Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов «Знакомство с основами читательской грамотности через технологию «Лэпбук»

Наталья Громова
Мастер-класс для педагогов «Знакомство с основами читательской грамотности через технологию «Лэпбук»

Мастер-класс для педагогов

«Знакомство с основами читательской грамотности

через технологию «Лэпбук»

Воспитатели: Сундеева Наталья Александровна,

Громова Наталья Александровна,

МБДОУ №22 «Журавушка»

г. Шарыпово, 2023 г.

Добрый день, уважаемые коллеги! Представляем вашему вниманию мастер-класс «Знакомство с основами читательской грамотности через технологию

«Лэпбук»

I Теоретическая часть:

Цель:

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Знакомство с основами читательской грамотности через технологию „Лэпбук“» размещена в разделах

повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения.

Задачи:

1. познакомить педагогов с возможностью использования технологии «лэпбук» для формирования основ читательской грамотности у детей дошкольного возраста;

2. упражнять педагогов в практическом использовании пособия «лэпбук»

Актуальность

Дошкольное детство – это именно то время, когда стоит приобщать ребёнка к книге. И речь идёт не столько об обучении чтению, сколько о формировании интереса к этому процессу, умение и желание работать с книгой, воспитание читательской культуры.

В дошкольном образовании мы говорим о закладывании основ читательской грамотности. Мы не ставим себе задачу воспитать грамотного читателя, наша задача воспитать грамотного слушателя (пассивного читателя).

И, не смотря на то, что читательскую грамотность сегодня мы считаем чем-то новым в дошкольном образовании, вот что об этом говорили в своё время известные педагоги новаторы и классики :

• «Быстрота чтения должна развиваться сообразно с быстротой понимания. Если дитя читает быстрей, чем может понимать, то значит оно читает бессознательно. Быстрота чтения придёт сама собой, вместе с развитием понимания; а в начале преподавания она не только ни к чему не пригодна, но даже вредна»

К. Д. Ушинский

• «Ребёнок должен научится говорить прежде, чем он может перейти к разумному чтению»

И. Г. Песталоцци

«Художественная литература – это союз волшебных звуков, чувств и дум»

А. С. Пушкин

Читательская грамотность - это умение человека понимать и использовать письменные тексты, анализировать, изучать их для решения жизненных задач, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Существует ряд методов и приёмов формирования основ читательской грамотности дошкольников :

1. Чтение педагогом по книге или наизусть, при котором происходит дословная передача текста.

2. Прослушивание записей народного творчества и просмотр видеоматериала.

3. Беседа по прочитанному, которая способствует более глубокому восприятию литературного текста детьми, выражению своего отношения к услышанному.

4. Чтение с продолжением, развивающее у детей устойчивый интерес к книге;

5. Разучивание стихотворений.

6. Чтение и рассказывание с использованием наглядного материала.

7. Проектная деятельность.

8. Самостоятельное обсуждение прочитанного в ходе которого дети могут делиться своими впечатлениями.

Формированию предпосылок читательской грамотности, а также развитию внимания, памяти, речевой активности, творческого воображения, познавательной мотивации способствует использование интерактивной тематической папки – Лэпбук.

Лэпбук - самодельная бумажная книжечка с кармашками, дверками, окошками, подвижными деталями, которые ребенок может доставать, перекладывать, складывать по своему усмотрению.

Лэпбук обеспечивает :

• построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка;

• разных видов детской деятельности (речевой, познавательной, игровой);

• возможность учитывать возрастные и индивидуальные особенности дошкольников (задания разной сложности);

• возможность выбора детьми материалов, видов работы, участников совместной деятельности и общения;

• компактное хранение (большое количество игр и заданий в одной папке);

• разнообразие и вариативность использования игровых заданий, возможность добавлять новые задания в «кармашки».

Требования к оформлению лэпбука :

Безопасность. Использованные материалы должны быть полностью безопасны и разрешены к применению в работе с детьми.

Прочность. При создании Лэпбука необходимо использовать такой материал, чтобы можно было пользоваться папкой много раз без потери качества.

Эстетичность. Яркое и красочное оформление поможет привлечь внимание и вызвать интерес дошкольников.

Информативность. Выбранная тема должна быть раскрыта максимально полно.

Доступность. Использованный материал должен быть доступен для понимания и не содержать большое количество текста.

Вариативность. Игровые и творческие задания должны раскрыть тему различными способами освоения информации.

Демонстрируемый нами лэпбук является учебным пособием, в котором представлен материал для разных возрастных групп, т. е. предполагается его использование в течение нескольких лет. В него вошло 23 дидактических упражнения разного уровня сложности.

1. Особое место в нём занимают мнемотаблицы.

В результате использования мнемотаблиц расширяется словарный запас детей, знания об окружающем мире, появляется желание пересказывать, а с опорой на зрительный образ, это сделать совсем не сложно.

2. Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке».

Задания развивают логическое мышление, активизируют речь, расширяют словарный запас.

3. Дидактическая игра «Чья книжка?»

Игра формирует знания детей об авторах детских произведений. В помощь педагогам лэпбук содержит краткие биографии представленных писателей и поэтов с перечнем написанных произведений.

4. Дидактические упражнения «Составь предложение» и «Назови действие».

Упражнения активизируют мыслительный процесс, речевую деятельность, расширяют словарный запас.

5. Дидактические упражнения «Составь слово» и «Лишняя буква».

Упражнения заставляют задуматься над произношением слов, букв, порядком их написания. В лёгкой игровой форме позволяют запускать процесс чтения и письма.

6. Лэпбук содержит вспомогательный материал – игры, позволяющие развивать

внимание, мышление, память, тренирует устный счёт, периферическое зрение, что также способствует дальнейшему приобщению детей к чтению.

К ним относятся дидактические игры «Лабиринты», «Таблицы Шульте», «Найди предмет», «Найди различия».

7. «Синквейн» — в переводе с французского означает «стихотворение из

пяти строк» (белый стих).

Применяется для активизации познавательной деятельности и как метод развития речи. С помощью синквейна может быть подведён итог какой-либо деятельности, проанализирован прочитанный текст или составлены загадки.

8. Лэпбук содержит и обычные загадки на тему сказок. Рекомендуем

интересоваться у детей, почему они в загадках дают тот или иной ответ.

9. «Ромашка Блума», «Кубики Блума» (приложением).

Инновационные методы, позволяющие добиться позитивных результатов в формировании мыслительной деятельности дошкольников, являются технологиями развития критического мышления. Умение мыслить критически – это не выискивание недостатков, а объективная оценка положительных и отрицательных сторон в познаваемом объекте. Работая в режиме данной технологии, воспитатель перестает быть главным источником информации, и, используя приемы технологии, превращает обучение в совместный и интересный поиск. Для детей дошкольного возраста более адаптирован именно кубик.

10. «Рассказ с дырками».

Работа с рассказами с дырками предполагает прочтение некоторого текста, по которому детям будут заданы вопросы с целью уточнения сути прочитанного. После непродолжительной беседы детям предлагается прослушивание того же текста, но воспитатель делает паузы в определённых местах, предлагая детям подсказать следующее слово в рассказе. Затем продолжает до следующей остановки и так до завершения текста.

Дети слушают, учатся анализировать прочитанное, развёрнуто отвечать на вопросы. Помогают воспитателю заполнять «дырки». Активизируется память, мышление, речь.

11. «Работа с текстами»

Упражнение содержит тексты из сборников Елены Матвеевой.

Это, как правило, небольшие рассказы или стихотворения, которые эмоционально насыщены и содержат диалоги. От возраста к возрасту размер текстов увеличивается. После прочтения (прослушивания) текста следуют вопросы, которые требуют от ребёнка небольшого анализа и развернутого ответа.

Небольшая справка.

Елена Матвеева – это педагог, филолог, методист, автор образовательных программ. Автор развивающей и художественной литературы для детей дошкольного возраста. Книги и пособия Елены Матвеевой побуждают интерес к чтению, формируют читательскую грамотность.

Среди них:

«Читаем с таксой Ламбой» – четыре небольших книжки-картинки для первого самостоятельного чтения.

«30 историй о таксе Ламбе. Книги для чтения вслух».

• Два комплекта тетрадей с творческими заданиями на формирование навыков смыслового чтения (слушания, развития речи и социальных компетенций.

Создание лэпбука обычно рассматривается как итог работы по какой-либо теме. На наш взгляд, мы только начали своё погружение, поэтому не останавливаемся. Работа будет продолжена.

II Практическая часть.

А сейчас, уважаемые коллеги, мы предлагаем вам попробовать выполнить несколько заданий из нашего лэпбука, и сделать это в виде игры – соревнования. Предлагаем вам разделиться на две команды. За победу в заданиях команда–победитель получает жетон.

Задание 1.

Знакомство детей с книгой чаще всего начинается со сказки. В нашем лэпбуке есть кармашек со сказочными персонажами, сейчас мы ими и воспользуемся. Участникам предстоит вытянуть одного из персонажей.

Задание: назвать как можно больше сказок, с этим сказочным героем. Побеждает команда, назвавшая большее количество сказок.

Задание 2.

Чтение любых произведений должно сопровождаться знакомством с автором. Поэтому сейчас игрокам предстоит выполнить следующее задание: соедините стрелками авторов с произведениями, которые они написали. Выигрывает команда, сделавшая задание без ошибок или с наименьшим количеством ошибок.

Задание 3.

Следующее задание связано с «Таблицами Шульте». К мольбертам пригашаются по одному игроку из каждой команды, по сигналу начинают находить числа от 1 до 16 – это разминка. Затем другой игрок находит числа от 1 до 25. Выигрывает тот, кто справился с заданием быстрее.

Задание 4.

Так как было сказано, что для детей дошкольного возраста больше адаптирован «Кубик Блума», воспользуемся именно им. Выбираем тему «Детский сад». Команды берут по одному кубику, и члены команды поочередно работают с каждой гранью.

(Если кто-то отказывается отвечать и передает кубик следующему игроку, то команде начисляется штрафной).

Задание 5.

Задание называется «Внимательный слушатель» (по рассказам с «дырками»). Ведущий зачитывает небольшой текст, а после этого командам выдается такой же текст, но уже с пропусками слов – «дырками». Выигрывает та команда, которая максимально точно заполнит пропуски.

Подводим итоги игры, определяем команду победителя.

III Рефлексия.

Итак, уважаемые коллеги, сегодня мы познакомили вас с использования технологии «лэпбук» для формирования основ читательской грамотности у детей дошкольного возраста и поупражняли в практическом использовании заданий из этого пособия. Надеемся, что каждый из, вас сегодня услышал и увидел что-то для себя полезное. Пришло время подвести итог. И мы предлагаем это сделать очередным заданием из нашего лэпбука.

Всем раздаются бланки с формой написания синквейна. Несколько участников мастер-класса зачитываю свой «белый стих».

А закончить наш мастер класс мы хотим словами Елены Матвеевой:

«Хотите, чтобы ребёнок читал с удовольствием? Забудьте слово «Надо!» Не делайте из детей учеников, играйте сами, играйте вместе с детьми, учитесь это делать весело и непринуждённо. Дайте детям свободу – в мыслях и словах, в выражении эмоций! И тогда огромный мир Литературы станет для ребёнка радостным, манящим, многогранным»

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Фотоотчет «Знакомство детей раннего возраста с ягодками и грибами» через продуктивную деятельностьФотоотчет «Знакомство детей раннего возраста с ягодками и грибами» через продуктивную деятельность Рисование и аппликация «Красная ягодка» Цели и задачи: учить детей рисовать ягоды методом «тычка» ватной палочкой; развивать чувство цвета;.

Фотоотчет «Знакомство детей с профессией медика» через сюжетно-ролевую игруФотоотчет «Знакомство детей с профессией медика» через сюжетно-ролевую игру «Поликлиника» Задачи: Вызвать у детей интерес к профессии врача. Воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость,.

Конспект занятия по финансовой грамотности (5–6 лет) «Знакомство с денежной единицей: Армения, Египет, Англия, Турция» Конспект НОД Подготовила: воспитатель 1 категории Сидоренко Ирина Евгеньевна Образовательная область: Интеграция образовательных областей:.

Консультация для родителей и педагогов «Знакомство с оперой через сказки А. С. Пушкина»Консультация для родителей и педагогов «Знакомство с оперой через сказки А. С. Пушкина» Уважаемые коллеги, здравствуйте. Предлагаю вашему вниманию консультацию для родителей и педагогов "Знакомство с оперой через сказки А. С. Пушкина".

Консультация и презентация для педагогов «8 сентября — Международный день грамотности»Консультация и презентация для педагогов «8 сентября — Международный день грамотности» История букваря 8 сентября отмечается международный день грамотности, праздник, который в нашей стране почему-то не имеет широкой огласки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Знакомство с основами читательской грамотности через технологию «Лэпбук»
Опубликовано: 10 февраля 2024 в 19:02
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД