Лучший педагог года

Мастер-класс «Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ»

Татьяна Глущенко
Мастер-класс «Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ»

Что такое альтернативная коммуникация?

Альтернативная коммуникация –это любая форма языка помимо речи, которая облегчает социальную коммуникацию для ребенка.

PECS – система альтернативной коммуникации с помощью обмена карточек, которая изначально была создана для детей с РАС. Но как оказалось, эта система подходит абсолютно всем детям, у которых трудности с речью и общением.

Публикация «Мастер-класс „Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ“» размещена в разделах

Цель системы PECS – целенаправленное, самостоятельное инициируемое общение. Под общением понимается взаимодействие как минимум двух людей, заключающихся в обмене информации. Общение может осуществляться разными способами. Мы можем разговаривать, жестикулировать, обмениваться письменными сообщениями.

С другой стороны, есть вербальные дети, которые владеют довольно большим набором слов. Они могут цитировать эпизоды из мультфильмов и фильмов, знать песни, но при этом не понимать значение произносимых слов и не уметь попросить самого элементарного.

Это использование слов, нельзя назвать общением, так как оно не несет за собой цели получить реакцию от собеседника. Таких детей так же нужно учить общаться, то есть учить использовать речь функционально.

Система PECS направлена в первую очередь на обучение детей функциональной коммуникации. Важно помнить, что многие дети с РАС, избегают использование речи, так как она не имеет для них функционального значения. Вместо этого они могут кричать, орать, толкать руку взрослого к интересующему его предмету. Как только дети начинают использовать функциональную коммуникацию при помощи карточек пекс, у них появляется стимул начать использовать речь, так как у неё появляется своя функция.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Изначально обучение строится на основании обмена – карточки на желаемый предмет. Сначала мы должны определить, что нравится ребенку, т. е. с чего мы будем начинать обучение навыку просьбы.

Просьба является наиболее мотивационным способом общения, так как сразу подкрепляется получаемым результатом.

Как определить, что нравится ребенку?

Оценка подкрепляющих стимулов

Во-первых, заполняем «список предпочтений», в котором перечисляем 5 -10 пунктов, относящихся к каждой категории. ПОМНИМ: ЗДЕСЬ УКАЗЫВАЮТСЯ ТОЛЬКО ТЕ ПРЕДМЕТЫ/места/занятия, которые нравятся ребенку (не нравятся- только для последней категории).

Далее, на основании заполненной таблице предпочтений и не посредственного наблюдения, мы проводим формальную оценку подкрепляющих стимулов, чтобы определить, какие предметы ребенок любит больше всего. Для этого мы составляем иерархию поощрений.

Здесь мы будет наблюдать за конкретными реакциями ребенка. В случае, если: ему предлагают предмет, как он будет реагировать: тянется или отталкивает, что он делает с предметом (играет или просто держит). Как реагирует, если пытаются забрать предмет (не отдает, или нет реакции).

Предмет предлагают снова (отказывает или берет, играет) Затем отдаем предмет ребенку и смотрим на его последующие действия, что он делает с предметом держа его в руках.

Теперь обратим внимание на те предметы, которые ребенок взял, те, на попытки отобрать которые он негативно отреагировал, а также предметы, которые он съел или с которыми начал играть, когда их ему вернули.

•Предлагаем ребенку несколько предметов (2-4 за раз) из этой группы. Смотрим, к какому предмету ученик тянется первым, повторяем процедуру несколько раз.

•Убираем наиболее предпочитаемый предмет (к которому ребенок тянулся чаще всего). Предлагаем оставшиеся предметы плюс один новый. Продолжаем предлагать группы предметов и убирать наиболее предпочитаемые.

Продолжайте предлагать группы предметов и убирать те, которые выбирались чаще всего, пока не определится набор из 3-5 «наиболее предпочитаемых предметов.

Предлагайте предметы, оказывающие наибольшее подкрепляющее действие, и повторяйте вышеуказанную процедуру, пока не сможете определить, какой предмет является первым, какой- вторым, и какой –третьим по предпочтительности.

Подобную процедуру нужно проводить постоянно. Так как предпочтения и вкусы меняются часто.

Но может быть и ситуация, когда ребенок ник чему не тянется. Здесь может быть несколько причин

1. Ребенок может не уметь тянуться: нужно научить этому ребенка;

2. Ребенка могли научить, что тянуться нельзя: также необходимо отучить ребенка от этой модели поведения;

3. Ребенку действительно не интересны предметы: в таком случае стоит пробовать различные сенсорные воздействия – свет, звук, объятия, вибрирующие игрушки, колючие мячики и т. д.

Этапы освоения PECS

Внимание! Время прохождения каждого из этапов зависит от конкретного ребенка и может занимать от одного ознакомительного занятия до не скольких тренировочных занятий.

1 этап «Как» осуществлять общение

Конечная цель: увидев наиболее «предпочитаемый предмет», ребенок берет карточку с изображением этого предмета, дотягивается до собеседника и кладет карточку ему в руку.

Ребёнку предоставляется лишь одна карточка, так же на этом этапе ребенок лишь учиться просить желаемое.

Требования к этапу:

1. Участие двух педагогов.

2. Вербальные подсказки не использовать.

3. Использование одной карточки.

4. Следует стараться создавать 30-40 ситуаций, в которых у ребенка возникает необходимость что-то попросить.

5. Используйте различные типы подкрепляющих стимулов: пища, игрушки и др.

6. Подбирайте карточки такого размера, который соответствует моторным возможностям ребенка.

Задачи собеседника:

1. привлечь внимание ребенка: «Мм, смотри, какая у меня вкусная конфета!», можно пошуршать упаковкой для убедительности;

2. как только ребенок возьмет в руки карточку, протянуть раскрытую ладонь, куда ребенок должен положить карточку;

3. когда карточка окажется в его руке, Собеседник должен в течение полусекунды произвести обмен карточки на мотивационный предмет, похвалить ребенка за выполненное действие и назвать предмет, который получает ребенок.

Похвалить ребенка за выполненное действие и назвать предмет. Который получает ребенок. Не заставлять ребенка проговаривать название предмета.

Задачи помощника:

1. Дождаться проявления инициативы со стороны ребенка; (например, протянутая к предмету рука).

2. Помочь ребенку обменять карточку на предмет;

3. Постепенно отменить подсказку.

Изначально Помощник с помощью полной физической подсказкой («рука в руке», помогает ребенку проделать все действия для обмена карточки на предмет: Взять карточку, протянуть руку с карточкой по направлению к раскрытой руке Собеседника; Положить карточку в руку Собеседнику.

Затем постепенно происходит отменна физической подсказки. Постепенно уменьшаем физическую помощь, оказываемую ребенку. Отменяя физической подсказки происходит с конца цепочки, то есть сначала ребенок учиться класть карточку в руку собеседника, потом протягивать карточку, и в самом конце брать карточку со стола.

Очень важно, чтобы в момент пробы, желаемый предмет был действительно интересен ребенку, для этого даем ребенку не сколько секунд (10/15) поиграть с этой игрушкой, а затем забрать предмет, и снова повторить пробу.

Как только ребенок теряет интерес на предмет, то необходимо поменять на более мотивационный.

Если ребенок проявляет нежелательное поведение: кричит, орет, дерется, плачет то прекращаем занятие.

Желательно, чтобы собеседник и помощник менялись местами. Тогда ребенок будет одновременно учиться просить у двух разных людей.

Ещё один важный момент. На первом этапе оптимально вводить столько карточек, сколько было выявлено мотивационных предметов в ходе исследования.

2 этап Расстояние и настойчивость

Конечная цель: ребенок подходит к альбому для занятий, берет из него карточку, подходит к педагогу, привлекает его внимание кладет карточку в руку педагога

Задачи:

1. самостоятельно научить ребенка привлекать внимание нужного ему человека.

2. Брать карточки из коммуникативного альбома (книги)

3. Перемещаться до коммуникативной книги и до собеседника.

Требования к этапу:

1. Не использовать вербальные подсказки.

1. использование многих картинок, но каждую по очереди.

2. часто проводить оценку подкрепляющих стимулов.

3. работа с различными собеседниками.

4. создавайте большое количество возможностей для спонтанных просьб.

5. Навык, которую подкрепляем на этом этапе - передвижение.

Шаг 1. Откреплять карточку с обложки коммуникативной книги.

Шаг 2.Увеличение расстояние между педагогом и ребенком.

Шаг 3.Увеличение расстояния между ребенком и коммуникативной книгой. Поэтому важно дифференцировать поощрение, получаемое ребенком, в случае, когда он произносит слово, либо когда он молча указывает на карточки-Не требуем говорить

Желательно не позволять ребенку класть карточки на шаблон в неправильном порядке (блокировать неверную реакцию и предоставлять подсказку, если же это все-таки происходит, то нужно расположить карточки верно до того, как шаблон будет повернут к ребенку для чтения. Если такая ошибка происходит часто, то нужно возвращать карточки и шаблон обратно в книгу, притворяясь, что вы не понимаете, что хочет ребенок. Когда подобная стратегия не срабатывает, обучаем ребенка правильно складывать предложение при помощи подсказок, но предоставляем поощрение в меньшем объеме, чем, если бы ученик сам правильно нас попросил.

На этом же этапе мы можем учить ребенка просить сразу несколько предметов, например, ребенок хочет сразу, печенье и молоко. И что бы не просить два раза, он может дать шаблон

Когда ребенок свободно использует альтернативную коммуникацию, можно научить его использовать слово или символ, означающий союз «и»: «Я хочу печенье и молоко».

Еще один важный навык, которому стоит научить ребенка на данном этапе – это воспринимать отказ, например, когда нет возможности предоставить ему то, что он просит (например, закончилась любимая еда, а возможности сходить в магазин нет). Есть несколько вариантов, как это можно сделать: - сказать: «Нет!»: это, наверное, самый сложный способ, и реакция ребенка будет негативной, если же реакция будет адекватной (спокойное восприятие отказа, то ребенка необходимо за это поощрить;

- показать ребенку пустую упаковку (пакетик из под конфет, упаковку из-под сока и т. д.);

- показать ученику, что он сейчас может получить (сами предметы или их изображение);

Или можно нарисовать значок нет, чтобы ребенок понимал, что сейчас этого в наличии нет.

Чего не должны делать взрослые: отбирать карточки или прятать их от ребенка – это будет равнозначно тому, что вы заклеите рот ученику, который умеет разговаривать.

Свойства предметов и расширение словаря (форма, цвет, размер)

Цель: научить ребенка просить предметы составляя предложения с помощью шаблона, состоящего из карточек: «Я хочу», признака, желаемого предмета, и обменивать это предложение на предмет.

Шаг 1. Ребенку нужен определенный предмет. Оставляем на первой странице книги карточки «Я хочу», карточку с изображением предмета и карточку с изображением свойства. Заинтересовываем ученика двумя экземплярами целевого предмета (допустим, это карандаш). Один экземпляр должен обладать предпочитаемым свойством (например, ребенку нужен именно красный карандаш, а другой – нет. Когда ребенок просит: «Я хочу карандаш», раздвигаем карточки на шаблоне и протягиваем ребенку красный и, к примеру, зеленый карандаш, спрашивая: «Какой?». Когда ученик тянется к красному карандашу, помогаем ему взять карточку красного цвета и поместить на шаблон между карточками «Я хочу» и «карандаш». Читаем полученное предложение вслух: «Я хочу красный карандаш» и отдаем ее ребенку. Во время следующей пробы после того, как ученик положит на шаблон карточку «Я хочу», помогаем ему взять карточку определение и положить на шаблон. Затем он сам кладет на шаблон карточку с желаемым предметом, получаем шаблон, читаем предложение и отдаем желаемый предмет. Повторяем данную последовательность, уменьшая подсказку, до тех пор, пока ребенок не сможет самостоятельно попросить красную конфету. Обращаем внимание на то, что карточки должны быть расположены в правильном порядке.

Шаг 2. Помещаем на первую страницу книги еще одну карточку определение, чтобы у ребенка возникла необходимость отличать ее от карточки с желаемым свойством. В нашем случае это может быть карточка с изображением нелюбимого учеником цвета, например, коричневый. Если ученик правильно составляет просьбу, хвалим его, как только он потянется к карточке с нужным свойством. Если ребенок выбирает карточку с изображением нелюбимого свойства, не реагируем в процессе составления предложения, обмениваем шаблон на нелюбимый предмет. Ожидаем реакцию ученика, затем проводим процедуру исправления ошибки:

- возвращаем карточку-определение в книгу;

- показываем на правильную карточку;

- кладем раскрытую ладонь рядом с карточкой, предоставляем необходимую подсказку, чтобы ребенок поместил на шаблон нужную карточку-определение;

- хвалим, но не отдаем предмет;

- переключаем ученика: даем простое задание, которое он выполнит наверняка (можем просто быстро убрать, а затем вернуть на стол книгу);

- вновь заинтересовываем ребенка двумя предметами;

- ребенок правильно составляет просьбу, хвалим его, читаем предложение и отдаем желаемый предмет.

Если ученик снова просит неверно, повторяем коррекцию ошибки. Если она возникает вновь, возвращаемся к предыдущему шагу: оставляем на первой странице книги только одну карточку определение, чтобы ребенок не мог ошибиться.

Шаг 3. Добавляем на первую страницу книги третью карточку-определение с изображением еще одного предпочитаемого учеником цвета (пусть будет оранжевый).

Когда ребенок просит карандаш определенного цвета, проводим проверку соответствия, чтобы понять, правильно ли он выбрал карточку. В случае, когда мы читаем предложение на шаблоне до проверки соответствия, не проговариваем карточкуопределение. Если ученик тянется к карандашу другого цвета, блокируем неверную реакцию и проводим коррекцию ошибки:

- показываем правильную карточку;

- когда ребенок обратил на нее внимание, кладем с карточкой раскрытую ладонь, даем физическую или жестовую подсказку;

- когда ученик с нашей помощью помещает верную карточку на шаблон, хвалим его, но не даем

желаемый предмет;

- переключаем ребенка;

- заинтересовываем ученика снова;

- в конце обязательно проводим проверку соответствия.

Шаг 4. Усложняем задания на различение свойств: добавляем еще карточки на первую страницу книги – карточки с изображением цвета, предметы, которые ребенок может попросить с учетом цвета. Увеличиваем число предметов, предлагаемых при проверке соответствия. Помним, что, если мы хотим провести проверку соответствия, то не должны называть предмет или его свойство во время чтения предложения на шаблоне. Например, предложение «Я хочу красную конфету» можно произнести как «Я хочу эту…». Уменьшаем частоту проведения проверок соответствия по мере того, как ребенок начинает верно формировать просьбы.

5 этап. Ответ на вопрос «Что ты хочешь?»

Цель: научить ребенка спонтанно просить различные предметы и отвечать на вопрос «Что ты хочешь?"

На этом этапе мы учим ребенка давать ответ на вопрос «Что ты хочешь?».

Шаг 1. Ученик видит желаемый предмет, на первой странице книги находятся карточки с изображением желаемых предметов, и карточка «Я хочу». Задаем вопрос ребенку: «Что ты хочешь?», в этот же момент (одновременно) указываем на карточку «Я хочу». Если ученик не берет карточку, то физически ему помогаем и используем дальше физическую помощь как более эффективную подсказку.

Шаг 2. Увеличиваем интервал между вопросом «Что ты хочешь?» и указанием на карточку «Я хочу». Задаем вопрос и ждем 1-2 секунды, прежде чем указать на карточку «Я хочу». Далее увеличиваем интервал еще на 1-2 секунды. Наша цель, чтобы ребенок брал карточку до того, как мы дали ему подсказку. Каждый раз, как ученик отвечает на вопрос, даем ему предмет, как только ребенок ответит на вопрос раньше, чем мы дали ему подсказку, предоставляем ему больше поощрение.

Шаг 3. Не забываем создавать возможности для спонтанных просьб: делаем перерывы между пробами и «соблазняем» ребенка имеющимися у нас предметами. Учащийся должен так же подходить к коммуникативной книге и к собеседнику, чтобы ответить на вопрос «Что ты хочешь?». Постепенно, когда ребенок самостоятельно отвечает на вопрос «Что ты хочешь?», создаем ситуации, когда он должен использовать карточку-определение. Так же можем постепенно убирать желаемые предметы из поля зрения ребенка. Помним: если мы задаем вопрос ученику, мы должны честно выполнить его просьбу!

6 этап. Комментирование

Цель: научить ребенка отвечать на вопрос «Что ты хочешь?», «Что ты видишь?», «Что ты слышишь?», «Что это?», а также спонтанно просить и комментировать.

Подготавливаем альбом для занятий, карточку : «я хочу», «я вижу», и изображение знакомые ребенку, но не самые предпочитаемые.

Для просьб мы используем материальное поощрение, то есть предоставляем желаемый предмет, а для комментариев мы используем только социальное поощрение- реакцию на комментарий.

Шаг 1. Помещаем на первую страницу коммуникативной книги карточку «Я вижу» (выбор карточки с вводными словами зависит от интересов ребенка, это может быть «Я слышу», «Это» и т. д., в примере мы используем карточку «Я вижу»). Также помещаем карточки с изображением предметов, которые мы будем использовать на занятии. Предметы, которые мы им предлагаем для комментирования, должны быть интересны для них, неожиданны или необычны. Для этого хорошо подойдут: - таинственная коробка: наполняем коробку знакомыми предметами и вынимаем их по одному.

Итак, например, достаем из коробки знакомый предмет, одновременно спрашиваем «Что ты видишь?», указывая на карточку «Я вижу». Получив подсказку, ребенок кладет на шаблон карточку «Я вижу» и карточку с изображением предмета, т. к. это знакомый предмет, а затем протягивает шаблон взрослому для обмена. В ответ мы предоставляем только социальное поощрение: «Да, это книга!», но не даем сам предмет ребенку. Т. к. ребенок привык, что в обмен на шаблон он получает предмет, он может расстроиться, не получив его, потому для первого занятия выбираем не самый любимый нашим учеником предмет. Если ребенку недостаточно жестовой подсказки для помещения карточки «Я вижу» на шаблон, используем физическую подсказку. Когда ученик несколько раз правильно ответил на вопрос о нескольких разных предметах, начинаем увеличивать временной интервал между вопросом «Что ты видишь?» и подсказкой. Наша цель – чтобы ребенок опередил подсказку, если это происходит, наше социальное поощрение должно быть более мощным, чем при размещении карточки с подсказкой.

Шаг 2. Цель этого шага – научить ребенка различать вводные карточки. Начинаем обучение с двух карточек «Я хочу» и «Я вижу» (вторая карточка – та, которую вы использовали в Шаге 1). Помещаем обе карточки на первой странице коммуникативной книги. Также помещаем туда карточки предметов, которые мы будем использовать при обучении. Для этого выбираем из предметов, использованных на Шаге 1, те, которые ученик может захотеть. Достаем из коробки предмет и спрашиваем: «Что ты видишь?». В следующей пробе заинтересовываем ребенка с помощью предмета и спрашиваем: «Что ты хочешь?». Ученику необходимо различить вопросы, используя для ответа подходящую вводную карточку. Таким образом, новое действие – выбор карточки «Я хочу» или «Я вижу». Как только ребенок тянется к нужной карточке, тут же хвалим его, далее предоставляем поощрение в зависимости от заданного вопроса. Если ученик выбирает неверную карточку, не реагируем и позволяем ему завершить обмен, затем исправляем ошибку: - задаем вопрос, указываем на правильную вводную карточку; - повторяем вопрос, помогаем выбрать правильную вводную карточку; - переключаем ученика – предлагаем выполнить другое легкое задание; - повторяем вопрос.

Если ребенку сложно дается навык комментирования при условии, что поощрение только социальное, мы можем ввести для него материальное поощрение, но оно не должно быть объектом комментирования. Также мы можем использовать элемент занятия в качестве поощрения за правильное комментирование: например, если ребенок правильно прокомментировал увидено в фотоальбоме, мы позволяем ему перевернуть страницу.

Шаг 3. Мы не должны забывать про навыки спонтанной просьбы! Делаем паузы между вопросами, чтобы ребенок мог спонтанно что-либо попросить.

Шаг 4. Наша конечная цель – научить малыша спонтанно комментировать. Самым простым способом добиться спонтанного комментирования будет постепенное сокращение задаваемого вопроса: - Что ты видишь? - Что ты? - Что? - Молча достаем игрушку из коробки и выразительно смотрим на ребенка.

Публикации по теме:

Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речиИспользование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с нарушениями речи Семинар-практикум дефектологов Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в дошкольной образовательной организации. Тема: «Использование.

Использование шишек в работе с детьмиИспользование шишек в работе с детьми Сосновые и еловые шишки – отличный природный материал для творчества. Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание,.

Использование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работеИспользование средств театрализованной деятельности в работе с детьми. Отчет о проделанной работе «Театр - это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир». С. И. Мерзлякова (из программы «Волшебный мир.

Консультация для педагогов «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Консультация для педагогов. «Карточки Пекс — система альтернативной коммуникации для аутистов» Зайцева Е. М. Консультация для педагогов.

Консультация для родителей «Использование карточек с печатными текстами для обучения детей чтению»Консультация для родителей «Использование карточек с печатными текстами для обучения детей чтению» Консультация для родителей "Использование карточек с печатными текстами для обучения детей чтению". Всем родителям очень хочется, чтобы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Использование системы альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) в работе с детьми с ОВЗ»
Опубликовано: 31 января 2024 в 14:10
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД