Лучший педагог года

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

ирина марина
Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников

Подготовила старший воспитатель

Чигинева И. В.

Воспитатель сам должен быть тем,

чем он хочет сделать воспитанника.

В. И. Даль

Личностно-ориентированный подход – это уход от авторитарного воспитания, где ребенок находится под жестким личностным давлением.

Публикация «Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников» размещена в разделах

Сегодня воспитание ребенка обязано ставить своей целью дать обществу яркую личность, изумляющую и удивляющую красками своей натуры и характера. Этого требует динамично развивающееся общество. Основная и очень ответственная задача детского сада – раскрыть индивидуальность ребенка, помочь ей проявиться, развиться, устояться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям.

В связи с введением ФГОС перед педагогами дошкольного образования, возникла проблема смены способов общения и взаимодействия с ребенком. Взрослый в общении с детьми сегодня придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.

Личностно-ориентированный подход в воспитании детей предполагает обучение самостоятельности, ответственности и способствует формированию творческой личности.

Реализуя личностно-ориентированный подход, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребёнок играл, развивался и обучался одновременно. Основной формой взаимодействия детей дошкольного возраста с педагогом является их совместная деятельность.

Совместная деятельность является условием освоения ребенком позиции субъекта деятельности, в процессе которой удовлетворяются интересы, склонности, потребности, желания ребенка, развивается его творческий потенциал, формируются его личностные качества (активность, инициативность, самостоятельность, креативность).

Совместная деятельность выстраивается следующим образом:

• Совместное выявление проблемы, интересующей детей;

• Совместное определение цели деятельности детей;

• Совместное планирование деятельности детей, выдвижение гипотез, выбор путей решения задач, средств, материалов;

• Самостоятельная деятельность детей, дифференцированная помощь педагога;

• Обсуждение полученного результата, хода совместной деятельности, обсуждение успехов, выяснение неудач.

В процессе взаимодействия с детьми необходимо создать ориентированные на личностное развитие ситуации : ситуации успеха, ситуации, обращенные к личному опыту ребенка, ситуации выбора задания, оборудования, партнера по деятельности и т. д., предоставлять ребенку возможность реализовать себя как личность.

Иными словами, личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Личностно-ориентированный подход (личностно-ориентированная технология) предполагает тесное взаимодействие педагога и ребенка, проявление уважения к личности каждого ребенка, доброжелательное внимание к нему:

- обращаться с детьми ласково, с улыбкой, поглаживать, обнимать и т. д;

- стремиться установить доверительные отношения, проявлять внимание к их настроению, желаниям, достижениям и неудачам;

- поощрять самостоятельность в выполнении режимных процедур, учитывать их индивидуальные особенности (привычки, темперамент, предпочтение к той или иной пище);

- чутко реагировать на инициативу в общении, потребность в поддержке;

- слушать детей внимательно и уважением;

- вежливо и доброжелательно отвечать на вопросы и просьбы, обсуждать проблемы;

- успокаивать и подбадривать расстроенных детей, стремиться помочь в устранении дискомфорта;

- разговаривать с детьми, выбирать позицию «на уровне глаз»;

- в течение дня общаться не только с группой в целом, но и каждым ребенком индивидуально.

Находясь рядом с детьми, создавать условия для формирования положительных взаимоотношений со сверстниками:

- собственным поведением демонстрировать уважительное отношение ко всем детям;

- знакомя детей друг с другом, называть их имена, ласково поглаживать рукой ребенка руку сверстника, проявлять положительные эмоции, в то же время, не навязывая детям контакты, если они уклоняются от них;

- привлекать внимание к эмоциональным состояниям друг друга, собственным примером и предложениями побуждать детей к проявлениям сочувствия, жалости, чувства радости за другого;

- при организации совместных эмоциональных, подвижных, предметных игр помогать координировать свои действия, учитывать желания друг друга, выступать в качестве доброжелательного участника игр;

- стремиться разрешать конфликты между детьми в мягкой форме, без насилия и окриков, путем перевода их в позитивные формы взаимодействия или переключения внимания на другие виды деятельности или предметы;

- помогать овладевать речевыми способами общения: называть друг друга по имени, формулировать свои желания, просьбы, договариваться об очередности действий, благодарить за помощь и т. д.

Работая длительное время с детьми:

- не ограничивать естественный шум в группе (оживленную деятельность, игру, смех, свободный разговор);

- учить разговаривать спокойно, чтобы не мешать другим детям;

-служить примером спокойного общения: разговаривать с детьми спокойным, но не монотонным голосом.

В ходе воспитательно-образовательного процесса :

- учитывать возрастные возможности и интересы детей;

- организовывать образовательную деятельность в форме совместной игры;

- откликаться на любую просьбу ребенка о совместной деятельности и помощи;

- в ходе совместной игры или организованной образовательной деятельности находить время и возможность обратиться к каждому ребенку по имени, проявить заинтересованность к тому, что он делает, подбодрить, помочь справиться с трудным действием;

- организуя совместные игры или организованную образовательную деятельность, не заставлять участвовать в них всех детей;

- организовывать игры детей, стремясь заинтересовать ребенка сюжетом игры, вызвать у него желание играть;

- стараться пробудить инициативу, вовлекая ребенка в игру, предлагая и обсуждая с ним разные варианты развития сюжета с учетом его желания;

- проявлять интерес к самостоятельной игре детей, выражать одобрение, радоваться находкам, оригинальным действиям и высказываниям детей;

- помогать разнообразить игру ребенка ненавязчиво, не нарушая замысла,

- чаще пользоваться поощрением, поддержкой детей, чем порицанием и запрещением;

- порицания относить только к отдельным действиям ребенка, но не адресовать их к его личности;

- порицая действия ребенка, предлагать образец желаемого действия или средства для исправления ошибок;

-отмечать новые достижения ребенка в разных видах деятельности, обращать внимание на его новые возможности и способности: достижения ребенка не сравнивать с достижениями других детей, а лишь с его собственными;

- намеренно создавать ситуацию успеха, в которой ребенок достигает успеха.

Публикации по теме:

Личностно ориентированный подход в период адаптации С приходом в детский сад у ребенка начинается новый этап. Адаптация – это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский.

Личностно ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек «Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка и воспитывать и даже любить их нужно по-разному». Дошкольное.

Особенности ведущего типа восприятия информации как критерий индивидуального подход в обучении и воспитании дошкольников Консультация на тему: "Особенности ведущего типа восприятия информации, как критерий индивидуального подхода в обучении и воспитании дошкольников".

Игры, направленные на личностно-ориентированный подход детей дошкольного возрастаИгры, направленные на личностно-ориентированный подход детей дошкольного возраста Игры, направленные на личностно-ориентированный подход детей дошкольного возраста, Водяник Татьяны Васильевны Личностно-ориентированный.

Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» Консультация для воспитателей «Личностно-ориентированный подход в воспитании мальчиков и девочек» Цель: повышение педагогической и психологической.

Краеведческий подход в экологическом воспитании дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка детский сад «Бэпембэ» села Акъяр муниципального района.

Личностно ориентированный подход к детям в процессе образовательной деятельности Личностно- ориентированный подход – это такой подход, где во главу угла ставится личность ребёнка, её самобытность, самоценность, субъектный.

Личностно ориентированный подход к воспитанию в условиях Дома ребёнка Личностно-ориентированный подход к воспитанию в условиях дома ребёнка. Проблема личностно-ориентированного подхода является одной из главных.

Личностно-ориентированный подход в дошкольном образовании Личностно- ориентированный подход в дошкольном образовании. Шесть часов утра. Начало рабочего дня. Я в ожидании своих воспитанников. В.

Методические рекомендации «Личностно-ориентированный подход в ООД по речевому развитию дошкольника» Методические рекомендации «Личностно-ориентированный подход в ООД по речевому развитию дошкольника» Личностно-ориентированное обучение —.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Личностно-ориентированный подход в воспитании дошкольников
Опубликовано: 21 марта 2019 в 22:48
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД