Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Татьяна Одинцова
Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»

Цель мастер-класса - оказание помощи педагогам дошкольных учреждений в овладении технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

Задачи:

- совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей в вопросах экологической сказки;

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников“» размещена в разделах

- способствовать творческому поиску педагогов в создании условий для формирования положительно - эмоционального отношения к экологической сказке.

Ход мастер класса:

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Тема моего самообразования «Экологическое воспитание дошкольников», и в своем мастер-классе я постараюсь вас познакомить с технологией ознакомления детей с элементарными экологическими представлениями через экологические сказки.

В настоящее время, в условиях ухудшения экологического состояния нашей планеты экологическое воспитание детей дошкольного возраста является актуальным. Главная задача экологического воспитания в детском саду - научить ребенка заботливому отношению к природе, бережно распоряжаться богатствами природы, воспитать защитников природы. У дошкольников ещё преобладают сказочные представления о живой природе, поэтому особая роль в формировании экологической культуры ребёнка отводится экологической сказке. Чтение литературы, наблюдения на прогулке, обыгрывание экологических сценок способствуют формированию первых понятий о единстве человека и природы, помогают развить творческое воображение, ребенок учится лучше понимать окружающий его мир.

Игра с залом - на экране

Слайд 2

- Что общего между этими картинками?

Слайд 3 Экология

Слайд 4

- Что общего между этими картинками?

Слайд 5 Сказка

- как можно объединить эти два слова?

Слайд 6 Экологическая сказка

«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Эти слова мы знаем с детства. И, действительно, сказка не только развлекает, она воспитывает, знакомит ребенка с окружающим миром, добром и злом. С помощью сказки можно дать определенные знания детям. Причем, это происходит в ненавязчивой форме, а как бы исподволь. Например, в младшем возрасте, читая сказку «Репка», мы можем дать детям такое понятие как «организм и среда» (Что нужно для того, чтобы репка выросла? Нужна почва, семя, вода. Нужен уход за репкой). В среднем возрасте, рассказывая сказку «Заюшкина избушка», мы можем познакомить детей с состоянием воды - пришла весна, солнце стало припекать, ледяная избушка растаяла.

А для старших детей в сказке «Двенадцать месяцев», дается понятие о том, что в природе всё взаимосвязано между собой, что за зимой приходит весна, за весной лето и т. д.

Часто мы используем народные сказки, так как они во многом «экологичны»: в них отражается отношение людей к окружающему миру, взаимоотношение людей со средой обитания.

Экологические сказки помогают усвоить определенный материал. Например, если мы хотим выяснить, как наши дети усвоили информацию об обитателях почвы и их приспособленности к окружающей среде и друг к другу, мы придумываем короткую сказку, в которой встречаются крот и дождевой червяк. Как они будут себя вести, что делать?

Интересен такой прием работы со сказкой, как исправление ошибок. Дети с удовольствием слушают сказки и ищут неточности. Данный прием формирует у детей представление о причинно-следственных связях в природном комплексе.

Задание участникам мастер-класса

Найдите ошибки в сказке «Зимой в лесу»

Тихо зимой в лесу, только кое-где слышны голоса синиц и скворцов. Недавно выпал снег. Зеленые иголки елей и лиственниц выглядывают из-под нанесенного на ветки снега. Хорошо видно следы некоторых жителей леса. Вот пробежал заяц. А это чьи следы на просеке? "Это следы ежа", - сказал Петя. "Нет, это не ежик пробежал, а суслик", - возразила Маша.

Зима в лесу - любимое время для всех лесных жителей. Белки всю зиму спят в своих дуплах, медведи спрятались в берлоге. Из леса доносится равномерный стук - это дятел долбит шишки, вытаскивая из них семена. На

ветке густой ели виднеется чье-то гнездо. Кто же это насиживает яйца зимой? "Это сойка - сказал Петя, -Давайте ее поймаем.»

(на выполнение задания отводится 3 мин)

Ошибки:

1. Скворцы улетают в теплые края

2. Лиственница единственное хвойное дерево, с которого каждый год опадают иголки, а весной вырастают снова.

3. Ежи и суслики впадают зимой в спячку.

4. Белки в спячку не впадают.

5. Зимой появляются птенцы у клеста.

6. Нельзя ловить лесных птиц - в неволе они погибнут

Игра в группах.

Мне понадобятся 2 группы:

1 группа - вам необходимо дополнить уже существующую сказку, чтобы получилась экологическая, затем вы нам ее прочитаете.

Зайчик и Медвежонок

Эта история произошла в нашем лесу, а знакомая сорока принесла её мне на хвосте. Однажды Зайчик и Медвежонок пошли гулять по лесу…

(Они взяли с собой еду и отправились в путь. Погода была чудесной. Светило ласковое солнышко. Зверята нашли красивую полянку и остановились на ней. Зайчик и Медвежонок играли, веселились, кувыркались по мягкой зелёной травке.)

2группа - вам необходимо уже существующую сказку обыграть.

Экологическая сказка «Ежик и заяц»

(ведущий раздает текст и маски)

Ведущий: Жил был ежик. Как-то раз решил он прогуляться по лесу. День был очень пасмурный, шел дождь, но ежику это ничуть не мешало совершить утреннюю прогулку по родному лесу. Идет ежик, гуляет и вдруг ему навстречу бежит заяц.

Ежик: «Здравствуй зайчик! Ты почему такой грустный?»

Заяц: «Здравствуй ежик! А чему радоваться то, ты посмотри,какая погода, все утро дождь идет, настроение отвратительное».

Ежик: «Зайчик, ты представь, что было бы, если бы вообще не было дождя, а всегда светило солнце».

Заяц: «Было бы здорово, можно гулять, петь песни, веселиться»!

Ежик: «Ага,зайчик, как бы не так. Если не будет дождика, все деревья, трава, цветы, все живое засохнет и погибнет».

Заяц: «Да ну ежик, я тебе не верю».

Ежик: «А давай проверим»?

Заяц: «И как же это мы будем проверять»?

Ежик: «Очень просто, вот держи заяц букет цветов, это тебе подарок от меня».

Заяц: «Ой, спасибо ежик ты настоящий друг»!

Ежик: «Зайчик и ты мне подари цветы».

Заяц: «Да запросто, держи».

Ежик: «А теперь зайчик пришло время проверять. Сейчас мы пойдем каждый к себе домой. Я поставлю свои цветы в вазу и налью туда воду. А ты зайчик тоже поставь цветы в вазу, но воду не наливай».

Заяц: «Хорошо ежик.

Ведущий: Прошло три дня. Ёж как обычно вышел прогуляться по лесу. В этот день светило яркое солнце и согревало своими теплыми лучиками.

Гуляет он и вдруг навстречу ему заяц скачет.

Ежик: Зайчик, ты, что опять грустишь»? Дождь уже давно закончился, солнышко светит, птички поют, бабочки порхают. Ты должен радоваться».

Заяц: «Да чему ежик- то радоваться. Цветы, которые ты мне подарил, засохли. Мне так жалко, это же был твой подарок».

Ежик: «Зайчик, а ты понял, почему твои цветы засохли»?

Заяц: «Конечно, понял, я теперь все понимаю. Они засохли, потому что находились в вазе без воды».

Ежик: «Да дружок, все живое нуждается в воде. Если не будет воды, все живое засохнет и погибнет. А дождь - это капельки воды, которые падают на землю и питают все цветы, растения. Деревья. Поэтому нужно радоваться всему и дождику и солнышку».

Заяц: «Ежик, я все понял, спасибо тебе. Пошли вместе гулять по лесу и радоваться всему вокруг»!

Игра с залом

Произнести скороговорку :

«РОЕТ ЗЕМЛЮ СТАРЫЙ КРОТ, РАЗРЫВАЕТ ОГОРОД»

с разной интонацией (громко, тихо, быстро, медленно).

Для чего мы выполняли эти упражнения?

(для развития интонационной выразительности)

Первая группа зачитывает сказку залу.

Вторая проигрывает свою сказку.

Итак, мы с вами посмотрели и послушали сказки наших коллег, но какие же этапы работы с экологической сказкой мы можем с вами теперь выделить:

Слайд 7

1 Чтение сказок.

2 Составление новых или дополнение уже существующих сказок.

3 Театрализация сказок.

4. Исправление ошибок в сказках.

-Всем большое спасибо за работу. Мне было с вами легко и интересно работать. Я надеюсь, что каждый из вас открыл для себя что-то новое, увидел перспективы решения проблемы в личной и профессиональной деятельности, и возможно ощутил преимущества экологической сказки в воспитании детей.

Слайд 8

- Я хочу закончить наш мастер-класс словами Жана Жака Руссо:

«Вы - талантливы все»!

Список литературы:

1. Баринова Е. В. Учимся любить природу/Е. В. Баринова –Пособие для детских садов, Ростов - на -Дону Феникс,2014.

2. Фадеева Г. А. Экологические сказки /Г. А Фадеева. - Волгоград: учитель,2003.

3. Корнилова В. М Экологическое окно в детском саду /В. М. Корнилова- Воспитатель. Москва 2008.

4. Смирнова В. В. Тропинка в природу/В. В. Смирнова. - санкт- Петербург 2001.

5. Рыжова Н. А. Экологические рассказы, сказки и праздники/Н. А. Рыжова. - Москва 2002

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Метод проектов — эффективный путь к формированию экологической культуры детей дошкольного возраста Согласно новому закону «Об образовании в РФ» дошкольное образование, являются начальным звеном системы образования в нашей стране. Федеральный.

Еобходимость формирования экологической культуры дошкольников. Необходимость формирования экологической культуры дошкольников. Экологическое состояние нашей планеты и тенденция его ухудшения требуют.

Формы взаимодействия с семьями воспитанников в рамках формирования у дошкольников основ экологической культуры Большое значение в решении поставленных мною задач имеет взаимодействие между родителями и педагогами всего коллектива. Я думаю, вы со.

Консультация для педагогов «Аспекты формирования звуковой культуры речи» Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонетическую и орфоэпическую.

Мастер-класс для педагогов «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов: «Логоритмика как эффективный метод преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста». Цель: повышение.

Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников Опытническая деятельность как форма воспитания экологической культуры старших дошкольников. Воспитатель МАДОУ № 5» МОРЯЧОК» г. ГЕЛЕНДЖИКА.

Педагогический опыт «Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников» Изучение природы родного края как основа формирования экологической культуры дошкольников. Актуальность и перспективность опыта. В настоящее.

Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников» Семинар-практикум для педагогов «Некоторые аспекты формирования звуковой культуры речи у дошкольников»Козлова Наталья Витальевна Цель семинара:.

Воспитание социально-нравственной культуры дошкольников как основы для формирования гражданственности Воспитание социально-нравственной культуры дошкольников как основы для формирования гражданственности Чтобы заложить в годы детства основу.

Экологическое пространство дошкольной образовательной организации как условие формирования экологической культуры детей В традициях кочевнической культуры испокон веков заложен культ почитания Природы и составляющих ее сил, бережное и уважительное отношение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Экологическая сказка как метод формирования экологической культуры дошкольников»
Опубликовано: 13 апреля 2017 в 01:51
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД