Папки-передвижки

Мастер-класс «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет»

Надежда Макарычева
Мастер-класс «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет»

Цель: Совершенствовать знания и умения родителей о формировании КГН у детей раннего возраста.

1. Выступление воспитателя «Формирование КГН – основа здоровья детей»

2. Анкетирование родителей «Навыки самообслуживания»

3. Выступления родителей о формировании КГН у детей дома.

4. Игра для активизации родителей «Список прилагательных»

5. Алгоритм умывания и одевания/раздевания детей в фотографиях.

Публикация «Мастер-класс „Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет“» размещена в разделах

6. Игра с родителями «Продолжи предложение»

7. Просмотр видеозаписи «В гостях у феи Чистоты».

8. Рефлексия. Памятки для родителей.

1. Выступление воспитателя «Формирование КГН – основа здоровья детей»

В настоящее время, когда здоровье выступает главной жизненной ценностью, как считают М. А. Павлова, М. В. Лысогорская, становление здоровьесберегающей компентентности с самого раннего детства – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Анализ сложившийся ситуации показал, что здоровье детей действительно вызывает беспокойство (обследование детей проводилось сотрудниками Российской медицинской академии под руководством к. м. н. Л. Г. Голубевой). Гигиеническое воспитание — основа санитарной культуры, необходимое условие формирование у детей установки на здоровый образ жизни в будущем.

По мнению к. п. н. Л. Г. Нисканена самые прочные привычки, как полезные так и вредные, формируются в детстве. Если у ребенка не сформированы навыки по уходу за своим телом в возрасте “тщательности и педантизма” (2-4 года, в дальнейшем восполнить этот пробел нелегко. Поэтому важно с самого раннего возраста воспитывать у ребенка полезные для здоровья навыки, закреплять их, чтобы они стали привычками.

Для ребенка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыком начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расческа с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щетка, носовые платки, щеточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам :

• мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

• умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

• принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом – и перед дневным сном;

• мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);

• подмываться перед сном и после сна, если проснулся мокрым;

• полоскать рот после приема пищи (с двух лет);

• пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

• пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);

• пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора - двух лет);

• ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);

• не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего детства);

• мыть ноги перед сном.

2. Анкетирование родителей «Навыки самообслуживания»

Критерии самообслуживания Самостоятельно С помощью взрослого

Следит за собой (опрятность)

Старается быть аккуратным в быту

Может кушать самостоятельно

Может пользоваться носовым платком

Может раздеваться

Может одеться

Складывает свои вещи

Может убрать за собой игрушки

Моет и вытирает руки

Ходит в туалет

Просит ли помощи если что-то не получается?

3. Выступления родителей о формировании КГН у детей дома.

Выступления родителей:

Бухранова Ю. А. – о формировании навыка умывания у ребенка дома,

Февралева Е. Н. – о формировании навыка одевания-раздевания.

4. Игра для активизации родителей «Список прилагательных»

Предлагается каждому родителю назвать прилагательные или определения культурно-гигиенических навыков. Родителям задается вопрос: «Каким вы видите ребенка владеющего навыками самообслуживания?» Родители предлагают качества и характеристики соответствующие их представлениям (чистым, аккуратным, ухоженным и т. д.). Далее рассматривается каждое прилагательное или определение в отдельности и совместно выносится решения каким путем можно этого достичь.

5. Алгоритм умывания и одевания/раздевания детей в фотографиях.

Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

• разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз) ребенка;

• подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;

• прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;

• положите в ванной коврик (решетку, чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Учим умываться.

• Завернуть рукава одежды ребенка.

• Проверить температуру воды.

• Намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга. Можно поиграть: «Чьи это лапки? Лапки-царапки? Нет, это ручки! Чьи это ручки? Да, моей внучки (дочки!» и т. п.

• Смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям.

• Вымыть лицо, называя каждую его часть. Учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха.

• Еще раз обмыть водой руки ребенка.

• Закрыть воду.

• Снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом.

• Насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются.

Предложить посмотреть в зеркало: «Вот какой ты стал чистенький и красивый!»

6. Игра с родителями «Продолжи предложение»

Каждому родителю предлагается продолжить предложение : Мой ребенок умеет …. (назвать те качества которыми обладает ребенок).

7. Просмотр видеозаписи «В гости к фее Чистоты».

8. Рефлексия. Памятки для родителей.

Памятка для родителей

• Старайтесь поддерживать стремление к самостоятельности ребенка.

• Поощряйте, хвалите, своего ребенка даже за небольшие достижения.

Навыки самообслуживания прививаются быстрее, если взрослый покажет и прокомментирует на примере, как, что и в каком порядке делать.

• Нельзя торопить ребенка с выполнением какого-либо действия, надо дать ему возможность выполнять все спокойно, самостоятельно.

• Если у малыша что- то не получается не спешите ему на помощь, пока он этого не попросит.

• Старайтесь всегда поддерживать активность и эмоциональный настрой ребенка.

• В процессе воспитания используйте потешки, стишки, личный пример.

• Старайтесь использовать игровую ситуацию.

• Всегда придерживайтесь доброжелательного эмоционального настроя.

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания «Формирование навыков самообслуживания в младшем дошкольном возрасте» Конспект родительского собрания во второй младшей группе на тему : ” Формирование навыков самообслуживания в младшем дошкольном возрасте”.

План работы по самообразованию «Развитие самостоятельности в группе раннего возраста» Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Задачи: 1. Повысить собственный уровень знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет»
Опубликовано: 10 апреля 2015 в 13:53
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД