Кружок «Юный шахматист» для детей 6–7 лет

Ирина Кулакова
Кружок «Юный шахматист» для детей 6–7 лет

Пояснительная записка

Шахматы – это не только популярная игра, но и действенное, эффективное средство интеллектуального развития детей. Поэтому так важно начинать учить детей с дошкольного возраста.

Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию логического мышления, суждений, умозаключений, учит ребёнка запоминать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; вырабатывает умение вести точные и глубокие расчёты, требующие предприимчивости, дальновидности, смелости, хладнокровия, дерзости, настойчивости и изобретательности, фантазии, а также формируют волю к победе в напряжённой спортивной борьбе.

Благодаря этой игре дети учатся быть терпеливыми, усидчивыми, настойчивыми в достижении поставленной цели, вырабатывают в себе работоспособность, умение решать логические задачи в условиях дефицита времени, тренируют память, учатся самодисциплине.

Занимательный характер учебного материала позволяет привить детям интерес к шахматам. Решение большого количества систематизированных дидактических заданий способствует формированию способности действовать в уме.

Цель работы кружка: расширение кругозора детей, знакомство с древней игрой «шахматы», в процессе обучения игре в шахматы способствовать концентрации внимания, развитию логического мышления, памяти, внимания, наблюдательности, интереса к игре в шахматы.

Задачи:

Расширять кругозор детей, формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками;

Закреплять умение ориентироваться на плоскости, развивать логическое мышление, память, наблюдательность, внимание.

Развивать мелкую моторику рук, глазомер.

Воспитывать настойчивость, выдержку, волю, уверенность в своих силах, спокойствие.

Работа в кружке составлена с учетом интеграции образовательных областей:

«Познание», где дети учатся ориентироваться на ограниченной территории, располагать предметы в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

«Социализация», где дети закрепляют умения согласовывать свои действия с действиями ведущего и других участников игры. Развивают сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

«Коммуникация», где дети формируют умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, воспитывают культуру речевого общения.

«Чтение художественной литературы», у детей развивается интерес к художественной литературе, воспитывается чувство сострадания, сочувствия к героям книги, развивается чувство юмора.

«Художественное творчество», у детей формируется умение свободного владения карандашом при выполнении изображения, он упражняется в плавных поворотах руки при рисовании округлых линий, закрашивании изображения.

Работа кружка рассчитана на детей 6-7 лет. В состав группы входит 8 детей. Предполагает проведение одного занятия в неделю во вторую половину дня и строится на основе дидактических игр, упражнений. Продолжительность занятия: не более 30 минут. Группа сформирована по желанию детей.

Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика) проводится 1 раз в год: в мае.

Шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовно, одновременно являясь средством обучения, воспитания и развития. Важно, чтобы это средство было ненавязчивым, увлекательным, интересным. Только в этом случае оно будет полезным и эффективным.

План работы кружка на учебный год.

(Книга «Малыши играют в шахматы» Гришин В. Г. - М. : Просвещение, 1991 г.)

Сентябрь

темы занятий:

Беседа «Знакомство с миром шахмат»,«В стране шахматных чудес»

Задачи:познакомить с историей возникновения шахмат, великими шахматистами; с фигурами, пешками, уточнить, как они выглядят (цвет, величина);

Тема:«В стране шахматных чудес» - чтение сказки;

Знакомство с легендой «Мудрец»

задачи:воспитывать интерес к шахматам, желание слушать сказку, отвечать на вопросы по содержанию;

Тема:Чтение сказки «Волшебная доска», рассматривание шахматной доски

задачи:познакомить с шахматной доской, уточнить, как расположены поля на доске, развивать мелкую моторику, глазомер;

Тема:Дидактическая игра «Сложи доску», дид/упр «Закрась клеточку»

задачи:Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, глазомер;

Октябрь

Тема: «Проспекты, улицы, переулки волшебной доски»

задачи:Познакомить детей с вертикальными, горизонтальными, диагональными линиями, их обозначениями;

Тема:«Проспекты, улицы и переулки волшебной доски», дид/игра «Составь доску из вертикальных и горизонтальных линий»

задачи:закрепить знания о вертикальных, горизонтальных, диагональных линиях и их обозначениях; развивать память, внимание мышление;

Тема: Дид/игры «Составь доску», «Выложи на доске», дид/упр «Закрась линию»

задачи:Развивать внимание, мышление, память, мелкую моторику рук, глазомер; Закрепить знания о вертикальных, горизонтальных, диагональных линиях и их обозначениях;

Тема:«Шахматное поле», дид/игры «Составь доску», «расставь на доске»

задачи:Познакомить детей с цветовыми обозначениями полей, закрепить знания о шахматной доске; о вертикальных, горизонтальных, диагональных линиях и их обозначениях; развивать память, внимание мышление;

Тема:Д/игры «Шахматное лото», «Пройди и назови поле»

«Ни шагу назад» - чтение сказки

задачи: Учить ориентироваться на плоскости, закрепить знания об обозначениях; продолжать воспитывать интерес к шахматам, желание слушать сказку;

Ноябрь

тема:«Ни шагу назад» - знакомство с пешками,д/игра «Кто быстрее»

задачи:Познакомить детей с местом пешек на доске, тем как ходят пешки, по каким линиям, как «бьют»; развивать ориентировку на плоскости, логическое мышление.

тема: «Черные и белые пехотинцы» - загадывание загадок, д/игры «Сложи пешку», «Кто быстрее?»

задачи:Уточнить знания детей о шахматной доске, обозначениях на ней, о пешках их месте на доске, ходами, развивать логическое мышление.

тема:«Как ходит пешка» - разбор диаграмм № 9,10,11, Игра-эстафета «Кто быстрее?»(составление доски из горизонтальных и вертикальных линий; расставить пешки на свои места; загадывание загадок)

задачи:Уточнить знания о вертикальных, горизонтальных линиях шахматной доски, месте пешек на доске; развивать внимание, память, мышление, быстроту.

Тема: Дид/упражнение «Кто скорее дойдет до 1-ой или 8-ой горизонтали?», решение диаграмм № 13,14,15

задачи:Уточнить знания детей о пешках, их месте на доске; как пешка ходит, «бьет»; развивать логическое мышление, смекалку, умение принимать самостоятельно правильное решение.

Тема: Дид/игры «Чего не стало?», «Что изменилось?», решение заданий №1,2,3, Игра- викторина «Шахматная шкатулка»

задачи:Уточнить и обобщить имеющиеся знания у детей о шахматной доске, обозначениях на ней, о пешках, их месте на доске, ходами, активизировать мыслительную деятельность дошкольников.

Декабрь

Тема:«Прямолинейная, бесхитростная фигура", знакомство с ладьей,чтение сказки, загадывание загадок.

задачи:познакомить детей с новой фигурой, ее местом на шахматной доске, как ходит эта фигура, «бьет».Продолжать воспитывать интерес к шахматам, желание слушать сказку; отвечать на вопросы по содержанию.

Тема: Дид/игра «Чудесный мешочек», «Что изменилось?», разбор диаграмм № 17,18

задачи:Уточнить знания детей о новой фигуре «ладье», ее месте на доске, как ходит эта фигура, «бьет», развивать мышление, внимание.

Тема: Игра пешками и ладьей, разбор диаграмм 19,20,21,22,23

задачи:Закрепить знания о пешках, ладье, активизировать мыслительную деятельность детей.

тема: Дид/игры «Чудесный мешочек», «Покажи и назови», «Сложи фигуру», «Расставь на доске».

задачи:Уточнить имеющиеся у детей знания, развивать память, логическое мышление, ориентировку на плоскости

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Внедрение кружковой работы «Юный шахматист» в дошкольном учреждении Из опыта работы…. «Юный шахматист» Многие взрослые: педагоги, родители, организаторы кружковых занятий задают вопрос: «Что дают шахматы.

Библиотека изображений:
  • Космос
  • Космос
  • Космос
Автор публикации:
Кружок «Юный шахматист» для детей 6–7 лет
Опубликовано: 1 марта 2013 в 00:14
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей...
Отчет по самообразованию «Использование нетрадиционных видов деятельности для развития мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста» Мищенко Юлия...
Тематическая папка — лэпбук «Правила дорожного движения»
Тематическая папка - лэпбук «Правила дорожного движения» Лэпбук – новая форма организации образовательной деятельности для развития познавательной...
Лэпбук «Мир, труд, май»
Доброго всем! Как и обещала вчера, выкладываю лэпбук. Но мы с Оксаной Корнеевой посоветовались и решили, что она сама про Челябинск опубликует. Это будет...
Конспект НОД по художественно-эстетическому воспитанию в подготовительной группе
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по художественно-эстетическому воспитанию ( рисование) в подготовительной группе «Русская матрёшка»...
Фотоотчёт развлечения по ПДД и пожарной безопасности
Фотоотчёт развлечения по ПДД и пожарной безопасности Под веселую музыку в спортивный зал входят команды детей. Вед: Везде и всюду правила. Их надо...