Папки-передвижки

Методические рекомендации для педагогов «Дети в мире профессий»

Наталья Митюшкина
Методические рекомендации для педагогов «Дети в мире профессий»

Методическая копилка для педагогов «Дети в мире профессий»

Тема: «Знакомство с трудом работников швейной промышленности»

Программное содержание:

1. Познакомить детей с трудом работников швейной промышленности: модельеры, закройщики, портные. Дать знания о том, что одежду шьют в ателье, на швейных фабриках.

Публикация «Методические рекомендации для педагогов „Дети в мире профессий“» размещена в разделах

2. Систематизировать знания детей о классификации одежды: зимняя, летняя, демисезонная. Закрепить знания детей о названии тканей и способах их изготовления.

3. Воспитывать интерес и уважение к людям разных профессий. Воспитывать внимание, аккуратность, целеустремлённость, творческую самореализацию.

Материалы:

Картинки с изображением разных видов одежды;

лоскутки тканей, знакомых детям,- шерсть, ситец, байка, вельвет, джинсовая ткань, шелк;

картинка с изображением портнихи за ручной швейной машиной и за электрической;

игра «Одень Сашу и Машу»; листы белой бумаги с изображением силуэтов геометрических фигур для игры «Модельер».

Предшествующая работа:

Дидактическое упражнение «Как называется ткань?», Дидактические игры «Составь узор», «Подбери лоскут»; «Одень Машу и Сашу», «Подбери инструменты для портного», «Угадай кем я работаю?», «Кому что нужно?»;

показ презентаций по темам: «Как рубашка в поле выросла», «Хлопок», «Профессия – портной»;

Знакомство детей с видами и названиями тканей, беседы о классификации одежды, о том, как наши предки шили одежду, о русском народном костюме;

рассматривание картин по теме;

чтение рассказа К. Д. Ушинский «Как рубашка в поле выросла», сказки Е. Жуковской «Ситцевая улица», сказки Х. К. Андерсена «Новое платье короля», серии рассказов Л. Куклина «Ромашки на кармашках»;

разучивание стихотворений З. Александрова «Мой мишка», Б. Заходер «Портниха»;

загадывание загадок по теме; раскрашивание раскрасок; создание творческих работ.

Методические приемы :

Выставить перед детьми предметные картинки с изображением разных видов одежды. Предложить рассмотреть, подумать и сказать: как можно назвать одним словом все представленные предметы? (одежда)

Предложить вспомнить на какие три группы можно разделить все виды одежды. (Дети по желанию выходят, расставляют картинки на три полочки и объясняют, почему они именно так разделили все виды одежды)

Спросить: из чего шьют одежду? (из ткани); из чего делают ткани? (из шерсти овец, льна, хлопка)

Предложить детям рассмотреть лоскутки ткани расположенные на столах и найти такие, из которых можно сшить зимнюю одежду. Стараться добиваться, чтобы дети называли ткань и аргументировали свой выбор. По аналогии выбрать ткань для демисезонной и летней одежды.

Спросить у детей: откуда человек берет одежду? (покупает в магазине) как одежда попадает в магазин? Кто ее шьет?

Объяснить, что есть люди, которые шьют одежду. Это портные. Активизировать название профессии среди детей. Показать детям новую игру «Одень Сашу и Машу» и узнать, можно ли сразу одеть бумажных кукол. Спросить: что сначала нужно сделать? (вырезать все платья и костюмы)

Рассказать, что портниха тоже сначала должна вырезать все детали одежды, или раскроить. Уточнить, что если портниха шьет дома, то она сама и выкраивает, и шьет. А в ателье заказ принимает человек, который кроит одежду, - это ЗАКРОЙЩИК. Предложить детям подумать и ответить на вопрос: что нужно обязательно сделать закройщику перед тем, как раскроить платье или костюм? Перед детьми повесить картинки – подсказки с изображением людей разной комплекции: высокий – низкий, худой – полный. Обобщить ответы детей: закройщик должен снять мерки с помощью сантиметра.

Предложить детям поиграть и стать заказчиками и закройщиками, снять мерки, чтобы сшить брюки или рубашки. Измерить длину штанины или рукава, окружность шеи или талии, бедер. Пояснить, что закройщик снимает много мерок и все обязательно записывает. Затем с помощью этих мерок создает выкройки. (Показать детям варианты выкроек). Выкроенные на бумаге детали одежды раскладывает на ткани и вырезает. Затем приступает к работе ПОРТНОЙ. Он сшивает детали, обрабатывает швы. Предложить детям ответить на вопрос: почему портного называют мастером иголки, потому что.

а) он ловко обращается с иголками для шитья

б) он покрыт иголками, как ежик

в) он изготавливает иголки

Предложить детям назвать инструменты, которые помогают портному в работе. Поиграть в игру «Загадки – отгадки» (отгадки демонстрировать)

Нитку за собой ведет,

Вышивает, платья шьёт,

Очень остренька и колка.

Угадали что? -. .(Иголка)

Одна подружка

Пролезла другой в ушко. (Нитка и иголка)

Смотрите, мы раскрыли пасть,

В нее лоскутик можно класть:

Лоскутик в нашей пасти -

Разделится на части. (Ножницы)

На пальце одном

ведерко вверх дном. (Наперсток) Железный жучок,

На хвостике червячок. (Булавка)

Наша тетушка игла,

строчку по полю вела.

Строчка в строчку,

строчка в строчку,

будет платье вашей дочке. (Швейная машинка)

Рассмотреть иллюстрации с изображением портнихи за ручной швейной машинкой и за электрической. Выяснить: на какой машинке удобнее шить и почему? Предложить детям отдохнуть Физкультминутка:

Много профессий на свете у нас! (Руки на поясе – повороты туловища вправо-влево)

О них поговорим сейчас: (Развести руки в стороны)

Вот швея рубашки шьет, (Движения воображаемой иглой)

Повар варит нам компот, (Мешаем» поварешкой)

Самолет ведет пилот - (Руки – в стороны)

На посадку и на взлет. (Опускают их вниз, поднимают вверх)

Доктор ставит нам уколы (Скрестить пальцы над головой. Движения: ладонь – кулак)

И охранник есть у школы. (Руки – согнуты в локтях, силовой жест)

Каменщик кладет кирпич, (Попеременно кладет кисти рук одна на другую сверху – вниз.)

А охотник ловит дичь (Делают бинокль из пальчиков)

Есть учитель, есть кузнец, (Загибают пальцы, перечисляя профессии)

Балерина и певец.

Чтоб профессии иметь, (Разгибаем пальцы)

Надо много знать, уметь (Повороты кистями - тыльная сторона ладошки)

Хорошо дружок учись! (Погрозить пальчиком)

И, конечно, не ленись! (Отрицательное движение указательным пальцем)

Спросить детей: почему люди любят одеваться не в одинаковые одежды, а в разные? Кто помогает каждому человеку быть особенным, придумывает новые фасоны одежды? (МОДЕЛЬЕР)

Поиграть в игру «Модельер»

Предложить детям выбрать листок с изображением любой геометрической фигуры и, дополнив ее дополнительными деталями, придумать и создать свой предмет одежды. Оформить выставку детских работ. Дать положительную оценку деятельности детей. Рефлексия. Подвести итог: чтобы сшить хорошую одежду, нужно затратить много труда.

Посмотри, зимой и летом

Заяц, белка, серый волк

Хорошо всегда одеты —

Видно, в шубах знают толк.

Ну а мы за платьем новым

Обращаемся, друзья,

Обязательно к портному,

Без него никак нельзя.

Мерку снимет он сейчас же,

Модный подберет фасон,

Ткани разные покажет:

Яркий ситец, шелк и лен.

И скорее за машинку,

Строчки ровные бегут.

Складки здесь, а здесь — резинка

Молния, конечно, тут.

Вот строителю — спецовка,

Белый для врача халат.

Обшивает очень ловко

Он и взрослых, и ребят!

Тема: «Что нам стоит дом построить» (знакомство с профессией строитель)

Программное содержание

1. Уточнить и систематизировать знания о строительных профессиях, подвести их к пониманию обобщающего слова «строитель». Учить детей группировать, объединять профессии людей по общему признаку.

2. Закрепить знания детей о различных профессиях людей.

3. Воспитывать уважение к труду и бережное отношение ко всему, что их окружает.

Материалы

Иллюстрации крупных размеров с изображением современного города; картинки с изображением людей различных строительных профессий (архитектор, экскаваторщик, бетонщик, каменщик, монтажник, кровельщик, плотник, электрик, сантехник, штукатур, маляр); картинки с изображением инструментов (стеклорез, тиски, рубанок, отвертка, игла, молоток, дрель, отвес, мастерок).

Предшествующая работа

Показ презентаций по темам: «Как построить новый дом», «Деревянное строительство», «Архитектор», «Монтажник - высотник», «Штукатур», «Маляр»;

беседы с детьми о строительных профессиях; рассматривание фотографий с деревянной и каменной архитектурой г. Ульяновска;

составление рассказов с опорой на мнемотаблицы; чтение стихов о строительных профессиях; загадывание загадок по теме;

чтение р. н. сказки «Деревянный орел», С. Михалкова «Три поросенка», Д. Родари «Чем пахнут ремесла»;

разучивание стихотворения Л. Рашковского «Новый дом» с использованием мнемотаблицы; раскрашивание раскрасок; лепка из соленого теста по теме «Как настоящие строители»;

проведение серии опытов по теме «Песок и глина», «Можно ли менять форму камня и глины», «Свет по всюду», «Свойства магнита», «Ледяной дом».

Методические приемы

Предложить детям разгадать ребус и определить тему предстоящей деятельности. Предоставить возможность разгадать загадки и из начальных букв каждой отгадки сложить предложение «Строим дом», при этом отгадки транслировать картинками:

1. На зеркальном на катке,

На единственном коньке,

Он проехался разок —

И распался весь каток (Стеклорез)

2. У них тяжелый труд,

Все время что-то жмут. (Тиски)

3. С дуба он снимает стружку

Из него ползут бараны.

В жёлтых, хрупких завитушках

По доске скользит… (Рубанок)

4. Чем отвёртывают винт,

И шуруп ребристый, вёрткий?

Засидеться не дадим,

Отвернём их все…

(Отверткой)

5. Я одноухая старушка,

Катушка – вот моя подружка,

Я нитку у нее взяла,

Скажите что же я… (Игла)

6. Ох, и славный он работник

Он кузнец, сапожник, плотник…

Тук- тук- тук, да ток - так – ток-

Гвоздь вбивает… (Молоток)

7. Инструмент в руках умелых

Сто отверстий за день сделал.

Далеко несётся трель-

Сверлит стену носом (Дрель).

8Хочешь ровно строить дом,

Ты воспользуйся шнурком

Строй гараж, сарай, навес,

А поможет нам (Отвес)

9. Инструмент тот маленький,

Но такой удаленький.

Без него кирпичный дом

Никогда не возведём.

Каменщику он дружок,

С ручкой лёгкий (Мастерок)

Предложить детям подумать и назвать синонимы к слову «дом» (Определить, что обозначает слово «дом») : постройка, сооружение…

Предложить пальчиковую игру:

«Строим дом»

Целый день тук да тук-

Раздаётся звонкий стук.

(Руки сжаты в кулаки, большой палец поднят вверх, постукивает по указательным пальцам)

Молоточки стучат,

(Стучать кулаком о кулак)

Строим домик для ребят (зайчат, бельчат).

(Пальцы соединить, показать «крышу»)

Вот какой хороший дом,

(Сжимать-разжимать пальцы.)

Как мы славно заживём.

(Вращать кисти рук)

Дать задание послушать пословицы и определить какая из них в большей степени характеризует процесс строительства дома и почему?«Что нам стоит дом построить – нарисуем будем жить» или «Дом построить – не шапку на голову надеть»

Для определения предложить построить лесенку из профессий людей, и,используя карточки, проследить процесс строительства дома. В процессе совместной деятельности обобщать и систематизировать знания детей:

1 карточка – Архитектор чертит план построения дома.

Прежде чем построить то или иное здание Архитектор сначала строит дом в уме. Затем Архитектор в проектном бюро проектирует здания и целые города на бумаге (показ слайдов). Чертит чертежи специальными инструментами (показ слайдов). Если проект утвержден, Архитектор идет к строителям для обсуждения строительства (показ слайдов).

2 карточка – Архитектор обсуждает план со строителями.

3 карточка – Тракторист очищает место для строительства дома.

4 карточка - Экскаваторщик капает яму под фундамент.

5 карточка – Бетонщики заливают фундамент для будущего дома.

6 карточка – Каменщики кладут из кирпича стены.

«Кладет кирпич за кирпичом –Растет этаж за этажом,

И с каждым часом, с каждым днем

Все выше, выше новый дом»

7 карточка – Крановщики, поднимают груз на высоту.

8 карточка – Монтажники, сварщики сваривают металлические конструкции.

9 карточка- Кровельщики покрывают крышу железом

«Чтоб не мокли люди в доме под дождем,

Кровельщик железом покрывает дом.

Ходит кран подъемный – огромной высоты,

Подает на крышу железные листы»

Предложитьдетям провести опыт и определитькакой лист железа более прочный катанный или профилированный.

Вместо листа железа взять лист бумаги, его края поставить на два кубика, а сверху попытаться поставить стакан с водой. Лист прогибается. Затем сложить лист бумаги гармошкой и повторить попытку с установкой стакана. Стакан стоит, бумага не прогибается.

8 карточка – Плотники устанавливают окна и двери.

Обеспечить детям динамическую паузу. Физкультминутка:

«Мы ребята – мастера»

Стул сломали мы вчера (пальцы одной руки приставить к локтю другой руки)

Мы – ребята – мастера (указать на себя)

Молотком тук-тук стучали

(постучать кулак об кулак)

Гвозди долго забивали (стучать кулаком об указательный палец)

Получилось как-то криво

(рука по диагонали)

Отпилили мы красиво (имитировать движения)

Зачищали шкуркой долго (тереть ладонь о ладонь)

Покрывали лаком стойким (имитировать движения)

Верх узором украшали (рисуем в воздухе)

Папу посмотреть позвали (приложить ладонь ко лбу)

9 карточка – Электрики проводят в дом свет, подключают электрические приборы.

10карточка – Сантехники устанавливают водопроводные трубы

11 карточка – Штукатуры-моляры штукатурят специальным раствором и красят окна и стены.

Положительная оценка деятельности детей. Предложить поиграть в игру «Кому, что нужно для работы»

(Рассмотреть профессии маляр, плотник, каменщик, электрик)

12 карточка - Новоселы въезжают в новый дом, в новую квартиру

Еще раз посмотреть на картинки и назвать одним словом всех людей, которые трудились над постройкой дома. Кто они? (строители)

Сделать вывод:

все профессии нужны и все профессии важны.

«Дом построить не шапку на голову надеть!»

Дать положительную оценку. Рефлексия.

Публикации по теме:

Методические рекомендации для педагогов по обучению слабослышащих первоклассников С момента появления на свет, ребёнок познаёт окружающий мир с помощью различных анализаторов: зрения, слуха, обоняния, осязания. С помощью.

Консультация для педагогов «Методические рекомендации, которых необходимо придерживаться в ходе проведения дидактических игр» Важно отметить, что дидактические игры для детей дошкольного возраста, направлены на развитие познавательных интересов. В соответствии,.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 1 Одним из основных направлений руководства речевым развитием детей является – работа над артикуляцией. Упражнения преподносятся детям в виде.

Методические рекомендации для педагогов «Сказочные сюжеты к артикуляционным упражнениям». Часть 2 Дорогие коллеги, друзья! Предлагаю вашему вниманию 2- ую часть артикуляционных упражнений, знакомство и выполнение которых сопровождается.

Методические рекомендации для педагогов в формировании временных представлений, через художественные образы. Со временем человек сталкивается постоянно: срывая листок календаря, глядя на часы. Во времени живут и дети, поэтому формирование представлений.

Методические рекомендации для родителей «Занимательные пуговицы» Многим детям очень нравится играть с пуговицами. Дома с ребенком игру с пуговицами можно превратить в увлекательные, развивающие занятия,.

Методические рекомендации организации и проведения экскурсий и целевых прогулок в ДОУ для педагогов С незапамятных времен человечество ценит природу и видит в ней не только свою кормилицу, но и мудрую воспитательницу и наставницу. Наблюдения.

Методические рекомендации по проведению недели «Игра и игрушки» для педагогов ДОУМетодические рекомендации по проведению недели «Игра и игрушки» для педагогов ДОУ Среди различных мероприятий нашего ДОУ широко любима и интересна неделя "Игра и игрушки". Неделя "Игра и игрушки" проводится Департаментом.

Проект совместной деятельности воспитателей, детей и педагогов старшей группы «В мире профессий» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №100 Г. Челябинск Проект Совместной деятельности воспитателей,.

Занятие с воспитанниками социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних «В мире интересных профессий» Тема занятия: «В мире интересных профессий». Цель: Подготовить учащихся к выбору профессии. Задачи: - показать значение трудовой деятельности.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов «Дети в мире профессий»
Опубликовано: 8 ноября 2017 в 00:11
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД