МААМ-картинки

Мастер-класс «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники»

Anna Belaya
Мастер-класс «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники»

Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с картинками,

и он их усвоит на лету».

К. Д. Ушинский

Цель:

Повышение профессиональной компетенции педагогов в области современных педагогических технологий (прием мнемотехники)

Задачи:

1. познакомить педагогов с технологией мнемотехники;

Публикация «Мастер-класс „Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники“» размещена в разделах

2. оказать информационную и методическую поддержку воспитателям дошкольных организаций по данной теме;

3. обобщить, распространить практические рекомендации по данной проблеме.

На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В своей практике отмечаю, что у детей наблюдается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. Снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания (забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий).

В решении этой задачи мне помогают приемы мнемотехники.

Мнемоника (греч. — искусство запоминания)

МНЕМОТЕХНИКА – система специальных приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемоническое запоминание состоит из четырех этапов:

• кодирование в образы,

• запоминание (соединение двух образов,

• запоминание последовательности,

• закрепление в памяти.

Мнемотехника помогает развивать :

• ассоциативное мышление;

• зрительную и слуховую память;

• зрительное и слуховое внимание;

• воображение.

Примером может служить всем знакомая фраза

«Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан», которая помогает запомнить цвета радуги.

Для того чтобы выработать у детей с самого раннего возраста определенные навыки и умения, в обучающий процесс вводятся так называемые мнемотаблицы (схемы).

Мнемотаблица – это схема, в которую заложенная определенная информация.

Работа по мнемотаблице состоит из пяти этапов:

1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2. Преобразование из абстрактных символов в образы.

3. Пересказ с опорой на символы (образы).

4. Делается графическая зарисовка мнемотаблицы.

5. Таблица воспроизводиться ребенком при ее показе ему.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план - схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

В современных условиях быстро меняющей жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими.

Сейчас я предлагаю вам поучаствовать в составлении мнемотаблицы при разучивания стихотворения С. Маршака «Апрель» (вызвать желающих на мастер-класс)

Послушайте его:

На дворе звенит капель,

по полям бежит ручей,

на дорогах лужи. Скоро выйдут

муравьи после зимней стужи.

Пробирается медведь сквозь

лесной валежник. Стали птицы

песни петь и засцвел подснежник.

Вопросы: Какое время года описал С. Маршак в своем стихотворении? Какой месяц? Какие слова в тексте были непонятными и сложными?

Обсудить непонятные слова: валежник, пробирается, стужа.

– Перед вами листы бумаги и карандаши. Предлагаю рисовать вместе со мной. Рисуем схематично.

– Что мы можем нарисовать к этому слову

Следующее слово – …. И т. д.

– Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. Послушайте стихотворение еще раз и сравните его со своими рисунками. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение. Вам понравилось?

Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

– Хотелось бы отметить, что детям очень нравится рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ. Прежде чем, перейти к мнемотаблицам я рекомендую использовать мнемоквадраты и мнемодорожки.

Мнемоквадраты - это понятные изображения, которое обозначают одно слово, словосочетание или простое предложение;

Мнемодорожки – это квадрат из 3-4 картинок, по которым можно составить небольшой рассказ из 2-3 предложений.

– Еще мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему можно описать любую профессию, одежду, сезонные изменения, рассказать сказку. Также с помощью схемы можно составить рассказ о любимой игрушке, животном, времени года.

– Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала вам сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать как в работе, так и в домашней игротеке. Это очень интересно и увлекательно!

Рефлексия:

Раздаю каждому участнику по три воздушных шарика (бумажных) разного цвета.

- Эта корзинка сейчас пуста, я хочу чтобы она наполнилась воздушными шариками, которые отражают ваше настроение и ваше впечатление от моего мастер-класса.

Красный шарик – вам понравилось; зеленый – не понравилось; желтый понравилось, но есть замечания. А еще я прошу, когда вы будете опускать шарик в корзинку, поделиться, что вы взяли полезного для себя и что можете предложить по данному вопросу.

Спасибо за работу.

Публикации по теме:

Опыт работы «Развитие связной речи и памяти у детей с ОВЗ с использованием мнемотехники»Опыт работы «Развитие связной речи и памяти у детей с ОВЗ с использованием мнемотехники» Наш детский сад компенсирующего вида посещают дети с ОВЗ. Из большого опыта работы с такими детьми, педагоги ДОУ наблюдают следующие речевые.

План самообразования «Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники» Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования. Иванова Ирина Сергеевна.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»[/b] Сценарий мастер - класса Тема: «Использование.

Мастер-класс «Технология кроссенс как средство развития связной речи детей дошкольного возраста» Цель: повышение компетентности педагогов через использования инновационных технологий речевого развития дошкольников. Задачи: 1. Раскрыть.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Формирование связной речи у детей среднего возраста с использованием приемов мнемотехники. План самообразования План самообразования Тема самообразования: «Формирование связной речи среднего возраста с использованием приемов мнемотехники по сказкам».

Использование мнемотехники для развития связной речи и обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста СЛАЙД 1 Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи и обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста».

Развитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования наглядного метода — мнемотехникиРазвитие связной речи детей дошкольного возраста посредством использования наглядного метода — мнемотехники МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 3 «ЖУРАВУШКА» Стендовый доклад "Развитие.

Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Сообщение из опыты работы «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с использованием метода мнемотехники» Приемы мнемотехники.

Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники»Консультация «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста посредством мнемотехники» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Дебесский детский сад №1» Опарина Анна Станиславовна Воспитатель подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с использованием мнемотехники»
Опубликовано: 15 мая 2018 в 18:03
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД