Папки-передвижки

Кружок поисково-экспериментальной деятельности «Любознайка»

Аня Мальцева
Кружок поисково-экспериментальной деятельности «Любознайка»

Кружок поисково-экспериментальной деятельности «Любознайка»

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательно – речевому развитию. (область «познание») Экспериментирование способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребнка, в процессах социализации имеет познавательно-исследовательская деятельность, которая понимается не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а, главным образом, как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Основная задача ДОУ - поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия. Одним из условий решения задач по опытно-экспериментальной деятельности в детском саду является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Основными требованиями, предъявляемыми к среде как развивающему средству, является обеспечение развития активной самостоятельной детской деятельности.

Публикация «Кружок поисково-экспериментальной деятельности „Любознайка“» размещена в разделах

Цель : Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. .

Обучать детей исследовательско-поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира.

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей, продолжать работу по развитию мелкой моторики.

Способствовать воспитанию самостоятельности, развитию коммуникативных качеств, закреплять культурно-гигиенические навыки.

Ожидаемый результат:

• овладение разными способами познания, в том числе и экспериментированием, способствующими развитию активной, самостоятельной, творческой личности

• умение делать выводы по итогам экспериментов путём анализа, классификации, сравнения, обобщения.

• развита самостоятельность, коммуникативные качества.

Актуальность.

Дети дошкольного возраста - пытливые исследователи окружающего мира. С самого рождения ребенок является исследователем мира. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость.

Познавательная активность детей в этом возрасте очень высокая: каждый ответ взрослого на детский вопрос рождает новые вопросы. Самостоятельно дошкольник еще не может найти ответы на все интересующие его вопросы - ему должен помочь взрослый. Педагог ставит перед ребенком определенную задачу, дает средства ее решения и контролирует процесс превращения знаний в инструмент творческого освоения мира. Это освоение должно строиться как самостоятельный творческий поиск.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности. Ребенок-дошкольник сам по себе является исследователем, проявляя живой интерес к различного рода исследовательской деятельности – к экспериментированию. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, позволяют наглядно показать связи между живым и неживым в природе.

Программа рассчитана на детей 5 лет.

- Занятия проходят в первой половине дня один раз в неделю по 25 минут.

Форма организация детей: групповая

месяц тема Задачи Вывод

октябрь Свет повсюду Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер, искусственные изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

растение растет быстрее на свету, чем в темноте.

Можно ли менять форму камня и глины Выявить свойства глины (влажная, мягкая, вязкая, можно изменить ее форму, делить на части, лепить) и камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части.

Мокрой глиной можно лепить, форму камня не изменить.

ноябрь Что растворяется в воде Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных веществ.

Не все вещества растворяются в воде бесследно. Есть вещества, которые изменяют цвет воды, которые в воде вообще не растворяются, и которые оставляют на поверхности воды маслянистую пленку.

Увеличительное стекло Познакомить детей с увеличительными стеклами, вспомнить увеличительный прибор – лупу, провести опыты с лупой.

Лупа это увеличительное стекло, его используют в очках для слабо видящих, в микроскопе.

декабрь Дружба красок

Формировать умение смешивать краски для получения нового оттенка Все многообразие цветов можно получить, смешивая цвета в разной пропорции.

Изготовление цветных льдинок.

Познакомить с двумя агрегатными состояниями воды - жидким и твердым. Выявить свойства и качество воды: превращаться в лед (замерзать на холоде, принимать форму емкости, в которой находиться, теплая вода замерзает медленнее, чем холодная) Формировать представление детей о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха

январь Фильтрование воды. Формировать представление о том, что вода не растворяет некоторые вещества. Создать условия для выявления и проверки различных способов очистки воды.

Грязную воду можно вернуть к использованию с помощью фильтра, необходимо беречь воду.

Измеряем воду Познакомить детей с измерением жидкости меркой.

Чтобы узнать в каком из сосудов воды больше, необходимо измерить. Воду можно измерять стаканами, ведрами, литрами, банками, ложками и т. д.

февраль Узнай все о себе, воздушный шарик Познакомить с резиной, ее качествами и свойствами. Учить устанавливать связи между материалом и способом его использования.

Резина бывает разной толщины, качества. Человек научился из резины делать разные предметы.

Этот удивительный воздух.

Формировать представление детей о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, о времени, в течение которого человек может находиться без воздуха Воздух есть во всем, хотя он и невидим, прозрачен. Воздух легкий, но имеет вес. Воздух необходим человеку для дыхания.

март Магнит и его свойства Способствовать формированию у детей представлений о свойствах магнита, уточнить представления о предметах, взаимодействующих с магнитом, об их существенных признаках. Познакомить с действием магнитного поля через бумагу. Магнит не притягивает пластмассу, дерево, резину, а металлические изделия – наоборот притягиваются к нему. Сила, которую создает магнит и которая притягивает металлические предметы, называется магнитная сила.

Чудесная мука Знакомить детей со свойствами муки через детское экспериментирование,

дать детям понятия: мягкая, лёгкая, тяжёлая, сыплется, отпечатки.

Мука при смешивании с водой становится мягкая, эластичная как пластилин

апрель Почему растаяла Снегурочка Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причинно -следственные связи Снег тает в тепле и превращается в воду,на морозе замерзает и превращается в лед.

«Вертушка» Выявить, что воздух обладает упругостью; Понять, как может использоваться сила воздуха (движение) Развивать у детей умение рассуждать, сравнивать результаты проверок, наблюдательность; Развивать умение делать изделие по алгоритму. Воздух обладает упругостью

май На свету и в темноте, с водой и без воды Помочь детям определить факторы внешней среды, необходимые для роста и развития растения.

Растение растет быстрее на свету, чем в темноте.

Растения без воды жить не могут.

Вершки – корешки.

Способствовать формированию у детей представлений о проращивании семян. Выяснить, что раньше появляется из семян. Развивать память, закрепить знания о пользе овощей для здоровья человека.

Растения размножаются семенами.

.Литература

Тугушева Г. П., Чистякова А. В. Игра – экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика, 2001. – №1.

Рыжова Н. А. Игры с водой и песком // Обруч, 1997г. -№ 2

Рыжова Н. А. Опыты с песком и глиной // Обруч, 1998г. - № 2

Мониторинг

Любознательный, активный: Интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Задаёт вопросы взрослому. Способен самостоятельно действовать в различных видах деятельности. Принимает живое заинтересованное участие в образовательном процессе.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи.

Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по сенсорному развитию и поисково-познавательной деятельности «Путешествие ветерка» Цель : Путем интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями детей развивать в единстве познавательную, эмоциональную.

Конспект НОД «Волшебные камушки» по поисково-познавательной деятельности в средней группе Цель НОД: Дать представление о том, что камни используются в строительстве зданий, дорог, а также первое представление о ценных камнях.

Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности с использованием сказки «Снегурочка» Муниципальное образовательное учреждение детский сад №1 «Светлячок». Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности с.

Конспект занятия во 2 младшей группе «Б» по поисково-исследовательской деятельности: «Снеговик в гостях у ребят» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Колокольчик» р. п. Соколовый Саратовского района Саратовской области».

Консультация для родителей «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности» «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской деятельности». Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню,.

Организация условий для самостоятельной поисково-исследовательской деятельности. Из опыта работы .

Перспективное планирование поисково-экспериментальной деятельности (средняя группа) Сентябрь 1. Опыт: «Свойства песка» Цель : познакомится со свойствами песка (состоит из песчинок,рыхлый,мелкий,легко сыплется, пропускает.

Перспективное планирование поисково-экспериментальной деятельности (средняя группа) Декабрь 1. Опыт: «Умный нос» Цель: познакомиться с особенностями работы носа. Определить по запаху предметы. 2. Опыт: «Язычок-помощник.».

Занятие по поисково исследовательской деятельности «Песочный замок»Занятие по поисково исследовательской деятельности «Песочный замок» МБОУ «Лицей им. Г. Ф. Атякшева» Конспект занятия по поисково-исследовательской деятельности Тема: «Песочный замок» Группа.

Занятие по поисково-познавательной деятельности «Из чего построен дом?» Конспект занятия по поисково - познавательной деятельности В средней группе №5 МБДОУ № 43 Воспитатель: Решетникова Г. А. Тема занятия: «Из.

Автор публикации:
Кружок поисково-экспериментальной деятельности «Любознайка»
Опубликовано: 16 октября 2015 в 12:03
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД