Получи документы

Конспект занятия «Как зимуют птицы и звери» (подготовительная группа, 2 год обучения)

Елена Матвеева
Конспект занятия «Как зимуют птицы и звери» (подготовительная группа, 2 год обучения)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 92»

Тема недели «Животные и птицы России»

Конспект логопедического занятия

«Как зимуют птицы и звери»

(Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи, 6-7 лет)

Составила:

Матвеева Е. Н., учитель – логопед,

МБДОУ «ДСКВ №92

II квалификационная категория

г. Братск. 2013

Задачи:

Совершенствование грамматического строя речи:

Публикация «Конспект занятия „Как зимуют птицы и звери“ (подготовительная группа, 2 год обучения)» размещена в разделах

1) составление сложных предложений со значением противопоставления;

2) усвоение категорий дательного падежа;

3) употребление антонимов;

4) употребление предлогов «НАД», «ПО», «С», «ПОД», «ОКОЛО», «К», «МЕЖДУ»;

5) образование сложных прилагательных: красногрудый,. ;

6) образование родственных слов от названий животных.

Совершенствование навыков звукового анализа слов (выделение гласных звуков, определение места звука в слове).

Автоматизация произношения звуков [Р], [Р`] в игре.

Развитие связной речи (составление рассказов о животных).

Обобщение и систематизация представлений об изменениях, происходящих в жизни птиц и зверей зимой.

Активизация и актуализация словаря по теме «Животные и птицы России» (названия зимующих птиц, животных и их детенышей, словарь глаголов и признаков).

Развитие зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, тонкой и общей моторики.

Развивать навыки совместной деятельности, умения договариваться, считаясь с интересами, желаниями других.

Развивать интерес к художественному слову.

Воспитывать заботливое отношение к птицам и животным.

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Познание», «Здоровье», «Чтение художественной литературы».

Активизация словаря:

Словарь предметов: ворона, воробей, сорока, дятел, голубь, синичка, снегирь, зимующие птицы; заяц, зайчиха, зайчата, зайчонок, заячья семья; волк, волчица, волчата, волчонок, волчья семья; медведь, медведица, медвежата, медвежонок, медвежья семья; лис, лиса, лисята, лисенок, лисья семья…

Словарь действий: каркает, чирикает, тинькает, стучит; кормить, заботиться, запасать, менять, охотиться…

Словарь признаков: морозная, вьюжная, холодная, долгожданная, ветреная, снежная, белая, веселая, скрипучая, студеная; большие, маленькие, крупные, мелкие, длинные, короткие, толстые, тонкие; красногрудый, желтогрудая, белобокая, чернокрылый, черноголовый, длиннохвостый…

Предварительная работа:

• Заучивание чистоговорок, стихотворений о птицах, о зиме;

• Наблюдение за птицами зимой

• Знакомство с жизнью животных и птиц в зимнее время.

Оборудование:

На экране слайды:

- фон

- зима

- ворона, воробей, сорока, скворец; - скворец исчезает

- дятел, голубь, ласточка, синичка; - ласточка исчезает

- ворона, воробей, сорока, дятел, голубь, синичка

- снегирь

- картинка с зимующими птицами : ворона, воробей, сорока, дятел, голубь, синичка, снегирь

- дятел и воробей

- сорока и снегирь

- ворона и синица

- зимующие птицы : ворона, воробей, сорока, дятел, голубь, синичка, снегирь

- воробей и волк

- фон

Стих в картинках:

- Зимой в берлоге мишка спит,

- Под крышей воробей сидит,

- Лиска рыжая в норе,

- А собака в конуре,

- В логове лежит волчиха,

- Под кустом дрожит зайчиха,

- Белка спряталась в дупле,

- Ежик спит в сухой траве.

Стульчики напротив экрана по количеству детей

Магнитная доска, на которой нарисовано дерево; магниты, фигурки птиц :

Синичка летит, дятел стучит по дереву, воробей стоит, ворона ходит,

ходит голубь, синичка летит, сорока летит, между воробьем и синичкой сидит снегирь.

На столе в тарелочках корм для птиц : пшено, сухие ягоды, сало, семечки, семена тыквы, хлебные крошки (под салфеткой)

Музыкальные клависы

3 стола, на каждом столе – конверт «Разрезные картинки», стульчики по количеству детей

Песочные часы – 5минут

Картинки «ориентиры» следы по 2 шт (заячьи, лисьи, медвежьи)

Педагогическая ситуация: (переход из самостоятельной деятельности детей к непосредственно образовательной деятельности)

Логопед говорит: «Раз, два, три, четыре, пять – предлагаю поиграть!».

Методы и приемы:

Динамическое упражнение «Приветствие»

Загадки про зиму, птиц.

Речевые игры и упражнения:

1) упражнение «Передай словечко» (хлопком) - словарь признаков;

2) игра «Четвертый лишний»- дифференциация зимующие птицы и перелетные;

3) фонетическое упражнение «Угадай название птицы по звукам»- звуковой анализ слов;

4) дидактические игры на составление сложных предложений со значением противопоставления:

- «Сравни воробья и волка»- закрепление знаний детей о частях тела птиц и зверей;

- «Сравни птиц» - подбор антонимов;

5) упражнение «Как называется?» - образование сложных прилагательных;

6) дидактическая игра «Что делает птица - употребление предлогов «НАД», «ПО», «С», «ПОД», «ОКОЛО», «К», «МЕЖДУ»;

7) дидактическая игра «Покорми птиц» - усвоение категорий дательного падежа;

8) упражнение «Угадай птицу по голосу» - развитие слухового внимания, активизация глаголов;

9) упражнение «Подскажи словечко» - развитие внимания, мышления, логики

Подвижная игра «Птички летели»

Пальчиковая игра «Кормушка»

Социоигровой прием «Становитесь в круг» - развитие слухового внимания, коммуникативных навыков

Работа в 3 компаниях:

1. «Собери картинку» - развитие логики, мышления;

2. «Назови всю семью» - образование родственных слов;

3. «Расскажи, как зимуют» - развитие связной речи;

Массаж биологически активных зон «Снегири» (для предупреждения простуды) - автоматизация произношения звуков [Р], [Р`] в игре.

Ход

Слайд - фон

Логопед встает в центре группы : «Раз, два, три, четыре, пять – приглашаю поиграть!»

(дети подходят и встают в круг)

Динамическое упражнение «Приветствие»

- Здравствуй, здравствуй, не зевай и ладошки нам давай

Вместе с солнцем мы встаем (держась за руки, поднимают руки вверх)

Вместе с птицами поем (взмахи руками-крыльями)

С добрым утром! (ритмические хлопки)

С ясным днем! (шаги на месте)

Вот как славно мы живем! (показать большой палец правой руки)

Загадка

- Снег на полях, лед на морях,

Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой)

Слайд - зима

-Правда, зимой! Какая чудесная, сказочная зима на экране. Давайте скажем, какая бывает у нас зима.

Упражнение «Передай словечко» (хлопком) - словарь признаков

(студеная, морозная, вьюжная, холодная, долгожданная, ветреная, снежная, белая, веселая, скрипучая, долгая)

Проходите на стульчики.

- Ребята, вы молодцы, много зимних слов сказали, даже холодно стало! Интересно, а как птицы и звери переносят холода? Может все птицы улетают в теплые края? (нет, зимующие птицы остаются)

- Посмотрите на птиц, назовите лишнюю.

На экране слайд:

- ворона, воробей, сорока, скворец;- слайд без скворца

- дятел, голубь, ласточка, синичка;- слайд без ласточки

- Кто лишний? Почему? (скворец лишний, потому, что все птицы зимующие, а он улетает; ласточка лишняя, потому, что она перелетная птица, а все остальные – зимующие)

Вы думаете так, давайте проверим!

Слайд с оставшимися птицы.

- Почему эти птицы называются зимующими? (потому, что они всю зиму

живут у нас)

Слайд снегирь

- А эту птицу узнали? (снегирь)

Массаж биологически активных зон «Снегири»

(для предупреждения простуды)

-Давайте поиграем, повторяйте за мной (стоя у стульев) :

Ра-ра-ра – погляди-ка, детвора

(приставить ладони ко лбу «козырьком» и растирать лоб движениями в стороны и к центру)

Ря-ря-ря – взошла красная заря

(раздвинуть указательный и большой пальцы и растирать точки перед и за ушами)

Ре-ре-ре – растет рябина на горе

(кулачками энергично провести по крыльям носа несколько раз)

Ри-ри-ри – клюют рябину снегири

(пальчиками пробежаться по щекам)

- Присаживайтесь на стульчики.

(дети садятся, логопед присаживается напротив)

Слайд – зимующие птицы

- Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем с птицами играть.

Упражнение «Угадай название птицы по звукам»

- Я загадаю вам названия птиц звуками, а вы постарайтесь отгадать птицу :

И, И, А – синица

О, У – голубь

Начинается на звук В, заканчивается на звук А – ворона

Начинается на звук В, заканчивается на Й – воробей

Начинается на С, заканчивается на Рь – снегирь

- Молодцы!

Упражнение «Сравни птиц»

- Ребята, посмотрите на птиц, они все разные! Например, одни крупные, а другие -….мелкие

Посмотрите на картинки и скажите, какая птица крупная, а какая мелкая?

(Ворона крупная, а воробей мелкий. Сорока крупная, а синичка мелкая. Дятел крупный, а снегирь мелкий.)

Слайд - дятел и воробей

- Клювы у птиц бывают разные : длинные и ….короткие,

Слайд – сороки и снегиря

- Сравните хвосты сороки и снегиря.

Слайд - вороны и синицы

- А что можно сказать про лапки вороны и синицы? (лапки у вороны большие, а у синицы маленькие)

Слайд - зимующие птицы

- Птицы отличаются по окраске перышек, т. е. по оперению.

Упражнение «Как называется?»

Если у снегиря красная грудка – как про него можно сказать? (красногрудый)

А у какой птицы желтая грудка? Как про нее можно сказать? (желтогрудая)

У кого белые бока? (У сороки) Какая сорока? (белобокая)

У кого черные крылья? (У сороки, вороны) Как про них можно сказать? (чернокрылые)

У кого черная голова? (У сороки, вороны) Как про них можно сказать? (черноголовые)

У кого длинный хвост? Как про них можно сказать? (длиннохвостые)

А если хвосты короткие, как скажем? (короткохвостые)

Логопед встает в центр группы и приглашает детей за собой:

Подвижная игра «Птички летели»

- Молодцы, хорошо отвечали,

и, наверное, устали

я на вас рукой взмахну

всех вас в птиц превращу!

Повторяйте за мной:

Птицы летят - крыльями машут. (бегут по кругу, машут руками-крыльями)

Летели, летели на дерево сели (взмахи руками, присесть)

Птицы летят - крыльями машут. (бегут по кругу, машут руками-крыльями)

Летели, летели на землю сели (взмахи руками, присесть)

- Раз, два, три! – ребятишки снова вы! Подходите, за волшебной линией становитесь!

(у доски, на полу, линия - «ориентир», чтобы дети не подходили близко к доске)

Дидактическая игра «Что делает птица

- Ребята, давайте посмотрим, где расположились наши птицы.

Логопед у доски, на которой нарисовано дерево, прикрепляет на магниты птиц, а дети составляют предложения с предлогами:

Синичка летит над деревом

Дятел стучит по дереву.

Воробей слетел с дерева.

Ворона ходит под деревом.

Около вороны ходит голубь.

Синичка летит к дереву.

Сорока подлетела к дереву.

Между воробьем и синичкой сидит снегирь.

Дидактическая игра «Покорми птиц»

Загадки про птиц

- Ребята, чем же питаются птицы зимой?

Посмотрите, я приготовила корм для зимующих птиц. Давайте назовем, что здесь? (пшено, сухие ягоды, сало, семечки, семена тыквы, хлебные крошки)

Кому давать какой корм вы узнаете, если отгадаете загадки:

• Озорной мальчишка в сером армячишке,

По двору шныряет, крошки собирает…воробей

- Маша, закончи предложение: я дам хлебные крошки…

• Красногрудый, чернокрылый,

Любит ягодки клевать,

С первым снегом на рябине

Он появится опять…

- Даша, какое предложение получится? (Я дам сушеные ягоды снегирю)

• Непоседа – невеличка,

Желтогруденькая птичка.

Ем я сало и пшеничку,

А зовут меня…

- Миша, составь предложение. (Я дам сало синичке)

- Ребята, остальные птицы, тоже будут рады, если вы их покормите зимой.

- Руслан, кого ты угостишь?

- Алина, ….

Пальчиковая игра «Кормушка»

Повторяйте за мной!

Смастерили мы кормушки, для голодных зимних птиц

(постукивать кулачком об кулачек, чередовать руки)

Прилетайте к нам подружки, стайки резвые синиц.

(взмахи руками – приглашение)

Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?

Мы расскажем (показать на себя и руки вытянуть вперед)

(На каждое название птиц загибать по пальцу на каждой руке, начиная с мизинцев)

Две синицы, воробей,

Шесть ворон и голубей,

Дятел в пестрых перышках (покрутить большими пальцами)

Всем хватило зернышек

(сжимать и разжимать кулачки)

- Проходите, садитесь на стульчики.

Логопед включает запись на диске с голосами птиц

Упражнение «Угадай птицу по голосу»

Ребята, наелись птички и запели. Угадайте, кто произносит такие звуки?

(Включается запись «Голоса птиц»,

если дети назвали птицу, появляется слайд с картинкой)

КАР-КАР – ворона, что она делает? Каркает

ЧИК-ЧИРИК – воробей, он чирикает.

ТИНЬ-ТИНЬ-ТИНЬ – синичка, она тинькает.

ТУК-ТУК-ТУК – дятел, он стучит.

-Ребята, кто еще вместе с птицами в лесу зимует? (волк, лиса)

- Как можно сказать, одним словом?

- Чем отличаются птицы от зверей? Давайте сравним воробья и волка. Слушайте друг – друга внимательно – не повторяйтесь!

Слайд - воробей и волк

Упражнение «Сравни воробья и волка»

У воробья клюв, а у волка пасть.

У воробья тело покрыто перьями, а у волка шерстью.

У воробья две лапки, а у волка четыре.

У воробья есть крылья, а у волка нет.

У волка видны уши, а у воробья нет.

Птицы умеют летать, а звери нет.

- Молодцы!

На экране - фон

Социоигровой прием «Становитесь в круг»

Сколько раз услышите стук, столько ребятишек становитесь в круг!

Логопед на клависах стучит: 2, 3, логопед раскладывает три картинки – «Следы», а теперь вокруг картинки соберитесь, по столько человек, сколько раз стукну - 4удара клависами.

- Ребята, что на картинках? (следы)

Найдите такие же следы на столе, за свой стол садитесь.

- Ребята, послушайте внимательно задание: Чтобы узнать, чьи следы вас привели за стол - надо собрать картинку, затем совещаясь назвать всех членов семьи, подготовить рассказ о том, как зимуют эти животные. Отвечать будет 1 человек от команды, остальные слушают и дополняют, договоритесь, кто отвечает.

На подготовку – 5 минут – песочные часы. Проверка.

- Чья семья у вас на картинке? Назовите всех по порядку. Расскажите, как

зимуют.

У нас лисья семья.

Папа лис, мама лиса, лисята, лисенок, лисеночек.

Лиса живет в норе. Осенью она меняет шерсть на более теплую. Запасов лиса не делает, потому, что она питается мышами, зайцами и птицами. Лиса – хищница. Зимой может пробраться в курятник и украсть курицу.

У нас семья заячья.

Папа заяц, зайчиха, зайчата, зайчонок, зайченочек.

Зайцы к зиме меняют шубку серую на белую, чтобы на снегу их было незаметно. Зайцы делают норки в снегу, прячут тело в снег, а мордочка на улице. Чтобы при опасности убежать. Зайцы травоядные, зимой обгладывают кору с деревьев.

У нас семья медвежья.

Медведь, медведица, медвежата, медвежонок, медвежоночек.

Медведи все лето и осень готовятся к зимней спячке. Медведи – хищные животные, но любят ягоды и мед. Медведи очень много едят. А осенью, когда становится холодно ложатся спать, их засыпает снегом, получается снежная берлога. Медведи просыпаются весной.

Логопед зовет всех в центр группы :

- Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть, крепче за руки держись, да в цепочку становись!

Упражнение «Подскажи словечко»

На экране появляются картинка, дети озвучивают и показывают.

Ребята, давайте расскажем, как зимуют животные, я начну, а вы продолжайте.

Зимой в берлоге мишка спит,

Под крышей воробей сидит,

Лиска рыжая в норе,

А собака в конуре,

В логове лежит волчиха,

Под кустом дрожит зайчиха,

Белка спряталась в дупле,

Ежик спит в сухой траве.

Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили играть.

О ком мы сегодня говорили? Если вам понравилось играть – хлопните в ладоши. Я вам предлагаю взять корм, и покормить птиц на улице.

Литература

1. Смирнова Л. Н.

Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6 -7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М. : Мозайка-Синтез, 2003г.

2. Сахарова И. И. Зимующие птицы, стр. 53 – 56, «Логопед» № 7/2010г

3. Мухаметянова А. Р., Дворецкая Г. Л. Приемы работы по формированию навыков анализа и синтеза звукового состава слова, стр. 87 – 94, «Логопед» № 1/2009г

САМООАНАЛИЗ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

«КАК ЗИМУЮТ ПТИЦЫ И ЗВЕРИ»

Группа компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Дети с речевым диагнозом общее недоразвитие речи (ОНР) II – III уровня.

Второй год обучения.

Одним из направлений моей профессиональной деятельности являются фронтальные коррекционные занятия с детьми группы «Речевичок». Целью данных занятий является совершенствование грамматического строя речи, навыков звукового анализа слов, автоматизации произношения звуков, развитие связной речи, активизация и актуализация словаря по теме недели, развитие коммуникативных навыков, психических процессов, координации речи с движением, а так же развитие тонкой и общей моторики. Представленное мероприятие - это небольшой фрагмент моей системной коррекционно-образовательной деятельности с детьми.

Данное мероприятие проводилось в соответствии с комплексно-тематическим планированием – это тема «Животные и птицы России». При проведении логопедического занятия я учитывала интеграцию видов детской деятельности, это: игровая, коммуникативная, двигательная.

Традицией нашей группы стало проведение ритуала приветствия в начале занятия. В данном занятии я использовала коммуникативное упражнение «Здравствуй!», которое помогло мне переключить внимание детей с самостоятельной деятельности и настроить на логопедическое занятие.

На коррекционном занятии использовались разнообразные формы работы с детьми.

Это речевые игры и упражнения:

Для активизации словаря признаков в речи детей, я использовала упражнение «Передай словечко» (хлопком).

В игре «Четвертый лишний»- дети упражнялись в классификации птиц, также с помощью этой игры развивалось мышление и речь детей.

Фонетическое упражнение «Угадай название птицы по звукам»- я использовала с целью звукового анализа слов (выделение гласных звуков, определение места звука в слове).

Для совершенствования грамматического строя речи я использовала речевое упражнение «Как называется?», где детям было предложено подобрать сложные прилагательные и упражнение «Назови всю семью», где дети подбирали родственные слова.

С помощью дидактической игры «Что делает птица - упражняла детей в употребление предлогов в речи.

С целью закрепления усвоения категорий дательного падежа использовала дидактическую игру «Покорми птиц» - где дети составляли предложения по предложенному образцу.

Для составления сложных предложений использовала дидактические игры:

- «Сравни воробья и волка»- где, дети в ходе сравнения закрепляли названия частей тела птиц и зверей;

- «Сравни птиц» - где дети учились подбирать антонимы;

Для развития связной речи мной было предложено в компаниях составить рассказ о том как зимуют животные.

Для развития слухового внимания использовала коммуникативную игру «Становитесь в круг» и упражнение «Угадай птицу по голосу», где дети узнавали пение птиц, подбирали глаголы

А для развития внимания, мышления, логики использовала упражнение «Подскажи словечко», с этой же целью использовала загадки про зиму, птиц, дидактическую игру «Собери картинку».

Для развития координации речи с движением, тонкой и общей моторики подобрала подвижную игру «Птички летели» и пальчиковую игру «Кормушка» - где дети автоматизировали произношения звуков [Р], [Р`] в игре, а также провели массаж биологически активных зон для предупреждения простуды.

Кроме того, эти упражнения способствовали созданию замкнутой, завершенной композиции мероприятия.

В ходе всего мероприятия я использовала современные технологии, такие как:

Личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми, которая позволила общаться с детьми на равных, стать их партнером.

Элементы социоигровой педагогики, а именно: работа детей проходила в трех компаниях. Это способствовало развитию коммуникативных навыков детей.

Здоровьесберегающие технологии, а именно: вариативное использование пространства, смена видов деятельности детей. Это способствовало предотвращению утомляемости детей.

ИКТ: Использование мультимедийного оборудования позволило сохранить интерес детей на протяжении всей деятельности.

Для сохранения интереса, более полного проживания темы, а так же для перехода детей в самостоятельную деятельность им было предложено взять с собой корм для птиц, и на прогулке покормить пернатых друзей, понаблюдать за ними.

Публикации по теме:

Презентация для детей среднего дошкольного возраста «Перелетные птицы» Презентация "Перелетные птицы" предназначена для детей среднего дошкольного возраста. В презентации в доступной для детей среднего дошкольного.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Как зимуют птицы и звери» (подготовительная группа, 2 год обучения)
Опубликовано: 16 января 2013 в 16:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД