. Вроде бы обычный кот, как сотни других котов, которые, может быть, встречались вам сегодня на пути. Живёт он в домике на краю сказочной деревни, домик его легко найти среди других домиков – ведь он выкрашен разноцветной краской. Стены у домика голубые, окошки жёлтые, а крыша зелёная. Но особенность есть не только у дома, есть она и у кота – дело в том, что он очень весёлый! Его так и зовут – кот – весельчак. Бывало, загрустит кто – то, затоскует, а кот уже тут как тут! Сразу и пошутит, и спляшет. И Веселье появляется повсюду, куда бы он не пришёл! Но вот однажды скрылось солнышко за облако, и кот наш загрустил…»

Ребята, давайте придумаем окончание этой сказки и поможем коту стать опять весёлым!

Дети вместе с ведущим придумывают варианты окончания сказки, обсуждают их. По окончании работы можно предложить детям нарисовать кота – весельчака [1].

Упражнение 3. Расматривание фотографий и рисунков

Методы и техники: беседа.

Цели: развитие умения узнавать эмоцию радости по внешним проявлениям.

Содержание

Психолог вместе с воспитанниками рассматривает фотографии и рисунки с изображением весёлых, радостных детей. Спрашивает:

- Чем похожи эти дети? (У них радостное настроение, они весёлые.)

- Как вы об этом догадались? (они улыбаются, смеются, прыгают, поднимают руки) [8].

Упражнение 4. «Сердитый котёнок»

Методы и техники: игра.

Цели: научить изображать злость и избавляться от неё.

Содержание.

Дети распределяются на пары. Один играющий – котёнок, другой – его хозяин. Первый участник должен показать, как сердится котёнок (шипит, выпускает когти, царапается). Хозяину котёнка необходимо успокоить его, приласкать, погладить. Тогда котёнок успокаивается, начинает тереться о ноги хозяина, мурлыкать. Затем участники меняются ролями. И игра на взаимодействие повторяется ещё раз.

Далее происходит обсуждение с детьми способов избавления от «сердиток» (пожалеть человека, приласкать, посочувствовать ему, приободрить, улыбнуться).

Психолог советует участникам выучить простые правила:

Не злись, не сердись – улыбнись.

Доброе слово и кошке приятно [8].

Упражнение 5. «Я радуюсь, когда…»

Методы и техники: беседа.

Цели: знакомство с эмоцией радости.

Содержание

Каждый участник группы, передавая мяч по кругу, продолжает фразу: «Я радуюсь, когда…»

Ведущий. Наше занятие подошло к концу. До встречи! [1]

Ритуал прощания

Цель: создание после занятия атмосферы любви, заботы, внимания к каждому ребёнку.

Описание игры. Взявшись за руки, закрыв глаза, постоять молча одну минуту.

Вопросы к детям:

Что вы почувствовали, держа друг друга за руки? (Обсуждаем.)

Что понравилось больше всего на занятии? [3]

Ведущий. Спасибо, до свидания.

Список использованной литературы:

1. Ананьева Т. В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. – СПб. : ООО «ИЗДАДЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011. – 96 с.

2. Гаврина С. Е. Большая книга подготовки к школе для детей 4 – 5 лет. Чтение, счёт, логика, мелкая моторика руки / С. Е Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина; худож. : Г. В. Соколов, В. Ю. Перцев. – Ярославль: Академия развития, 20009. – 240 с.

3. Журбина О. А. Дети с задержкой психического развития: подготовка к школе / О. А. Журбина, Н. В. Краснощёкова. – Ростов н /Д: Феникс, 2007. – 157 с.

4. Земцова О Н. Задачки для ума. Развиваем мышление. – М. : Махаон, Азбука - аттикус, 2007. – 18 с.

4. Земцова О. Н. Развиваем мышление. - М. : Махаон, Азбука – аттикус, 2011. - 32 с.

5. Земцова О Н. Развивающие тесты для детей 4 – 5 лет. – М. : Махаон, Азбука - аттикус, 2012. – 112 с.

6. Игровые технологии в процессе подготовки детей к обучению в школе / Авт. - сост. : Г. М. Казакова, Е. В. Калмыкова. - М. : АРКТИ, 2010. – 104 с.

7. Куражева Н. Ю., Тузаева А. С., Козлова И. А. 70 развивающих заданий для дошкольников 5 – 6 лет. – СПб. : Речь; М: Сфера, 2011. – 64 с.

8. Рябцева С. В., Спиридонова И. В. Формирование психологической готовности к школе. Тренинговые занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 80 с.

9. Готов ли ты к школе? Тестовые задания для проверки знаний детей 5 – 7 лет. Игра «Забавы в картинках».

10. Собираем, различаем. Развивающая игра – лото для детей 3 - 6 лет. Развиваем зрительное восприятие, внимание, речь, логическое мышление. Для занятий в группах детских садов и индивидуально. Игра «Забавы в картинках».

11. Ясюкова Л. А. Методика определения готовности к школе. Прогноз и профилактика проблем обучения в начальной школе. Методическое руководство. Из-во «ИМАТОН», 1999. – 180 с.

Публикации по теме:

Направления работы педагога-психолога ДОУ на 0,5 ставки .

Роль психолога при подготовке детей к школе Роль психолога при подготовке детей к школе“Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Коррекционно-развивающая программа «Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению»
Опубликовано: 7 сентября 2013 в 12:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...