МААМ-картинки

Мастер-класс для педагогов «Музыкальный театр-экспромт для детей»

Жанна Генриховна Ищенко
Мастер-класс для педагогов «Музыкальный театр-экспромт для детей»

Мастер-класс в области художественно-эстетического развития дошкольников для педагогов «Музыкальный театр – экспромт для детей»

Цель: познакомить педагогов с эффективными методами и приёмами развития музыкально-игровой деятельности детей.

Задачи:

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов в развитии музыкально-игровой деятельности детей.

Публикация «Мастер-класс для педагогов „Музыкальный театр-экспромт для детей“» размещена в разделах

- Активизировать педагогов в практическом применении методов и приёмов, присущих театрализованной деятельности, для использования их в работе с детьми по развитию музыкальных способностей дошкольников.

- Способствовать развитию коммуникативных навыков при выполнении заданий семинара-практикума.

Ход мастер-класса.

1. Вводная часть.

Речь и пение – это разные вещи, но имеют сходные функции, которые образуются согласно одному физиологическому механизму. Главное в голосе - подача. Подача - это настроение, с которым используют голос. Голос человека всегда признавался важным средством воздействия на слушателя. В голосе выделяются такие составляющие, как интонация, качество голоса, или тембр, гибкость или голосовое модулирование, тон голоса.

Предложить педагогам поприветствовать друг друга, изображая сказочного персонажа.

Педагоги выполняют задание – вытягивают из коробочки название сказочного персонажа и от его лица приветствуют находящихся в зале.

Красная Шапочка

Чипполино

Дед Мороз

Баба Яга

Петрушка

Лиса Патрикеевна

Серый Волк

Винни Пух и т. д.

Актуальность.

Музыкальный театр-экспромт – одна из форм театрализованной деятельности дошкольников.

Она способствует развитию эстетического отношения к окружающему миру, развитию чувства сопереживания персонажам художественных произведений, стимулирует развитие творческой, поисковой активности, самостоятельности детей.

Используя эту форму работы с детьми, педагог решает множество задач не только в области художественно-эстетического развития дошкольников, а также в других образовательных областях. Так, например, в области «Познавательного развития»:

• развиваются интересы детей, любознательность и познавательная мотивация;

• воспитывается познавательный интерес к творчеству отечественных писателей и русским народным сказкам;

• расширяется кругозор детей.

В области «Социально-коммуникативного развития»:

• происходит приобщение к общепринятым нормам и правилам.

• развивается эмоционально-волевая сфера, чувство коллективизма, ответственность друг за друга;

• формируются положительные взаимоотношения между детьми в процессе совместной деятельности;

В области «Речевого развития»:

• активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, навыки связной речи, мелодико-интонационная сторона речи, темп, выразительность речи;

• воспитывается культура речевого общения, уважения к себе, сознательного отношения к своей деятельности;

В области «Физического развития»:

• развивается координация речи с движением, общая моторика.

Предложить педагогам выполнить упражнение «Хорошо - Плохо», заполнив таблицу.

Упражнение «Хорошо-плохо»

Цель:

Поиск положительных и отрицательных сторон включения музыкально-театрализованных игр в организованную деятельность.

Ведущий предлагает слушателям в разные графы занести как можно больше положительных и отрицательных сторон включения музыкально-театрализованной игры в ОД.

хорошо плохо

1. Это создаёт интерес у детей.

2. Даёт возможность разнообразить деятельность детей.

3. Побуждает детей к творчеству.

4. Активизирует детей.

5. Является стимулом к дальнейшей самостоятельной детской деятельности.

6. Сочетает в себе пение, игру на музыкальных инструментах,

ритмические движения.

7. Развивает коммуникативные качества дошкольников.

8. Даёт возможность педагогу с помощью наблюдений диагностировать музыкальные способности детей.

9. Развивает у детей внимание, память. 1. Нужно больше времени для подготовки к занятию.

2. Необходимы дополнительные атрибуты.

3. Распределение ролей не всегда совпадает с желаниями детей, приходится находить способы решения проблемных ситуаций (на одну роль претендует несколько человек)

4. Разучивание ролей требует дополнительного времени.

Ни для кого не секрет, что дети любят музыкальные сказки. Постигая окружающий мир, ребенок нуждается в «эмоциональном насыщении». Пение, слушание музыки, творческие импровизации (вокальные, инструментальные и двигательные) создают условия, в которых каждый ребенок может передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды. В музыкальных сказках-экспромтах музыка позволяет активизировать мышление, образное восприятие, воображение и фантазию детей, помогает подобрать нужные движения для передачи характера своего персонажа.

2. Практическая часть.

Что такое экспромт?

Экспро мт (от лат. exprom(p)tus — готовый) — многозначный термин.

Экспромт (разговорное) — публичное выступление, речь, длинный тост без подготовки.

Экспромт в литературе — небольшое литературное произведение, созданное в момент исполнения без подготовки.

Экспро мт в музыке — музыкальное произведение (как правило, написанное для фортепиано, сочинённое без подготовки и сразу записанное, зафиксированное где-либо. Это название композиторы дают небольшим пьесам, обычно порывистого и импровизационного характера.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что музыкальная сказка-экспромт в исполнении детей не должна занимать много времени на подготовку

Прежде чем заняться постановкой детской музыкальной сказки-экспромта, необходимо познакомить детей с видами музыкального и театрального искусства. Наиболее занимательными, а значит и интересными для детей являются произведения, созданные на основе сказочных сюжетов. Беседы о театре расширят кругозор детей, помогут узнать о театральных профессиях (художник, режиссер, дирижер, композитор, гример, костюмер, осветитель и даже пожарник, не говоря уже о певцах и музыкантах.

Пошаговая работа по созданию музыкальной сказки-экспромта

Шаг первый: Введение в атмосферу сказки:

выбор произведения;

знакомство с текстом сказки, музыкальным сопровождением;

обсуждение содержания сказки, характеров героев сказки.

Специально подобранный музыкальный репертуар, звучащей в сказочной атмосфере, позволяет вызывать у детей яркий эмоциональный отклик, позволяет рассказывать о своих представлениях, переживаниях, характере звука, тембре, делиться впечатлениями об услышанном. Для прослушивания используется аудио кассета «Мир звуков – образы и настроения» О. П. Радыновой.

Прослушивание музыкальных произведений предусматривает сосредоточение внимания, настрой слухового аппарата

Использование элементарного музицирования для передачи чувств и эмоций, характеров и настроений, с использованием инструментов и инструментов-заместителей для передачи характерных чувств.

Шаг второй: Создание сценического пространства – атрибуты, декорации, мизансцены.

Созданию сказочной атмосферы помогают уже имеющиеся в ближайшем окружении предметы. Сказочный образ или действие рождаются в обычной обстановке и если возникает необходимость изменить эту обстановку, приспособить окружающие предметы для более яркого отражения той или иной сказочной ситуации, в работу включается ассоциативное мышление.

Как создать сказочный поезд? Лес? Как сделать дом для трех поросят? И вот обычный стол превращается в избушку, кусок голубой ткани – в речку, гимнастические обручи в лужи на асфальте.

Но самое главное в сказке это все-таки сказочный персонаж.

Шаг третий: Формирование актерского состава и распределение ролей.

Здесь мы опираемся на желания детей, помогаем выбрать те кандидатуры, которые по своим внешним качествам или по внутреннему характеру наиболее близки сказочному образу. Иногда дети коллективно принимают решение, кто на первоначальном этапе показа сказки будет играть ту или иную роль, кого они хотели бы видеть на сцене.

А как изменить внешность без специального костюма? Большой красивый платок может стать фатой, вуалью, шлейфом, плащом, если повязать на голову, можно превратиться в бабушку, чалмой – в мага, фокусника и т. д. Возьми в руки прозрачный шарф, и ты уже – ветерок, белый – и ты античная статуя. И таким превращениям нет конца.

Чтобы почувствовать себя любимым и известным героем сказки, необходима некоторая помощь педагога. Педагог предлагает наборы предметов, атрибутов, элементов костюмов, из которых ребенок самостоятельно выберет то, что поможет ему наиболее ярко выразить любимый образ. Набор головных уборов, юбок, жилетов, масок открывает неограниченные возможности для перевоплощения.

Общее художественное руководство осуществляется воспитателем музыкальным руководителем, но дети в ходе разыгрывания сказки начинают понимать, что театральное искусство коллективное, что от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. Одну и туже сказку рекомендуется играть в разных составах. Одна и та же роль в исполнении разных детей меняется, приобретает новые краски и новое звучание.

Предложить педагогам разыграть сказки-экспромты.

«Т Е Р Е М О К»

Реквизит: текст сказки, головные уборы или маски, музыкальные инструменты.

Автор читает текст. Как только называется какой-либо персонаж, тот должен говорить свои слова, а другой педагог озвучивать с помощью выбранного музыкального инструмента:

Теремок (Скрип-скрип! - ксилофон)

Мышка-норушка (Ух, ты! - колокольчик)

Лягушка-квакушка (Квантересно! - бубен)

Зайчик-побегайчик (Вот это да! - румба)

Лисичка-сестричка (Тра-ля-ля! - металлофон)

Волчок-серый бочок (Тыц-тыц-тыц! - трещотка)

Медведь косолапый (Ничего себе! - барабан)

Автор:

«Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась, заглянула внутрь, и подумала мышка, что коль теремок пустой, станет она там жить.

Прискакала к терему лягушка-квакушка, стала в окошки заглядывать. Увидела её мышка-норушка и предложила ей жить вместе. Согласилась лягушка-квакушка, и стали они вдвоём жить.

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился, смотрит, а тут из теремка выскочили мышка-норушка и лягушка-квакушка и потащили зайчика-побегайчика в теремок.

Идет мимо лисичка-сестричка. Смотрит - стоит теремок. Заглянула в окошко а там мышка-норушка, лягушка-квакушка и зайчик-побегайчик живут. Жалобно так попросилась лисичка-сестричка, приняли и её в компанию.

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спросил кто в тереме живёт. А из теремка отозвались мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка и пригласили его к себе. С радостью побежал в теремок волчок-серый бочок. Стали они впятером жить.

Вот они в теремке живут, песни поют (исполняется любая песня по выбору).

Вдруг идет медведь косолапый. Увидел он теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь.

Испугались звери, но всё равно позвали медведя косолапого к себе жить.

Медведь полез в теремок. Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и решил, что лучше на крыше будет жить. Влез на крышу медведь и только уселся - затрещал теремок, упал набок и весь развалился.

Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы, да стали горевать - где ж им дальше-то жить?

Делать нечего, принялись они бревна носить, доски пилить - строить новый теремок. Лучше прежнего выстроили!»

«КОТЕНОК»

Действующие лица: котенок, солнце, две сороки, ветер, бумажка, петух, куры, щенок.

Персонажи подбирают для себя внешние атрибуты для создания образа.

Автор читает текст:

«Сегодня котенок впервые вышел из дому.

Было теплое летнее утро, солнце всем дарило свои лучи тёплые лучи (импровизированный танец с лентами).

Котенок уселся на крылечко и стал щуриться на солнце. Вдруг его внимание привлекли две сороки, которые прилетели и сели на забор.

Котенок медленно сполз с крылечка и стал подкрадываться к птицам.

Сороки стрекотали не умолкая.

Котенок высоко подпрыгнул, но сороки улетели.

«Эх, ничего не вышло» - огорчился котёнок и стал оглядываться по сторонам в поисках новых приключений.

Но тут подул легкий ветерок. Он гнал по земле бумажку.

Бумажка громко шуршала.

Котенок схватил ее, поцарапал немного, покусал и, не найдя в ней ничего интересного, отпустил.

Бумажка улетела, подгоняемая ветром.

И тут котенок увидел петуха.

Высоко поднимая ноги, тот важно шел по двору, затем остановился, захлопал крыльями и пропел свою звонкую песню.

Со всех сторон к петуху бросились куры. Недолго думая, котенок бросился в стаю и схватил одну курицу за хвост.

Но та так больно клюнула котенка, что он побежал обратно на крыльцо.

Тут его поджидала новая опасность. Во двор забежал соседский щенок. Увидев котёнка, он громко залаял на него.

Котенок выпустил когти и громко зашипел в ответ. Щенок от неожиданности испугался и убежал, жалобно поскуливая.

Котенок почувствовал себя победителем. Он растянулся на крылечке во весь свой рост и заснул. Что ему снилось, мы не знаем, но он почему-то все время дергал лапой и шевелил усами во сне.

3. Заключительная часть. Рефлексия.

Учитывая особенности и интересы детей, важно совместно искать наиболее рациональные и эффективные пути стимулирования их гармонического развития.

За что мы любим сказки? В сказках добро всегда побеждает, у сказки всегда хороший конец, но нет конца в нашей работе. Каждый год на смену выпускникам – «маститым артистам», приходят другие дети – малыш с распахнутыми глазами….

И всё продолжится!

Да здравствует театр!

В заключение нашей встречи, я предлагаю вам ответить на три вопроса:

Что Вам сегодня понравилось (стиль, форма, способы общения?

Какие задания Вы выполняли с удовольствием?

Как Вы можете использовать полученную информацию при общении с коллегами, детьми и родителями?

Педагоги выполняют задание

Публикации по теме:

Фотоотчет «К нам приехал музыкальный театр»Фотоотчет «К нам приехал музыкальный театр» Совсем недавно наш садик посетил музыкальный театр. Мы посмотрели вместе с детьми музыкальную постановку «Кот в сапогах». «Кот в сапогах».

Консультация для родителей и педагогов «Музыкально — одарённый ребёнок или как распознать музыкальный талант» Музыкальная одаренность - это сложное качественное образование, включающее как специальные музыкальные способности, так и творческие и личностные.

Консультация для педагогов «Музыкальный уголок — радость творчества островок!»Консультация для педагогов «Музыкальный уголок — радость творчества островок!» Необходимое условие для формирования самостоятельной музыкальной деятельности дошкольников – это создание определенной материальной среды,.

Мастер-класс для педагогов и родителей «Кукольный театр из фетра. Сказка «Колобок»Мастер-класс для педагогов и родителей «Кукольный театр из фетра. Сказка «Колобок» В чем польза пальчикового театра?- театр развивает мелкую моторику рук; - стараясь не пропустить «выход» своего персонажа, малыш вырабатывает.

Мастер-класс для педагогов «Театр из клубков» Цель: изготовление театральных кукол из клубков для развития творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности Задачи:.

Мастер-класс «Музыкальный массажер из карандаша для рук» для детей 3–4 летМастер-класс «Музыкальный массажер из карандаша для рук» для детей 3–4 лет Полноценное и своевременное формирование речи является одним из основных условий успешного развития и дальнейшей жизни маленького человека.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Сценарий музыкального спектакля «Дюймовочка» для кружка ДОУ «Музыкальный театр» Картина 1. Цветущий садЗвучит фонограмма «Звуки весны» (пенье птиц, капель). Вылетает Ласточка Ласточка: Весна пришла! Пришла Весна! Вновь.

Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов»Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов» Сидим дома. Музыкальный лекторий для педагогов и родителей «Духовная музыка русских композиторов» Уважаемые гости моей страницы! Сегодня.

Театр на палочках или штоковый театр. Мастер-классТеатр на палочках или штоковый театр. Мастер-класс Сегодня я расскажу вам о штоковом театре, покажу как легко его сделать и насколько удобно с ним работать. Штоковые куклы плоские, они состоят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов «Музыкальный театр-экспромт для детей»
Опубликовано: 16 июня 2021 в 10:20
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД