Лучший педагог года

Мастер-класс «Календарь как способ планирования детской деятельности» (6 фото)

елена нестерова
Мастер-класс «Календарь как способ планирования детской деятельности»

Мастер-класс «Календарь как способ планирования детской деятельности»

Мастер-класс «Календарь как способ планирования детской деятельности»

Дата проведения: 16.11.2020.

Ведущая МК : Нестерова Е. В., воспитатель.

Место проведения: МБДОУ «Бархатовский детский сад» подготовительная группа.

Цель МК: познакомить со способами планирования детской деятельности посредством использования различных календарей.

Задачи:

-рассказать об особенностях технологий линейного и Адвент календарей.

Публикация «Мастер-класс „Календарь как способ планирования детской деятельности“» размещена в разделах

-поделиться опытом изготовления и формами работы с такими календарями.

-научить изготавливать Адвент календарь «Елочка».

Добрый день уважаемые коллеги! Очень рада видеть вас на своем мастер-классе «Календарь как способ планирования детской деятельности».

Календарь прочно вошел в нашу жизнь как система счисления длительных промежутков времени.

Время является одним из важных составляющих реальности, в которых мы существуем. Все явления окружающего мира протекают во времени, оно организует и регулирует нашу жизнь и деятельность, мы подчинены его течению, хотя порой не замечаем этого.

Время — это очень сложный объект познания дошкольниками. К причинам, обусловливающим эти трудности, относят специфические особенности времени: текучесть, необратимость, недоступность. Представление о нём у детей возникает в процессе жизни на основе его личного опыта.

Для формирования у детей представлений о времени в детских садах обычно педагоги используют модели часов и матричный календарь. Авторы программы «ПРО детей» Елена Бодрова и Елена Юдина предлагают использовать в работе с дошкольниками инновационную технологию «Линейный календарь», которая предназначена для формирования у детей математических и логических представлений, начальных представлений о времени, навыков счета.

Я же хочу рассказать вам, как календарь помогает не только мне планировать детскую деятельность, но и с помощью различных календарей дети и сами учатся планировать свое пребывание в детском саду и дома.

В своей группе я создала календарь, основываясь на инновационную технологию «Линейный календарь» И. В. Козловой.

Сейчас я расскажу вам об этой технологии.

Для детей дошкольного возраста восприятие линейного календаря намного проще, интереснее, доступнее, чем матричного календаря. Процедура проведения работы с календарём очень проста.

На вечернем сборе вместе с детьми, обсуждается материал, из которого будет сделан календарь, обозначение символов, график заполнения. Календарь дети создают сами, а зачёркивает даты взрослый. Это обусловлено тем, что по технологии — это действие не должно занимать много времени. Шаг за шагом линейный календарь оформляется детьми и взрослыми.

1 шаг: Для начала нужно определить, какой цвет полоски бумаги будет соответствовать временам года. Желательно цвета подбирать с учетом соответствия цветов в природе. Например, осенние месяцы — жёлтый цвет, зимние месяцы — голубой цвет, весенние месяцы — зелёный цвет, летние месяцы — красный цвет. Сверху к календарю прикрепляется полоска с названием месяца. (Рисунок на доске)

2 шаг: на листах воспитатель чертит 3 строки и клеточки: в середине линии в каждой клеточке календаря дети рисуют числа от 1 до 30/31 (или 28/29). Если дети знают буквы, то могут подписать и дни недели под цифрами.

3 шаг: в верхней строке, в каждой клеточке дети рисуют символы будничных и выходных дней (дни недели). Здесь важно выбрать символ так, чтобы дети ассоциировали его с днями, когда они приходят в детский сад или остаются дома. В младших группах воспитатель может взять картинки с интернета, а дети их наклеивают.

Внимание педагоги! Для успешного формирования у ребенка понятия недели важно, чтобы обозначения выходных и будних дней соответствовали дням недели, а не тем дням, в которые ребенок фактически приходит (или не приходит) в детский сад. Если праздник выпадает на будний день, символ в верхней части календаря зачеркивается. Если в будний день работа садика внезапно отменяется (например, по погодным условиям или в связи с карантином, воспитатель зачеркивает соответствующую картинку, соответствующие будним дням, в первый учебный день после перерыва.

Шаг 4. В нижней строке, в каждой клеточке дети зарисовывают символом важные события в жизни отдельных детей, группы или всего детского сада, например: дни рождения, праздники, экскурсии, проекты. Дети могут сами подписывать картинки.

Внимание педагоги! Лист месяца (даты, обозначения и события) заполняется сразу в начале месяца, но можно и нужно делать дополнительные зарисовки незапланированных событий. Здесь необходимо соблюдать правило — всё должно быть в меру. Не надо загромождать календарь множеством событий : детям будет трудно ориентироваться если в один день в одной клетке будет запечатлено несколько событий.

Шаг 5: После заполнения календаря полоску месяца прикрепляют на уровне глаз детей и так, чтобы он был виден всем детям. Работа с календарем должна проводиться каждый день во время утреннего сбора. Время 2–3 минуты, в зависимости от конкретной педагогической задачи, поставленной воспитателем.

Рекомендуется хором называть все числа, одновременно воспитатель должен показывать на соответствующие клеточки, и, дойдя до сегодняшнего числа, зачеркивать его. После этого дети вместе с воспитателем повторяют число и месяц, день недели.

Во время хорового счета можно повторять количественные числительные (один, два, три, однако называя дату, нужно использовать порядковые числительные (шестнадцатое ноября). Внимание педагоги! Авторы этой технологии рекомендуют на этом этапе, чтобы все дети отвечали хором, — не рекомендуется спрашивать отдельных детей, знают ли они, какое сегодня число. В зависимости от возраста детей воспитатель может задавать вопросы, направленные на формирование представлений о времени: — Сегодня у нас день, когда вы в саду (показывает на картинку). Какой день был вчера? Какой день будет завтра? — Что будет сначала: Катин день рождения или Костин? — Что было раньше: мы ходили в зоопарк или к нам приходил пожарный?

Авторы технологии рекомендуют не превращать работу с календарем в урок математики и пересчитывать все, что только возможно. В то время, как определение сегодняшней даты по календарю является обязательным, остальные вопросы таковыми не являются.

Шаг 6: после того, как месяц заканчивается, воспитатель помещает повыше на стену полоску листа так, чтобы календарь за все прошедшие месяцы составлял непрерывную линию.

Фото «Календарь как способ планирования детской деятельности»

Технология мне понравилась, останавливала только необходимость большого пространства для размещения календаря. Я решила немного модернизировать его, так сказать, приспособить к своим реалиям.

Свой календарь я сделала магнитным, основа сделана стационарной и соответствует технологии линейного календаря, все остальные фигурки и событийные картинки сделаны мной заранее, на них я наклеила магниты, чтобы обеспечить их сменяемость.

Мастер-класс - фото

Так как наша группа называется «Гномики», то и символы будничных дней у нас гномики, они разного цвета для того, чтобы детям было удобно запомнить названия дней недели, выходные обозначают гномики в домиках.

Цифры от 1 до 31 тоже стационарные, а подвижным сделан бегунок-рамка. Каждый день дежурный по занятиям передвигает рамку, называет число и название месяца, дети повторяют хором.

Фото №1 Мастер класс Календарь как способ планирования детской деятельности Дата проведения

В начале месяца мы с детьми выставляем гномиков по порядку, рассматриваем съемные событийные картинки, расставляем их на календаре. Это помогает взрослому организовать деятельность детей, заинтересовать их, привлечь внимание, стимулировать готовность детей готовиться к событиям заранее.

Фото №2 Ведущая МК Нестерова Е

Такой календарь появился у нас в прошлом году, в старшей группе.

С уверенностью могу сказать, что использование линейного календаря в работе с детьми помогло быстро, ненавязчиво, и незаметно сформировать у детей временные представления. Изначально дети имели весьма расплывчатое представление о времени в соответствии с возрастными возможностями, а после начала ежедневной работы с календарем по истечении буквально двух-трех месяцев стали видны результаты: дети стали быстрее понимать последовательность дней недели, месяцев, событий. Календарь помогает детям осваивать текучесть времени, его направление из прошлого, через настоящее — в будущее. Но самый большой плюс от использования календаря проявился в том, что дети с большим интересом включаются в работу, задают вопросы по событийным картинкам, и даже вспоминают аналогичные события прошлого года! Кроме того, дети предлагают варианты, как можно провести тот или иной день, а это ни что иное, как первые попытки планирования своей деятельности, своего времени. Немаловажно и то, что каждый ребенок начинает осознавать свою личную значимость в общем деле.

Сегодня я бы хотела познакомить вас с еще одной технологией, применяла ее в подготовительной группе прошлого выпуска, и надо сказать, что она вызвала огромный интерес в детской среде.

Это технология Адвент календарей.

Адвент-календарь (или календарь ожидания праздника)

появился на свет в конце 19-го века, в Германии. И без ребёнка-почемучки тут не обошлось. Фрау Лэнг просто замучил сын Герхард, который каждый день спрашивал маму, когда же уже наступит Рождество! Чтобы не отвечать бесконечно на эти вопросы, она испекла печенье по количеству дней перед Рождеством и прикрепила их к картону. Так сын видел сам, сколько печенья ещё нужно съесть до главного праздника, сколько осталось дней. Кстати, когда мальчик вырос, мамино изобретение стало приносить ему прибыль – он стал выпускать первые в мире Адвент-календари – коробки с окошечками, за которыми прятались уже не печенюшки, а конфеты.

В России создание Адвент-календарей не считается традицией, однако в последние годы они приобретают все большую популярность. Зачем же он нужен ребёнку? Как я уже говорила, маленьким детям обычно очень сложно осознать время – это такое неуловимое понятие, которое ребенку сложно понять, поэтому дети стремятся это пространство структурировать и заполнять чем-нибудь привычным и знакомым. Для этого они часто задают взрослым вопросы : " А сколько надо раз поспать, чтобы?", "А сколько надо раз позавтракать, чтобы?".иногда период ожидания утомляет своей неизвестностью, ребенок может и вовсе потерять интерес к ожидаемому событию. А оказывается, это время можно измерить в маленьких ежедневных сюрпризах или в волшебных заданиях на каждый день! Такой календарь помогает почувствовать течение времени, научиться его понимать и осознавать. Я думаю, именно поэтому технология Адвент-календарей стала входить и в практику работы детских садов.

Сегодня я хочу поделиться с вами идеями,которыми хочу воспользоваться в работе с детьми буквально уже через один день.

Адвент-календарь –это календарь, состоящий из тематических дней, заканчивающихся итоговым мероприятием. Отправной точкой для нашего календаря станет 18 ноября-день рождения деда Мороза. Я запланировала в этот день не просто поговорить с детьми о том, где живет дедушка. На линейном календаре под 18 числом стоит событийная карточка, она обозначает, что у кого-то в этот день День рождения. Но никто не знает, чей! Это-сюрприз! В этот день к нам в группу доставят посылку, а в ней письмо от деда Мороза и вот такой Адвент календарь (показываю).

В письме будет сказано, что оказывается, сегодня день рождения у деда Мороза, и он уже готовится приехать к нам в гости на праздник. Дед Мороз надеется, что и дети хорошо подготовятся, а чтобы им было легче ждать праздника, он шлет нам такой волшебный календарь. На елке фонарики, их ровно столько, сколько дней осталось до праздника в детском саду. Под каждым фонариком волшебное задание и маленькая звездочка. Детям нужно открывать по 1 шарику в день, а после того, как задание будет выполнено, прикрепить звездочку на бороду деду Морозу, который стоит за елкой.

Фото №3 Место проведения МБДОУ Бархатовский детский сад подготовительная группа

Число дней в таком календаре зависит от периода реализации темы, и составляют от недели до месяца. В нашем случае это период, начиная с 19 ноября и заканчивая 25 декабря. Выходные дни не беру, потому что детей не будет в детском саду, но задание пятницы может содержать в себе и домашнее задание.

Чем привлекает Адвент календарь лично меня? Это:

-наглядность

-новизна

-запоминаемость, радостные впечатления

-возможность для творческой самореализации как детей, так и взрослого.

- На форму Адвент-календаря отлично ложится комплексно - тематическое планирование; но, кроме этого, лично для меня это- отличный шанс попробовать и оценить все положительные моменты гибкого планирования!

-это возможность устроить приключение на целый месяц (или другой период). Ведь можно спрятать где-нибудь большой подарок и нарисовать карту с заданиями, которые дети должны выполнить. Карту можно разрезать на кусочки или даже разорвать, и каждый день можно вкладывать в кармашки по кусочку карты, чтобы в конце месяца мы вместе с детьми могли собрать ее целиком и найти главный приз.

Создание и наполнение Адвент-календаря - это творческий процесс, здесь нет рамок и ограничений, но все же существует несколько рекомендаций, которые необходимо соблюдать!

Принципы составления Адвент-календаря :

1. Стиль оформления должен соответствовать определенной теме: день рождения, новый год, и т. д.

2. Календарь должен быть доступным, принцип взаимодействия с ним должен быть понятен ребенку.

3. Присутствие тайны. Дети очень любопытны, а наличие кармашков создаёт интерес и предвкушение сюрприза. Нужно договориться, что открывается каждый день 1 кармашек. Еще можно задания добавлять каждый день, но соблюдать тайну, дети не должны видеть, что воспитатель дает эти задания. Кроме того, это позволит учитывать интересы детей и возможности реализовывать вновь возникшие идеи.

4. Задания должны быть приятными, интересными и соответствовать возрасту и возможностям детей. Они могут быть разной направленности – раскрасить картинку, выучить стихотворение, сделать аппликацию, отгадать загадки, поиграть в новую игру и т. д. ; а могут быть объединены одной тематикой. Чтобы Адвент-календарь стал помогать детям научиться планировать свой день, достаточно выбрать тему, ориентируясь на возраст и интересы детей.

5. Счет – первостепенный фактор, считаем дни, сколько ушло и сколько осталось. Мы разместим свой календарь на высоте удобной для детей, чтобы каждый ребёнок мог свободно подойти к нему, рассмотреть и посчитать дни.

6. Определённое место календаря. Пусть он будет на виду и напоминает о том, что праздник приближается.

7. Перед началом творческого процесса создания календаря, нужно выбрать тот наполнитель, который мы вложим в наш Адвент-календарь. От этого будет зависеть размер ячейки, соответствующей каждому дню календаря. Это могут быть маленькие игрушки, фишки, наклейки, фигурки и даже мини-конструкторы.

Сегодня я предлагаю сделать небольшой новогодний Адвент-календарь из подручных материалов: картон, спичечные коробки (пустые, они будут у нас своеобразными кармашками, куда мы поместим наши волшебные задания, бумага, ткань, тесьма, клей и т. д.

Ход работы:

1. На картоне нарисовать елочку и вырезать ее

2. Украсить спичечные коробки, придать им форму новогоднего подарка. Учтите, что коробок должен открываться!

3. Придумать, написать задания и вложить их в коробки.

4. Продумайте способ, как ваши дети будут открывать коробки: каждый день один определенный коробок, и тогда вам нужно поставить даты и задания можно вкладывать каждый день. Или каждый день любой понравившийся коробок, тогда задания должны лежать во всех коробочках, а вы должны быть готовы к реализации любого задания в этот же день. Прикрепите коробочки на елочку.

Наш календарь готов, можно украсить его блестками и снежинками, добавив тем самым атмосферы праздника и волшебства!

(предложить поменяться елочками и прочитать по 1 заданию из любой коробочки)

Адвент-календари могут быть самыми разными, главное, чтобы они помогали детям заполнить томительные дни ожидания чудесного праздника.

Если вы захотите создать такой календарь и будете планировать, какой именно сделать календарь, учитывайте какие знания вы хотите дать малышам, старайтесь придумывать не только развивающие задания, но и творческие!

Уважаемые коллеги, как вы смогли убедиться, присутствие в группе любого календаря позволяет педагогу не только интегрировать все образовательные области; строить педагогический процесс индивидуально, в микро-группе детей или фронтально со всеми детьми; расширять у детей временные представления, кругозор; развивать их творческие способности, познавательный интерес.

Календарь может выступать прекрасным средством для того, чтобы ребенок смог научиться распределять свое время, использовать его эффективно и без потерь.

Я благодарю вас за внимание и вашу активность, надеюсь, что мой опыт в создании и работе с календарями будет вам полезен!

Публикации по теме:

Доклад «Игра — важнейший вид детской деятельности» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.

Фотоотчет о детской продуктивной деятельности «Портрет любимой мамочки»Фотоотчет о детской продуктивной деятельности «Портрет любимой мамочки» Картина, на которой изображен человек – это Портрет. Если изображение сбоку - этот портрет называется. в профиль. Если изображение человека.

Фотоотчет о детской продуктивной деятельности «Синица»Фотоотчет о детской продуктивной деятельности «Синица» Птицу-синицу знают и любят многие. Она – известный персонаж, басен, народных сказок и повестей о природе. Синицу можно встретить на открытых.

Игра-фантазирование с использованием детской продуктивной и художественной деятельностиИгра-фантазирование с использованием детской продуктивной и художественной деятельности Этапы педагогической технологии организации игры- фантазирования: 1. этап: Обогащение или активация литературного опыта как основы игры.

Игровая деятельность как способ активизации познавательной деятельности на уроках ОБЖ Проблема современной школы — потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны.

Оценка результатов детской деятельности-календарь «Мои успехи» (подготовительная группа)Оценка результатов детской деятельности-календарь «Мои успехи» (подготовительная группа) Добыл! Достиг! Добился! Чтоб воздалось стократ, Немало потрудился; Тем слаще результат! Вопрос о том, как оценивать достижения детей,.

Мастер-класс «Лучший способ старения!»Мастер-класс «Лучший способ старения!» «Взрослеем» с увлечением! В жизни есть разные периоды: сначала мы о возрасте просто не думаем! Потом начинает доходить, что что-то упускаем,.

Объемная аппликация «Собачка» с элементами конструирования. Фотоотчет детской продуктивной деятельности с мастер-классомОбъемная аппликация «Собачка» с элементами конструирования. Фотоотчет детской продуктивной деятельности с мастер-классом Цель: -Выполнение объемной аппликации из салфеток; -Развитие пальчиковой моторики: -Развитие творчества и воображения. Материал: Бумага.

Педагогический совет «Игровая образовательная технология-как способ организации познавательной деятельности детей» "Игровая образовательная технология – как способ организации познавательной деятельности детей"В своей работе я применяю игровую образовательную.

Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-классПростой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс «Календарь как способ планирования детской деятельности»
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 09:59
+233Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД