Папки-передвижки

Консультация «Кризис 6–7 лет и его роль в развитии личности»

яна зубун
Консультация «Кризис 6–7 лет и его роль в развитии личности»

Кризис 6 – 7 лет и его роль в развитии личности

В подготовительной группе дети должны быть готовы пойти в школу.

Переход в школу – это начало новой жизни для ребенка. Обстановка в школе совсем иная, чем в дошкольном учреждении – это значительная ломка уже выработанных привычек. Для этого и нужно мягко подготавливать ребенка к переходу в новые условия жизни. Для этого и нужно учитывать все особенности развития ребенка и не забывать об индивидуальности каждого из них.

Публикация «Консультация „Кризис 6–7 лет и его роль в развитии личности“» размещена в разделах

Воздействие на нервную систему ребенка происходит целенаправленно, систематически повторяется и разумно подкрепляется, образующиеся в коре головного мозга нервные связи становятся прочными и устойчивыми. Если эти воздействия разнородны и противоречивы, нервные связи легко угасают, привычки, знания, навыки или не образуются совсем или оказываются непрочными.

Поэтому всем воспитателям необходимо знать особенности развития ребенка.

Основные виды особенностей развития ребенка в возрасте 6-7 лет:

• Физическое развитие;

• Игровая деятельность;

• Трудовая деятельность.

Физическое развитие

Главным достижением детей старшего дошкольного возраста является постепенное овладение своими движениями, особенно мелкими движениями руки, управление не только крупной. Но мелкой мускулатурой, движениями каждого пальца. Это результат не столько процесса созревания необходимых механизмов, сколько итог обучения детей 4 – 6 лет выполнению разных упражнений по развитию мелкой моторики : рисование. Плетение, лепка, вырезывание и др.

К концу дошкольного возраста скелет ребенка становится более крепким, поэтому ребенок может выполнять различные движения, которые требуют гибкости, упругости, силы. Его тело приобретает заметную устойчивость; этому способствует усиленный рост ног. В результате центр тяжести у ребенка этого возраста расположен ниже, чем у детей младшего дошкольного возраста. Ноги и руки становятся не только более сильными, но и более выносливыми, подвижными, ловкими.

Уровень физического развития детей старшего дошкольного возраста таков, что они могут совершать довольно длительные прогулки, долго бегать прыгать без большого утомления, выполнять довольно сложные физкультурные упражнения.

Заметно совершенствуется рука, проводя разнообразные, заранее

обусловленные движения. Координация, ловкость и точность движений

возрастает, особенно в условиях планомерной работы воспитателя над общим физическим развитием детей.

Особенно отчетливые изменения в физическом развитии детей обнаруживаются в разных видах их деятельности, в частности в подвижных играх.

Подвижные игры требуют от ребенка умения владеть своим телом и регулировать свои движения, подчинять их установленным в игре правилам. Главное изменение в работе высшей нервной деятельности – это способность к дифференцировке.

Самое важное достижение ребенка этого возраста заключается в том, что многие выполняемые им движения и действия становятся подконтрольны его сознанию.

Возможность произвольно регулировать свои движения является наиболее существенным показателем физического развития ребенка. Успехи в развитии движений у шести -, семилетних детей являются показателем уже заметно развившейся воли.

Волевая регуляция движений – огромное достижение ребенка старшего возраста. Она говорит о новой ступени в его общем развитии и является

одним из самых существенных показателей готовности ребенка к обучению в школе.

Игровая деятельность

Качественные изменения в действиях шести -, семилетнего ребенка отчетливо обнаруживаются в любом виде его деятельности, прежде всего в

его творческих играх. Они говорят о том новом уровне отражательной деятельности, которого достигают дети к концу дошкольного детства.

У детей старшего дошкольного возраста еще больше, чем у детей средних групп, повторяются одни и те же игры. При этом каждая новая игра представляет собой новый, обычно более усложненный вариант предыдущей.

Содержание игр детей тесно связано с наблюдениями ими окружающей жизни, с прослушанными и просмотренными ими сказками и рассказами, с их продуктивной деятельностью и др. Претворяя в действие то, что он узнает, наблюдая и рассказывая, ребенок лучше познает окружающую жизнь и закрепляет определенные привычки поведения.

С развитием игры меняется и ее форма. Наряду с действием все большее значение в игре приобретает речь. Она выступает в планировании игры, в репликах и вопросах детей, оценке поступков того или иного героя игры, в разговорах и рассуждениях ее участников.

Трудовая деятельность

По достижении старшего возраста у ребенка увеличивается роль мотива в своей деятельности. Ребенок шести – семи лет в первую очередь должен знать, зачем он работает. Детям старших групп доступны мелкие движения руками с разными инструментами. Дети охотно и успешно работают с маленькой пилкой, ножницами, отверткой, молотком, иглой и др. Они могут выполнять разнообразные движения: распиливать, вырезывать, закручивать, заколачивать, пришивать и т. д.

Самая большая ошибка, которую могут совершить как родители, так и воспитатель – это дать ребенку подобие инструмента, т. е. такой игрушечный набор, в котором ни одним инструментом фактически работать нельзя. Они гнутся, ломаются и настолько тупы, что ничего не режут и ни на что не годятся. Такие инструменты вызывают только раздражение у ребенка, в результате интерес его к подобным видам труда пропадает.

В 6 – 7 лет ребенок психологически готов к простейшим видам трудовой деятельности – его рука и его внимание уже готовы для освоения необходимых трудовых действий и выработки ряда практических навыков. Подготовка подрастающего ребенка к труду требует выработки у него не только навыков, т. е. автоматизировавшихся в результате многократных однородных повторений движений, но развития ряда умений, имеющих общий и специальный характер. Это прежде всего умение представить себе тот продукт своей деятельности, который становится для человека осмысленной целью. Умение это выступает в планировании своей деятельности, в предвидении тех требований, с которыми человек встретится на пути к достижению своей цели. Умение выступает и в критическом анализе выполненной работы, оценке ее. Ведь недостаточно владеть совершенными навыками вырезывания или шитья, надо знать в какой последовательности, как и каким инструментом нужно воспользоваться для выполнения каждой операции. Надо уметь увидеть свой успех и свои ошибки, найти их причины и пути исправления. Значит умение является достижением не только физического, сколько умственного развития человека.

Для детей старшего возраста сочетание многократно повторяющихся однородных движений с решением разных задач, постепенно нарастающих по сложности, повышением требований к самостоятельности их выполнения составляет одну из необходимых форм подготовки ребят к школе.

Дети 6 – 7 летнего возраста становятся более восприимчивым к оттенкам цветов, запахов, звуков. Старшие дошкольники не только тонко

различают оттенки цветов, но и относят их к определенным предметам и узнают по ним их отдельные состояния и свойства.

Значительно развивается в этом возрасте и слух ребенка. Дети старшей группы могут тонко различать и сравнивать звуки, умеют внимательно вслушиваться и правильно относят их к определенным предметам.

Развитие чувствительности у детей – один из показателей общего умственного роста ребенка. Когда человек сравнивает разные звуки или оттенки цветов, он уже выполняет мыслительную работу – операцию сравнения, когда определяет по звуку, какая поет птица, по запаху узнает цветы, а по вкусу фрукты или овощи – все эти задачи решаются на основе установления сходства и различия путем анализа и обобщения, абстрагированию и конкретизации.

Усложняющаяся деятельность шести-, семилетнего ребенка представляет высокие требования ко всей системе его органов чувств и

движений. Особую роль играет сенсомоторика. Например, чтобы построить из кубиков дом, ребенку нужно точно ставить один брусок на другой, иначе вся постройка рухнет. Особое значение имеет осязание, которое всегда сочетается с работой зрения.

Говоря об особенностях восприятия детей нужно обратить внимание на освоение такой специальной формы восприятия, как слушание. Слушание старших - это понимание речи взрослых. Это умение представить себе то, о чем другой человек рассказывает. В школе слушание играет ведущую роль.

Особое место в воспитательной работе с детьми старших групп занимает развитие интеллектуальных чувств, это прежде всего любознательность, пытливость, удовольствие от поиска ответа на возникающие вопросы и подлинная радость от узнавания чего-то нового, удивительного.

При значительных индивидуальных различиях чувства дошкольников еще нестойки и поверхностны. Они легко возникают и быстро исчезают.

Дети очень чутки ко всякой несправедливости, нельзя обманывать детей, смеяться над ними, нельзя срывать на детях свое раздражение, свои огорчения. Они чувствуют свое бессилие, невозможность защищаться и отвечают на это грубостью, непослушанием, озорством. Когда они повторяются, то закрепляют у ребенка отрицательные привычки и непослушание. В некоторых случаях между ребенком и воспитателем может возникнуть неприязнь. Так неправильное поведение взрослых укрепляет в его характере определенные черты и в школе возникают более серьезные психологические проблемы, с которыми справиться будет намного труднее, гораздо проще устранить их заранее.

При выпуске ребенка в новый мир, еще ему незнакомый – школу, воспитатель должен четко помнить, что развитие ребенка не идет гладко и прямолинейно.

Это очень сложный и противоречивый процесс; у ребенка порой обнаруживаются и даже усиленно развиваются не только положительные черти, но иногда возникают и некоторые отрицательные черты: зазнайство, высокомерие, неуверенность в себе и т. д. Иногда наметившееся изменение в лучшую сторону вдруг останавливается, застопоривается. Эти временные застои естественны.

Изучение детей в их развитии является первым условием обдуманного и рационального планирования воспитателем своей работы с группой и отдельным ребенком. Вводя в жизнь новые требования, изменяя взаимоотношения ребенка с окружающими, педагог использует все формы его активного общения со средой. В процессе общение совершается формирование личности ребенка, его характера. Это создает самую большую ценность нашего общества – нового человека.

Используемая литература:

1. Обухова Л. Ф. Детская психология. М., 1996.

2. Выготский Л. С. Психология развития ребенка. М. : Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004.

3. Эльконин Д. Б. Введение в психологию развития. M., 1995г

Публикации по теме:

Роль семьи в формировании личности ребёнка дошкольного возраста Роль семьи в формировании личности ребёнка дошкольного возраста. Ребёнок приходит в этот мир беззащитным и доверчивым. Он держит за руку.

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии личности ребенка» Обычаи жизни в семье, отношения между взрослыми, вся обстановка очень влияет на детей. Развитие личности — это ежечасное и ежеминутное занятие,.

Консультация для родителей «Значение семьи в развитии личности и социализации ребёнка» Влияние семьи на воспитание ребёнка Воспитание и потребность в эмоциональном контакте есть потребность «ориентиров.) В эмоциональном настрое.

Особенности поведения детей с ЗПР и его роль в формировании личности Что такое поведение? Поведение по Ефремовой: 1. Совокупность поступков и действий по отношению к окружающим. 2. Умение вести себя в соответствии.

Значение аппликации в творческом развитии личности ребёнка Я, Хохлова Татьяна Геннадьевна имею педагогическое образование и 25 года педагогического стажа, работаю в МБДОУ № 36 комбинированного вида.

Роль художественной литературы в формировании личности и речевом развитии ребенка Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает.

Роль личности учителя в формировании духовно-нравственной личности «Самый лучший учитель для ребенка тот, кто, духовно общаясь с ним, забывает, что онучитель, и видит в своем ученике друга, единомышленника.

Роль семьи в формировании личности ребенка Ребенок-это зеркало нравственной жизни родителей. В. А. Сухомлинский. Семья для маленького ребенка-это целый мир. Мир, в котором он живет,.

Значение коммуникативных навыков в развитии личности дошкольников Общение — один из важнейших факторов общего психического развития ребенка, считает М. И. Лисина. Вне общения формирование личности вообще.

Значение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольникаЗначение театрализованной деятельности в развитии личности дошкольника Театр – это не просто игра, театр – чудесное средство развития детей дошкольного возраста. Театрализованная деятельность – то, что способствует.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Кризис 6–7 лет и его роль в развитии личности»
Опубликовано: 19 октября 2015 в 17:39
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД