МААМ-картинки

Мастер-класс психолога для воспитателей «Особые дети»

Юлия Шутова
Мастер-класс психолога для воспитателей «Особые дети»

1. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас в нашем детском саду на мастер классе «Особые дети». Сегодня мы рассмотрим проблемы поведения дошкольников и способы коррекции нежелательного поведения.

2. Девизом нашего мастер-класса являются слова китайского философа Конфуция:

«Скажи мне, и я забуду.

Покажи мне, и я запомню.

Дай мне действовать самому,

и я научусь.»

Публикация «Мастер-класс психолога для воспитателей „Особые дети“» размещена в разделах

Поэтому прошу присутствующих принимать активное участие в данном мастер-классе.

«Встаньте те…».

Это упражнение поможет нам познакомиться друг с другом ближе и настроиться на совместную работу. Я буду задавать вопросы, а встанут только те, чей ответ соответствует действительности.

«Встаньте те…» :

- У кого есть сын;

- Дочь;

- многодетная мама;

- Встаньте те, кто верит в Деда Мороза.

- Встаньте те, кто в детстве хотел быть космонавтом, врачом;

- Мечтал стать педагогом;

- кто работает психологом;

- те, кто постоянно занимается самообразованием, участвует в конкурсах профессионального мастерства;

- те, кто хорошо знает присутствующих;

- У кого сейчас хорошее настроение

Отлично, вот мы и познакомились с Вами и узнали друг друга немного поближе.

Также данное упражнение используется вначале группового занятия психолога, поэтому вы также можете использовать его в своей практике.

3. Чтобы профессионально рассмотреть такую проблему, как нарушение поведения дошкольников, необходимо выявить причины нарушения поведения дошкольников, с которыми нас познакомит воспитатель Анисимова Анастасия Владимировна.

Эмоциональное состояние участников образовательного и воспитательного процесса вызывает сегодня серьезную тревогу. У детей отмечается высокая тревожность, частые проявления общей апатии или, напротив, повышенной раздражительности или агрессивности.

С какими проблемами поведения приходится сталкиваться вам в своей практике? (записать перечисленные на мольберте)

4. гипердинамичные, гиперактивные, агрессивные, тревожные, застенчивые, назовем их «особые дети», т. к. все эти группы детей требуют к себе особого отношения.

5. Непослушных детей, а тем более детей, "отбившихся от рук", принято обвинять. В них ищут злой умысел, порочные гены. На самом же деле, в число "трудных" обычно попадают дети не "худшие", а особенно чувствительные и ранимые. Они "сходят с рельсов" под влиянием жизненных нагрузок и трудностей, реагируя на них гораздо раньше и сильнее, чем дети более устойчивые. Отсюда следует вывод, что "особый" ребенок нуждается только в помощи - и ни в коем случае не в критике и наказаниях.

Рассмотрим причины трудностей поведения детей.

6. Причины девиантного поведения ребенка

Причин социальной девиации очень много. Иногда они образуют целый комплекс, преодолеть который бывает крайне непросто. Тем не менее разобраться в многообразии способствующих факторов стоит в первую очередь. Именно этот момент и станет отправной точкой в решении возникшей проблемы.

Неблагоприятные социальные обстоятельства

Первый опыт взаимодействия с миром дети получают в условиях семьи. Для малышей нет ничего важнее родного дома и прочного эмоционального контакта с близкими. Если ребенок лишен полноценного окружения с ранних лет, скорее всего, это плохо скажется на его поведении в подростковом возрасте. Из числа основных причин зарождения негативных поведенческих тенденций можно выделить следующие:

• Неполная семья.

Ребенок, воспитываемый бабушкой, одной мамой или отцом-одиночкой, при всем усердии со стороны взрослого, не получает целый пласт важных морально-нравственных представлений о человеческих взаимоотношениях. Такое «однобокое» воспитание очень часто приводит к негативным последствиям.

• Гиперопека.

Растущий под гнетом неусыпного родительского контроля ребенок чувствует стабильную неуверенность в своих силах и испытывает существенный психологический дискомфорт, который по мере взросления усиливается. В итоге нередко получается так, что бунтующий подросток вырывается из-под удушающей заботы родных и круто изменяет свое поведение в плохую сторону.

• Напряженные отношения в семье.

Если родители постоянно ссорятся, ругаются и кричат, это вводит чадо в стресс, который со временем может вылиться в агрессивное, неконтролируемое поведение.

• Асоциальная семья.

Дети, растущие в таких семьях, берут пример с каждого домочадца и в итоге ориентируются на паразитический образ жизни, подражая родителям (совершают противоправные поступки, ступают на путь саморазрушения).

• Слишком строгие правила, чрезмерная требовательность взрослых.

Плохое поведение малыша в семье, где царят жестокие законы, грубо и резко пресекается, а просто недостаточно хорошее (по меркам родителей) — порицается. К сожалению, вопреки ожиданиям строгих покровителей, подобное воспитание редко открывает приятные перспективы.

7. Социальное неравенство.

Ребенок, регулярно взаимодействующий с детьми из более обеспеченных семей, может чувствовать себя несчастным и ущемленным. Отсутствие денег порождает комплексы, гнев, зависть, чувство горечи из-за невозможности проявить свои таланты и реализовать мечты. Это в свою очередь не лучшим образом влияет на мироощущение и поведение.

Формальное воспитание.

Родители общаются с чадом сухо, не выражают нежность по отношению к нему, не стремятся к поддержанию доверительного общения. Воспитание ребенка выглядит как выполнение родительской обязанности, не более того. По факту это скрытая безнадзорность, а не полноценное воспитание.

Потворство девиантному поведению.

Родители никак не реагируют на отклоняющееся поведение малыша, тем самым способствуя укоренению дурных привычек и негативных поведенческих установок.

Неверный педагогический подход

Ребенок взрослеет всегда неожиданно. Если преподаватель не успевает перестроиться, и продолжает подавлять своим учительским авторитетом уже достаточно взрослое чадо, то рано или поздно он наткнется на сопротивление и бунт ребенка. Сюда же относится агрессия со стороны взрослых, излишне эмоциональная реакция на неправильное поведение ребенка.

Медико-биологические факторы

Хронические и вспыхнувшие в период вынашивания чада инфекционные болезни матери, переживание ею стрессовых состояний при беременности, ее пренебрежение принципами здорового образа жизни в это ответственное время, токсикоз, а также нарушение внутриутробного развития малыша, врожденные или приобретенные заболевания, перенесенные крохой эмоциональные потрясения — все это способно негативно повлиять на психическое развитие ребенка.

Психологические причины

Ребенок не умеет совладать с агрессией: его поведение сопровождается внезапными вспышками ярости, ему сложно правильным образом проявлять собственные эмоции. Так себя ведут многие дети до 5-и лет, но по истечении этого возраста подобное поведение уже не является нормальным и требует коррекции. Лучше всего обратиться за помощью опытного детского психолога. Специалист определит темперамент ребенка, выявит его внутренние конфликты и деструктивные установки, поможет родителям выработать оптимальную воспитательную тактику.

Определяющей задачей в воспитании и развитии детей представляется создание условий, гарантирующих формирование и укрепление их психологического здоровья (Овладение детьми языком эмоций, коррекция агрессивности, формирование у дошкольников уверенности в себе, формирование социальных навыков у ребенка)

8. В нашем детском саду функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи. Именно у таких детей наиболее часто возникают проблемы поведения в связи с тем, что:

Дети не могут выразить свои чувства из-за недостаточного словарного запаса.

• Чаще, чем у других возникает недопонимание со сверстниками и взрослыми, т. к. речь детей невнятна, неразборчива.

• Вместе с речевыми нарушениями происходит нарушение регуляторного компонента психики.

Но также важно отметить, что таких детей все больше и в общеобразовательных группах и каждый из вас сталкивается с проблемным поведением детей ежедневно.

9. Как же нам как педагогам помочь таким детям? Сегодня вы познакомитесь со способами, которые используем мы в нашем детском саду.

10. Для начала рассмотрим общие принципы общения с особыми детьми :

Близким взрослым (родителям, воспитателям, специалистам ДОУ) важно контролировать собственные негативные эмоции, избегать крика или ругани. Только так можно сохранить мир и продемонстрировать ребенку правильное поведение в критической ситуации. Ни в коем случае нельзя допускать:

сарказма или высмеивания;

подкупов, обещания награды за хорошее поведение;

выяснения отношений на людях;

угроз или длительного чтения нотаций;

давления, жесткости;

использования физической силы.

Для профилактики нарушений поведения можно приобщить чадо к какому-либо хобби. Привлекайте малыша к спорту, творчеству, изобретательству. Самое главное — не давить на ребенка, и дать ему возможность найти занятие по душе.

11. А СЕЙЧАС РАССМОТРИМ АЛГОРИТМ СОПРОВОЖДЕНИЯ ВОСПИТАТЕЛЕМ и ПСИХОЛОГОМ РЕБЕНКА С ПРОБЛЕМАМИ ПОВЕДЕНИЯ.

1 этап – диагностика, основной метод которой – наблюдение за ребенком. Именно воспитатель первый замечает нарушения поведения ребенка, но важно следовать следующим принципам:

• Собирайте и точно формулируйте ФАКТЫ.

• Избегайте субъективных оценок и эмоциональных суждений.

• Составляйте конкретные, а не общие описания (где, когда, как часто и что конкретно ребенок делал).

• Отмечайте причины плохого поведения ребенка (что вызвало негатив)

Желательно, фиксировать все случаи на бумаге, что позволит выявить закономерность в поведении ребенка.

Далее к диагностике подключается педагог-психолог.

12. Личностные особенности и проблемы поведения помогаю выявить проективные методики. такие как…

«Несуществующее животное». Здесь ребенку предлагается придумать и нарисовать животное, которое не существует. Посмотрите на примеры таких работ. Что вы можете сказать о детях – авторах этих рисунков -O-

13. Также очень показательна методика «Кактус». Особенно ярко в этих рисунках выражается агрессивность. Вызывает беспокойство наличие большого количества колючек и отсутствие горшка, земли.

14. Универсальная методика «Рисунок семьи» покажет особенности семейных взаимоотношений и позволит выявить особенности семейных взаимоотношений, которые оказывают негативное влияние на мироощущение ребенка. Что вызывает тревогу в данном рисунке?

15. Следующим этапом работы является коррекционная деятельность, которая происходит в условиях тесного сотрудничества педагогов и родителей.

16. Коррекция проблем поведения проходит в трех направлениях:

• Повышение самооценки и развитие самосознания дошкольника

• Обучение детей умению выражать свои эмоции, управлять своим поведением

• Снятие мышечного и эмоционального напряжения

Рассмотрим каждое направление подробнее.

17. Повышению самооценки ребенка способствует изготовление в группах доски достижений, которая может иметь разные виды, но общее содержание. на ней около имени или фотографии каждого ребенка отмечаются успехи, достижения, поступки, за которые можно ребенка похвалить.

18. Также стимулируют развитие самосознания и саморегуляции детей награды, которые педагоги вручают детям за усердие, старание, помощь сверстникам и взрослым. С такими медалями дошкольники ходят до конца дня и очень гордятся своими поступками.

19. Для повышения самооценки, развития чувства принадлежности к группе мы ввели «ритуалы начала дня». Это определенные групповые игры, которые проводятся перед утренней гимнастикой. они повышают настроение детей, позволяют морально настроиться на день в детском саду. Предлагаю Вам посмотреть видео начала дня в старшей группе.

20. Второе направление коррекционной работы - Обучение детей умению выражать свои эмоции.

В этом нам помогают известные вам уголки настроения, которые не потеряли своей актуальности и помогают детям осознать и выразить свое эмоциональное состояние, позволяют педагогу выявить детей группы, которым необходимо уделить дополнительное внимание и поддержку.

21. Также в наших группах активно применяются игры на развитие эмоций, мимические упражнения. некоторые из них представлены здесь.

22. Обучению детей умению выражать свои эмоции и управлять своим поведением, способствуют следующие методы, которые представлены на экране. Сейчас мы рассмотрим каждый из них подробнее. (пауза)

23. Практический метод коррекции поведения и сознания ребенка – Психогимнастика. Это развитие пантомимики, выражение эмоций, практическая коррекция сознания у ребенка при общении без слов. В последовательности психогимнастических упражнений особенно важно соблюдать чередование и сравнение противоположных по характеру движений, сопровождаемых попеременно мышечным напряжением и расслаблением:

• напряженных и расслабленных;

• резких и плавных;

• частых и медленных;

• дробных и цельных гармоничных;

• едва заметных пошевеливаний и совершенных застываний;

• вращений тела и прыжков;

• свободного передвижения в пространстве и столкновения с предметами.

Предлагаю вам проиграть психогимнастический этюд «Добрая и злая кошечка». Давайте вспомним, как ведет себя ласковая, добрая кошечка: она мурлычет, жмурится от удовольствия. Её лапки мягкие. А когда кошечка сердится? Правильно, она вздыбливает шерсть, выпускает коготки. По сигналу вы должны изобразить добрую и злую кошечку.

Игра «Насос и мяч»

Описание игры: дети играют парами. Один – большой надувной мяч, другой насосом надувает этот мяч. Мяч стоит, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах, руки, шея расслаблены. Корпус отклонен несколько вперед, голова опущена (мяч не наполнен воздухом). Товарищ начинает надувать мяч, сопровождая движениями рук (они качают воздух) звуком «с». С каждой подачей воздуха мяч надувается все больше. Услышав первый звук «с» он вдыхает порцию воздуха, одновременно выпрямляя ноги в коленях, после второго «с» выпрямилось туловище, после третьего у мяча поднимается голова, после четвертого надулись щеки и приподнялись руки. Мяч надут. Насос перестал накачивать. Товарищ выдергивает из мяча шланг насоса… Из мяча с силой выходит воздух со звуком «ш». Тело вновь обмякло, вернулось в исходное положение. Играющие меняются ролями.

24. Также в нашем детском саду применяется такой метод развития контроля за своим поведением, как нейрогимнастика. О нем вам расскажет учитель-логопед Щербакова Анна Николаевна.

25. Направленность нейрогимнастики

26. Функциональные блоки

27. Выводы

28. На физкультурных занятиях также активно развивается самосознание, волевые качества, особенно этому способствуют игры с правилами и командные игры. Особенность таких игр в том, что они развивают умение подчиняться правилам, ориентированность на партнера.

29. В группах представлены разнообразные бизиборды, лабиринты, которые развивают усидчивость, сосредоточенность. Воспитатели могут использовать их не только в свободной деятельности, но и во время образовательной деятельности, чтобы отвлечь слишком активного ребенка, предупредить выброс агрессии.

30.

Сказкотерапия,

Ролевые игры с перевоплощением (переодевания, грим,

Проигрывание знакомых ситуаций, вызывающих проблемы поведения

также активно используются психологом и воспитателями для приобретения ребенком навыка правильного поведения. Ребенок может примерить на себя роль другого, действовать не по привычному сценарию, а в соответствии с новым образом.

31. Включение в занятия упражнений на релаксацию также немаловажно. они позволяют снять напряжение, переключиться на свои чувства. Давайте испытаем этот эффект на себе с помощью релаксации «Солнечный зайчик». Пожалуйста выполняйте действия в соответствии с текстом.

Представьте, что вы в светлой комнате отдыхаете. В окно к вам заглянул солнечный зайчик. Он медленно подкрался к вам и заглянул в ваши глаза. Закройте их. Он стал скользить по вашему лицу: зайчик на лбу, на щеках, на носу, на губах, на подбородке. Вы ощущаете его по теплоте, разливающейся по вашему лицу. Нежно погладьте его ладонями. Дальше он побежал по вашим волосам - погладьте голову. Затем он спустился на шею и грудь. Вам стало теплее в местах его прикосновения - погладьте их. Потом он пробежал по вашей правой руке до кончиков пальцев - пошевелите ими. Солнечный зайчик перебежал на левую руку и остановился на кончиках пальцев, ожидая когда вы ими пошевелите. После этого он скользнул на живот и стал кружиться по часовой стрелке, как бы играя с вами, ожидая, что вы последуете рукой за ним. Вам стало тепло. Дальше он спустился по правой ноге до кончиков пальцев - пошевелите ими. Затем он перебежал на левую ногу до кончиков пальцев - пошевелите ими. Солнечный зайчик любит и ласкает тебя - подружись с ним и погладь его. Улыбнись и открой глаза.

32. С помощью простых дыхательных упражнений мы можем восстановить внутреннюю гармонию, вернуть самообладание. Этой техникой должен владеть каждый педагог, она называется «Квадратное дыхание»

Представьте перед собой квадрат. На четыре счета сделайте вдох, как будто поднимаетесь из левого нижнего угла квадрата вверх. На следующие четыре счета — выдох, будто движетесь слева направо по верхней стороне квадрата. Затем еще раз на четыре счета сделайте вдох, как будто спускаетесь из правого верхнего угла квадрата вниз, и, наконец, еще раз выдохнете на четыре счета, двигаясь по нижней стороне квадрата. Дышите так, пока пульс не нормализуется, и вы не почувствуете себя луччше.

Этому упражнению можно обучить и родителей.

33. 3. направление. Снятию мышечного и психологического напряжения помогает такое направление психологии, как

Арттерапия: в нашем детском саду активно применяются такие направления, как

рисование красками

рисование песком на световом столе

34. Игры с песком на световом и интерактивном столе позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей, способствуют их развитию и саморазвитию. Занятия с песком снимают стресс, снижают уровень нервно-психического напряжения, поднимают настроение. Песочная терапия может использоваться для выявления тревожности, агрессивности и страхов у детей, а также для коррекции подобных отклонений. Игры и упражнения с использованием песочной терапии, проводимые в малой группе (2-4 ребенка, развивают коммуникативные навыки и социальную активность.

35. Представляю вниманию фрагмент занятия психолога с детьми компенсирующей группы с использованием интерактивного песочного стола.

В данном занятии принимают участие две девочки 6 лет, посещающие подготовительную группу. девочки очень разные по характеру: одна активная, эгоцентричная – другая, застенчивая. Важно отметить, что это промежуточный этап коррекционной работы, на котором дети учатся умению работать в паре и следовать единой цели.

36. Особенно вызывает восторг наших воспитанников релаксация в кабинете психолога. Здесь используется аудиозапись звуков природы, световая пузырьковая колонна, дождь из фиброоптического светящегося волокна. Спокойная обстановка сенсорной комнаты дает ощущения безопасности т. к. исключаются стрессовые ситуации, «отсекаются» любые привычные воздействия внешнего мира, что способствует развитию саморегулированию процессов торможения и возбуждения.

37. Как говорилось ранее все коррекционные мероприятия проводятся в тесной связи родители-воспитатели-психолог. Только координированные действия приведут нас к результату.

38. Закончить наш мастер-класс предлагаю таким упражнением «Пончики от стресса»

Не всегда мы находим слова поддержки для себя, Считается, что сахар, помогает производить в мозге больше серотонина — гормона, который делает нас счастливыми. Сегодня мы с вами будем «кушать» правильные сладости. Ваша задача на каждом пончике ободряющую фразу, поддержку, все то, что поможет вам почувствовать себя лучше. (пауза)

А затем эти пончики передайте соседу справа, чтобы и после нашего мастер-класса у него осталось ощущение поддержки, уверенности в себе, настрой на позитив.

39. На этом наш мастер-класс закончен, спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

powerpoint-template_fk666.ppt | 16552,5 Кб
 
Публикации по теме:

Коллективная работа «Мы, дети, за мир на планете!» Детский мастер-классКоллективная работа «Мы, дети, за мир на планете!» Детский мастер-класс Белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь, с древних времён считался символом Мира на земле. Существует традиция выпускать голубей.

«Новый год ждут и взрослые и дети…» Фотоотчет о поделках, приготовленных руками детей, родителей и воспитателей«Новый год ждут и взрослые и дети…» Фотоотчет о поделках, приготовленных руками детей, родителей и воспитателей Хочу показать вам какие чудесные работы сделанные родителями,детьми для оформления группы! Уже совсем скоро наступят праздничные дни и мы.

Мастер-класс для воспитателей «Стопотерапия»Мастер-класс для воспитателей «Стопотерапия» "Стопотерапия" мастер - класс для воспитателей Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме профилактики плоскостопия.

Детский мастер-класс «Букетик для мамочки» (дети 2–4 лет)Детский мастер-класс «Букетик для мамочки» (дети 2–4 лет) Цель: вызвать у детей желание своими руками изготовить открытку в подарок маме. Задачи: Учить наклеивать готовые цветы, расположив их на.

Детский мастер-класс по коллажу «Дети за мир! Нет войне!»Детский мастер-класс по коллажу «Дети за мир! Нет войне!» Детский мастер-класс «Коллаж «Дети за мир! Нет войне!» в рамках проекта «Детство, опаленное войной»Участвуя в информационно-творческом проекте.

Мастер-класс для родителей «Театр и дети»Мастер-класс для родителей «Театр и дети» Представляю вашему вниманию конспект встречи клуба «Школа заботливых родителей» на тему «Театр и дети» Форма проведения: мастер-класс Цель:.

Мастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагоговМастер-класс для воспитателей и педагогов «Музыкальный мульт-цветок» для воспитателей и педагогов Топчий Ольга Владимировна музыкальный руководитель МБДОУ №56 г. Шахты Ростовской обл. Данный мастер-класс будет полезен и интересен для.

Мастер-класс педагога-психолога для педагогов с детьми средней группы «Мое настроение»Мастер-класс педагога-психолога для педагогов с детьми средней группы «Мое настроение» Мастер-класс педагога-психолога в средней группе с элементами сказкотерапии: «Настроение моего дня» Цель: - создание положительного психологического.

Сотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребностиСотрудничество с родителями детей, имеющих особые потребности Среди множества проблем, касающихся детей с ограниченными возможностями здоровья, проблема работы с семьями таких детей занимает основное.

Мастер-класс объёмной композиции для совместного выполнения педагога-психолога с детьми с ОВЗМастер-класс объёмной композиции для совместного выполнения педагога-психолога с детьми с ОВЗ Всем педагогам известно, что в последние годы именно изобразительная деятельность все больше включается в коррекционно - развивающий педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс психолога для воспитателей «Особые дети»
Опубликовано: 20 апреля 2022 в 09:34
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД