Папки-передвижки

Мастер-класс для педагогов «Структура детского экспериментирования»

Галина Иконникова
Мастер-класс для педагогов «Структура детского экспериментирования»

Цель: знакомство со структурой организации детского экспериментирования и его видами : бескорыстное и утилитарное. Развивать интерес к организации детского экспериментирования.

Материал для экспериментов.

1. Свойства воды и магнита.

2 подноса с мелкими гвоздиками, мелкими кусочками пенопласта, камушками; 2 прозрачные ёмкости с водой, 1 прозрачная ёмкость пустая; магниты; б шт. одноразовых тарелочек; 2 тканевые салфетки.

2. Свойства магнита - передвигать предметы.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Структура детского экспериментирования“» размещена в разделах

Карточки с изображением дороги, цветные картонные машинки с приклеенной скрепкой с обратной стороны. Поднос с магнитами, цветные карандаши.

3. Знакомство с природным явлением — извержение вулкана.

Картина с изображением извергающегося вулкана; плоская тарелка, а на ней бутылочка, облепленная пластилином в виде конуса; указка.

Внутренность вулкана: 2 ст. л. сода, вода насыщенного красного цвета, немного средства для мытья посуды, лимонная кислота.

Выступление педагога. Современное дошкольное образование призвано обеспечить саморазвитие и самореализацию ребёнка, способствовать формированию познавательной активности и инициативы дошкольника. Одним из эффективных средств развития познавательной активности детей является экспериментирование.

Так что же такое детское экспериментирование? это практическая деятельность поискового характера, направленная на познание дошкольниками свойств, качеств предметов и материалов, связей и зависимостей явлений.

Рассмотрим примерную структуру занятия - экспериментирования :

1. Постановка исследовательской задачи в форме проблемной ситуации.

2. Уточнение правил безопасности в ходе осуществления эксперимента.

З. Выбор способа решения проблемной ситуации.

4. Организация самостоятельной экспериментальной деятельности детей (выбор оборудования и самостоятельное его размещение детьми в зоне исследования).

5. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.

Н. Н. Подъяков выделяет два вида детского экспериментирования :

1 БЕСКОРЫСТНОЕ - направлено на выяснение связей и отношений безотносительно к решению какой-либо практической задачи. В его основе лежит потребность в получении новых знаний, сведений об объекте (познание осуществляется ради самого процесса познания). Например, при знакомстве с водой выделяется её свойство - текучесть.

II УТИЛИТАРНОЕ направлено на решение конкретной практической задачи (процесс познания осуществляется с целью получения новых знаний, необходимых для достижения практического результата). Например, силу текучести воды превращают в электричество и пускают его по проводам.

В дошкольных учреждениях в большинстве случаев педагоги используют бескорыстный вид экспериментирования.

Сейчас приглашаю двух желающих принять участие в экспериментировании.

Свойства магнита и свойства воды.

у Самоделкина в мастерской беспорядок, перемещались все материалы. А ему нужно срочно ехать к Незнайке на строительство дома. Что Самоделкину нужно сделать, чтобы все быстро разложить по своим местам (по тарелочкам?

- Посмотрите, может быть какие либо предметы, находящиеся на столике Вам помогут в этом. (рассуждения, предположения).

- А как узнать, верны ли Ваши предположения? (нужно проверить) Проверяем.

Спасибо за участие.

Обращение к педагогам : «Какой вид экспериментирования Вы посмотрели? Бескорыстный или утилитарный?» (Утилитарный)

Почему Вы так думаете? (Использовалось свойство магнита притягивать предметы и свойства воды (пенопласт плавает, камешки опустились на дно).

Приступаем к следующему эксперименту : Использование свойства магнита - передвигать предметы.

Приглашаю двух желающих принять участие в экспериментировании.

Сегодня Вы принимаете участие в гонках на машинках. Но для

того, чтобы завелся мотор, Вы должны двигать машинку вперед, не дотрагиваясь до нее руками.

Подумайте, как это можно сделать? Может быть, какие-нибудь предметы, лежащие на столе Вам помогут? (Предположение).

-А как узнать, верны ли ваши предположения? (Нужно проверить) Итак, гонка начинается.

Спасибо за участие.

Обращение к педагогам : «Какой вид экспериментирования Вы посмотрели? Бескорыстный или утилитарный?» (Утилитарный)

Почему Вы так думаете (использовалось свойства магнита передвигать предметы)

Следующий эксперимент : Знакомство с природным явлением - извержение вулкана.

-Что изображено на картине? (Вулкан)

-А что Вы знаете о вулканах? (ответы)

Вулканы это конусообразные возвышения. У них есть отверстие, которое называется трубкой. Оно ведет с поверхности земли в подземные кладовые, где очень-очень горячо. И там находятся обломки крупных и мелких камней и много газов. И поэтому камни расплавляются и становятся жидкими и их называют вулканическими бомбочками. Когда происходит извержение вулкана, то из трубки выбрасывается горячая лава (это углекислый газ, который принимает участие в нашем дыхании) и поэтому мы видим пузырьки. Извержение вулкана может продолжаться от нескольких дней до нескольких недель.

Сейчас мы будем наблюдать извержение игрушечного вулкана. (Просмотр видеоролика)

Обращение к педагогам : «Какой вид экспериментирования Вы посмотрели? Бескорыстный или утилитарный?» (Бескорыстный). Почему Вы так думаете?

Уважаемые коллеги, хочу Вам напомнить, что прежде чем проводить с детьми эксперименты, нужно обязательно оговоривать правила безопасности.

В заключении хотелось бы сказать, что экспериментирование, развиваясь как деятельность, направлена на познание и преобразование объектов окружающей действительности, способствует расширению кругозора, обогащению опыта самостоятельной деятельности, саморазвитию ребенка, тем самым обеспечивает готовность к школе.

Публикации по теме:

Мастер класс для педагогов по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Цель: передача педагогом-мастером концептуальной и практической сторон собственной системы работы по профилактике детского дорожно-транспортного.

Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему: «Трудолюбивые помощники» 1сл. Чтение (пересказ) педагогом рассказа Е. Пермяка «Для чего руки нужны?» «Петя с дедушкой были большими друзьями и любили задавать друг.

Мастер-класс для педагогов и родителей. Ландшафтные скульптуры «Игрушки» для детского садаМастер-класс для педагогов и родителей. Ландшафтные скульптуры «Игрушки» для детского сада Уже несколько лет в нашем детском саду силами воспитателей и родителей оформляется участок. Скульптуры разные, из разного материала, и.

Мастер-класс для педагогов на тему «Лэпбук как форма совместной деятельности взрослого и детей» Введение Для того чтобы соответствовать современным требованиям, педагогам дошкольной образовательной организации необходимо постоянно учиться,.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

Мастер-класс для педагогов. Рисование на свободную тему и фантазию в технике «Граттаж»Мастер-класс для педагогов. Рисование на свободную тему и фантазию в технике «Граттаж» .

Мастер-класс для родителей «Звуковая структура речи» Мастер – класс «Формирование речевой компетентности у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО» Тема вступления: «Звуковая структура речи».

Мастер-класс «Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования» Мастер-класс "Внедрение в практику работы воспитателей ДОУ метода экспериментирования как средства развития познавательного интереса дошкольников».

Мастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возрастаМастер-класс по изучению живой и неживой природы с элементами экспериментирования для детей дошкольного возраста Тема: Кто такие насекомые? Цель: Расширять представления детей о насекомых, основных признаках, отличающих их от животных, развивать знания.

Мастер-класс по лэпбуку для педагогов на тему «Зимние виды спорта» Лэпбук – это портфолио или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Структура детского экспериментирования»
Опубликовано: 16 мая 2016 в 13:32
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД