Получи документы

Метод проектов как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста

Мария Моргачева
Метод проектов как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста

Метод проектов как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста

Автор статьи: Моргачева М. С. воспитатель

«Исследование создает новое знание». Нил Армстронг

Общество на сегодняшний день предъявляет особые требование к ребенку дошкольного возраста – сформированность целостной картины мира; развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий. Одними из основных принципов дошкольного образования по Федеральному государственному стандарту дошкольного образования являются: формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование.

Публикация «Метод проектов как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах

Следует отметить, что во многих научных исследованиях имеются теоретические положения, излагающие различные точки зрения на понятия познавательный интерес у дошкольников. В научных трудах Л. И. Божович, Л. А. Венгера, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, Ю. Н. Кулюткина,. Д. Б. Эльконина и др. Уникальным средством, обеспечивающим сотрудничество, сотворчество детей и взрослых, позволяющим формировать познавательный интерес, реализовывать личностно-ориентированный подход к образованию, является проектная деятельность в ДОУ с интеграцией в различных образовательных областях.

Метод проекта используется наряду с систематическим предметным обучением как компонент системы продуктивного образования. Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Метод проектов можно представить как - способ организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, воспитанника и его родителей, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели т. е. это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

Проект – это цель, принятая и освоенная детьми, актуальная для них, - это детская самодеятельность, это конкретное практическое творческое дело, поэтапное движение к цели, это метод педагогически организованного освоения ребенком окружающей среды.

Проектная деятельность обеспечивает активизацию и поддержание интереса дошкольников к разнообразным проблемам. В основе проектной деятельности – заложенная природой любознательность детей, и задача данной деятельности заключается в дальнейшем развитии их познавательного интереса, умения самостоятельно применять полученные представления в простых ситуациях, получать и анализировать нужную информацию из различных источников, пополнять недостающие знания, овладевать необходимыми умениями, развивать критическое мышление. Педагог, организующий проектную деятельность с дошкольниками, превращается из просто дающего готовые знания в координатора познавательной деятельности, помогающего овладевать универсальными умениями и навыками, которые пригодятся воспитанникам в будущем.

Цель организации проектной деятельности дошкольников-создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе проектной деятельности.

Выбор темы «Метод проектов как средство развития познавательно – исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста» не случаен, так как в среднем возрасте у детей отсутствует жизненный опыт, недостаточен уровень развития интеллектуально-творческих способностей, что не позволяет им в полной мере проявлять самостоятельность в выборе проблемы и ее решении. Познавательный интерес повышен и только через организацию проектной деятельности можно удовлетворить потребности ребенка в самостоятельной деятельности.

Целью познавательно -исследовательской деятельности является формирование у дошкольников способности самостоятельно и творчески осваивать способы познания окружающей действительности.

Понятия «познавательно-исследовательская», «элементарная поисковая деятельность детей» и «детское экспериментирование» являются достаточно близкими по своему содержанию. Элементарная поисковая деятельность — это совместная деятельность воспитателя и детей, предполагающая высокую активность и самостоятельность дошкольников, открытие новых знаний и способов познания (Л. М. Маневцова).

Детское экспериментирование — это преобразующая деятельность детей, существенно изменяющая исследуемые объекты (Н. Н. Поддьяков)

Познавательно – исследовательская деятельность дошкольников способствует развитию, познавательного интереса и познавательной активности, творческих способностей, а также играет важную роль в формировании познавательно-исследовательских умений у детей, умений самостоятельного поиска.

Даёт большой простор для развития детского творчества, мышления детей; осуществляется интеллектуальное, коммуникативное, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие личности. Расширяет кругозор, вырабатывает у детей такие важные качества, как самостоятельность, умение работать в коллективе. Происходят открытия и усвоения нового.

Это один из эффективных путей познания ребёнком окружающего мира, окружающей природы, это процесс мотивированной деятельности. Большую роль в освоении и осознании, формировании и использовании познавательно -исследовательских умений детьми среднего дошкольного возраста играют педагогические средства обучения и воспитания, в том числе детское проектирование. Оно позволяет максимально реализовать самостоятельность и инициативность детей, развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства, основу которой составляет познавательное ориентирование. Главным доказательством этого является тот факт, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, в том числе и игровую, которая возникает значительно позже деятельности экспериментирования и строится самими детьми, что способствует их саморазвитию, именно эта деятельность идёт от самого ребёнка с первых месяцев его жизни. Лев Семенович Выготский неоднократно говорил, что в дошкольном возрасте экспериментирование является ведущим, а в первые три года - практически единственным способом познания мира, уходя своими корнями в манипулирование предметами. В этом и состоит актуальность выбранной темы.

Цель моей работы было совершенствование профессиональной деятельности и повышение профессиональной компетентности в вопросах использования метода проектов как средство развития познавательно – исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста.

Поделюсь в данной статье со списком литературы в которой можно найти полезную информацию по данной теме:

• Земсков Ю. П. Основы проектной деятельности : учебное пособие / Ю. П. Земсков, Е. В. Асмолова. – 2-е изд., стер. – Санкт-Петербург : Лань, 2020. – 184 с.

• Уразаева Л. Ю. Проектная деятельность в образовательном процессе [Электронный ресурс] : учебное пособие / Л. Ю. Уразаева. – М. : ФЛИНТА, 2018. – 77 с.

• Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. - М. : Мозаика-Синтез, 2008. - 112 с.

• Бурнышева, М. Г. Развитие познавательной активности детей через экспериментально-исследовательскую деятельность. Проект «Любознайка» / М. Г. Бурнышева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 3. – С. 24–26.

• Исследовательская деятельность в ДОУ / Т. Гостевская [и др. ] // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 2. – С. 37–42. – ISSN 0012-561X.

• Морозова, Е. Что такое красота? Проектно-исследовательская деятельность / Е. Морозова // Дошкольное воспитание. – 2018. – № 8. – С. 10–14. – ISSN 0012561X.

• Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования от рождения до школы под редакцией Вераксы Н. Е. и т. д.

С детьми провела проект «Юный исследователь», проводила различные эксперименты. Эксперимент с воздушным шариком. Этим экспериментом можно доказать явление статического электричества. При трении шарика о шерсть или волосы его поверхность приобретает отрицательный заряд. Такой шар-магнит может даже прилипать к потолку или стене. А если его поднести к очень тонкой струйке воды из-под крана, он может ее слегка искривить. Проводила опыты с водой, определяли есть ли у воды вкус, может ли менять цвет, имеет ли запах и т. д. Проводились опыты со снегом, «Почему все звучит?», опыты со светом, опыты с воздухом, с бумагой и т. д.

Детское экспериментирование проходило через: специально организованную занимательную деятельность; развлечения по экологии с элементами экспериментирования; комплексные прогулки с элементами экологии и экспериментирования; короткие опыты во время прогулок; по желанию ребенка задания-опыты; беседы, подтвержденные показами опытов; самостоятельно организованные детьми эксперименты под непосредственным наблюдением воспитателя, для выработки навыков проведения опытов. Ребятам нравятся такие занятия, на которых вместе со взрослыми они совершают свои первые открытия. Опыты, эксперименты часто напоминают фокусы, они необычны, а главное, ребята все проделывают сами. Для меня было важно, чтобы они поняли, почему происходят те или иные явления.

Публикации по теме:

Детское экспериментирование — основа познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста «Детское экспериментирование - основа познавательно - исследовательской деятельности детей дошкольного возраста». Из опыта своей работы.

«Метод наглядного моделирования, как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста» «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Дидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возрастаДидактическая игра как средство развития математических представлений детей младшего и среднего дошкольного возраста Дошкольный возраст является значимым этапом в жизни каждого ребенка. Именно на этом возрастном этапе зарождаются основы всестороннего развития.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возрастаКонспект познавательно-исследовательской деятельности «Рождение Радуги» для детей старшего дошкольного возраста Цель: познакомить детей с атмосферным явлением – радугой. Раскрыть причину ее появления (отражение, преломление и разложение солнечного.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Перспективный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста на год Сентябрь «Свойства воды» - познакомить детей со свойствами воды «Вкус воды» - выяснить имеет ли вкус вода «Запах воды» - выяснить имеет.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста»Проект в средней группе «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста» «Сказкотерапия как средство развития творческих способностей детей среднего дошкольного возраста». Вид проекта: ролево-игровой, образовательный,.

Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельностиСенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования.

Создание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативностиСоздание условий для театрализованной деятельности детей дошкольного возраста как средство развития детской инициативности Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Ромашка» Александрова Светлана Михайловна воспитатель МБДОУ «Ромашка»Тема:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проектов как средство развития познавательно-исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста
Опубликовано: 28 мая 2023 в 16:02
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД