Папки-передвижки

Использование мнемотехники для развития связной речи и обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста

Наталья Нагорная
Использование мнемотехники для развития связной речи и обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста

СЛАЙД 1

Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи и обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста»

МБДОУ детский сад №26

Воспитатель Нагорная Наталья Евгеньевна

СЛАЙД 2

Мнемотехника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Итак, что же такое современная мнемотехника?

Публикация «Использование мнемотехники для развития связной речи и обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Это возможность накапливать в памяти большое количество точной информации. Это мощная тренировка внимания и мышления.

Как работать с мнемотаблицами и мнемодорожками?

СЛАЙД 3

Мнемотаблица — это схема, в которую заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления, перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы, развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

СЛАЙД 4

Мнемодорожка – это несколько схематичных рисунков, расположенных линейно. Используя приёмы наложения и приложения, дети выкладывают из мнемоквадратов мнемодорожки, а следовательно, составляют предложения, сочиняют небольшие сказки, рассказы.

СЛАЙД 5

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Если же он будет пытаться выучить и запомнить то, что не подкреплено наглядной картинкой, нечто абстрактное, то на успех рассчитывать не стоит. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность. Более того, приемы мнемотехники в результате грамотной работы воспитателя приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слова в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.

Поэтому перед нами встала задача научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

В дошкольном возрасте преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Развитие памяти неразрывно связано с развитием мышления. Способность мыслить развивается в процессе накопления знаний. Ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы.

Развивать память - значит обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника.

Приёмы мнемотехники облегчают запоминание у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни.

Особенность методики применение символов, а не изображений. Символы максимально приближены к речевому материалу. Например, для обозначения домашних птиц и животных используется дом, а для обозначения диких — ёлка.

СЛАЙД 6

На основании анализа научной литературы можно выделить следующие методы в работе с технологией мнемотехники :

1. Системный - технология мнемотехники используется ежедневно в системе обучения и воспитания;

2. Личностный - с учетом возможностей и потребностей каждого ребенка;

3. Деятельностный - развитие ребенка происходит в деятельности, он «читает» предложенные воспитателем схемы, таблицы и составляет свои;

4. Диалогический - процесс обучения происходит в форме диалога;

5. Культурологический - ребенок расширяет словарный запас, развивает связную речь, учится грамматически правильно говорить;

6. Информационный - ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и воспроизводит информацию об окружающем мире.

СЛАЙД 7

Правила при работе с мнемотехникой :

1. Занятия проводить по принципу - от простого к сложному начиная от мнемоквадратов и постепенно переходить к мнемоцепочкам.

2. Таблицы и схемы должны быть цветными, так ребенку будет веселее и легче.

3. На одной схеме или таблице число квадратов не должно превышать девять, так как это предельно допустимый объем для дошкольника.

4. Не использовать более двух мнемосхем в день, а повторное рассмотрение должно быть только по желанию ребенка.

5. Желательно периодически менять тематический аспект иллюстраций – это дополнительно стимулирует развитие визуального мышления и детской логики.

Для младших групп в детском саду обычно применяются простые карточки — мнемоквадраты. Это яркие одиночные изображения, которые могут обозначать какое-то слово, словосочетание, характеристику предмета или образ действия. После усвоения простых карточек воспитатель усложняет задание, предлагая ребенку готовую мнемодорожку — квадрат из 4 картинок. «Прогуливаясь» по ним, ребенок учится составлять простой рассказ в два-три предложения.

СЛАЙД 8,9,10,11,12

Картинки с изображением последовательных действий начинают применять в младшей группе ДОУ. На них могут быть изображены процессы мытья рук ( например: кран, вода, руки, полотенце, одевания или сервировки стола. Проговаривая все названия картинок, малыши запоминают последовательность действий и процессов. Благодаря этому они начинают легче ориентироваться в окружающей обстановке, усваивают правила общения и поведения.

Примером мнемотехники в ДОУ могут быть таблицы, построенные на изображении последовательности процессов умывания, мытья рук, одевания, сервировки стола. Маленькому ребенку сложно запомнить весь алгоритм действий, придуманный взрослыми, поэтому наглядные картинки, расшифрованные на занятиях и самостоятельно пересказанные, позволят ребенку, каждый раз подходя к умывальнику или шкафчику с вещами, легко воспроизвести этапы.

Еще один пример использования мнемотехники – разучивание стихов, когда каждой фразе или строчке соответствует своя картинка. Ребенок очень быстро запоминает стихотворение, если может его увидеть.

Реализация методики мнемотехники в практической работе с детьми младшего дошкольного возраста, приводит к положительным сдвигам в речевом и общем умственном развитии детей. У детей формируется высокая культура речи, повышается точность, связность и выразительность речи. Ребенок начинает уместно употреблять средства художественной выразительности в собственной речи. Вместе с тем, уточнения средств формирования и выражения мысли становится важным стимулом развития высших речевых форм его мышления. Замена текста символами является эффективным средством развития у детей творческих способностей, умения обобщать полученную информацию, связно и образно говорить. Мнемотехника развивает не только связную речь, но и способствует психологическому раскрепощению ребенка, устраняет боязнь высказывания, вырабатывает смелость и уверенность в собственных силах.

Благодаря перестройке мнемических процессов, ребенок уже в младшем дошкольном возрасте с помощью воспитателя может ставить перед собой цели (запомнить, припомнить) и стремится их достичь. В процессе работы у детей развивается умение анализировать, выделять в предметах свойства, признаки, сравнивать обобщения, объединять объекты по признакам, классифицировать на основе обобщения, устанавливать смысловые связи. Дети учатся излагать тексты связно, последовательно, полно, без искажения, пропусков и повторений. Совершенствуется умение детей эмоционально, с различными интонациями передавать диалоги действующих лиц, использовать в пересказах смысловые ударения, паузы, определенные художественные средства, характерные для сказок. Повышается самостоятельность детей : они учатся пересказывать сказки и рассказы без помощи вопросов воспитателя.

СЛАЙД 13

Использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить её.

СЛАЙД 14

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование моделирования и мнемотехники как средство для развития связной речи. Старшая группа Методическая разработка на тему: «Использование моделирования и мнемотехники как средства для развития связной речи и памяти дошкольников».

Дидактические игры для развития словарного запаса глухих и слабослышащих детей младшего школьного возрастаДидактические игры для развития словарного запаса глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста Дидактические игры для развития словарного запаса глухих и слабослышащих детей младшего школьного возраста (в условиях группы продленного.

Использование сказки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее.

Использование мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР Использования мнемотехники для развития речи у детей дошкольного возраста с диагнозом ОНР. Мнемотехника – это система методов и приемов,.

Консультация для педагогов «Игры на обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста» Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста. Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой.

Опыт работы «Использование мнемотаблиц для развития речи детей младшего и дошкольного возраста» Анализируя результаты реальной ситуации в речевом развитии современных дошкольников, педагоги наблюдают тревожную тенденцию: -Ограниченность.

Перспективный план работы по развитию связной речи с использованием мнемотехники для детей старшего дошкольного возраста октябрь 1. «Живые слова». Познакомить детей с мнемотаблицей. Обогащать словарный запас, развать долговременную память и логическое мышление.

Презентация «Обогащение словарного запаса у детей младшего дошкольного возраста через игры и игровые упражнения» Речь играет в жизни человека огромную роль. Она служит для общения, передачи информации и опыта, регуляции поведения и деятельности. В дошкольном.

Проектная образовательная работа. Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста Проектная образовательная работа тема: «Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста (ТОЛЗ) в соответствии.

Реализация технологии обогащения лексического запаса детей дошкольного возраста в соответствии с ООП ДОв ДОО Технологическая карта работы со словом-доминантой «Шоколад» Этап Цель Дидактическое содержание Методические приемы 1 Этап ознакомления Знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники для развития связной речи и обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 5 апреля 2018 в 21:04
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД