МААМ-картинки

Кружковая работа «Ловкие пальчики»

Ольга Павловна Вельчинская
Кружковая работа «Ловкие пальчики»

Пояснительная записка.

Данная программа направлена на всестороннее развитие ребенка, на развитие осязания и мелкой моторики, необходимых для выполнения предметно-практических действий.

Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания. Занятия направлены на развитие познавательных процессов, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы и мелкой моторики.

Методика программы позволяет детям интенсивно заниматься и не утомляться за счет постоянной смены видов деятельности и переключения внимания.

Публикация «Кружковая работа „Ловкие пальчики“» размещена в разделах

Программа позволяет посещать занятия не только здоровым детям, но и детям с отклонениями в развитии. Занятия по данной программе проводятся в игровой форме. Во время игры, максимально реализуется ситуация успеха, следовательно работа происходит естественно, не возникает психического напряжения. Все игры и задания безопасны для жизни и здоровья детей.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что дети работают с пластилином, бумагой, шаблонами, трафаретами, учатся владеть ножницами, развивают графические навыки: обводка, штриховка, рисование по точкам.

Программа описывает курс по развитию мелкой моторики для детей дошкольного возраста 4-5 лет.

Актуальность.

Мелкая моторика - это точные и тонкие движения пальцев руки.

От развития мелкой моторики напрямую зависит подготовленность руки к письму, работа речевых и мыслительных центров головного мозга. Навыки моторики помогают ребенку исследовать, сравнивать, классифицировать и тем самым позволяют ему лучше понять мир, в котором он живет. Очень важно в дошкольном возрасте как можно раньше создавать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развивать навыки ручной умелости, формировать механизмы, необходимые для будущего овладения письмом.

Систематические занятия, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, давая мощный толчок ребенку к познавательной и творческой активности. Высокое развитие познавательных процессов является актуальным и значимым в современном обществе.

Данная программа позволяет не только развить познавательные процессы, но и реализовать индивидуальный творческий потенциал личности, наладить коммуникации с взрослыми и со сверстниками на основе совместной деятельности. Развитие мелкой моторики, воображения, познавательных процессов - служит одним из важнейших источников при подготовке детей к начальному школьному обучению. Практические навыки, полученные в ходе выполнения заданий по развитию мелкой моторики пальцев рук, проводимые во всех видах деятельности, и технические навыки, приобретенные на занятиях по ручной умелости, позволят детям почувствовать свою успешность

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу.

Цель: Создание условий для развития мелкой моторики и движений пальцев рук.

Задачи:

Обучающие: 1. Формировать у детей умение владеть графическими навыками (штриховка в разных направлениях).

2. работать с бумагой, осваивать различные виды сгибания (оригами).

3. Знакомить с приемами работы пластилиновой техникой.

4. Обогащать тактильный опыт детей, развивать умение узнавать на ощупь предметы и материалы.

Развивающие: 1. Развивать умение производить точные движения кистью и пальцами рук.

2. Развивать способности координированной работы рук со зрительным восприятием.

3. Развивать творческую активность, пространственное мышление, фантазию.

4. Развивать мелкую моторику рук, кинестетические ощущения в процессе предметно-практических действий;

Воспитательные: 1. Воспитывать в детях аккуратность, усидчивость, добросовестное отношение к работе.

2. Воспитывать внимательность к выполнению заданий и уважительное отношение к своему и чужому труду.

Срок реализации: 2017-2018 уч. год.

Участники: воспитанники младшей группы.

Ожидаемые результаты у детей:

1. Развита мелкая моторика и координация пальцев рук до уровня, соответствующего данному возрасту.

2. Сформированы разные виды ручной умелости.

3. Творчески будут применять изученные техники и приемы в художественной деятельности.

Занятия проводятся 1 раз в две недели по 14 минут. Всего 16 занятий.

Мониторинг качества дополнительного образования проводится 2 раза в год (в сентябре 2017г., в мае 2018г.).

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во

занятий

Теория

Практика

1 «Детский сад и игрушки» 1 4 10

2 «Осень» 1 4 10

3 «Огород. Овощи» 1 4 10

4 «Сад. Фрукты» 1 4 10

5 «Зима» 1 4 10

6 «Новый год» 1 4 10

7 «Зимующие птицы» 1 4 10

8 «Домашние птицы» 1 4 10

9 «День Святого Валентина» 1 4 10

10 «Наша Армия» 1 4 10

11 «Весна» 1 4 10

12 «Мамин праздник» 1 4 10

13 «Весенние цветы» 1 4 10

14 «Правила дорожного движения» 1 4 10

15 «Насекомые» 1 4 10

16 «Лето» 1 4 10

Итого: 16 64 мин. 1ч. 40 мин.

Основные направления работы

для развития мелкой моторики рук и координации движений.

Пальчиковый игротренинг

Массаж кистей рук.

Пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Ручная умелость.

Рисование пластилином.

Конструирование из бумаги в технике оригами.

Аппликация.

Развитие графических навыков

Рисование по трафаретам.

Вырезывание ножницами.

Штриховка.

Дорисовка.

Игры и действия с мелкими предметами.

Узнавать предметы на ощупь.

Работа с крупой, фасолью, горохом.

Нанизывание бус, пуговиц на проволоку.

Выкладывание фигур из геом. фигур, палочек. Семян.

В разделе «Пальчиковый игротренинг»

дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают ловкость, подвижность. На пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

В разделе «Ручная умелость»

дети знакомятся с техникой рисования пластилином, знакомятся со свойствами бумаги, постигают начало плоскостной геометрии (техника оригами, с различными видами аппликации.

Здесь создаются условия для проявления творчества, способностей, развития воображения.

В разделе «Графические навыки

дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук, кроме этого ребенок учится правильно держать карандаш.

В разделе «Игры с предметами» ”

У детей совершенствуются двигательные навыки, развивается моторная координация и оптико-пространственные представления, используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Перспективное планирование кружковой работы

Номер занятия Тема занятия Цель Содержание

1

«Детский сад и игрушки». Развивать мелкую моторику пальцев, тактильную чувствительность. Формировать графические умения и навыки. 1. Пальчиковая гимнастика «Дружат пальчики».

2. Катание ребристого карандаша между ладонями (массаж) 3. Раскрашивание игрушек.

2

«Осень» Развивать уровень мелкой моторики и тактильной чувствительности. Закрепить умение придавливать шарики, добиваясь изображения листьев. 1. Пальчиковая гимнастика «Осенние листья».

2.»Листопад»- лист желтой, оранжевой бумаги порвать на мелкие кусочки. 3. Пластилинография. «Осеннее дерево».

3

«Огород. Овощи».

Развивать координацию движений пальцев рук. Учить раскрашивать в одном направлении, не выходя за контур. 1.«Дид. Игра «Чудесный мешочек». Выбрать только овощи. 2. Пальчиковая гимнастика «Капуста». 3. Работа с трафаретом «Обведи и раскрась овощи»

4

«Сад. Фрукты». Развивать мелкую моторику пальцев. Учить наносить пластилин на основу. 1. Пальчиковая гимнастика «Мы делили апельсин».

2. «Сушка фруктов». Нанизывание на проволоку кружков из толстого картона с дырочкой посередине. 3Работа с трафаретами «Обведи и раскрась фрукты»

5

«Зима». Развивать мелкую моторику пальцев; учить преобразовывать квадрат в части дома: основание и крышу. Развивать внимание, логическое мышление. 1.«Построим горку для зверушек из снежных комков»- изготовление снежных комков из бумаги путем ее сжатия и скатывания между ладонями.

2. Игра «Что лишнее и почему?»

3.«Сказочный домик» (оригами)

6

«Новый год» Развивать мелкую моторику пальцев; зрительно-двигательную координацию. Закрепить умение складывать базовую форму треугольник 1. Пальчиковая игра «Елочка» «В лесу родилась елочка»- 2. Рисование по точкам «Елочка»

3. Нарядная елочка (оригами)

7

«Зимующие птицы». Развивать мелкую моторику пальцев. Упражнять в проведении линий без отрыва от бумаги, закреплять навыки штриховки разными способами. 1. Угощение для птиц. Сортировка семян: фасоль, горох. 2. Пальчиковая игра «Снегири»

3.«Птица» - обводка трафарета, штриховка по показу в разных направлениях.

8

«Домашние птицы» Развивать мелкую моторику пальцев рук. Продолжать учить штриховать мелкими штрихами. 1. «Накормим птичек»- скомкать бумагу в маленькие комочки. 2.»Птицы хотят пить»- работа с водой и пипеткой.

3. «Цыпленок» (штриховка)

9

«День Святого Валентина.»

Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с бумагой. 1. Пальчиковая гимнастика «Солнышко» 2. Массаж ладошек. Прокатывание колючего мяча между ладошек. 3. Изготовление Валентинки из бумаги.

10

«Наша Армия». Продолжать развивать зрительно моторные функции. Учить штриховать в разных направлениях. 1. Из риса выложить салют по нарисованному контуру.

2. Пальчиковая игра «Солдаты».

3. Штриховка «Танк».

11

«Весна»

Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координацией движений. Учить работать с крупой. 1.»Потекли ручейки» - рисование пальцами на крупе.

2. Нанизывание пуговиц - называние (чередование: маленькая, большая и т. д.)

3. Аппликация из пшена «Солнышко»

12

«Мамин праздник» Развивать мелкую моторику. Учить действовать по словесной инструкции. Продолжать учить складывать цветы из бумаги. 1. Завязываем бантик на подарке

2. Смотать клубок для бабушки.

3. Открытка для мамы. (оригами)

13

«Весенние цветы» Учить работать с трафаретами и шаблонами. Продолжать учить работать с бумагой. 1. Упражнение «Мотылек».

2. Работа с трафаретами (в парах,_изготовление зашумленных картинок. 3. Коллективная аппликация «Весенний луг».

14

«Правила дорожного движения» Продолжать работать над развитием мелкой моторики. Учить работать с ножницами. Продолжать учить прикладывать пластилиновые колбаски по контуру. 1. Пальчиковая гимнастика «Лодочка» 2. Обвести транспорт по трафарету и вырезать. 3. Пластилинография. «Светофор»

15

«Насекомые»

Продолжать работать над развитием зрительно моторных функций. Совершенствовать графические навыки. Продолжать учить работать с пластилином. 1. Пальчиковая игра «Сороконожка»

2. «Нес однажды муравей» - перекладывание гороха из одной емкости в другую на ударный слог. 3. Пластилинография «Гусеница»

16

«Лето» Продолжать работать над развитием мелкой моторики, координации движений. Закрепить умение работать в технике оригами 1.. «Быстрые ножки» - «ходьба» указательным и средним пальцами в крышках от пластиковой бутылки.

2. Пальчиковая игра «Пчелы» 3. Коллективная аппликация «Лето».

Диагностический инструментарий.

Обследование мелкой моторике рук.

СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Цель обследования — проверить стабильность выполнения детьми движений, напряжение мышц.

Во время выполнения упражнений педагоги смотрят, как долго каждый ребенок может сохранять напряжение мелкой моторики (пальцев). Проверку можно провести как экспресс-исследование в форме игры «Замри». Педагог предлагает детям (ребенку) поиграть в игру; дает соответствующие каждому упражнению инструкции; затем произносятся слова «Раз, два, три! Замри!». Дети (ребенок) выполняют упражнение. Педагог следит за выполнением каждого упражнения, считая про себя или смотря на часы. По истечении 2 мин педагог дает команду «Отомри!».

Проверку можно проводить подгруппами. Количество детей в подгруппах может быть разным (3—7 человек).

Упражнения проводятся без наглядности (картинок). Воспитатель дает словесную инструкцию и следит за выполнением упражнения. Каждое упражнение выполняется три раза. При этом сначала идет инструкция педагога, сопровождающаяся показом. Затем ребенок выполняет упражнение под счет в следующем порядке: 1-й раз выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых (около 5 с);

2-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15); расслабление — отдых;

3-й раз — выполнение упражнения (под счет до 15).

1. «Кольцо». Соединить большой и указательный пальцы вместе; остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удерживать под счет до 15.

2. «Коза». Вытянуть вперед указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 3-4 года до 10)

3. «Заяц». Вытянуть вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони. Упражнение выполняется под счет до 15 (дети 3-4 года до 10)

ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Вырезание ножницами. Работа с ножницами показывает, как ребенок может быстро сменить напряжение мелкой мускулатуры руки на расслабление.

Педагог предлагает вырезать из бумаги круг.

При выполнении задания обращается внимание на быстроту и ловкость руки ребенка.

Обрывание листа бумаги. Обрывание листа бумаги показывает содружество обеих рук в работе. Педагог раздает листы бумаги, показывает квадрат-образец и спрашивает, что он показал. Далее воспитатель просит детей сделать такой же квадрат (по форме) способом обрывания.

ТАКТИЛЬНЫЕ ОЩУЩЕНИЯ

Узнавание предмета и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу разные предметы определенного качества. Оборудование: ложки (деревянная, металлическая, пластмассовая); линейки (деревянная, металлическая, пластмассовая).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там предметы и вытащи деревянную ложку (ложку, сделанную из дерева)». Узнавание формы и качества. Ребенку предлагается нащупать в мешочке и показать педагогу геометрические фигуры разной формы и определенного качества.

Оборудование: треугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый картонный); прямоугольники (деревянный, пластмассовый, резиновый (картонный).

Инструкция педагога: «Опусти руку в мешочек, потрогай лежащие там фигуры и вытащи пластмассовый треугольник.

КООРДИНАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ

Вдевание шнурка в дырочки. Педагог предлагает ребенку шнурок и фигуру с дырочками.

Упражнение «Ладонь — ребро — кулак». Ребенок сидит за столом, его рука (и) расположена (ы) на краю стола. При выполнении упражнения необходимо выдерживать четкую последовательность. В отличие от старшей группы темп выполнения упражнения задает воспитатель посредством счета (один, два, три). Темп приблизительно следующий: на каждое упражнение дается 1 с, на три упражнения — 3 с Все полученные данные заносятся в таблицу 9 (см. приложение).

Графические навыки.

«Езда по дорожке». Ребенку предлагается «проехать по дорожке», соединив с помощью карандаша изображения машины и дома (они нарисованы на листе бумаги, соединены «дорожкой», которая огибает различные препятствия (деревья, реку, колодец и т. п.). Дом изображается в верхнем правом углу листа А-4, машина – в нижнем левом.

Инструкция: «Представь, что ты водитель. Тебе надо проехать вот к этому домику (взрослый указывает на дом). Ты поедешь вот так (на рисунке – образце психолог показывает, как надо ехать по дорожке с помощью карандаша). Карандаш должен все время двигаться по нарисованной на бумаге дорожке, иначе получится, что машина взлетела как самолет или произошла авария. Езжай аккуратно, чтобы твоя машина не съезжала с дороги.

Обведи рисунок по линиям. Ребенку предлагается обвести карандашом рисунок точно по линии, не отрывая карандаш от бумаги.

Все полученные данные заносятся в таблицу.

Условные обозначения:

если ребенок справился с заданием — 1 балл;

если ребенок справился с заданием частично — 0,5 балла;

если ребенок не справился с заданием — 0 баллов.

В последней графе выставляется группа (А, Б, В, которая показывает степень развития мелкой моторики руки ребенка на момент обследования.

Характеристика групп

Группа «А». К группе относятся дети, набравшие в процессе обследования 14—12 баллов. У этих детей мелкая моторики развита хорошо.

Группа «Б». К группе относятся дети, набравшие 11 - 8 баллов. Мелкая моторика у этих детей развита недостаточно. Для достижения положительного результата в наследующей работе необходим тесный контакт педагогов с родителями.

Группа «В». К группе относятся дети, набравшие 7 баллов и менее. У этих детей мелкая моторика развита плохо.

Условные обозначения:

«+» - правильное выполнение задания

«-» - задание выполнено неверно;

«V» - неустойчивое выполнение задания.

Диагностическая карта развития мелкой моторики.

Возраст: 3-4 лет Воспитатель: Вельчинская О. П. время:

№ п\ п Фамилия Имя ребенка Статические упражнения Работа с бумагой Тактиль ные ощущения Координа ция движений Графическ ие навыки Кол ичес тво балл ов Гру ппа

«Кольцо» «Коза» «Заяц»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

Литература.

1. Большакова С. Е. Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения. 2. Гаврилова С. Е. Большая книга развития мелкой моторики для детей 3-6 лет. Ярославль: Академия развития, 2009.

3. Новиковская О. А. .: АСТ; СПб. ; Сова 2007.

4. Сахарова О. М. Готовим руку к письму. Москва. РОСМЭН. 2008.

5.«Н. Рымчук «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики» Ростов н/Д: Владис: РИПОЛ классик, 2008 Лыкова И. А.

6.«Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет. Изд. «Карапуз» 2005.

7. Соколова С. В. «Оригами для самых маленьких». Детство-пресс 2010.

Публикации по теме:

Фотоотчет о работе кружка «Ловкие пальчики». Пластилинография в работе с детьми дошкольного возрастаФотоотчет о работе кружка «Ловкие пальчики». Пластилинография в работе с детьми дошкольного возраста «Волшебство с ребёнком вместе сотворим — в этом нам поможет пластилин!» Рисование пластилином - заиечательный по своим возможностям вид.

Конспект занятия для второй младшей группы «Ловкие пальчики» Пояснительная записка Пальчиковые игры – новое направление в дошкольном воспитании. Цель пальчиковых игр – развитие мелкой и общей моторики.

Кружковая работа «Анимашка» Сегодня мультипликация занимает большое место в буднях детей, как малышей, так и школьников. Анимация является одним из основных источников.

Кружковая работа во второй младшей группе «Разноцветные пальчики». Нетрадиционная техника рисования ладошками и пальчикамиКружковая работа во второй младшей группе «Разноцветные пальчики». Нетрадиционная техника рисования ладошками и пальчиками Рада вам представить нашу коллективную работу с моими детками. Выполнила и провела работу: воспитатель Аргунова Д. Г Тема: Разноцветные тюльпаны.

Долгосрочный проект «Ловкие пальчики» Долгосрочный проект "Ловкие пальчики" Нормальное развитие речи ребенка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Это.

Ловкие пальчики-умный ребёнок В последнее время выявлена такая закономерность - у большинства детей отмечается общее моторное отставание и отставание в развитии мелкой.

Конспект занятия в первой младшей группе «Ловкие пальчики»Конспект занятия в первой младшей группе «Ловкие пальчики» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Золушка» г. Холмска.

Пальчиковая гимнастика по тематическим циклам для детей дошкольного возраста «Ловкие пальчики» Пальчиковая гимнастика по тематическим циклам для детей дошкольного возраста «Ловкие пальчики» Содержание: Моя семья Одежда. Обувь Головные.

Проект для детей второй младшей группы «Ловкие пальчики» Проект «Ловкие пальчики» для детей 2 младшей группы Длительность проекта: 3 месяца (февраль-апрель) Участники проекта: дети 2 младшей.

Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью аппликатора Су-джок «Ловкие пальчики»Развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с помощью аппликатора Су-джок «Ловкие пальчики» Представляю вашему вниманию нетрадиционную методику развития мелкой моторики рук с помощью аппликатора «Су - Джок» детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая работа «Ловкие пальчики»
Опубликовано: 31 марта 2018 в 13:23
+35Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД