Мастер-класс для воспитателей «Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в ходе сюжетно-ролевой игры»

Галина Геннадьевна Гребнева
Мастер-класс для воспитателей «Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в ходе сюжетно-ролевой игры»

Мастер класс

«Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в ходе сюжетно-ролевой игры»

Автор: Гребнева Галина Геннадьевна,

воспитатель первой категории

Цель:

Познакомить педагогов с методами и приёмами активизации познавательных интересов детей дошкольного возраста в ходе сюжетно-ролевой игры.

Этапы мастер-класса:

1. Вводное слово мастера;

2. Практические действия «Сюжетно-ролевые игры в разных возрастных группах»;

3. Этап моделирования “Создание модели сюжетно-ролевой игры «Зоопарк».

4. Этап. Рефлексия – игра «Весёлый зоопарк»

Материалы: атрибуты для игр

1. Вводное слово мастера.

Игра – самоценная деятельность для ребёнка-дошкольника. Она обеспечивает ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений. Игра позволяет достичь ребёнку полного эмоционального комфорта, общаться со сверстниками на равных.

Детская игра – это отражение реальной жизни, которую ребёнок ежедневно познаёт. Хоть в игре и всё «по- нарошку», эмоции и чувства играющего ребёнка реальные. Ребёнку обязательно нужно играть в ролевые игры, потому что ролевая игра – это

- путь освоения навыков общения,

- обогащения чувств малыша,

- мощное средство познания окружающего мира.

Для того, чтобы игра стала интересной и увлекательной, ребёнку необходимо иметь огромное количество знаний.

Задача взрослого – побудить детей играть так, чтобы она вызвала у детей желание узнавать новое об окружающем мире.

Работу по развитию ролевой игры я начала в 1 младшей группе.

Цель: способствовать развитию познавательной активности детей через развитие навыков сюжетно-ролевой игры.

Цель достигалась через решение следующих задач:

- развивать взаимодействие детей в игре с игрушками, со взрослыми, сверстниками.

- формировать навыки ролевого поведения, учить связывать сюжетные действия с ролью.

- развивать познавательную активность, любознательность.

- развивать речевые коммуникации, творческие способности, воображение.

2 этап. Практические действия.

Мастер: Я предлагаю вам всем побыть сейчас ребятами 2-3 лет. В 1 младшей группе необходимо перевести детей от предметных действий с игрушками к ролевым действиям.

Игра «Угощение»

Цель. Развитие умения у детей реализовывать игровой замысел.

Игровой материал. Предметы-заместители, игровая посуда, игрушечные собачки, пушистый воротник.

Подготовка к игре. Чтение и обсуждение рассказа Н. Калининой «Помощники».

Игровые роли. Повар.

Ход игры. 1-й вариант игры. Действия педагога направлены на детей.

Педагог спрашивает у ребят: «Кто хочет играть со мной? Приглашаю играть всех. Сейчас я буду печь вам булочки. Испеку булочки – буду вас кормить. Видите, у меня много теста в кастрюле». Показывает большую детскую кастрюлю, «Булочек много получится, всем хватит». Воспитатель рассаживает детей так, чтобы им были видны его действия. «Из чего я буду готовить тесто? Нальём молока, насыпаем муку (делает действия понарошку). Вот как много теста получилось. (наполненяет кастрюлю деталями строительного материала – желтыми или красными полусферами, кирпичиками). «Возьму большой лист (крышка коробки от настольно-печатной игры). Буду класть на него булочки. Эту булочку делаю Валюше Покатаю, покатаю тесто, готова булочка для Валюши. А эту булочку сделаю для Кирюши (называя имена детей, педагог удерживает их внимание на себе). Теперь их можно печь в духовке». «Все булочки уже испеклись» .«Как вкусно пахнут. Сейчас понарошку попробую одну». Воспитатель показывает, как это надо делать в игре, говорит, что они вкусные, сладкие. Затем угощает каждого ребенка. Спрашивает детей, понравились ли им булочки. Предлагает детям в следующий раз испечь пирожки. «А с чем можно испечь пирожки? Спросите у своих мам и бабушек, какую начинку лучше положить в пирожок, чтобы получилось вкусно.

2-й вариант игры. Игровые действия детей направлены на воспитателя.

Воспитатель предлагает детям: «Давайте, ребята, будем играть. Очень хочу поиграть с Ромочкой, с Виталиком. «Я как будто пришла с работы. Устала. И голова что-то болит. Не могу. даже приготовить себе еду. А есть очень хочется. Кто мне, ребятки, приготовит что-нибудь покушать?». Ребята отзываются на просьбу воспитателя. «Посмотрите, сколько у меня продуктов, целый ящик. Что же вы мне приготовите? Вот в ящике лежит капуста и морковка (показывает зеленый шарик и красный конус). Что из них можно сварить? Да, сварите вкусный суп. Я знаю, Маша умеет суп варить. Машенька, сваришь мне суп? Вот тебе овощи: капуста и морковка. Вот плита (большой кубик, перевернутая коробка). А кастрюльку сама найдешь, ладно? Саша, сваришь мне картошку? А сколько здесь ягод! Что из ягод сварим? Хороший компот получится! Кто сварит мне компот?».

После этого педагог помогает каждому индивидуально приготовить «еду», показывает детям не более одного двух игровых действий по приготовлению еды.

Затем воспитатель продолжает: «У кого готова еда, может меня покормить. Я уже руки вымыла и за стол села».

После кормления воспитатель выражает благодарность всем детям.

Затем воспитатель завершает игру: «Я уже так наелась, что не могу съесть всю кашу, которую ты сварил, Алеша. Еще половина кастрюли осталась. Покорми кашей зайку.»

Мастер: Во второй младшей группе я учила детей ролевому взаимодействию со сверстниками и умению отображать в игре знания об окружающем мире, которые дети получают в ходе образовательной деятельности.

Игра «Поездка в лес». Цель. Обучение детей ролевому взаимодействию.

Игровой материал. Стулья, фуражки машиниста и проводника, кассира, иллюстрации деревьев.

Подготовка к игре. Наблюдение на прогулке за транспортом, экскурсия на вокзал. Чтение стихотворений и рассказов о транспорте. Изготовление из строительного материала машины, самолета, парохода, поезда, лодки, автобуса и др.

Игровые роли. Машинист, проводник, кассир, пассажир.

Ход игры

Воспитатель приглашает детей в увлекательное путешествие на поезде. «Я хочу съездить в лес и полюбоваться на красивые лесные деревья. Вы не хотите со мной?» Он ставит друг за другом 3—4 стульчика-вагончика и предлагает занять места в поезде. Дети берут дополнительные стульчики, пристраивают их к уже поставленным, и вот — длинный поезд готов к путешествию. «Кто поведёт поезд? Да машинист. Коля, ты будешь машинистом? Вот тебе фуражка. Кто будет помогать пассажирам в вагоне? И т. д.. Во время поездки воспитатель обращает внимание детей на воображаемые картинки за окном: «Смотрите, смотрите! Вот мы в лес приехали. Как много деревьев. (показывает иллюстрацию ёлки) Какое это дерево? Расскажите про неё.» (затем показывает иллюстрации берёзы, осины, рябины) «Ребята, не все деревья нам знакомы. Надо нам про них узнать, книги почитать. Ну, а теперь мы возвращаемся домой. Приехали. Куда поедем в следующий раз? А сейчас пойдём на прогулку, поищем около садика деревья, которые мы видели в лесу, рассмотрим их и поговорим про них.

Мастер: В средней группе я учила детей многоплановой игре и совместно с этим учила самостоятельно передавать в игре имеющиеся знания, систематизировать их и закреплять.

Игра «Ежиха»

Цель. Развитие у детей способности принять на себя роль животного и вести себя в соответствии с принятой ролью.

Подготовка к игре. Знакомство с отличительными признаками ежа и ежат по картинкам, иллюстрациям. Чтение стихов и рассказов про ежа и ежат.

Игровые роли. Ежиха, ежата, лиса.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям поиграть и берет на себя роль ежихи: «Я буду ежихой. Какая я? У меня колючие иголки и длинненький носик, на конце с черной пипочкой. Лапки у меня хоть и маленькие, но бегаю быстро. А где я живу? Живу я в норке. Умею прятаться от лисы. Как я это делаю? Свернусь в клубок — ни головы, ни ножек не видно и лежу себе на лесной тропинке. (Можно показать иллюстрацию, где лиса пытается лапой дотронуться до свернувшегося в клубочек ежа). Она ходит, ходит вокруг меня и никак не может меня схватить. Клубочек-то весь в острых иголках. Лиса даже лапой боится до меня дотронуться. Вот только плохо – живу я одна. Нет у меня ежат. Скучно мне. Кто хочет быть моим ежонком? Вот сколько у меня ежат. Пойду я добывать для вас еду. Что ёжики любят кушать? Да червячков, жучков, корешки. А вы, ежата, живите дружно. Лиса появиться, знаете что делать. (уходит в сторону, предлагает кому-либо из детей стать лисой и подойти к ежатам, а сама наблюдает за игровым взаимодействием детей и при необходимости корректирует их словесными указаниями. Затем возвращается к ежатам в образе ежихи. Если лиса ещё не ушла, прогоняет её иголками.) «А вот и мама пришла, пора обедать» (продолжает игру в соответствии с предложениями детей. Игра продолжается до тех пор, пока у всех детей не пропадёт к неё интерес. По возможности воспитатель передаёт свою роль ежихи кому-либо из детей, а сама становится пассивным наблюдателем)

3 этап. Моделирование. Создание совместной игры.

Мастер. Методов и приёмов развития детской игры и повышения их познавательной активности я использую множество. Я вам сегодня показала только несколько из них. Но я знаю, что все здесь присутствующие – люди талантливые и опытные, умелые педагоги. И сейчас мы все вместе сможем продемонстрировать их друг другу. Давайте поиграем в игру «Зоопарк». Я вам предлагаю игрушки с лесными и экзотическим животными. Если вам в ходе игры, которую вы нам продемонстрируете, потребуются ещё какие-либо атрибуты, вы можете использовать предметы-заместители. Решите сами, в какой группе вы будете играть – старшей или подготовительной. А через несколько минут мы с вами поиграем.

4 этап: Рефлексия.

Мастер: Уважаемые слушатели. Я надеюсь, что сегодня вы получили массу положительных эмоций. Это видно из той сказки, которую мы вместе с вами придумали. Если это действительно так, то я предлагаю вам выбрать картинку с тем животным, повадки которого, на ваш взгляд, передают ваши впечатления от нашей с вами встречи. Спасибо вам за сотрудничество! Успехов в вашей интересной и творческой работе!

Публикации по теме:

Неделя сюжетно-ролевых игр.Неделя сюжетно-ролевых игр. У нас в группе прошла неделя сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру -деятельность отражательна. Основой сюжетно-ролевой.

Памятка для воспитателей «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ» Сюжетно-ролевая игра Развитие символической функции мышления, формирование плана действий, построение воображаемой ситуации; Активный способ.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Мастер-класс для воспитателей «Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности в ходе сюжетно-ролевой игры»
Опубликовано: 7 февраля 2014 в 13:14
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны. (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по не традиционной техники рисования с детьми старшей группы.
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Театализованное новогоднее представление для детей
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....