МААМ-картинки

Конспект итогового занятия по познавательному развитию на тему «Семейные традиции в казачьей семье» (старшая группа)

Елена Суворова
Конспект итогового занятия по познавательному развитию на тему «Семейные традиции в казачьей семье» (старшая группа)

Семейные традиции в казачьей семье

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

МБДОУ детский сад «Чебурашка».

Конспект итогового занятия

по познавательному развитию

Тема: «Семейные традиции в казачьей семье».

Старшая группа

Конспект составлен воспитателем

Суворовой Е. И.

Публикация «Конспект итогового занятия по познавательному развитию на тему „Семейные традиции в казачьей семье“ (старшая группа)» размещена в разделах

г. Волгодонск

2010г.

1. Цель: расширять представление о самобытности культуры, традициях казачества, о специфике воспитания детей в казачьей семье.

2. Задачи:

2.1. Закреплять знания о семейных традициях в казачьей семье,

особенности воспитания мальчиков и девочек;

систематизировать представления о казачьей одежде : праздничная, для работы по хозяйству; познакомить с положением женщины, её

значением в семье.

2.2. Развивать речевые навыки, логическое мышление.

2.3. Воспитывать бережное отношение к традициям казачества.

3. Интеграция образовательных областей:

речевое развитие, познавательное развитие, художественно –

эстетическое развитие, физическое развитие, социально –

коммуникативное развитие, физическое развитие.

4. Методические приё мы:

использование музыки, игровая ситуация, рассказы детей, рассказ

казачки Дарьи Ивановны, рассматривание одежды, продуктивная

деятельность, подведение итогов, использование гендерного подхода,

работы в командах.

5. Словарная работа:

шаровары, околица, станица, праздничный обряд, Сама.

6. Предварительная работа:

рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков;

рассматривание казачьей одежды; беседа о воспитании девочек,

мальчиков, о традициях семейного воспитания; рисование семейных

традиций.

7. Материал:

пособия по казачьему краю; рисунки детей о семейных праздниках;

сундук; казачья одежда : праздничная, рабочая; для продуктивной

деятельности: трафареты, цветная бумага, ножницы, клей.

Ход НОД.

Дети заходят в группу, здороваются.

Звучит музыка, входит казачка.

- Здравствуйте дети!

- Это детский сад? Как он называется?

- В какую группу я попала?

(ответы детей).

- Я казачка Дарья Ивановна. Наслышана я про то, что вы хорошо знаете наш край донской. Вот пришла я узнать, так ли это?

Воспитатель: «Да, Дарья Ивановна, наши дети действительно интересуются жизнью казаков. И могут тебе многое рассказать. Вот посмотри, какие мы пособия изготовили по казачьему краю».

(рассматривают с Дарьей Ивановной изготовленные макеты, альбомы с изображением жизни казачьей семьи).

Д. И. : «А как воспитывали своих детей, какие традиции были у казаков, когда их дети подрастали, дети ваши знают?».

Воспитатель: «Конечно, знают Дарья Ивановна. Садись и послушай, что дети тебе расскажут. Дети сами нарисовали рисунки, на них изобразили, как растут мальчики и девочки в казачьих семьях. Как казаки празднуют взросление своих детей. Дети по рисункам расскажут о семейных праздниках у казаков. Нужно разделиться на две команды, команда мальчиков и команда девочек. Девочки подходят к столу, где разложены рисунки, с периодом взросления девочки. Мальчики подходят к столу, где разложены рисунки, с периодом взросления мальчика. Нужно разложить рисунки по периодам взросления детей. Мальчики рассказывают о семейном празднике, изображённом на рисунке, о взрослении мальчика. Девочки рассказывают, как отмечали рождение девочки».

Вначале рассказывают по картинкам девочки.

Подходит одна из девочек к рисунку, где изображены женщины купающие девочку.

«Когда девочка родилась, отмечали праздник «Смывали с девчушки заботы». Женщины мыли девочку, отец в это время ел «отцовскую кашу» - горелую, несолёную, поперчённую, политую горчицей. Он должен съесть её, чтобы девочке меньше горького в жизни досталось».

На картинке маленькой девочке дарят ленточки, рассказ второй девочки.

«Когда девочка в первый раз пошла, праздновали «первый шаг». Дарили девочке ленточки, платочки».

Третья девочка рассказывает по картинке, с изображением дедушки, дарящего колечко девушке.

«Когда девочка становилась девушкой, дед дарил внучке колечко и пел песенку про колечко. Что внучка теперь «не дитё», а «барышня». После получения колечка, девушка начинала готовить себе приданое».

Рассказы мальчиков по картинкам.

Каждый из мальчиков подходит к рисунку и рассказывает о том периоде взросления мальчика, который изображён на картинке.

«После рождения мальчика отмечали крестины. Мальчику дарили какое – ни будь оружие: шашку, кинжал, старинный пистолет. После крестин, отец «опоясывал» его шашкой и подносил к коню».

«Когда у мальчика появлялся первый зуб, отец вёз сына на коне в церковь. В церкви ставил свечу святому покровителю казаков – Георгию Победоносцу».

«Когда мальчику исполнялся год, его стригли первый раз. Подстриженного мальчика, мужчины несли к церкви. Возле церкви их ждал конь. Мальчика сажали верхом на коня. Коня обводили вокруг церкви. Потом отец брал мальчика на руки, и они шли к дому. У ворот казаков встречали женщины. Мужчины говорили им: «Казака принимайте! Да за ним доглядайте!».

«Когда мальчик подрастал, отмечали праздник «первых штанов». Штаны дарил самый старший казак в семье. Это были шаровары. Мальчика поздравляли с первыми штанами, и он ими очень гордился».

«В семь лет мальчика стригли во второй раз. После праздничного обеда, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. Братья ему говорили: «Учись служить! Теперь ты не дитё, ты - пол казака.

«Когда казака призывали в армию, все родные приходили к нему домой. После угощения казак выходил из – за стола, кланялся родным в ноги. Затем выходил во двор, отец подводил к нему коня. Казак кланялся коню в ноги и просил не подводить в трудную минуту жизни. Потом прощался с родными и уезжал. Мать провожала его до околицы плача и наставляя его».

Воспитатель: Когда дети вырастали, они участвовали на праздниках, где гуляли всей станицей. С наступлением тёплых дней, молодые казаки и казачки, водили хороводы. Самым распространённым хороводом был «Плетень заплетать». Давайте и мы поиграем в эту игру.

Игра «Плетень заплетать».

Воспитатель: На этих праздничных гуляниях, молодой казак находил понравившуюся ему девушку и брал её в жёны. Расскажите, как проходили праздничные обряды.

Дети рассказывают о прохождении праздничного обряда.

«Жених приезжал за невестой, и они на тройке лошадей ехали в церковь. В церкви происходил обряд венчания. После венчания, жених и невеста едут в дом родителей невесты, там их поздравляли её отец и мать. Мать невесты расплетала одну косу у невесты и заплетала её на две косы. После заплетения кос, гости поздравляли жениха и невесту».

«Жених и невеста едут в дом жениха. Там их встречают отец и мать жениха. Отец и мать встречали их с хлебом и солью. Мать осыпала невесту хмелем, серебряными монетами, конфетами, орехами. После этого все проходили к столам. Начинались поздравления, дарили подарки. После даров, начинали веселиться».

Казачка : На свадьбы, на праздничные гуляния, казаки надевали праздничные наряды. Я вот принесла сундук, а в нём казачья одежда. Посмотрите (казачка вынимает из сундука одежду и показывает её детям).

Дети рассматривают одежду, рассказывают, в какой одежде гуляли на праздниках, а в какой работали в поле.

Казачка : Послушайте, что я вам ещё расскажу. А вы знаете, что у казаков в семье – главная в доме – была женщина. Она руководила всей домашней работой. Следила за чистотой в доме, за приготовлением пищи, заботилась о чистоте одежды. Следила за чистотой во дворе. Называли её Сама. Помогали ей по хозяйству маленькие и взрослые дети. А мужчина занимался военным делом, ухаживал за домашними животными, занимался охотой, рыболовством, участвовал в казачьих сходах. В домашние дела он не вмешивался.

Да, я убедилась, что вы хорошо знаете, как жили казаки, какие в семье у них были традиции. Но мне пора собираться домой.

Воспитатель: Подожди Дарья Ивановна, дети тебе сделают подарок. Из рисунков, которые они нарисовали, мы сделаем альбом. И подарим тебе. Девочки оформят альбом взросления девочки, а мальчики, альбом взросления мальчика. Нужно будет оформить обложку для своих альбомов.

Мальчики, подходите к своему столу, девочки - к своему. И начинайте работать.

На столе лежат трафареты, цветная бумага, ножницы, клей. Мальчики изображают казака, наклеивают его на обложку. Девочки изображают казачку и наклеивают на обложку своего альбома. Звучит тихо включенная музыка с исполнением казачьих песен. Дети заканчивают изготовление альбомов и дарят свои альбомы Дарьи Ивановне. Казачка прощается и уходит.

Воспитатель собирает возле себя детей и спрашивает: «Что вам понравилось на занятии? Что для вас трудно было выполнять на занятии

(Ответы детей).

Публикации по теме:

«Праздник на Земле Донской». Репортаж тематического занятия, посвященного Дню Ростовской Области. Видео«Праздник на Земле Донской». Репортаж тематического занятия, посвященного Дню Ростовской Области. Видео Доброе время суток, уважаемые коллеги, гости моей странички! Сегодня на Донской Земле отмечали праздник - 78 лет образования Ростовской.

«78 лет Ростовской области». Краеведение в детском саду С чего начинается Родина… Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-своему начинаем относиться к народным праздникам.

Конспект интегрированного занятия с детьми второй младшей группы на тему: «Мир насекомых Ростовской области» Цель: Расширение и уточнение знаний детей о насекомых, их разнообразии и характерных признаках. Формирование умение ориентироваться в природном.

Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группе «Птицы Ростовской области» Актуальность. Формирование любви к Родине через любовь к природе родного края. Цель: Уточнять и расширять представления детей о птицах.

МБДОУ ЦРР детский сад №16 Проект на тему: «Юрий Гагарин — первый в мире космонавт». Старшая группа 2014–2015 у. г. Цель проекта: Развитие патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Вызвать познавательный интерес о первом космонавте.

МБДОУ ЦРР ДС №16, г. Нытва Проект на тему «Баба Яга, кто она?» Старшая группа 2014–2015 у. г. Цель проекта: Попытаться разгадать тайну образа Бабы Яги в русском народном творчестве. Задачи: -Узнать, откуда появилась Баба Яга; -Выяснить.

Программа развития МБДОУ «Чебурашка» .

Семейные традицииСемейные традиции В нашей группе "Золотой петушок" Свято Никольского детского сада города Михайловск Ставропольского края прошел конкурс среди родителей на.

«Семейные традиции». Консультация для родителей Л. Н. Толстой говорил: "У каждой семьи есть своя "живая душа",в которой есть и цветущий райский сад,и родники "живой" воды,и могучие дерева,уходящие.

Стенгазета «Семейные традиции»Стенгазета «Семейные традиции» Работа над проектом "Чай пьёшь до ста лет проживёшь" включала в себя не только работу с детьми (просмотр презентаций;подбор наглядно-иллюстративного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового занятия по познавательному развитию на тему «Семейные традиции в казачьей семье» (старшая группа)
Опубликовано: 29 октября 2015 в 22:44
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД