Лучший педагог года

Мастер-класс для педагогов на основе опыта работы «Занимательная геометрия для малышей»

Евгения Саликова
Мастер-класс для педагогов на основе опыта работы «Занимательная геометрия для малышей»

Одно из приоритетных направлений нашего детского сада – формирование элементарных математических представлений у дошкольников.

Я хочу сегодня поделиться своим опытом работы по теме «Занимательная геометрия для малышей».

Публикация «Мастер-класс для педагогов на основе опыта работы „Занимательная геометрия для малышей“» размещена в разделах

Эта тема выбрана мною не случайно. Я познакомилась с опытом работы педагогов Э. Финкельштейна, Т. Горшковой, Г. Киселевой «Геометрия для малышей», напечатанных в журнале «Обруч», и поняла, что тему «Знакомство с геометрическими понятиями» можно преподнести детям более интересно и занимательно. Знакомство детей с этой темой в игровой, увлекательной и доступной форме предполагает следующие цели:

- активизировать у детей логическое и геометрическое мышление;

- формировать творческое мышление;

- побуждать к поиску нестандартных решений;

- вырабатывать умение работать с простейшими чертежными инструментами.

Знания о геометрических понятиях дети применяют в разных видах деятельности: конструировании, художественном труде, аппликации. Составляют узоры, плоскостные композиции, изготавливают игры, объемные игрушки при помощи трафаретов, шаблонов, лекал.

Для того, чтобы успешно решать поставленные задачи, мы создали соответствующую предметно-развивающую среду по математике. В группе имеются необходимые настольно-печатные игры по математике, а так же развивающие игры; игры изготовленные своими руками; деревянный, пластмассовый и металлический конструктор. Так же имеются все необходимые чертежные инструменты: линейки, угольники, лекала, трафареты, шаблоны, разрезные геометрические фигуры и геометрические тела.

Я продумала распределение программного материала по подгруппам, когда этот материал изучать и закреплять, и в каких формах. Циклограммой у нас определен 1 день занятия по математике. В этот день в утренние часы, на занятии, прогулке, в блоке совместной деятельности в игровых формах я включаю изучение геометрических понятий по подгруппам от 3 до 5 детей.

Сегодня я познакомлю вас с игровыми приемами при ознакомлении детей с пространственной геометрией. Начинаю я свою работу со знакомства детей с линиями: прямой и кривой. Использую сказочный сюжет и плоскостные магнитные точки.

«Жила-была любознательная Точка. Отправилась она в путешествие. Вышла Точка за калитку, а на встречу ей зеленая точка идет, а потом синяя, через некоторое время идут другие точки. Стали они плечом к плечу, и получилась линия – прямая». Задаю детям вопрос: А как вы думаете, у линии есть начало и конец? Дети, глядя на мольберт, отвечают, что есть. Тогда я доставляю точки с одной стороны и с другой. Объясняю, что прямая линия – бесконечна, ее можно продолжить в обе стороны.

Используя картину со сказочным сюжетом, которая есть у каждого ребенка, я знакомлю детей с кривой линией: «В другой раз Точка отправилась в лес. Дерево за дерево, дерево за дерево и заблудилась». Прошу детей нарисовать путь точки. Спрашиваю у детей: Как вы думаете, какая эта линия? Кривая.

Понятие о кривых и прямых линиях я закрепляю на клубочках ниток, связанных из двух цветов. Клубочки обыгрываю: «Встретились два клубочка и покатились один налево, другой направо. Посмотрите, какая линия образовалась?» Дети наглядно видят, что линии не имеют конца, их можно продолжать в разные стороны. Дети делают вывод, что прямые, кривые линии бесконечные.

Опираясь на жизненный опыт детей, прошу их привести пример прямой и кривой линии в жизни. Это дороги, они ведут во все края, рельсы, электрические провода.

Предлагаю вашему вниманию задание с использованием элементов ТРИЗ.

Карандаш просит детей нарисовать портрет лисы и колобка с помощью только одной линии. Дети могут оказаться в тупике, тогда я предлагаю вспомнить, какой характер у лисы: она хитрая, изворотливая. А колобок какой? Дети говорят, что он открытый, всегда поет одну и ту же песенку, катится все время вперед, всем верит. После такого анализа дети легко справляются с заданием. Лису можно нарисовать с помощью кривой линии. А колобка – с помощью прямой.

Предлагаю детям творческие задания с ориентировкой на листе бумаги. В упражнении «Идем в гости» дети не только рисовали линии, но и закрепляли понятия «слева», «справа». Вини-Пух идет в гости к Пятачку, нарисуй его путь так, чтобы грибы всегда оставались слева.

После усвоения понятия о прямых и кривых линиях я знакомлю детей с отрезком, используя сюрпризный момент – волшебный сундучок. Как я это делаю, вы посмотрите на видео.

Дети, посмотрите, какой красивый сундучок, если вы отгадаете загадку, вы узнаете, что в нем лежит:

Два конца, два кольца,

Посередине гвоздик. (Ножницы)

А как вы думаете, для чего они нам нужны?

Наша Точка, путешествуя по прямой, шла и пела:

Без конца и края

Линия прямая.

Хоть сто лет по ней иди,

Не найдешь конца пути.

Устала Точка: «Как же мне быть? Так и идти без конца?» Вот тут и пригодились ножницы. Щелкнули перед ее носом и отрезали ленту дороги сначала с одной стороны, а потом – и с другой». Смотрите, я отрезала часть прямой, и у меня получился отрезок. Есть у отрезка начало? Есть конец? А как вы думаете, отрезки бывают одной длины? Отрежьте себе от нашей прямой по отрезку. Что вы сейчас сделали? (Мы отрезали часть прямой – получился отрезок). А теперь сравним. У кого получился самый длинный отрезок, у кого самый короткий. А теперь из отрезков мы составим лестницу. Какой отрезок мы положим вниз, самым первым? (Дети самостоятельно составляют лестницу)

Сейчас я вам покажу несколько приемов для закрепления понятия «отрезок». Отрезок можно использовать как «условную мерку», для измерения длины, ширины, высоты. Вы знаете, что использовать можно любые отрезки: счетные палочки, линейки, цветные полоски. Я предлагаю детям измерить условной меркой животных. Даю детям творческое задание: «В зоопарк привезли животных. Их нужно расселить по вольерам. Как это сделать, если нельзя животное прикладывать к вольеру». Дети с помощью условной мерки измеряют высоту животных и его жилища и после этого расселяют животных.

На закрепление я предлагаю детям игровые упражнения «Кто найдет в группе больше длинных, коротких отрезков». На прогулке мы шагами измеряем дорожку, палочками высоту стола, длину песочницы.

После знакомства с понятием «отрезок», детям легче объяснить понятие ломаная линия. Я использую прием наглядного моделирования, это может быть плоскостной рисунок или, как я вам сейчас представляю, объемный макет гор. У меня большой объемный гном, а у каждого ребенка плоскостной гном. Обыгрываю с помощью сказочного сюжета «Белоснежка и семь гномов» и цветного конструктора. Предлагаю детям помочь гномам добраться до Белоснежки, которая живет далеко за горами. Первым к Белоснежке отправился старший гном. Дорога была трудная. Гном то поднимался вверх, то опускался вниз, то снова поднимался, то опять спускался. Показываю этот путь на цветном конструкторе. Задаю детям вопрос: Какая линия лежит передо мной? Прямая. А сейчас я эту линию поломаю: Гном поднимался в горы, потом опускался, снова поднимался и опускался. Обращаю внимание детей: Какая интересная получилась линия. Как бы вы ее назвали? Объясняю детям, что это ломаная линия. Она состоит из отрезков, их называют звенья и точек, которые соединяют эти звенья, их называют вершины (показываю их). Прошу детей помочь остальным гномам навестить Белоснежку. На столе лежит металлический конструктор, дети из него составляют путь, по которому пойдут гномы. Задаю вопросы детям: из скольких звеньев вы составили ломаную линию, покажите вершины линии, сколько их.

Следующее понятие, о котором я вам хочу рассказать – это замкнутая линия. При знакомстве с ней я использую такой прием, как решение детьми проблемной ситуации. В этом мне помогает сказочный герой – Ученый кот. С детьми вспоминаем стихотворение А. С. Пушкина:

У Лукоморья дуб зеленый,

Златая цепь на дубе том.

И днем, и ночью кот ученый

Все ходит по цепи кругом.

Я предлагаю детям решить проблемную ситуацию: «У Ученого кота разорвалась цепь, он теперь сидит под дубом и не может рассказывать сказки. Как ему помочь?» Ответы детей были разные: нужно цепь отремонтировать, запаять. Правильно, цепь надо соединить, замкнуть. У этой линии есть начало и конец? Как вы назовете такую линию? Такая линия называется замкнутая. У замкнутой линии нет ни начала, ни конца.

Кот в благодарность рассказывает детям сказку, которая демонстрируется наглядно: «Жила-была девочка Машенька. Пошла Машенька в лес с подружками и заблудилась. Очутилась в густом лесу, на берегу красивого озера. Долго гуляла Машенька по дорожке вдоль озера, устала, а назад вернуться не может». Задаю детям вопросы: а почему она все время ходит вокруг озера? Есть ли у этой дорожки начало и конец? Предлагаю детям помочь Машеньке, дать ей совет, чтобы она могла в следующий раз найти дорогу домой. (Надо обозначить начало ее пути корзиной, камешком).

Понятие замкнутой линии тесно связано с понятием «многоугольник». Это детям можно показать на «Математическом планшете». Это развивающая, многофункциональная игра, в которую дети играют с удовольствием. Очень важно сформировать у детей представление, что замкнутая линия может образовывать не только окружность, но и треугольник, прямоугольник и многоугольник.

Разные виды линий можно закрепить, используя различные виды деятельности: находим прямые, кривые, ломаные, замкнутые линии в окружающем нас мире в группе и на улице; на уроках физкультуры, во время прогулки, спортивных соревнованиях бегаем по прямой, кривой линиях. Во многих подвижных играх требуется построение в круг, а это замкнутая линия. Так же закрепление о разных линиях я провожу на занимательном игровом материале, выполненном в черно-белом и цветном варианте.

Эти сюжетные картинки помогают детям закрепить знания о разных видах линий, найти прямые, кривые, ломаные и замкнутые линии и раскрасить их в определенный цвет.

Следующее задание закрепляет понятие о замкнутой линии. «Помоги белочке собрать грибы» - нарисуй замкнутую линию так, чтобы грибы были внутри этой линии

После того, как дети усвоили разные виды линий, формирую такое понятие как луч, используя эффективный метод – экспериментирования, с помощью фонарика. Этот блок совместной деятельности я провожу вечером, когда свет от фонаря ярче. Предлагаю детям обратить внимание, что от фонарика отходит луч. Он может быть коротким, может быть длинным. Использую простейший опыт : сначала светим на ближайшие объекты, а затем фонарик переводим на дальние объекты. Обращаю внимание на то, что у луча есть начало, но нет конца. При закреплении понятия луч, я использовала рисунок. Художник нарисовал картину, но что-то он забыл нарисовать. Я предлагаю детям внимательно посмотреть на его рисунок и помочь художнику дорисовать картину. Дети рисуют луч от фонарика, луч от маяка, лучи от автомобиля. Они могут лучи нарисовать как длинные, так и короткие.

В сказочном сюжете о солнышке, я закрепляю понятие, что луч имеет начало, но не имеет конца. Я предлагаю детям при помощи луча разбудить дерево, цветок, продолжая тот же луч, зайчика. Дети делают вывод, что луч с одной стороны не имеет конца.

После знакомства с линиями, отрезком, лучом логично вытекает знакомство детей с углами. Для этого я использую интегрированный подход к обучению и опираюсь на предшествующий опыт детей. Зрительно дети знают прямой угол, т. к. в младшей и средней группах знакомила детей с квадратом и прямоугольником. В старшей группе я продолжаю знакомство с углами с простой подвижной игры «5-й лишний» (или «Уголки») : 4 детей стоят на уголках ковра, а 5-й ведущий в середине ковра. После слов «Раз, два, три в уголок беги» дети, стоящие в уголках, должны поменяться местами, а ведущий должен успеть занять один из освободившихся уголков. Затем с детьми провожу игру «Найди предметы, имеющие углы» (в группе, на улице)

У нас в городе ежегодно проходит олимпиада «Умники и умницы» Одним из заданий на этой олимпиаде было определить виды углов: острый, прямой, тупой. Лучше с этим заданием справились дети из садов, работающих по программе «Радуга» и «Развитие», так как их программы предполагают изучение такой темы.

Чтобы восполнить этот пробел программы, я решила познакомить детей с видами углов. Для ведения новых понятий я использую наглядную модель циферблата, с опорой на сказочный сюжет про Золушку.

Золушку пригласили на бал в 3 часа. Прошу детей показать это время на циферблате. Какой угол образовали стрелки? Правильно, часовая и минутная стрелки образовали прямой угол. Золушка танцевала на балу 2 часа. Сколько часов получилось? Как вы это узнали? (3+2=5) Покажите Золушке 5 часов. Стрелки часов образовали угол. Он больше или меньше прямого угла? Он больше. Угол больше прямого угла называется тупым. Золушка решила уехать с бала в 10 часов, что бы не потерять туфельку. Покажите 10 часов. Какой угол образуют стрелки? Он больше или меньше прямого угла. Он меньше. Такой угол называется острым.

Закрепление видов углов происходит на математическом планшете. Дети из разноцветных резиночек выкладывают углы. Так же углы закрепляю на занимательном материале, в дидактических играх «Найди и назови какой угол» - вы видите это на слайдах. Дети из готовых геометрических форм составляют животных, а потом называют, какие виды углов они нашли в геометрических формах, в игре «Обозначь угол» детям предлагается игровое поле в виде многоугольника у которого есть все виды углов, дается задание поставить на определенный угол предмет.

Наиболее удобны для закрепления всех геометрических понятий являются многофункциональные сенсорные таблицы. Они могут быть большими, и маленькими, стационарными и подвижными, напольными. Одну из таких таблиц вы видите на мольберте. Сенсорные таблицы помогают мне закреплять не только геометрические фигуры, но и счет, цвет, размер, ориентировку на листе бумаги. Задания могут быть различные: «Найди фигуру по адресу» (вторая строчка, третий столбец, «Назови фигуры, которые ее окружают справа, слева, сверху, снизу», «Сколько всего маленьких, больших фигур», «Каких фигур больше по цвету, размеру». Сейчас на экране вы видите другую сенсорную таблицу. При ее помощи можно закреплять различные виды линий, углов, такие понятия, как отрезок, луч. Дети самостоятельно могут играть, используя сенсорную таблицу.

Использование разнообразных игровых приемов в обучении дошкольников геометрическим понятиям таких как : сюрпризных моментов, геометрических сказок, решении проблемных задач, элементов ТРИЗ, моделирования, использование многофункциональных математических игр, яркого дидактического материала помогает детям легко усваивать, запоминать и применять свои знания в разнообразной деятельности: на занятиях по конструированию, художественному труду, в свободной деятельности. У детей хорошо развит глазомер, они свободно ориентируются на листе бумаги и в пространстве, умеют измерять условной меркой разные предметы. У детей сформировано положительное отношение к учебной деятельности.

Благодарю вас за внимание!

Публикации по теме:

Из опыта работы по теме: «Создание условий для духовно-нравственного воспитания ребенка на основе методов народной педагоги» «Без памяти нет традиций, без традиции нет воспитания, без воспитания нет культуры, без культуры нет духовности, без духовности нет личности,.

Лэпбук «Занимательная геометрия»Лэпбук «Занимательная геометрия» Знакомство детей с миром математики начинается уже в дошкольном возрасте. Одной из задач до школьного воспитания является формирование.

Мастер-класс для малышей «Стрекоза-красавица»Мастер-класс для малышей «Стрекоза-красавица» Вот и наступило долгожданное лето. Появилось много разнообразных насекомых, их появление, конечно, заметили дети. Они с интересом наблюдают.

Мастер-класс для педагогов «Коммуникативные танцы-игры как одна из форм работы с детьми в соответствии с ФГОС» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 3» Шатурского муниципального района Московской области.

Мастер-класс для педагогов «Повышение компетенции педагогов в проведении развивающих занятий по профилактике ДДТТ» План проведения: • Выступление воспитателей «Формы и методы работы, используемые при обучении воспитанников ПДД» • Деловая игра для педагогов.

Мастер-класс для педагогов «Экологическое воспитание дошкольников через внедрение нетрадиционных форм работы» Цель: поделиться опытом работы по экологическому воспитанию Задачи: • Привлечь внимание педагогов к использованию нетрадиционных форм работы.

Мастер-класс «Домик для малышей»Мастер-класс «Домик для малышей» В требованиях к РППС написано: развивающая предметно- пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности.

Сценарий праздника для малышей на основе русского фольклора «Осень в деревне» Осень в деревне Осенний праздник для малышей с элементами русского фольклора Зал оформлен в виде деревенского двора. Возле домика сидит.

Пластилинография Мастер-класс для педагогов Презентация педагогического опыта Из всего многообразия видов изобразительного искусства дети отдают предпочтение рисованию, которое имеет большое значение для развития дошкольников.

Праздники и развлечения для малышей (из опыта работы) МБДОУ "Детство" Структурное подразделение «Красносельцовский детский сад» Праздники и развлечения для малышей (из опыта работы).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для педагогов на основе опыта работы «Занимательная геометрия для малышей»
Опубликовано: 8 ноября 2017 в 10:40
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД