Метод проектов

Галина Алексеева
Метод проектов

В документах, определяющих развитие системы образования в Российской Федерации, отмечается потребность усиления внимания государства к такой важной системе, как дошкольное образование.

На современном этапе подчеркивается необходимость обновления и повышения качества образования, введения програмно-методического обеспечения дошкольного образования нового поколения, направленного на выявление и развитие индивидуальных творческих и познавательных способностей детей. Образовательный процесс в дошкольных учреждениях направляется на раскрытие потенциальных возможностей детей, развитие самостоятельности, инициативности, коммуникативной активности. Для этого необходимо общение детей в совместной деятельности при непосредственном участии и руководстве взрослого.

Для современной практики дошкольного образования актуальной задачей является поиск эффективных педагогических технологий обогащения и развития опыта сотрудничества и дружеского взаимодействия старших дошкольников в совместной деятельности.

С этих позиций особого внимания заслуживает проектная деятельность дошкольников в образовательном пространстве детского сада. Метод проектов не является новым для отечественной педагогики. Долгое время он по ряду причин, в том числе идеологического характера, не был востребован. В настоящее время он начал активно использоваться в практике школьного образования (В. А. Болотов, В. В. Краевский, А. В. Хуторской).

Технология проектирования ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в различных сочетаниях: педагог-дети, ребенок- ребенок. В процессе проектирования дошкольники участвуют в исследовании и экспериментировании (О. В. Дыбина, О. В. Киреева, О. Афанасьева, в театрализованной и изобразительной деятельности (О. В. Акулова, Н. Н. Вершинина, Д. И. Воробьева). Переживаемые при этом положительные эмоции (удивление, радость, гордость в случае удачного решения задачи, одобрения взрослых) побуждают детей к новому поиску знаний, к проверке уже имеющихся.

Из истории проектного метода

Проектая деятельность привлекает внимание многих педагогов, как исследователей, так и практиков. В латыни, откуда к нам пришло слово "projectus", оно означает "выброшенный вперёд", "выступающий", "бросающийся в глаза". Проектный метод предполагает такой способ достижения цели, который включает детальную разработку проблемы, а она, в свою очередь, должна завершаться достиженим реального практического (материального) результата, оформленного тем или иным образом. В основу метода положена идея, составляющая суть самого понятия «проект», то есть его прагматическая направленность на результат, который возможно получить при решении какой-либо практической или теоретической проблемы, который можно увидеть, осмыслить, реализовать.

Более трех сот лет назад великий чешский мыслитель, основоположник теоретической педагогики Я. А. Коменский высказал идею внесения в деятельность учащихся исследовательского стимула для успешности обучения. Он писал: «Людей следует учить главнейшим образом тому, чтобы они черпали знания не из книг, а наблюдая сами небо и землю, дубы, буки, т. е. чтобы они исследовали самые предметы, а не помнили бы только чужие наблюдения и объяснения».

Эта идея впоследствии получила развитие в работах многих известных философов и педагогов. В частности, французский философ Ж. Ж. Руссо, автор знаменитого педагогического романа «Эмиль, или о воспитании», провозгласил тезис о том, что первые наши учителя философии – это наши ноги, руки, глаза. Он советовал в ходе общения с ребенком ставить доступные его пониманию вопросы и предоставлять ему возможность самостоятельно решить их. «Пусть он узнает не потому, что вы ему сказали, а потому, что сам понял; пусть он не выучивает науку, а выдумывает ее». «Мы должны, наткнувшись на опыт как бы случайно, мало – помалу создавать инструмент для проверки его». Настаивая на самостоятельности воспитанника в выработке понятий и рождения идей, Руссо считал необходимым использование игрового стимула для возникновения стимула познавательного.

Метод проектов возник еще в начале прошлого столетия в США. Его называли также методом проблем. Он связывался с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, и развитыми его последователями и прежде всего, его учеником В. Х Килпатриком. Традиционно метод проектов рассматривался как система обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических и исследовательских заданий - проектов. Как педагогическая идея, технология и форма учебной работы, метод проектов получил распространение в первой трети 20 века. Возникнув в педагогике в качестве одной из форм воплощения в образовании исследовательского подхода, он вобрал в себя эвристическое, исследовательское, экспериментальное, научное начала.

Миссию образования Дьюи видел в том, что оно должно не столько давать знания, которые понадобятся в будущем, сколько развивать способность ребенка решать «здесь и сейчас» свои насущные проблемы.

Дж. Дьюи отмечал необходимость получения учащимися практических навыков, которые преобладали над знаниями. «Обучение посредством деланья» - вот лозунг Дьюи, определивший его попытки приобщать детей к действительной жизни. Педагог может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.

В широкий педагогический контекст проектный метод был введен последователем Дж. Дьюи В. Х. Килпатриком, который обозначил его как «целесообразную деятельность учащихся, проявляющуюся в известных общественных условиях, взятую как типичная черта школьного обихода». В. Х. Килпатрик выделял три основных компонента новой педагогической системы, основанной на методе проектов:

- учебный материал, вытекающий из природы и интересов учащихся;

- целесообразная самостоятельная деятельность учащихся;

- обучение, как непрерывная перестройка жизни учеников и подъем ее на высшие ступени.

В работах А. Дистервега получил обоснование близкий к методу проектов эвристический метод обучения. А. Дистервег подчеркивал, что «всякая метода хороша, если возбуждает самостоятельность». В качестве характерных черт эвристического метода Дистерверг выделял:

- возбуждение самостоятельности ученика;

-стремление со стороны ученика самостоятельно получить ответ на возникающие у него вопросы;

- исследование учеником явления;

-отыскание истины путем собственного размышления, расследования и рассмотрения;

Один из исследователей эвристического метода Г. Амстронг (1898г.) характеризовал его следующим образом. Эвристический метод ставит учащегося в положение исследователя и позволяет открывать научные факты, вместо того, чтобы только слышать о них. Учащийся должен быть поставлен в положение первого исследователя. Когда дети вместе занимаются открытием для себя научных истин, у них естественно возникает потребность вместе обсуждать свое дело, обмениваться мнениями, спрашивать друг у друга совета.

Метод проектов привлек внимание педагогов России в начале 20 века. Под руководством С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания. С. Т. Шацкий придерживался положений Дьюи в понимании школы как места, где обрабатываются, систематизируются результаты личного опыта ребенка. Школа, по его мнению, должна дать детям возможность «жить сейчас», содействовать явлениям роста индивидуального и группового.

Научно - психологическую основу новой концепции образования составили теории формирования личности, развиваемые в 20-годы Л. С. Выготским, и С. Л. Рубинштейном. Согласно принципу единства сознания и деятельности, сфомулированному С. Л. Рубинштейном, формирование сознания как специфически человеческой формы отражения объективной действительности происходит при освоении общественно выработанного социального опыта в формирующихся видах деятельности.

Метод проектов нашел свое отражение в идеях отечественных педагогов 20- 30 х гг.: Б. В. Игнатьева, В. Н. Шульгина, Н. К. Крупской, Е. Г. Кагарова, М. В. Крупениной. М. В. Крупенина справедливо полагала, что метод проектов комплексно реализует такие педагогические принципы, как самодеятельность, сотрудничество детей и взрослых, учет возрастных особенностей, деятельностный подход, актуализацию субъективной позиции ребенка в педагогичеком процессе, взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой.

В качестве ведущих и прогрессивных идей в проекте выделялись: совместная проектировочная деятельность учеников с учителем; комплексный подход к реализации проекта, предусматривающий самостоятельное приобретение знаний и навыков непосредственно в процессе выполнения проекта.

Эти идеи стали довольно широко внедряться в школу, но в дальнейшем, постановлением ЦК ВКП/б/ в 1931 году метод проектов был осужден, и с тех пор вплоть до недавнего времени в России не предпринималось серьезных попыток широко возродить этот метод в школьной практике.

Вместе с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался. В США, Великобритании, Бельгии, Израиле, Финляндии, Германии, Италии, Бразилии, Нидерландах и многих других странах, идеи гуманистического подхода к образованию Дж. Дьюи, его метод проектов нашли широкое распространение и приобрели большую популярность.

В настоящее время, в России постепенно возрождается метод проектов, его применение связано, как и прежде, с идеей воспитания человека, «умеющего работать, постоянно проявляя свою инициативу, ставящего себе широкие практические задачи и умеющего их выполнить» (Е. С. Полат).

Вопросы применения в современных условиях метода проектов как средства активизации самостоятельной учебно-познавательной деятельности школьников получают отражение в трудах М. Ю. Бухаркиной, В. Гузеева, М. В. Моисеевой, А. П. Орешко, Н. Ю. Пахомовой, Е. С. Полат, И. Д. Чечель и др.

В дошкольном образовании метод проектов фактически сделал «первые шаги». Появились преимущественно методические работы, раскрывающие отдельные аспекты использования метода проектов в образовательном процессе ДОУ (Т. И. Бабаева, И. В. Гарифуллина, Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М.)

Итак: остановимся на характеристике основных понятий, раскрывающих сущность метода проектов в истории педагогики и на современном этапе.

Проект – есть ряд опытов детей, связанных между собой таким образом, что сведения, приобретенные от одного опыта, служат к развитию и обогащению целого потока опытов. Таким свойством может обладать только деятельность, которая связана с окружающей ребенка реальностью и основывается на актуальных детских интересах (У. Х. Килпатрик).

Метод проектов – система обучения, при которой учащиеся приобретают и применяют знания и умения в процессе совместного планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов (Российская педагогическая энциклопедия).

Метод проектов – это совокупность учебно-познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной последующей презентацией этих результатов. (В. П. Щеглова).

Метод проектов – представляет собой такую организацию совместной деятельности участников педагогического процесса, в которой поставленные образовательные цели достигаются субъектами путем совместных действий, использования интегрированных знаний и самостоятельного приобретения новых (Т. С. Цыбикова).

Метод проектов – это комплексный метод, который дает возможность детям проявить самостоятельность в планировании, организации, осуществлении и контроле своей коллективной деятельности (Т. С. Цыбикова).

Метод проектов - это способ достижения образовательной цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (Е. С. Полат).

Метод проектов – особая организация совместной деятельности субъектов, направленная на реализацию образовательной цели, путем объединения их усилий для решения общей задачи, использования и самостоятельного приобретения необходимых знаний и умений, завершаемая конкретным практическим результатом.

Таким образом, охарактеризовав различные позиции авторов в понимании сущности метода проектов, приведем определение детского проекта:

Детский совместный проект - объединение детей на основе единой, интересной проблемы, решения которой они добиваются общими усилиями с привлечением имеющихся знаний, определяя средства и способы получения результата в условиях совместного планирования, поиска необходимой информации, сотрудничества и последующей презентации полученного продукта. Это совместная, согласованная, увлекательная деятельность дошкольников по интересам, в которой они объединяются, для решения актуальной задачи в интересующей их области действительности, которая разворачивается во времени под гибким руководством педагога и имеет конкретные значимые для детей результаты (Бабаева Т. И.).

Общение и совместная деятельность старших дошкольников в группе сверстников - важнейшие источники формирования их положительного эмоционального отношения друг к другу и сотрудничества. Совместная деятельность объединяет старших дошкольников общей целью, радостями, огорчениями, переживаниями за результат совместной деятельности. В ней дети приобретают ценные умения распределения обязанностей, согласования действий. Участвуя в совместной деятельности, дошкольник учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата.

Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является развитие самостоятельной, творческой личности ребенка, что соответствует задачам новых федеральных требований российского образования.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Уважаемые коллеги! Вышли ФГТ к условиям. Приказ от 20 июля 2011 г. №2151 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (МИНОБРНАУКИ РОССИИ) П Р И К А З «20» июля 2011 г. № 2151 Об утверждении.

Автор публикации:
Метод проектов
Опубликовано: 30 июля 2013 в 19:37
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по художественному творчеству (лепке) «Лисичка-сестричка» с детьми старшей...
Цель: развивать умение детей лепить лису по сказкам. Задачи: продолжать учить детей создавать выразительные лепные образы конструктивным способом. Учить...
Первый день зимы!!
Наше первое декабря прошло очень весело! На занятие по мелкой моторике мы сегодня делали поделки из ниток! Тема занятия была "Первый день зимы", и наши...
Интегрированное занятие по физической культуре «Игры Есенинского края»
Интегрированное занятие « Игры Есенинского края» ( подготовительная к школе группа) Программные задачи: Образовательная область «Физическое...
Дидактические игры на автоматизацию звуков в слогах
Дидактическая игра «Полянка», "Облака". Цель: автоматизация звука в слогах, сочетание произнесения слогов с движениями. Оборудование:пальчиковые игрушки...
Фотоотчёт мероприятия с родителями в нетрадиционной форме к Дню матери. Огонёк «Милой...
СТАРШАЯ ГРУППА С годами став взрослее в чувствах строже , вдруг начинаешь понимать Нет человека ближе и дороже , чем женщина которой имя МАТЬ . Она с...