Получи документы

Конспект занятия «Путешествие по России» (1 фото)

Галина Холухина
Конспект занятия «Путешествие по России»

Тема занятия : «Путешествие по России».

«Если будет Россия, значит, буду и я».

Евгений Евтушенко

Цель: Приобщение детей к истоками народной культуры,

формирование интереса к Родине, к ее прошлому и настоящему.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Чтение художественной литературы», «Музыка».

Виды детской деятельности: познавательная, продуктивная, игровая.

Задачи:

Образовательные: обобщить и систематизировать знания детей о Родине;

Публикация «Конспект занятия „Путешествие по России“» размещена в разделах

Развивающие: развивать связную речь, логическое мышление, коммуникативные навыки, обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

воспитывать желание продолжать соблюдать и сохранять русские традиции;

воспитывать любовь и уважение за свою страну;

воспитывать у детей любовь к искусству.

Предварительная работа: рассматривание физической карты России, просмотр видеофильмов, слайдов, презентаций о достопримечательностях России; знакомство с работами мастеров, пение песен, рисование по теме.

Оборудование и материалы: Демонстрационный видеоматериал: фильм «Пых, пых самовар», «Солнечная песня», аудиопесня «На прилавке матрешка», ватман, раскраски, клей, ножницы, мяч, географическая карта, герб и флаг России, картинки, иллюстрации, фотографии, старинная утварь, самовар, павлопосадские платки- 3 шт, ложки с хохломской росписью, гжель (чайная пара, костюмы, аудиоаппаратура.

Ход занятия

Организационный момент

Воспитатель-1: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о народной культуре. Для этого мы отправимся в путешествие по нашей необъятной стране. Тема нашего занятия «Путешествие по России». На занятии нам будет помогать Машенька (выходит ребенок в русском народном сарафане) и латошник (продавец).

Воспитатель-2:

Здравствуйте гости дорогие,

Малые и большие!

Лохматые и усатые, Молодые и женатые!

У нас сегодня ярмарка – шумный базар.

Здесь найдешь на любой вкус товар!

Прежде всего, как водится,

Давайте познакомимся.

Я – потешник – скоморошка,

А зовут меня Тимошка!

Я танцор и певец,

Удалец-молодец.

Ногами пою, голосом пляшу,

В общем – во как живу!

Вместе: Народ собирается, ярмарка открывается!

Стихотворение (читает продавец).

Еле -, Еле -, Елизар

Едет, едет на базар.

А с базара, а с базара

Не догонишь Елизара

Машенька

Есть на ярмарке игрушки,

Расписные погремушки!

Есть ватрушки, бублики,

Приготовьте рублики!

Станция 1

Ярмарка. Павлопосадский платок.

Воспитатель-1: Издавна известны в народе Покровские ярмарки. Там товару всякого видимо-невидимо. Красивые платки, разноцветные шали всегда радовали покупателей.

- Вы хотите побывать на ярмарке?- (ответы детей)

- Я приглашаю вас на ярмарку. Посмотрите, какие красивые шали!

Дети подходят к выставке платков. Предлагается посмотреть и потрогать шали. Девочки одевают на плечи шали.

Воспитатель - Эти шали делают в городе Павлопосад, поэтому они называются Павлопосадские. Изготавливаются они из тонкой шерсти. На шалях изображают цветы, а по краям бахрома.

- Шаль в старину одевали по праздникам. Шаль – это украшение женской одежды. Они бывают разные по размеру, по расцветке. Бахрома и кисти тоже разные.

Дети садятся на стулья.

- Отгадайте, какими цветами украшали шали? Об этом мы узнаем отгадав загадки.

Цветочные загадки

Вот чудесные цветы

Небывалой красоты

Яркие, пахучие

Ай, ай, ай! Колючие! (Роза.)

Стоит в поле кудряшка –

Белая рубашка,

Сердечко золотое

Что это такое? (Ромашка.)

Не зовет на перемену

И обратно на урок,

Потому что это просто

Голубой лесной цветок. (Колокольчик.)

Нам запах свежести лесной

Приносит поздней весной

Цветок душистый, нежный,

Из кисти белоснежной. (Ландыш.)

Воспитатель -1:

Как накину я на плечи

Расписную нашу шаль,

Сразу все мои печали

Уплывут куда- то вдаль.

Плат узорный очень моден

Вот уже который век.

Он все краше год от года

Наш посадский сухоцвет!

Игра «Облупа».

- Предлагаю вам поиграть с платком в русскую народную игру «Облупа».

Дети встают в круг и закрывают глаза. Водящий выводит в круг ребенка и закрывает его шалью. Дети открывают глаза и угадывают кто спрятан под шалью. Кого отгадали, тот и становится водящим. Игра повторяется 2-3 раза.

Станция Тульский самовар и пряник

(Читает продавец)

Балалайка звонка, тульский самовар.

Покупайте веселей, граждане, товар!

Для Манек и Ванек – медовый пряник.

Пряники тульские, пряники московские –

Испечены еще во времена петровские.

Машенька

Давно на белом свете

Живет годами стар,

Поэтами воспетый

Пузатый самовар

Сиянье излучая,

Морозным зимним днем

Он сердце согревает

Особенным теплом.

Воспитатель -2

Если говорить о символах России, то одним из них, конечно же, является тульский самовар. Но изобретен он был отнюдь не в России, а еще в Древнем Риме и назывался тогда аутепса. История тульского самовара насчитывает уже несколько столетий. До сих пор точно неизвестно, кто завез самовар в Россию, но такая диковинка заинтересовала россиян. Вскоре открыли специальные производства. Но почему же самовар «тульский»? Все очень просто. Для изготовления нужен был не только металл, но и люди способные его обрабатывать. В те времена именно Тула славилась своими оружейными мастерами. В 1778 братья Назар и Иван Лисицыны сделали первый тульский самовар. Спустя 25 лет появилась самоварная фабрика, на которой работали 26 человек. А еще через 25 лет в Туле насчитывалось уже 28 предприятий.

Загадки про самовар:

• У носатого у Фоки

Постоянно руки в боки.

Фока воду кипятит

И как зеркало блестит.

• Он пыхтит как паровоз,

Важно кверху держит нос.

Пошумит, остепенится -

Пригласит чайку напиться.

• В небо дыра, в землю дыра,

А в середине

Огонь да вода.

• Никогда не ест – только пьет.

А как зашумит -

Всех приманит.

Читает Машенька

Этот пряник необычный:

За долами, за лесами,

Есть резной, чудесный дом.

На крыльце петух с ключами,

Дед и баба за столом.

Перед ними тесто горкой

Меду целое ведерко,

Сливки в глиняном горшке.

Дед и баба все в муке

Слепили коровку масляну головку.

С нею рядышком коза

Леденцовые глаза.

Пастушок с дудочкой,

Рыболов с удочкой,

Дом и речка с мостиком,

И собака с хвостиком

Хлебные кони стоят на ладони,

Воду пьют, копытом бьют,

Просятся в поле - землю пахать,

На вольной ниве гривой махать.

Лепили, лепили, все в печь посадили.

Пусть поджарятся, подрумянятся!

Будут пряники пудовые,

Золотые и медовые!

Просмотр презентации «Тульский пряник».

Славится Тула самоварами. А там, где самовары на столах - там и вкусный пряник. История пряников уходит вглубь веков. Пряники известны в Туле с17 века. Его возникновение неразрывно связано с таким величайшим открытием человечества, как хлеб, который появился еще в неолитическую эпоху. В старину тульские пряники называли печатными: узор на них печатают, штампуют при помощи специальных пряничных досок. В Туле выпекают пряники разной величины и формы. А сколько умения, терпения, трудолюбия надо приложить для того, чтобы испечь пряник. Сколько людей трудится, прежде чем он появится на нашем столе.

Вот и стол к чаю готов, и самовар пыхтит, и запах пряников манит. Но почему-то не очень весело?

Физминутка: танец под песню «Пых-пых самовар».

Продавец Ку-ка-ре-ку…

Машенька Чей же это голосок?

Воспитатель -2:

Это пел нам Петушок.

Раньше не было, ребята, ни конфет, ни шоколада,

Только сахар да медок.

Получился …петушок. (Показывает петушка на палочке).

Очень уж любили наши прабабушки покупать на ярмарке петушка на палочке.

Петушок не простой, весь прозрачный, золотой.

Петушок – молодец, сладкий, вкусный… (Дети – леденец).

Воспитатель -2: Дети, а как вы думаете почему леденец называют леденцом?

( ответы: потому, что он похож на льдинку и тает).

Воспитатель: А как вы думаете, почему раньше делали петушков, а не котят или поросят? ( ответы: Потому, что он часто встречался в русских народных сказках и потешках, потому, что вместе с петушком просыпается солнышко и начинается новый день).

Станция Росписи России

Воспитатель:

Как волшебница Жар-птица,

Не выходит из ума

Чародейка - мастерица,

Золотая Хохлома.

И богата, и красива,

Рада гостю от души.

И чего здесь только нету:

Кубки, чаши и ковши.

Гроздья огненных рябин,

Маки солнечного лета

И ромашки луговин.

Все вобрала, словно память:

Зорь червонные лучи

И узорчатый орнамент Древнесуздальской парчи.

Листья рдеют, не редея,

От дыхания зимы.

Входим в царство Берендея,

В мир волшебной Хохломы.

Детям демонстрируются предметы с росписями.

Музыкальное сопровождение «На прилавке матрешка».

Презентация Росписи России

Воспитатель: Хохлома - это самый знаменитый русский промысел. Возник он почти 300 лет тому назад. Когда смотришь на хохломскую посуду, кажется, что она сделана из чистого золота и есть из нее можно только по большим праздникам. Но на самом деле эта посуда сделана из обычного дерева и покрыта толстым слое лака. Хохлома представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Иногда хохломской узор называется «травка», потому что он состоит из всевозможных травинок, листиков, елочек… Сегодня очень часто можно встретить вещи расписанные под хохлому не только дома, но и на улице. Этот узор не только красив, но и моден.

Гжель - В небольшой деревеньке Гжель, расположенной недалеко от Москвы, делают красивую посуду и игрушки, расписанные всего одной краской – синей. Гжельский край издавна был богат прекрасной гончарной глиной. Местные мастера знают, как правильно замесить глину, придать ей нужную форму, раскрасить и обжечь в печи при высокой температуре.

Гжельские узоры необычайно красивы и изящны. Секрет гжельской росписи таится в живописном тональном мазке с постепенным переходом от темного к светлому оттенку синего цвета.

ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА В каждой области делали свои изделия, не похожие на другие. Многие игрушки даже называются по той местности, откуда они родом: например, дымковская игрушка из села Дымково.

Фигурки сначала лепят из глины, затем белят, а после этого расписывают специальными красками. Узоры на дымковской игрушке вполне незамысловатые: круги, колечки, точечки, полоски, волнистые линии – вот и весь узор.

ГОРОДЕЦКАЯ ИГРУШКА Издавна городецкие умельцы делали игрушки, деревянную посуду, прялки, мебель. И так красиво расписывали, что радовали глаз, переливаясь всеми цветами радуги. Как правило, все элементы городецких узоров выполнены красными, розовыми, синими, голубыми, зелеными и черными красками на ярко-желтом фоне.

Игра «Собери узор» Две команды собирают цветочные пазлы.

Игра Назови узор

Условие: не выкрикивать ответ, а поднимать руку, спокойно слушать товарища. Педагог показывает предмет с изображением (хохломской, гжель и т. д.) росписи и просит детей назвать его.

Станция «Медвежья»

Воспитатель:

Ребята, а какой зверь является символом России? (ответы детей).

Медведь выбран символом-животным нашей страны. Сделано это не случайно, ведь косолапый на российских просторах всегда считался царем леса. Медведь – символ силы и мужества. Недаром именно медведя почитали древние русичи.

(Демонстрируется игрушка или картина с изображением медведя).

Загадки-обманки:

-Мед искал, в лесу бродил косолапый…. крокодил;

- Маленькую корку в маленькую норку тащит тихо-тихо серая… слониха;

- Любит драку, похож на собаку, коварен и зол – серый …козел;

- Напуганный лисой, пустился вскачь косой, петляет меж сосенок ушастый поросенок;

- Уколешься, нельзя задеть, колюч уж очень наш… медведь.

КТД Художественное творчество. Путешествие по России.

Задание для детей: на ватман необходимо поместить и раскрасть символы России.

Во время аппликации фоновое сопровождение русские народные песни.

Итог занятия

Воспитатель: Как называется страна, в которой мы живем? Что является государственным символом России? Какой зверь является символом России? Чем славится Россия? Интересное было путешествие? Какая из станций больше всего понравилась? Почему? Что нового узнали? Молодцы ребята вы сегодня очень хорошо потрудились!

На этом наше занятие окончено. Благодарю за участие. Спасибо за внимание!

Фото на память. Фоновое сопровождение «Солнечная песня».

Конспект занятия «Путешествие по России»

h3][/h3]

Публикации по теме:

Конспект интегрированной непрерывной образовательной деятельности «Путешествие по России» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский/сад с. Звонарёвка Марксовский район Саратовская область Конспект Интегрированной.

Конспект Иоод в старшей группе «Путешествие по России» Цель: Развивать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине. Задачи: • Обобщить и систематизировать знания детей о России, • формировать.

Конспект открытого занятия «Путешествие по сказочной карте России» в подготовительной группе в рамках недели «Живой язык» Цель: Познакомить детей с городами России через сказочных персонажей (Под музыку «У моей России. дети входят в зал и) А. С. :-Ребята,вы.

Конспект НОД в подготовительной группе по ФЦКМ и развитию речи «Путешествие по России»Конспект НОД в подготовительной группе по ФЦКМ и развитию речи «Путешествие по России» Конспект непосредственной образовательной деятельности в подготовительной группе по ФЦКМ и развитию речи «Путешествие по России» по теме:.

Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Беседа «Путешествие по России» Конспект организованной образовательной деятельности в подготовительной группе. Беседа «Путешествие по России» Программное содержание:.

Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе «Путешествие по России» Конспект открытого занятия по нравственно-патриотическому воспитанию в старшей группе Тема: "Путешествие по России» Цель: формирование патриотических.

Конспект занятия по нравственно-патриотическому воспитанию «Путешествие по России. Моя малая Родина — село Мильгидун» Конспект интегрированного НОД по нравственно- патриотическому воспитанию на тему: «Путешествие по России». Подготовил:.

Конспект НОД по познавательному развитию «Путешествие по России» для детей старшего дошкольного возраста Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Сказка» Конспект Непосредственной образовательной деятельности.

Конспект интегрированной НОД с воспитанниками подготовительной группы «Путешествие по России» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Улыбка» п. Колышлей Конспект интегрированной непрерывной образовательной.

Конспект занятия «Путешествие по климатическим зонам России» для старшей группы Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Музыка». Цель: Познакомить с многообразием родной природы; с растениями и животными.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Путешествие по России»
Опубликовано: 8 мая 2018 в 11:33
+34Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД