Получи документы

Мастер-класс «Игры на развитие фонематического слуха» (11 фото)

Евгения Шальнова
Мастер-класс «Игры на развитие фонематического слуха»

Мастер-класс для педагогов

Тема: «Игры на развитие фонематического слуха»

Подготовил: Учитель-логопед Шальнова Е. Ю.

Цель: повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования и развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста.

Задачи:

- систематизировать знания воспитателей;

Публикация «Мастер-класс „Игры на развитие фонематического слуха“» размещена в разделах

- дать рекомендации по использованию игр и игровых упражнений, для развития фонематических процессов.

Оборудование: музыкальные инструменты, ширма, шумовые мешочки, фишки, картинки. Видео показ фрагмента занятия с использованием игр на развитие фонематического слуха.

Что такое фонематический слух? Как вы его развиваете у детей?

Фонематический слух – это способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух обеспечивающий восприятие фонем данного языка.

Фонематический слух - важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Умение слышать каждый отдельный звук в слове, четко выделять его от рядом стоящего, знать из каких звуков состоит слово – является важнейшей предпосылкой для правильного обучения грамоте.

У детей формирование фонематического слуха происходит при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривании слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются различные признаки фонем.

Работа по развитию у детей фонематического слуха строится по классической системе. Эта работа состоит из шести этапов.

1 этап. На этом этапе в процессе специальных игр и упражнений развиваем способность узнавать и различать неречевые звуки. Это также способствует развитию слухового внимания и памяти (без чего невозможно успешно научить детей дифференцировать фонемы).

Игра «Кто услышит больше звуков?», «Назови звуки групповой комнаты», «Жмурки с колокольчиком», «Чей голос?», «Песенки насекомых», «Звуки транспорта» и др.

2 этап. На протяжении данного этапа учим дошкольников различать высоту, силу тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

Игры «Далеко — близко», «Эхо», «Кто как кричит» и т. д. Значительная часть работы приходится на долю музыкального руководителя.

3 этап. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу, «Угадай словечко», «Найди пару».

4 этап. Различаем слоги, начинаем работу с игры «Запомни, повтори», постепенно усложняя задания. Вначале детям предлагается воспроизвести слоговые ряды

а) со сменой ударного слога, (та'-та-та, та-та'-та и т. д.);

б) с первым согласным и разными гласными звуками (та-то-ту, па-по-пу и т. д.);

в) с общим гласным и разными согласными (та-ка-па);

г) с согласными звуками, различными по звонкости и глухости (сначала по два слога (па-ба, затем по три слога (па-ба-па);

д) с согласными звуками, различными по мягкости - твердости (па-пя);

е) с наращиванием стечения согласных звуков (па - тпа, та - пта);

ж) с общим стечением двух согласных звуков и разных гласных (пта-пто-пту-пты);

з) со сменой позиций согласных звуков в их стечении (пта-тпа, кта - тка);

Упражнения на воспроизведение согласных звуков особенно сложны для детей с нарушением слоговой структуры, но зато их выполнение создает базу для коррекции этого нарушения речи.

5 этап. Учим различать фонемы родного языка. Начинаем с дифференциации гласных звуков. На данном этапе используем символы для обозначения звуков: гласные - А - большой круг, О - овал, У - маленький кружок и т. д. Сначала выделяем гласный звук из потока звуков, затем в словах. Далее выделяем согласные звуки из потока звуков, слов. Так же используем символы согласных звуков.

6 этап. Задачей последнего этапа является формирование у детей навыков элементарного анализа.

а) сначала учим детей определять количество слогов в слове и отхлопывать двух-и трехсложные слова;

б) анализ гласных звуков («Положи столько кружков, сколько услышишь звуков»);

в) выделяем первый гласный звук в словах, последний звук в словах. После этого приступаем к анализу согласных звуков. («Назови последний звук в слове», «Назови первый звук в слове», «Где звук?», «Назови звуки по порядку в слогах» (обратный слог); «Определи, какой звук тянем в середине слова», «Назови звуки по порядку» .

Продолжительность процесса формирования фонематического слуха зависит от индивидуальных особенностей ребенка и его патологии. Самое главное — определить, какой этап развития фонематического слуха нарушен и строить работу в соответствии с этим.

По моему мнению, благотворное влияние на развитие фонематического слуха оказывают систематические занятия с ребенком. В организации и проведении этих занятий принимают участие и педагоги и родители.

Коррекционная работа не будет достаточно эффективной при отсутствии взаимодействия с родителями. Поэтому на первом родительском собрании объясняем родителям, зачем нужно учить ребенка слушать?

Во-первых, для того, чтобы развить тот самый речевой слух, который необходим для успешного овладения всеми другими видами речевой деятельности: говорением, чтением, письмом.

Во-вторых, чтобы полноценно воспринимать информацию, которая держится в чьей-то устной речи, включая настроение, отношение говорящего к сообщенному.

Объясняем, что родители могут помочь своему ребенку сделать первые шаги в осознании звуковой структуры слов. Рекомендуем игры по формированию звукового анализа, и объясняем, что надо четко представлять последовательность работы и не перескакивать через этапы.

Придавая огромное значение развитию фонематического слуха, современная начальная школа обращает немалое внимание и на формирование фонематического слуха. Обучение в начальной школе требует умения слушать с разными целевыми установками: понять и запомнить новую информацию, своевременно и правильно выполнить задание, оценить услышанное, И наша работа по формированию ФС помогает решить эти задачи.

Игры на развитие фонематического звука

I этап

Игра "Узнай, что звенит (гремит)"

Цель: развивать способность узнавать и различать неречевые звуки; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Ход игры: На столе несколько коробочек (баночек) (или звучащих игрушек). Предлагаем малышу внимательно послушать и запомнить, какой звук издает каждый предмет. Затем закрываем предметы ширмой (или завязываем глаза) и просим отгадать, какой из них сейчас звенит, шуршит или гремит.

II этап

Игра "Громкие подсказки".

Цель: развивать способность различать неречевые звуки; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Ход игры: Взрослый прячет игрушку, которую ребенок должен найти, ориентируясь на силу ударов в барабан (бубен, хлопки в ладоши и т. д.). Если малыш подходит близко к тому месту, где спрятана игрушка, - удары громкие, если он удаляется - тихие.

Игра "Близко - далеко".

Цель: развивать способность различать неречевые звуки по силе и тембру; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Ход игры: Взрослый издает различные звуки. Ребенок учится различать, где гудит пароход (у-у-у) - далеко (тихо) или близко (громко). Какая дудочка играет: большая (у-у-у низким голосом) или маленькая (у-у-у высоким голосом).

Игра "Узнай по голосу".

Цель: развивать способность различать неречевые звуки по силе, высоте и тембру; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Ход игры: Перед ребенком картинки с изображением домашних животных и их детенышей - коровы и теленка, овцы и ягненка и т. п. Каждое звукоподражание взрослый произносит то низким голосом (корова, то высоким (теленок). Малыш, ориентируясь на качество и высоту звука одновременно, находит соответствующую картинку (например, изображение коровы или теленка).

Дидактическое упражнение "Три медведя".

Цель: развивать способность различать речевые звуки по тембру; способствовать развитию слухового внимания и слуховой памяти.

Ход упражнения: Меняя высоту голоса, попросить малыша отгадать, кто говорит: Михайло Иванович (низкий голос, Настасья Петровна (голос средней высоты) или Мишутка (высокий голос). Если ребенок затрудняется назвать персонаж по имени, пусть покажет изображение на картинке.

III этап

Игра "Слушай и выбирай".

Ход игры: Перед ребенком картинки с предметами, названия которых близки по звучанию. Взрослый называет 3-4 слова в определенной последовательности, ребенок отбирает соответствующие картинки и расставляет их в названном порядке.

Игра "Правильно-неправильно".

Ход игры: Взрослый показывает ребенку картинку и громко, четко называет то, что на ней нарисовано, например: "Вагон". Затем объясняет: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Вагон - вакон - фагон - вагон - факон - вагом" и т. д.

IV этап

Игра "Что лишнее".

Ход игры: Вы произносите ряд слогов, меняя последний, а малыш говорит, что лишнее (па-па-па-ба). Можно усложнять игру, вводя ошибочные слоги в середину или начало, изменяя гласные буквы (ба-ба-бо-ба, га-ка-ка-ка).

Игра "КузовОК"

Цель игры: развивать фонематический слух; учить подбирать слова, которые оканчиваются на «ок».

Материал: красивая коробочка или корзинка, фишки.

Ход игры: Ведущий показывает «кузовок» и говорит: «Это волшебный кузовок, мы будем складывать туда все слова, которые заканчиваются на «-ОК», я кладу в кузовОК яблОК мешОК, а вы, что положите в кузовок?». Далее «кузовок» передаётся по кругу и каждый играющий называет слово, заканчивающееся на –ок, если слово названо правильно, играющий берёт себе фишку. Выигрывает тот, кто больше всего соберёт фишек. (IV этап- дифференциация слогов)

Игра "Одинаковые или разные".

Ход игры: Ребенку на ушко говорится слог, который он повторяет вслух, после чего взрослый либо повторяет то же, либо произносит противоположный. Задача малыша угадать, одинаковые или разные слоги были произнесены.

Постепенно в течение этого периода ребенок должен овладеть умением различать все оппозиционные звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, фрикативные и взрывные, твердые и мягкие.

V этап

Игра "Угадай-ка".

Ход игры: У ребенка картинки с изображением волка, девочки, мышонка, лося, медведя, штангиста. Взрослый объясняет: "Волк воет: у-у-у", "Девочка плачет: а-а-а", "Мышонок смеется: и-и-и" «Медведь сердится ээээ», Лось зовет товарища «оооо», Штангист поднимая штангу произносит «ыыыы». Просим ребенка поднять картинку, соответствующую произносимому взрослым звуку.

Дидактическое упражнение "Живые звуки, слоги"

Цель игры: формировать у детей умение синтезировать отдельные звуки (слоги) в слово.

Ход игры: Вызываем детей и говорим им, кто в какой звук превратится. Например:

Миша, ты превращаешься в первый звук, слова «бублик».

Катя, ты становишься последним звуком слова «моль».

Оля, ты главный звук «и».

Вера, ты второй звук слова «дно»

Дети-звуки называет каждый свой звук. Остальные - догадываются, какое слово получилось.

VI этап На завершающей ступени в системе развития фонематического слуха учим ребенка делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, уметь "отхлопывать", "отстукивать" ритмический рисунок дву- и трехсложных слов. На этом этапе дети способны определять количество гласных звуков при слитном произнесении (один, два или три гласных звука: а, ау, оуи, аэа). Например, игра "Сколько звуков?", ребенок должен отложить на столе столько палочек, сколько звуков услышал. Полезными на данном этапе будут игры "Собери урожай" или "Слоговые домики".

Дидактическое упражнение "Звуковые прятки"

Цель игры: развитие фонематического слуха; развитие внимания

Материал: мяч.

Ход игры: Ведущий загадывает звук, который играющие будут искать в словах, например, звук «о». А затем, бросая мяч играющим произносит разные слова, например, «кошка», «стул», «почта», «сок», «карандаш» и т. д. Играющий, которому бросают мяч, должен внимательно прослушать слово и, если в этом слове есть нужный звук, то он ловит мяч, если нет – отбивает. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибётся.

Мастер-класс «Игры на развитие фонематического слуха»
Фото «Игры на развитие фонематического слуха»
Мастер-класс - фото
Мастер класс для педагогов Тема Игры для детей Игры на развитие фонематического слуха Подготовил Учитель логопед Шальнова Е Цель повышение профессиональной компетентности воспитателей в вопросе формирования и Развитие ребенка Материалы для педагогов развития фонематических процессов у детей дошкольного возраста Задачи систематизировать знания воспитателей Публикация Мастер класс Игры на развитие фонематического слуха размещена в разделах Игры для детей Развитие ребенка Материалы для педагогов Развитие фонематического слуха Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший мастер класс декабрь дать рекомендации по использованию игр и игровых упражнений для Развитие фонематического слуха развития фонематических процессов
Публикации по теме:

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Разноцветный коврик» .

Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду»Дидактическая игра по развитию фонематического слуха «Построим пирамиду» Задачи: -Развивать у детей фонематический слух. -Совершенствовать умение делить слова на слоги, определять их количество. -Чётко произносить.

Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы»Дидактическая игра для развития фонематического слуха «Волшебные цветы» Предлагаю дидактическую игру для развития фонематического слуха. Известно, что фонематический слух формируется к 5 годам. В этом возрасте.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Игры на развитие фонематического слухаИгры на развитие фонематического слуха Умение различать фонемы без визуализации букв, определение звукового состава слова называется фонематическим слухом. Этот навык лежит в.

Игры на развитие фонематического слуха Красный – белый Цель. Нахождение звука в словах, воспринятых на слух. Оборудование. По два кружка на каждого ребёнка (красный и зелёный).

Консультация для родителей и воспитателей на тему «Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и воспитателей на тему: " Развитие речевого слуха у детей дошкольного возраста" При развитии речевого слуха работа.

Приёмы развития фонематического слуха у детей на подготовительном этапе при формировании произношения Логопедическое воздействие при формировании правильного произношения предусматривает несколько этапов. На подготовительном этапе ведётся.

Развитие речевого слуха у детей раннего возрастаРазвитие речевого слуха у детей раннего возраста «Как помочь ребенку заговорить?», сегодня мне хочется поделиться о том, с чего необходимо начинать и какую работу проводим мы по развитию.

Звук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слухаЗвук: как его услышать? Последовательность занятий с детьми по развитию фонематического слуха Чаще всего несформированность фонематического слуха отражается в виде нарушений звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует.

Автор публикации:
Мастер-класс «Игры на развитие фонематического слуха»
Опубликовано: 17 декабря 2019 в 07:49
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД