МААМ-картинки

Метафорические карты «Роботы» в работе педагога — психолога

Людмила Костюк
Метафорические карты «Роботы» в работе педагога — психолога

Статья: «Использование метафорических карт «Роботы» в работе педагога-психолога»».

Составитель: Костюк Людмила Николаевна, педагог-психолог МБОУ

СШ№40.

Мое знакомство с метафорическими картами началось с семинара, который проводила педагог-психолог, кандидат педагогических наук Ушакова Татьяна Олеговна. Она рассказывала про многообразие колод метафорических карт, про способы их применения в самых различныхситуациях. Меня это очень заинтересовало, так как, работая в школе с младшими школьниками, приходится применять разнообразные способы для того, чтобы школьник доверял тебе и чувствовал себя в безопасности.

Публикация «Метафорические карты „Роботы“ в работе педагога — психолога» размещена в разделах

В колодах метафорических карт есть изображения, которые чаще всего близки и понятны ребенку, а соответственно, пригодны как для работы с детьми, так и для работы с "внутренним ребенком" каждого взрослого.

В младшем школьном возрасте детям намного легче оперировать образами, выражать свои чувства через картинки, решать конфликтные ситуации между друг другом, вести диалог как бы через посредника. Рассказывая об изображенных на картах героях, складывается своего рода сюжет, сохраняется ощущение нереальности происходящего, что придает ребенку уверенность в безопасности («ведь это не про меня рассказ, а про этого робота). В индивидуальной работе с агрессивными детьми очень подходят карты с роботами в черно-белом варианте. Создавая робота,агрессивным детям (на начальном этапе) нравится добавлять элементы оружия, щитов, мечей и т. д. (своего рода защита от внешнего мира и людей). Постепенно, с каждым последующим занятием, меняя сюжет и расширяя границы восприятия ребенка (создать друга, команду,трансформируя робота (добавляя изменения в виде замены частей робота,элементы проявления жестокости уменьшаются, ребенок начинает смотреть на определенные волнующие его ситуации под другим углом.

В моей практике был случай, когда учитель третьего класса не могла разрешить конфликт между девочками, которые никак не могли решить: как же им дружить втроем, почему постоянно возникают ссоры и что им с этим делать? Меня попросили побеседовать с этими тремя ученицами. Когда они пришли, я поняла, что просто слова здесь не помогут и мои наставления по поводу «как нужно дружить» не увенчаются успехом. И я предложила девочкам поиграть в игру, создать роботов, которые будут похожи не на них самих, а на друг друга. Школьницам такое внезапное предложение понравилось, и они с энтузиазмом принялись выполнять задание. Когда же мы стали разбирать каждого робота, то подружки узнали о себе много нового, взглянув со стороны. В процессе рассказа я каждой задавала вопросы (Какие качества тебе нравятся в этом роботе? А что бы ты хотела в нем изменить? Что тебе в нем не нравится). Проговорив все моменты, девочки сами сделали выводы, выяснив,что их друг в друге не устраивает и как выходить из конфликтных ситуаций. Такая несложная импровизация позволила мне сократить дистанцию между мной и ученицами, вызвать живой интерес и снять определенную защиту.

В индивидуальных консультациях с родителями я нередко тоже прибегаю к «роботам», это помогает взрослым иногда посмотреть на волнующую их проблему как бы со стороны, что в свою очередь, стимулирует к самораскрытию и самопознанию. При групповой работе в виде родительского собрания,"игра" в роботов помогает родителям сформировать новый взгляд на детей, выстроить иные детско-родительские отношения, задуматься об изменениях в уже взрослеющих детях (родительское собрание -приложение1).

В заключение хотелось бы добавить слова Т. О. Ушаковой:

"эффективность работы с картами значительно повышается, если удается включить в работу родителей или других взрослых. Ведь в душе каждого взрослого живет ребенок, надо только помочь ему "проснуться", и дело пойдет".

Приложение 1.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №40».

Родительское собрание на тему: «Формирование нового взгляда родителей к детям при приближении раннего подросткового периода»

Выступление

на родительском собрании

в 4 «Г» классе

педагога – психолога

Костюк Л. Н.

Дата проведения

15 декабря 2016 года

Цель собрания:

Сформировать у родителей альтернативный взгляд на детей, в период наступающего раннего подросткового возраста (взросления).

Задачи собрания:

1. помочь родителям принять и осознать изменения ребенка в период нового этапа взросления;

2. развить умение благоприятного общения с детьми в период раннего подросткового взросления.

Форма проведения: групповая.

Материалы: листы бумаги А4, клей, заранее заготовленные детали роботов, цветные карандаши.

Ход собрания

Здравствуйте уважаемые родители!

Сегодня нам с Вами предстоит творческая работа. Для начала хотелось задать вопрос: кто из родителей считает, что достаточно хорошо знает своего ребенка? Заметил ли кто-нибудь изменения в отношения с детьми (родители отвечают на вопросы). Для того чтобы наглядно посмотреть и возможно отметить важные моменты в изменении личности вашего ребенка, мы с Вами немного поработаем и пофантазируем. Для начала представьте, что Вы настоящие архитекторы и Вам надо создать робота, который бы был похож на Вашего ребенка. На столе лежат части будущего робота (голова, тело, ноги, для начала подумайте и решите, каким он будет, затем, выбирайте части роботов и приклеивайте их на лист бумаги. Далее робота нужно раскрасить (родители подходят к столу и выбирают части тела робота, приклеивают его на лист бумаги, затем раскрашивают). На следующем этапе, психолог просит родителей (по желанию) немного рассказать о роботах, которых они создали. Задает вопросы: чем именно похож робот на его ребенка? Какими качествами обладает их ребенок?

Следующая, заключительная работа состоит в том, чтобы родители на оборотной стороне листа закончили предложение: "Я люблю своего ребенка потому что. ". Когда родители справятся с предложенным заданием, психолог раздает роботов, которых сделали дети. (до собрания дети должны были выполнить такое же задание, что и родители. Они создавали роботов, которые были бы похожи на них самих и с оборотной стороны закончить предложение: "Я люблю свою (его) маму (папу) потому что. "). Затем родители сравнивают свои произведения и детские, делятся впечатлениями. Психолог подитоживает : "Уважаемые родители, Вы видите, что у всех получились разные работы, у кого-то роботы очень схожи с детскими работами и это прекрасно, потому что здесь не трудно, догадаться, что в семье есть взаимопонимание и принятие взрослеющего человека, в других работах есть значительные расхождения, значит есть о чем подумать, а может и понять, что ребенок постепенно становится взрослым. (в заключении показать ролик "письма детей адресованных родителям). В конце хочу пожелать всем удачи в воспитании своих детей, терпения и благоразумия в принятии решений, а еще старайтесь не только слушать своих детей, но слышать.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога ДОУ Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального.

Аналитический отчет о работе педагога-психолога за 2016–2017 учебный год АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ о работе педагога-психолога МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №12 города Шебекино Белгородской области» Соловьевой.

ИКТ в работе педагога-психолога Современные информационно коммуникационные технологии (ИКТ) уже давно внедрились в различные сферы жизни, в том числе и в сферу образования.

Использование нетрадиционных методик в работе педагога-психолога, взаимодействие с узкими специалистами Шагиева Олеся Владимировна – педагог-психолог детского сада № 95 «Балкыш», г. Набережные Челны Песигина Ольга Николаевна – учитель-логопед.

Использование современной хромотерапии в работе педагога-психолога дошкольной образовательной организации Использование современной хромотерапии в работе педагога-психолога дошкольной образовательной организации. Аннотация. В данной статье рассмотрены.

Календарное планирование в работе педагога-психолога ДОУ Календарное планирование педагога-психолога МДОУ «Шелангерский детский сад «Родничок» Бикуловой Т. В. 2016-2017г. (ежедневное) Дата Сентябрь.

Камни Марблс — инновационный прием в коррекционной работе педагога — психолога Новые ФГОС предъявляют особые новые требования к среде развития детей дошкольного возраста. Основные из них – это: создание содержательно.

Мастер-класс «Правополушарное рисование в работе педагога-психолога» Мастер-класс для педагогов-психологов ДОУ. В мастер-классе использованы арт-терапевтические методы в развитии правого полушария. Цель: Развитие.

Презентация «Использование здоровьесберегающих технологий в работе педагога-психолога ДОУ» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида «Солнышко» с. Тербуны Тербунского муниципального.

Разработка системы хранения и обработки информации в работе педагога-психолога В профессиональной деятельности педагога-психолога образовательного учреждения компьютер стал неотъемлемым инструментом работы. Уже сложно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метафорические карты «Роботы» в работе педагога — психолога
Опубликовано: 10 октября 2017 в 00:55
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД