Конспект занятия «Край родной, моя Югра, ты богата и добра!» (старший и подготовительный дошкольный возраст)

Екатерина Симакова
Конспект занятия «Край родной, моя Югра, ты богата и добра!» (старший и подготовительный дошкольный возраст)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО И МЛАДШЕГО

ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ПРОГИМНАЗИЯ»

(МБОУ «ПРОГИМНАЗИЯ»)

Конспект занятия

«Край ты мой, моя Югра, ты богата и добра

(старший и подготовительный дошкольный возраст)

Подготовила:

методист, Симакова Екатерина Олеговна

г. Сургут

«Край ты мой, моя Югра, ты богата и добра

Воспитатель должен предварительно подготовить слайды с изображением природы, животного мира Югры.

Воспитанник

Ханты-Мансийская земля!

Ты край озёр, болот и рек,

Осваивать твои просторы

Сюда приехал человек!

Все о тебе стихи слагают,

Они летят во все края.

Ты всей стране теперь известна,

Ханты-Мансийская земля!

Здесь нефть и газ открыли люди,

Дороги строят, города!

Тебя мы любим, край Югорский,

Ты в нашем сердце навсегда!

Воспитатель

Своим названием Ханты-Мансийский район и округ обязаны коренным жителям – ханты и манси, эти люди издревле живут на земле, которую назвали Югрой или Югорией. Слово «хант» - в переводе значит «человек», значит слово «ХАНТЫ» переводится, как. (люди).

Эти люди издревле живут на земле, которую еще в XI-XV веках называли Югрой или Югорией.

Теперь Югра – имя короткое и звучное, овеянное романтикой старины, снова возвращается в обиход и все чаще используется как неофициальное название Ханты-Мансийского автономного округа.

Наш край – Югра – древний и суровый, удивительно красивый и щедрый, известный издавна многими северными диковинами: ягодами, грибами, растениями, животными. Благодаря округу Россия первая в мире по добыче газа, вторая – по добыче нефти.

Ханты – Мансийский автономный округ – северный регион России. Край рек, озер и болот. Общее число рек в автономном округе – около 30 тысяч, а озер около 290 тысяч. Большая часть года здесь приходится на зиму: морозную, снежную, метельную. Дни стоят короткие, сумрачные, солнце скрыто за слоем облаков. Но постепенно солнце все чаще появляется на горизонте, и наконец, приходит непродолжительное лето.

- Как называется город, в котором мы живём? Как называются его жители? (Сургут, сургутяне).

-На какой реке стоит город Сургут?. (Обь).

-Как с хантыйского языка переводится название города Сургута?.. (Рыбное место, ханты произносили его как сэргут)

-Как называется наш край?. (Югра)

-Назовите город, который является центром нашего округа (Ханты-Мансийск)

-Назовите коренные народы, населяющие территорию Югры… (ханты и манси).

-Чем занимаются ханты и манси? (Охотой, рыболовством, оленеводством, сбором ягод и грибов).

Воспитатель (слайды)

– В нашем лесу какие ягоды растут? Что вы о них знаете (дети отвечают). Воспитатель демонстрирует ягоды на тарелочках, показывает детям.

Черника (ребенок)

Любят все чернику очень,

Ягодки чернее ночи.

Луше с Дашей вкус их сладкий

Лучше даже шоколадки.

И, как после шоколада,

Девочкам умыться надо!

Мы с подружкой в лес пойдем,

Там черники наберем.

Морошка (ребенок)

У лесной звериной тропки,

Где сосновый бурелом,

Пролилась на мхи морошка

Жёлтым праздничным вином.

Манят соком медоносным

Спелых ягод янтари.

Торопись народ с лукошком

К нежной дочери зари.

Собирай младой и старый,

Нагибайся, не ленись.

И она тебе в награду

Даст здоровье, силу, жизнь!

Клюква (ребенок)

Клюква зреет на болотах –

Собирай, кому охота!

Посмотри: всё в красных точках,

На болотных мшистых кочках.

И видны издалека

Ягод красные бока!

В лесу на болоте

Конкурс «Определи на вкус»

Участвует по одному ребёнку из команды, которым предлагается с закрытыми глазами определить на вкус названия ягод (брусники, черники, клюквы, морошки).

Ребята, а какие деревья нашего леса вы знаете? (дети отвечают (сосна, кедр, ель, береза, осина.). Я расскажу вам про два самых распространенных, это:

Сосна – это вечнозеленое хвойное дерево, обычно с прямым высоким стволом, длинной хвоей и небольшими шишками. одно из самых древних растений земли. О ней сложено много легенд, и самая красивая из них, древнегреческая, гласит, что сосна - это заколдованная из ревности богом ветров прекрасная нимфа. Для многих народов сосна была важным символом - рождения, плодородия, бессмертия и вечной жизни. Ветви, древесину использовали во многих народных обрядах и верили, что сосна помогает в исполнении заветных дум.

Кедр

Это одни из самых древних деревьев на Земле, это самое высокое дерево нашего края. Он живет до 856 лет. Самое прочное дерево – лиственница, живет до 900 лет. Некоторые виды наших мхов и лишайников живут более 1000 лет.

Воспитатель

-Дети, скажите, а какие животные водятся в нашем крае? (дети называют)

А теперь давайте послушаем о каждом (выходят воспитанники в костюмах)

Медведь

Кто из нас не знает медведя? Большой, неуклюжий, косолапый. Именно такого мнения мы придерживаемся об этом звере. Но на самом деле медведь не такой. Он очень подвижный и маневренный. Медведь — грозный хозяин леса, который никому не даст спуску, если он не в настроении.

Медведь хорошо плавает и лазает по деревьям. Один удар – и мишка способен погубить другое животное. Ноги у медведя толстые, голова массивная с небольшими ушами и глазами, цвет шерсти – переменчив. Хотя медведь – это типичный хищник, он любит полакомиться и растительным десертом: ягодами, плодами, зёрнами, травой, корешками растений.

Осенью, нагуляв жир, медведь подыскивает себе берлогу. Долго, как заяц, петляет и путает следы, чтобы никто не знал, где он устроился на зиму, в зимний период медведь не нарушает тишину леса, он мирно спит до весны. В случае, если мишка недостаточно откормился осенью, он просыпается зимой и бродит в поисках пищи – становится шатуном.

В конце зимы в медвежьих берлогах появляются медвежата. Два-три, а то и пять маленьких представителей косолапых появляются на свет. Они имеют вес в среднем около пятисот грамм. Медвежата – большие любители сладкого мёда, черники, малины.

Лисица

Лисице нравится везде - в поле, в лесу, на лугу, на берегу водоёма. Перепутать её с другим зверьком невозможно. Ну, скажите, у кого ещё есть такая шикарная рыжая шубка и длинный пушистый хвост с белым пятнышком на конце?

Лиса – большая модница. Шуб у неё две - зимняя и летняя. Причём зимняя - гораздо теплее: мех у неё гуще и длиннее, чем у летней.

К чести лисицы нужно сказать, что она отличается большой сообразительностью и хитростью.

Слух у этого зверька великолепный. Зимой лиса внимательно прислушивается к различным звуком и безошибочно определяет, где под снегом возится мышь. Лисица тут же разгребает снег и настигает добычу.

Летом лиса питается лягушки, мелкими птичками, зверьками. А уж повадится бегать на ферму – берегись! Будет таскать курочек да петушков.

Лиса, готовясь вывести детёнышей, на время становится настоящим строителем. Она роет (строит) длинные, мудрёные норы с несколькими выходами. Мало ли что! Но иногда лиса ленится. Ничего не строя, пользуется готовой норой, той, что выкопал барсук или другой какой зверь.

Олень

Северные олени хорошо приспособлены к суровым условиям жизни в тундре. Их передние ноги имеют широкие копыта с углублениями в виде ложек ли совка, удобные для разгребания снега или откапывания лишайника – ягеля.

Олени великолепно чувствуют себя среди суровой северной природы. Их тело покрывает густая и длинная шерсть. Особенно густая шерсть на шее. На зиму волосы утолщаются, под ним образуется воздух, который препятствует потере тепла. К зиме олени жиреют. Это тоже им помогает переносить сильные морозы. Домашних оленей держат в стадах, за ними присматривает пастух-оленевод. Если путь им преграждают широкие реки, олени, не раздумывая, пускаются вплавь и, оказавшись на другом берегу, снова двигаются вперед. Летом они угощаются сочными травами, растущими по берегам тундровых рек и озер, белыми пушистыми шариками пушицы, веточками и листьями карликовой ивы, ягодами и грибами.

В непроходимой тайге, бескрайней тундре домашние олени стали надежным транспортом. Без них не могут обойти ни охотники, ни рыболовы. Зимой олени на санях возят по бескрайней тундре людей и грузы. Олень на севере кормит людей, обувает и одевает. Одежда и обувь из оленьих шкур теплая, красивая, легкая.

-А теперь давайте посмотрим, узнаете ли вы их в загадках

Загадки о животных тайги.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке снеговой (Медведь)

(все походили походкой мишки).

Рыжая, плутовка

Хитрая да ловкая,

В сарай попала, кур пересчитала (Лиса,

показали как ходит лисичка

Хожу в пушистой шубе,

Живу в густом лесу,

В дубле на старом кедре

Орешки я грызу! (Белка).

Что за зверь лесной

Встал как столбик под сосной?

И стоит среди травы

Уши больше головы? (Заяц).

Попрыгали зайчиками

Тяжёлые рога по весу,

Ходит важно он по лесу:

Он хозяин, а не гость,

Хмурый и серьёзный (лось).

У него в полосках спинка,

Хвостик лёгкий, как пушинка.

Все запасы, как в сундук

Прячет в дупла (бурундук).

Сел не ёлку, на сучок,

Бороды торчит клочок.

Как летун, он плоховат,

И, порою, глуховат. (Глухарь).

Очень многих удивлю

Тем, что я в лесном краю

Лишь одна из птиц меняю

Шубу на зиму свою (Куропатка).

Воспитатель

-Ребята, почему мы говорим, что животные наши братья меньшие? Как надо к ним относиться? Зачем надо беречь природу, окружающую нас?

Игра «Как шелестят листиками деревья»

Дети, встают, поднимают вверх руки и качают ими.

Национальный обряд «Дерево желаний». (сделано деревце)

Дети по очереди подходят к дереву, привязывают к веточке яркую ленточку, произнося при этом своё желание.

Завершается занятие песней о медвежонке, специально разученной заранее:

Раз весеннею порой по дорожке лесной,

Шел медведь к себе домой

В теплой шубе меховой.

Шел он, шел к своей берлоге,

По проселочной дороге

И, шагая через мост,

Наступил лисе на хвост!

Подняла лисица крик,

Зашумел темный лес,

И медведь с испугу вмиг,

На сосну большую влез.

На сосне веселый дятел

Белке домик конопатил

И промолвил: «Ты, медведь,

Должен под ноги смотреть!»

С той поры медведь решил,

Что зимой надо спать,

По тропинкам не гулять,

На хвосты не наступать!

Литература

1. Система работы по воспитанию чувства патриотизма. Подготовительная группа. / Сост. Т. В. Иванова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2010. – 96 с.

2. Сикорская Г. П. Экологическое сафари по Югорскому краю. – Екатеринбург: Аква-Пресс, 2005.

3. Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада Изд.: «Учитель», 2009.

4. Царенко Т. М. Путешествие в страну нефти. – Сургут: Рекламно-издательский информационный центр «Нефть приобья» ОАО «Сургутнефтегаз», 2002.

5. «Мир животных и растений Югры» «Сократ», Екатеринбург 2009 г.

6. Евгений Пермяк «Памятные узелки». – Екатеринбург: Средне-уральское книжное изд-во, 2002.

7. Палаткина С. П. «Экологические игры для детей дошкольного возраста». – Ханты-Мансийск: ГП «Полиграфист», 2004.

Интернет ресурсы

8. http://festival.1september.ru

9. http://www.maaam.ru

10. http://numi.ru/

11. http://zanimatika.narod.ru

Публикации по теме:

«Слышен гром издалека, тучек в небе нет пока. Это разгоняя пух, поезд мчится: чух-чух-чух!» (Е. Горбовская). Моё Рукоделие«Слышен гром издалека, тучек в небе нет пока. Это разгоняя пух, поезд мчится: чух-чух-чух!» (Е. Горбовская). Моё Рукоделие Я работаю в Негосударственном частном образовательном учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Прогимназия № 63 ОАО.

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • История
  • Геометрические фигуры
Автор публикации:
Конспект занятия «Край родной, моя Югра, ты богата и добра!» (старший и подготовительный дошкольный возраст)
Опубликовано: 7 марта 2014 в 19:37
+11
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...