МААМ-картинки

Метод проектов — один из способов реализации ФГОС

Надежда Шакирова
Метод проектов — один из способов реализации ФГОС

Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его сегодня относят к педагогическим технологиям ХХI века, как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.

Обучая детей проектной деятельности и применяя полученные ими навыки в своей повседневной работе, я формирую все виды УУД, добиваясь предметных, метапредметных (работа с текстом, с ИКТ и т. д.) и личностных результатов у каждого ребёнка, т. к. работа в группах, а затем рефлексия (анализ собственной деятельности и деятельности других, полученных знаний и умений, деятельности каждого позволяет охватить всех детей в группе – нет таких, кто просто отсиживается.

Публикация «Метод проектов — один из способов реализации ФГОС» размещена в разделах

Хочу представить вашему вниманию познавательно-исследовательский проект в средней группе №2 «Капелька» «Развитие познавательного интереса

через опытно-экспериментальную деятельность».

Содержание

1. Краткая аннотация к проекту. Актуальность проекта.

2. Участники проекта.

3. Цель и задачи проекта.

4. Предполагаемые результаты.

5. Сроки реализации проекта.

6. Материал и оборудование.

7. Список использованной литературы.

8. Этапы реализации проекта :

- подготовительный,

- основной;

-заключительный.

«Расскажи – и я забуду,

покажи – и я запомню,

дай попробовать – и я пойму».

(Китайская народная мудрость.)

Краткая аннотация

Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного развития дошкольников, являясь одновременно просветительскими центрами для родителей.

В проекте предлагается решение задач познавательного развития дошкольников через организацию в детском саду ряда мероприятий, направленных на изучение природы вокруг нас посредством опытно-экспериментальной деятельности.

Практическое использование данной разработки позволит сформировать у дошкольников знания об окружающем мире через практические навыки.

Актуальность проекта :

Заключается в том, что экспериментирование даёт детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, а так же, обогащает память ребёнка, активизирует его мыслительные процессы, включает в себя активные поиски решения задач.

«Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность».

Лев Семёнович Выготский

Ребенку-дошкольнику по природе присуща ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.

ФГОС ДО : …Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)

Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включены демонстрационные опыты, осуществляемые педагогом в специально организованных видах деятельности, наблюдения, лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы.

Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго. Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Важно, чтобы каждый ребенок проводил собственные опыты.

Экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья (за счет повышения общего уровня двигательной активности).

Проект позволит :

Разработать цикл мероприятий по опытно-экспериментальной деятельности. Обогатить предметную среду в группе.

Участники проекта :

Дети, воспитатели, родители.

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, наблюдательности, любознательности и способности к самостоятельному экспериментированию.

Задачи:

Расширять представления детей об окружающем мире. Развивать понимание взаимосвязей в природе. Развитие мышления, речи – суждения в процессе познавательно – исследовательской деятельности. Воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир.

Вид проекта : краткосрочный (2 недели, познавательный, творческий, групповой.

Предполагаемые результаты:

Формирование у детей предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы. Умение определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно. Умение применять методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов. Желание пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной, а затем самостоятельной исследовательской деятельности. Рост уровня любознательности, наблюдательности. Активизация речи детей, словарный запас пополнить новыми понятиями. Желание самостоятельно делать выводы и выдвигать гипотезы.

Сроки реализации : 31 октября-11 ноября 2016 года

Материалы и оборудование:

Уголок по экспериментированию, наборы и оборудование для опытов, картотека опытов.

Список литературы:

«Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. –М. : ТЦ «Сфера», 2005.

«Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду». Растения. детская энциклопедия А. И. Иванова –М. : ТЦ «Сфера», 2004.

Поддьяков Н. Н. «Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект» — Волгоград: Перемена, 1995.

Тугушева Г. П., Чистякова А. В. «Игра-экспериментирование для детей среднего дошкольного возраста», Дошкольная педагогика, 2001. — № 1.

Этапы реализации проекта

Подготовительный:

Определение темы проекта, формулировка цели, определение задач.

Подбор методической литературы.

Анкетирование родителей. Оформление консультативного материала для родителей.

Организация развивающей среды в группе - оформление уголка по экспериментированию.

Составление плана мероприятий с опорой на сетку НОД.

Основной (практический)

Реализация запланированных мероприятий

Итоговый

Проведение итоговой открытой НОД. Отчет о проделанной работе и ее результатах на педагогическом совете.

Краткая аннотация:

Содержание опытно-экспериментальной деятельности построено:

• специально-организованное обучение;

• совместная деятельность взрослого с детьми;

• свободная самостоятельная деятельность детей

Формы работы:

1. НОД;

2. Эксперименты;

3. Беседы;

4. Наблюдение и труд;

5. Работа в лаборатории.

Форма организации детей может быть: индивидуальная, групповая, подгрупповая.

Совместная деятельность взрослого с детьми является основным в опытно-экспериментальной деятельности.

Работа с родителями

Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем их к активной помощи. Так, например, было предложено родителям дома проделать ряд опытов с водой, воздухом, провести исследования, ответить на вопросы, например, где можно найти воду дома? Для чего нужна вода и бережете ли вы ее? Родители помогают, направляют детей на выполнение заданий.

Для просвещения родителей проведены консультации по темам: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях», «Экспериментирование с водой».

Сотрудничество с семьями детей не только помогает обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребенку особую положительную эмоциональную окраску.

Реализация запланированных мероприятий в видах детской деятельности

Познавательная деятельность

Дидактические игры:

«Наведем порядок» Ц: познакомиться с названием формы «овал», закрепить представления об овале; закрепить умение преодолевать затруднение способом «спросить у того, кто знает»;тренировать мыслительные операции анализ, сравнение и обобщение; развивать инициативность, речь. познакомить с новой фигурой – овал.

«Что сначала, а что потом? Ц: формировать умение восстанавливать нарушенную последовательность событий

«Геометрическое лото» Ц: формировать представления о геометрических фигурах, умении называть их цвет и форму.

НОД:

«Металл, его качества и свойства» О. В. Дыбина Неизведанное рядом стр. 48 Ц: Узнавать предметы из металла, определять его качественные характеристики (структура поверхности, цвет) и свойства (теплопроводность, ковкость, металлический блеск)

«Почему все звучит и откуда берется голос?» О. В. Дыбина Неизведанное рядом стр. 40-42 Ц: Подвести к пониманию возникновения звука: колебание предметов. Подвести к пониманию возникновения звуков речи, дать понятие об охране органов речи.

Наблюдения:

«Мухоморик – мухомор - мухоморище» Ц: рассмотреть стадии роста гриба.

«Волшебная тучка» Ц: формировать первичные представления о круговороте воды в природе.

Поисково-познавательная деятельность:

«Надувание мыльных пузырей» Ц: обнаружить воздух, доказать, что воздух занимает место (О. В. Дыбина. Неизведанное рядом. С. 31)

Игры с элементом проблемы «Как найти клад, не испачкав рук?», «Помоги Буратино» Ц: продолжать знакомить со свойством магнита притягивать металлические предметы

Игра с элементом проблемы «Помоги Золушке не опоздать на бал» Ц: развивать логическое мышление, устанавливать взаимосвязи, делать выводы.

Опытно-экспериментальная деятельность:

«Цветные льдинки» Ц: формировать представления о жидком и твердом состояниях воды.

«Напои цветок» Ц: формировать представления о том, как вода поступает в стебель, листья и цветок.

«Разноцветный мир» Ц: формировать представления о том, как изменяется цвет предметов при рассматривании их через цветные стеклышки.

«Тонет – не тонет» Ц: формировать представления о свойствах предметов и материалов, зависимости плавучести предмета от материала, из которого он изготовлен.

«Поющий аквариум» Ц: заинтересовать детей в исследовательской деятельности, формировать первичные представления о происхождении звука.

«Воздушный шарик» Ц: формировать представления о том, что воздух имеет вес.

Сенсорное развитие:

Игра «Волшебный сундучок» Ц: совершенствовать восприятие детей путем активного использования осязания и обоняния.

Игра «Фрукт, я тебя знаю» Ц: закреплять представление о том, что предметы окружающего мира воспринимаются не только с помощью зрения и слуха, но и через вкус и запах. Активизировать речь детей, учить их использовать прилагательные, обозначающие запах и вкус. https://dohcolonoc.ru/metodicheskie-razrabotki

Игра «Что внутри, а что снаружи?» Ц: ф/у определять расположение предметов внутри или снаружи чего-либо, активно использовать в речи слова «внутри» и «снаружи»

Игра «Чудесный мешочек» Ц: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: Непрозрачный мешочек, в котором лежат игрушки и предметы из различных материалов (плюшевый мишка, глиняный козленок, деревянная матрешка, пластмассовая неваляшка, стеклянный шарик (Картотека)

Игра «Найди на ощупь» Ц: закрепление и развитие мелкой моторики, массаж рук, пальцев рук, повышение чувствительности пальцев. Развитие классификации по различным признакам. Дидактический материал: емкость, на дне которой спрятаны различные предметы (пуговицы, геометрические фигуры, мелкие игрушки по теме: предметы и материалы)

Игра «Помоги Маше» Ц: формировать представления о том, что целое состоит из частей, закреплять цвет.

Беседы по КТП:

«Как растения выживают» Ц:дать понятие о взаимосвязи растений с человеком и растения с растением (Ю. А. Вакуленко, с. 76)

«Игрушки из ниток» Ц: ф/п о свойствах и назначении предметов, развивать тактильные ощущения, побуждать к самостоятельному применению и использованию данного материала

Беседа «Как спрятаться бабочкам» Ц: найти особенности внешнего вида некоторых насекомых, позволяющие приспособиться к жизни в окружающей среде.

Индивидуальная работа по ознакомлению с предметным и социальным окружением

Игра-беседа «Почему колеса не могут быть деревянные? Почему колеса не могут быть квадратные?» Ц: Помогать детям устанавливать связь между назначением и строением, назначением и материалом.

Игра-беседа «Воздушный транспорт» Ц: ф/у называть составные части самолета и вертолета, описывать и сравнивать воздушный транспорт; развивать мелкую моторику. (З. А. Ефанова Познание предметного мира. С. 113)

Индивидуальная работа по ФЭМП

Развивающая игра с палочками Кюизинера «Зайка» Ц: з/у сравнивать предметы по длине и высоте; обозначать словами результат сравнения. (В. П. Новикова с. 23)

И/у «Засели фигуру в домик» Ц: закреплять умение называть и группировать геометрические фигуры по цвету, размеру, форме.

Индивидуальная работа по ознакомлению с миром природы

Наблюдение за проводимым опытом «Круговорот воды в природе» Ц: Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Загадки-складки «Обитатели вод» Ц: продолжать знакомить детей с обитателями вод (Ю. А. Вакуленко, с. 89)

Индивидуальная работа по ПИД

И/у «Угадай-ка» Ц: понять, что предметы имеют вес, который зависит от материала и размера. (О. В. Дыбина Неизведанное рядом с. 39)

«Мы-фокусники» Ц: выделить предметы, взаимодействующие с магнитом.

Индивидуальная работа по сенсорному воспитанию

Д/и «Запомни порядок пуговиц» Ц: развивать активное внимание, память, умение быстро сосредотачиваться, стимулировать внимание

Игра «Полотенца». Ц: закрепить умение выделять, называть и сравнивать свойства предметов, способ сравнения предметов по ширине путем наложения и приложения, счетные умения.

Индивидуальная работа по конструированию

Игры с палочками Кюизенера «Скворечник» Ц: ф/у сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета. (В. П. Новикова с. 15)

Художественно-эстетическая деятельность

НОД:

Рисование «Цветные шары (круглой и овальной формы)»Комарова Т. С. Занятие 11. Ц: Продолжать знакомить детей с приемами изображения предметов овальной и круглой формы; учить сравнивать эти формы, выделять их отличия. Ф/у передавать в рисунке отличительные особенности круглой и овальной формы. Закреплять навыки закрашивания. Упражнять в умении закрашивать, легко касаясь карандашом бумаги. Воспитывать стремление добиваться хорошего результата.

Рисование красками «Рыбки плавают в аквариуме» Комарова Т. С. Занятие 30.

Ц: ф/у детей изображать рыбок, плавающих в разных направлениях; правильно передавать их форму, хвост, плавники. Закреплять умение рисовать кистью и красками, используя штрихи разного характера. Воспитывать самостоятельность, творчество, умение отмечать выразительные изображения, характерные особенности внешнего вида, условий обитания рыб.

Подгрупповая работа по изобразительной деятельности

«Подводный мир» Ц: закреплять навык и культуру работы с песком, развивать мелкую моторику рук

Конструктивно-модельная деятельность

«Преврати фигуру» (из геом. фигур) Л. В. Куцакова с. 29 Ц: ф/у детей конструировать из плоскостных геометрических фигур по собственному замыслу; упражнять в плоскостном моделировании, в составлении целого из частей по образцу и по замыслу; развивать способность к зрительному анализу. Способствовать развитию конструкторской деятельности.

«Мебель для куклы Ани» (Спичечные коробки, цветная бумага, ножницы, клей, кукла Аня). Ц: ф/у видеть возможность преобразования предметов; изменять их, используя дополнительные детали; получать результат.

Индивидуальная работа по конструированию

Игры с палочками Кюизенера «Скворечник» Ц: ф/у сравнивать предметы по длине, преобразовывать конструкцию предмета. (В. П. Новикова с. 15)

Игры с использованием музыкальных инструментов «Угадай, кто к нам в гости пришел?», «Послушай и назови», «Вебери того, кто играл на…» Ц: развивать слуховое внимание.

Коммуникативная деятельность

Речевое развитие. Чтение сказки «Три поросенка». В. В. Гербова Ц: Познакомить детей с английской сказкой «Три поросенка» (перевод С. Михалкова, помочь понять её смысл и выделить слова, передающие страх поросят и страдания ошпаренного кипятком волка; побуждать отвечать на поисковые вопросы.

Чтение Сказка А. Суконцева «Как ежик шубку менял» Ц: получить ответы на поисковые вопросы, типа: «Зачем ежику нужна колючая шубка?», «Что произошло бы, если бы этой шубки не было?» и т. п.

Словесная игра «Кто что умеет делать?» Ц: ф/у называть слова-действия, закреплять представления о характерных двигательных умениях.

Чтение Микрорассказ «Кукла» Ц: беседа по содержанию рассказа, ответы на поисковые вопросы воспитателя. А. В. Аджи с. 86

Чтение Рассказ В. Сухомлинского «О чем плачет синичка?» Ц: вызвать эмоциональный отклик на прочитанное; постановка поисковых вопросов.

Беседа «Русская свистулька» Ц: формировать представления детей о природном окружении родного города и родного края, ф/п о материале, из которого изготавливаются свистульки, воспитывать любовь к природе. («Приобщение детей к истокам русской народной культуре» (Маханева М. Д.)

Чтение В. Зотов «Белки» Ц: продолжать развивать любовь к художественной литературе; дать представление детям о жанре рассказа; ф/у понимать содержание. Вопросы: Почему белку называют «пушистый хвост», «острые зубы»? Сколько раз в году белка меняет свой наряд? Что едят белки?

Сюжетно-ролевые игра «Магазин волшебных предметов» Ц: развивать игровое взаимодействие, умение описывать предмет.

Заключение

Внедряя любой проект, прежде всего, необходимо правильно поставить цель и найти нужный и безопасный способ его реализации. Важно спланировать и учебно-воспитательный процесс на основе темы проекта, создать развивающую, познавательную, безопасную предметную среду. Не менее важно, определить направление поисковой и практической деятельности, организовать совместную (с педагогами, родителями и детьми) деятельность. Ведь необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.

Наш проект посвящен опытно-экспериментальной деятельности в ДОУ. Нет более пытливого исследователя, чем ребенок. Ребенок охвачен жаждой познания огромного мира. Самый эффективный способ — это экспериментирование, в процессе которого дети получают возможность удовлетворить свою любознательность, почувствовать себя учеными, исследователями.

Мы проводили опыты с воздухом, водой (льдом, песком. Дети были в большом восторге от проделанной работы.

В группе детского сада создана исследовательская лаборатория, где дети проводят простые и более сложные опыты. Лаборатория пополняется новыми материалами, которые находятся в доступном для детей месте.

Дети с удовольствием рассказывали о своих открытиях родителям и ставили свои небольшие опыты. Родители много помогали в организации уголка по экспериментальной деятельности. Также они заполняли анкеты, знакомились с консультациями, а мы старались организовать взаимодействие между семьей ребенка и детским садом.

Прикреплённые файлы:

proekt-lyuboznaiki_hncg9.pptx | 11801,86 Кб
 
Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Метод проектов в ДОУ в соответствии с ФГОС» Консультация для педагогов «Метод проектов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» И. И. Литвинова старший воспитатель МКДОУ Быковский детский сад.

Метод проектов в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №4 г. Нерчинска Тема: «Метод проектов.

Мастер–класс для педагогов «Метод проектов» Цель мастер класса: Создание системы работы по внедрению технологии – «метод проектов». Способствовать развитию творчества и профессиональной.

Метод проектов как инновационная технология в ДОУМетод проектов как инновационная технология в ДОУ Годовые задачи: Метод проектов как иновационная техлогия в ДОУ Развитие социальной компетентности у детей Ранний возраст - важнейший этап.

Метод проекта в дошкольном образовании в условиях реализации ФГОС Как показывает практика и исследования многих ученых наибольший интерес у дошкольников вызывает деятельность практического характера, изучение.

Метод проектов в работе с дошкольниками Метод проектов в работе с дошкольниками Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная исследовательская.

Метод проектов. Взаимодействия педагога и воспитанников Метод проектов. Взаимодействия педагога и воспитанников. Сегодня я хочу Вам рассказать о методе проектов, который можно использовать с.

Опыт работы «Проектный метод в рамках реализации ФГОС в детском саду» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Смагинский детский сад» Доклад «Проектный метод в рамках реализации.

Технология проектной деятельности (Метод проектов в дошкольном образовании) Метод проектов в дошкольном образовании Автор: Фамилия, И. О___Попова Галина Егоровна___ Должность.

Консультация для родителей «Заучивание стихов, потешек, песенок — один из способов развития памяти» Заучивание стихов, потешек, песенок – один из чудесных способов развития памяти. Хорошая память – полезный навык, который принесет в будущем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Метод проектов — один из способов реализации ФГОС
Опубликовано: 2 декабря 2017 в 14:58
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД