МААМ-картинки

Мастер-класс «Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ — РТВ.»

Лилия Манышева
Мастер-класс «Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ — РТВ.»

Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ – РТВ.

2 слайд:

Целью моего мастер-класса является - знакомство педагогов с технологией ТРИЗ. При подготовке мастеркласса я ставила перед собой следующие задачи:

Показать виды и способы игры «Да-нет»;

Повысить компетентность педагогов в сфере инновационных технологий.

Слайд 3: (инф-я о ТРИЗ)

Публикация «Мастер-класс „Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ — РТВ,“» размещена в разделах

Дошкольник в силу своей возрастной специфики – искатель. Его внимание всегда направлено на то, что ему интересно. Поэтому стремление к повышению качества подготовки детей к школе привело к созданию увлекательных для малышей средств и форм обучения.

Мы, педагоги, стараемся использовать среди современных инноваций в дошкольном образовании именно те методики и технологии, которые не только результативны, но и увлекательны. Этим и объясняется возросший интерес к ТРИЗ- технологии в дошкольном образовании.

Слайд 4:

Я использую в своей работе с детьми элементы ТРИЗ с сентября 2014 года, предварительно в августе я посетила семинар Т. А. Сидорчук к. п. н. в г. Энгельсе, а уже в октябре я побывала в г. Ульяновск на стажировочной площадке международного уровня в детском саду «Волгарик».

Я стараюсь реализовывать главное кредо этой технологии : "Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, чтобы при минимуме затрат достичь максимального эффекта" (Г. С. Альтшуллер).

Поэтому основной задачей я ставлю не сообщение новых знаний, а обучение способам самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.

Например, мы очень любим составлять загадки и часто играем с ребятами в игру «Да- нетка», на которой я бы сегодня хотела заострить ваше внимание.

Слайд 5: (суть игры)

Пожалуй, нет ни одного человека на Земле, который на том или ином жизненном этапе не принимал участие в игре «Да - Нет».

Подрастающему человеку необходимо умение ориентироваться в пространстве и эти задачи стоят во всех без исключения программах воспитания и обучения детей дошкольного возраста. А мне эту задачу помогает решить игра «Да – нетка», суть которой сводится к разгадке некоторой тайны. Один человек загадывает – другой или другие отгадывают. Загадать можно любой предмет, явление, произведение искусства и т. д. Отгадку же можно найти при помощи вопросов. Задавать вопросы - не такая легкая задача, как кажется на первый взгляд. Вопрос должен быть поставлен в такой форме, чтобы можно было ответить "Да" или "Нет". Отсюда и название игры.

Слайд 6: «Почему да-нетка»?

Возможно, Вас заинтересует вопрос «Почему я выбрала эту игру?», а я Вам отвечу, как я уже говорила ранее дошкольников всегда интересует раскрытие тайны и поиски неизвестного, также игра «Да- нет» развивает умение ориентироваться в пространстве и предусматривает не перебор вариантов, а целенаправленную систему сужения поля поиска, поэтому игры «Да - Нет» столь популярны в детском сообществе. Также эта игра не требует материальных затрат, играем мы исключительно с подручным материалом.

Этот метод помогает детям находить существенный признак в предмете, слушать и слышать ответы других, точно формулировать свои мысли, т. к. для того чтобы угадать, какой предмет находится у ведущего, можно на поставленный детьми вопрос отвечать только «да» или «нет».

Слайд 7: (виды игры)

В ТРИЗ технологии существует несколько видов игр «Да – нет» на освоение пространства, поговорим о каждом из них:

Слайд 8:

1. Игра «Да – нет» с использование линейного пространства :

В играх «Да - Нет»с использованием линейного пространства объекты (предметы, картинки, цифры, буквы и др.) выстраиваются в линию горизонтально, вертикально или удаленно. В случае, когда используются цифры или числа, это дает возможность детям освоить математические термины, порядковый счет. Ребенок начинает различать большее и меньшее число, выделять середину числового ряда, осваивать промежуточные числа и т. д. Вводятся понятия «до», «после», «между», «перед»; «предыдущая», «последующая», «серединная», «крайняя» цифра (число).

Начинать осваивать разные виды пространства нужно в ходе игры «Да – Нет» с объектами. Используются термины «право – лево», «дальше – ближе», «выше – ниже», «серединный объект».

Таким образом, игры на освоение линейного пространства делятся на два вида :

игры «Да – Нет» с использованием цифр и чисел, (фото)

игры «Да – Нет» с использованием предметов. (фото)

Слай 9:

2. Игра «Да – нет» на плоскости:

Игры «Да – Нет»на плоскости учат детей ориентировке на плоскости. Сужение поля поиска происходит в двухмерном пространстве, поэтому оно проходит через понятия «правая – левая», «верхняя-нижняя», «дальняя-ближняя» части плоскости; центр, угол и сторона плоскости.

Объекты могут находиться как на вертикальной, так и на горизонтальной плоскости. В качестве объектов могут опять же использоваться геометрические фигуры, предметы, картинки, числа, буквы и др.

Слайд 10:

3. Игра «Да – нет» в объемном пространстве :

Игры «Да - Нет» в объемном пространстве учат детей ориентироваться в трехмерном пространстве. Это может быть поиск объектов в шкафу, коробке, комнате. Поэтому в ней актуальны такие понятия как: «правая-левая», «верхняя-нижняя», «передняя-задняя» части комнаты; центр, угол и стороны объемного пространства.

В каждом случае, как мы уже могли заметить, применяется своя терминология, характеризующая пространственные ориентировки.

Слайд 11: «С чего начать?»

А сейчас, уважаемые педагоги, я хотела бы предложить Вашему вниманию видеофрагмент того, как мы играем с ребятами в «Да-нетку» и предлагаю Вам тоже попробовать сыграть в эту игру.

Слайд 12: Горизонтальная игра.

Слайд 13: Плоскостная игра.

Слайд 14: Ожидаемый результат.

Слайд 15: Рефлексия.

Слайд 16: «Спасибо за внимание».

Заключение

Кому понравилось и кто будет использовать игру в своей работе – поставьте пожалуйста красную стрекозу на магнитную доску. Кому понравилось, не будет использовать в своей работе поставьте желтую стрекозу, кому не понравилось – поставьте синюю.

Я вижу, что многим понравился мастер-класс Я рада, спасибо за внимание.

Публикации по теме:

Формирование речевого творчества у детей старшего дошкольного возраста посредством использования технологии ТРИЗ и РТВ Для детей дошкольного возраста большое значение имеет формирование и развитие монологической речи как важнейшего условия полноценного усвоения.

Формирование творческого мышления и изобретательности старших дошкольников с помощью приёмов и методов ТРИЗ Маляшок Ю. А., МАДОУ детский сад комбинированного вида № 123, г. Мурманск, Россия «Если мы хотим научиться думать, то прежде должны научиться.

Индивидуальный план самообразования «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ» Индивидуальный план самообразования «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников на основе приемов ТРИЗ» Актуальность темы: Малыш.

Мастер-класс использование ТРИЗ — технологий в МБДОУ «Золотой ключик» Уважаемые педагоги сегодня мы с Вами отправимся в увлекательное путешествие на планету ТРИЗ. Но перед тем как отправиться в это путешествие.

Мастер-класс «Развитие познавательной активности старших дошкольников методами ТРИЗ» Мастер – класс на тему: «Развитие познавательной активности старших дошкольников методами ТРИЗ» Цель мастер-класса: практическое освоение.

Мастер-класс. Пластилиновые куклы на основе пластиковых бутылок «Времена года»Мастер-класс. Пластилиновые куклы на основе пластиковых бутылок «Времена года» Пластилин чудесный материал послушный, тёплый, хорошо держит форму, не требует особой точности ведь ошибку всегда можно исправить. Для.

Мастер-класс для воспитателей по формированию навыков творческой деятельности детей посредством элементов ТРИЗ Метод Маленьких Человечков Программное содержание: Познакомить присутствующих педагогов с некоторыми методами ТРИЗ-технологии, используемых.

Мастер-класс «Применение методов и приёмов ТРИЗ в формировании коммуникативной компетентности у старших дошкольников» Цель:знакомство педагогов с инновационной технологией ТРИЗ и её применением для формирования коммуникативной компетентности у старших дошкольников.

Мастер-класс для педагогов «Волшебные буквы ТРИЗ» Проект мастер класс «Волшебные буквы ТРИЗ» Воспитателя СП ГБОУ СОШ №1 с. Приволжье д/с «Теремок» Рубцовой И. Н. Цель мастер-класса: практическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Формирование у дошкольников пространственного ориентирования на основе технологии ТРИЗ — РТВ.»
Опубликовано: 30 января 2016 в 19:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД