Папки-передвижки

Круглый стол в ДОУ «Создание условий для валеологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС до»

Зинаида Цветкова
Круглый стол в ДОУ «Создание условий для валеологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС до»

Круглый стол для педагогов ДОУ

ТЕМА: «Создание условий для валеологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО»

Попробуем ответить на вопрос «Что же такое «валеология»? (предположения коллег). (2 СЛАЙД) Валеология – наука о здоровом образе жизни, сохранении, формировании и управлении здоровья. Термин «валеология» происходит от латинских слов «valeo», что означает «быть здоровым» и «logos» - «наука».

Публикация «Круглый стол в ДОУ „Создание условий для валеологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО“» размещена в разделах

В последние годы наблюдается значительное ухудшение здоровья населения России, особенно детей, это стало общегосударственной проблемой. Здоровье каждого человека во многом зависит от его образа жизни, и никакие врачи, никакие лекарства не помогут, если сам человек пренебрегает своим здоровьем, нарушает нормы здорового образа жизни.

(3 СЛАЙД) Главная цель валеологии - сохранение и укрепление здоровья детей; обучение ребенка с раннего детства бережно относиться к своему здоровью, уважать физическую культуру, закаливать свой организм, рационально питаться. Выполнение комплекса этих мероприятий обеспечит оптимальное физическое развитие и хорошее состояние здоровья детей.

(4 СЛАЙД) Работа каждого ДОУ направлена на решение задач:

Объединить усилия сотрудников ДОУ и родителей для эффективной организации оздоровительной работы.

Повысить функциональные и адаптационные возможности организма детей за счет внедрения здоровье сберегающих технологий.

Обеспечить квалифицированную диагностику состояния здоровья детей с учетом современных научных подходов, мониторинга и оценки влияния оздоровительных технологий на организм ребенка.

Давайте подумаем, какие задачи должно реализовывать ДУ по данному направлению? (предполагаемые ответы)

(5 СЛАЙД) «Валеология» в детском саду - первый важный этап непрерывного валеологического образования человека, который должных обеспечить реализацию таких задач:

Формирование и развитие теоретических знаний и практических умений у детей раннего и дошкольного возраста, необходимых для понимания понятия здоровья и процесса его укрепления и сохранения.

Получение основ знаний и практических умений в содействии и использовании методик физического, психического, духовного и социального оздоровления. Воспитание заинтересованности к опыту оздоровительной системы.

Формирование элементов валеологеского мировоззрения, овладение элементарной оздоровительной терминологией.

Формирование у каждого ребенка умственных умений анализа своего личного состояния с целью своевременной самопомощи.

Воспитание желания и потребности детей в использовании теоретических и практических знаний в оздоровлении членов своей семьи, других людей.

Уважаемые педагоги, как бы Вы сформулировали, что такое «здоровье»?

Здоровье - это «состояние полного физического, духовного и социального благополучия». Академик В. П. Петленко определяет здоровье как «состояние равновесия между адаптационными возможностями организма и меняющимися условиями среды».

Валеология утверждает, что у каждого человека есть резервы здоровья, которые он должен научиться использовать. Поэтому сущность валеологии выражается девизом: «Человек, познай и сотвори себя сам!». Педагогическая валеология объединяет валеологию и педагогику в единой научно-методической концепции. Её можно назвать «наукой о формировании здоровья педагогическими средствами». Девиз педагогической валеологии: «Здоровье через образование».

(6 СЛАЙД) Валеологическая учебно-воспитательная работа строится на следующих подходах и принципах:

Системный подход. Человек представляет собой единство телесного и духовного. Невозможно сохранить тело здоровым, если не совершенствовать эмоционально-волевую сферу, если не работать с душой и нравственностью ребёнка. Успешное решение задач валеологического воспитания возможно только при объединении воспитательных усилий ДОУ, родителей и общественности.

Деятельностный подход. Валеологическая культура осваивается детьми и воспитателем в процессе совместной деятельности. Не направлять детей на путь здоровья, а вести их за собой.

Принцип «Не навреди!». Предусматривает использование в валеологической работе только безопасных приёмов оздоровления, апробированных тысячелетним опытом человечества и официально признанных.

Принцип гуманизма. В валеологическом воспитании признаётся самоценность личности ребёнка. Нравственными ориентирами воспитания являются общечеловеческие ценности.

Принцип альтруизма. Научился сам - научи друга!

Принцип меры. Для здоровья хорошо то, что в меру.

Пути и способы сохранения и укрепления здоровья детей в ДОУ (попробуем вместе их выделить): (7 СЛАЙД)

Соблюдение режима дня.

Рациональное питание дошкольников.

Закаливающие процедуры.

Соблюдение личной гигиены.

Рациональная организация двигательной активности дошкольников.

Активный отдых.

Знание и соблюдение гигиены

Приоритетным направлением валеологической учебно-воспитательной работы должно быть формирование нравственных качеств ребёнка, которые являются фундаментом здоровья. Поэтому так важно развивать в детях доброту, дружелюбие, выдержку, целеустремлённость, смелость, оптимистическое отношение к жизни, способность чувствовать себя счастливым, верить в собственные силы. Для формирования этих качеств необходимы душевная гармония, адекватная положительная самооценка, которые возникают, если ребенок свободен от чувства тревоги и страха, живёт с уверенностью в своей защищенности и безопасности.

Столь же важны для здоровья навыки рефлексии, т. е. способность рассматривать себя и своё состояние со стороны, понимать свои чувства и причины их возникновения. Чтобы мотивировать ребёнка на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из жизни, личный пример воспитателя, родителей, коллективные формы занятий и другие психолого-педагогические приёмы.

Мощным источником формирования ЗОЖ и мотивации к нему является физическая культура. Для этого мы проводим физкультурные занятия, утреннюю гимнастику, подвижные игры, динамические паузы. Стратегия занятий физической культурой исходит из того, что удовольствие от двигательной активности перерастает в привычку, а от неё в потребность. Существенным элементом валеологической культуры, который дети должны освоить, являются основы личной гигиены - навыки ухода за телом, приёмы самомассажа, способы закаливания и др.

Важной задачей учебно-воспитательной работы по данному направлению является овладение навыками психопрофилактики, саморегуляции и активизации резервных возможностей организма. Для этого необходимо развивать и совершенствовать у детей функции анализаторных систем (слух, зрение, тактильное чувство и др., учить их навыкам произвольного контроля за дыханием, мышечным тонусом, воображением, внутреннее Я, формировать умение выражать свои чувства с помощью слов, мимики, жестов и др. Осваивая эти знания и умения, дети учатся управлять своими эмоциями и умственной деятельностью. Это способствует снижению психологического напряжения и чувства тревоги, повышает уровень комфортности детей в ДОУ и облегчает переход в школу.

Как уже говорилось ранее, одна из задач ДОУ - объединить усилия сотрудников ДОУ и родителей для эффективной организации оздоровительной работы. Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. Формы взаимодействия с родителями разнообразны, они могут быть как индивидуальные и групповые, так и традиционные и нетрадиционные.

(8 СЛАЙД) В соответствии с этим валеологическое просвещение родителей включает:

Ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития.

Участие в составлении индивидуальных программ (планов) оздоровления детей.

Целенаправленную работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т. д.

Ознакомление родителей с содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду.

Обучение конкретным приемам и методам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т. д.);

(9 СЛАЙД) Для реализации этих задач широко используются формы работы:

Информация в родительских уголках, в папках-передвижках, в библиотеке ДОУ.

Консультации.

Устные журналы и дискуссии с участием специалистов, а также родителей с опытом семейного воспитания.

Семинары-практикумы.

Деловые игры и тренинги с разбором проблемных ситуаций, решением педагогических кроссвордов и т. д.

Дни открытых дверей для родителей с просмотром и проведением занятий по физической культуре, закаливающих и лечебных процедур.

Совместные физкультурные досуги и праздники и т. д.

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей, привлечение их к активному участию в воспитательно-образовательном процессе является составной частью валеологического просвещения по приобщению к здоровому образу жизни.

Известно, что началом всех начал в воспитании детей является семья. Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит, в том числе, здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Дошкольное учреждение - также важный институт воспитания. Воспитательные функции семьи и ДОУ различны, но для того, чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо их взаимодействие. Поэтому, так важно создавать сообщество «дети-родители-педагоги». Для родителей наших детей именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей.

(10 слайд) Рекомендации Всемирной организации здравоохранения по ЗОЖ для детей и подростков:

Познай самого себя - пойми, как растёт и развивается твой организм.

Содержи своё тело в чистоте - ты за него отвечаешь. Часто мойся, чисти зубы и ногти, мой ноги, закаляйся.

Больше двигайся - занимайся физкультурой и спортом.

Хорошо ешь - твой организм должен расти. Люби фрукты и овощи. Питайся разнообразно. Не ешь много сладостей.

Соблюдай режим дня - умей правильно организовать умственную и физическую работу.

Играй с осторожностью, старайся избегать несчастных случаев.

Заводи друзей - будь хорошим другом.

Учись управлять своим настроением.

Содержи свой мир в чистоте.

Научись говорить «НЕТ». Если тебя просят сделать что-то, что заставляет чувствовать себя неловко - говори «НЕТ».

Не играй с лекарствами. Принимай только то, что тебе дают родители или доктор.

Если ты чувствуешь себя больным, скажи об этом своим родителям или врачу. Узнай, как ухаживать за теми, кто болен.

Рекомендации педагогам, организующим валеологическое воспитание детей:

Если ребёнка часто подбадривают - он учится уверенности в себе.

Если ребёнок живет с чувством безопасности - он учится верить.

Если ребёнку удаётся достигать желаемого - он учится надежде.

Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире любовь.

И в конце хочется процитировать слова известного советского ученого, кардиохирурга, писателя Николая Михайловича Амосова: «Если нельзя вырастить ребенка, чтобы он совсем не болел, то, во всяком случае, поддерживать у него высокий уровень здоровья вполне возможно».

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Создание развивающей среды на летнем участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы)Создание развивающей среды на летнем участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы) У наших родителей золотые руки! Нашим родителям не до скуки: В цветнике красоту наводили, Красивые цветы посадили. Прохожих работой своей.

Круглый стол для родителей «Азбука здорового питания»Круглый стол для родителей «Азбука здорового питания» Цель: формирование у законных представителей представления о значимости правильного питания детей, как составной части культуры здоровья.

Круглый стол для родителей «Права ребенка» Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца! В. А. Сухомлинский Януш Корчак утверждал: «Дети в обществе - главная страдающая сторона.

Круглый стол «Преемственность: детский сад и школа»Круглый стол «Преемственность: детский сад и школа» Сейчас приоритетом для российской системы образования стало качество полученных детьми знаний и умений. Если между ступенями образования.

Песочная терапия в дошкольном учрежденииПесочная терапия в дошкольном учреждении Песочная терапия в дошкольном учреждении. Керимова Амина Александровна МБДОУ «Детский сад № 247», Воспитатель. г. Нижний Новгород. С.

Создание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОССоздание условий для всестороннего развития детей в ДОУ в соответствии с ФГОС Доброго времени суток, дорогие маамовцы! Данная публикация была готова довольно давно, но в силу разных обстоятельств, не было возможности.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки»Программа дополнительного валеологического образования детей «Мои ступеньки» Пояснительная записка Современная статистика свидетельствует: здоровье детей от первых месяцев жизни к моменту поступления в школу не улучшается,.

Развивающая среда в дошкольном учрежденииРазвивающая среда в дошкольном учреждении В дошкольной педагогике под термином «развивающая среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических,.

Театральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОСТеатральная деятельность в дошкольном учреждении в рамках ФГОС Попова Валентина Театр играет важную роль в воспитании детей. Приобщение детей к театрализованной деятельности способствует освоению мира.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Круглый стол в ДОУ «Создание условий для валеологического образования в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС до»
Опубликовано: 20 сентября 2022 в 12:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД