Папки-передвижки

Методическая работа «Значение пения, основные принципы обучения пению на уроках хора в общеобразовательной школе»

Ольга Разина
Методическая работа «Значение пения, основные принципы обучения пению на уроках хора в общеобразовательной школе»

Пение занимает важное место в развитии школьников. Оно наиболее близко и доступно детям. Дети любят петь. Исполняя песни, они глубже воспринимают музыку, активно выражают свои переживания и чувства. В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальные слух,память, чувство ритма. Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов. Пение хором объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям. Дети слышат, что тот, кто торопится или отстает, нарушает стройность пения. Пение способствует развитию и укреплению легких и всего голосового аппарата. Пение является лучшей формой дыхательной гимнастики.

Публикация «Методическая работа „Значение пения, основные принципы обучения пению на уроках хора в общеобразовательной школе“» размещена в разделах

При современном многообразии стилей, жанров, особенно важна работа по формированию эталонного звука в вокальном обучении детей. Дети особенно подвержены воздействию массовой культуры, в том числе детского эстрадного вокального исполнительства. Чуть ли не ежедневно можно видеть на экране ТВ поющих детей. В сольном варианте - это исключительно эстрада, рэп и даже рок. Академический вариант пения тоже звучит, но только в хоровом виде. Так как же должны петь дети?

Существует только одна, единственно верная, физиологически удобная манера вокального исполнительства, официально именуемая: европейская академическая оперно-концертная опёртая смешанно-прикрытая манера пения.

Исходя из этого, концепция, определяющая цель работы с детьми заключается в необходимости обучения взрослой академической манере пения в женском варианте (и мальчиков и девочек). Эта манера пения должна выступать, как базовая. А вот на ее основе, при желании и необходимости могут быть любые варианты.

Ни в коем случае не отрицается возможность и необходимость обучения детей народной, эстрадной и джазовой манере пения. Раз в обществе есть потребность на исполнителей этих манер - их надо воспитывать с детства, как и любых других певцов и музыкантов вообще. Критерий в данном случае может быть приоритетным только один: любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Но базовым является обучение академическому пению, которое должно рассматриваться, как максимальная включенность защитных органов голосообразования в процессе певческой фонации.

Даже на уровне простого здравого смысла не стоит учить детей чему- либо, что не пригодится им во взрослой жизни. Три критерия: акустическая эффективность (певцы поют и громко и звучно); энергетическая экономичность и биологическая целесообразность (они могут петь часто, долго и без вреда для себя) доказывают необходимость и эффективность учебного процесса в деле пения.

Приведенные выше критерии можно назвать экологическими:

- С прогрессирующим ухудшением экологической ситуации гортань человека выполняет всё в большей степени функцию фильтра-отстойника, на котором осаждаются вредные компоненты вдыхаемого воздуха. Работа с голо-сом, пение компенсирует опасное воздействие, потому что активизирует обменные процессы, усиливает микроциркуляцию в мышцах и слизистой оболочке гортани.

- Всё больше становится видов деятельности, в которых голос и речь используются, как постоянно действующие орудия труда, причём в неблагоприятной акустической, психологической и экологической обстановке (шумовой фон, стрессы, пыль, химия и т. д.). Развитие голоса, пение сводит к минимуму травмирующие условия и факторы.

- Голос и речь ребёнка формируется исключительно под влиянием семьи и средств массовой информации, и часто со множеством случайных и вредных воздействий. Результат - неравномерное развитие механизмов голосообразования, отсутствие координации между слухом и голосом, неадекватность эмоциональной детонации в речи "гудошников" в пении, хриплые голоса при здоровой гортани, затягивание мутации у юношей и многие другие. Развитие голоса, пение предупреждает заболевание гортани и исправляет некоторые отклонения в голосовой функции и речи.

- Развитие двигательной сферы голосообразования и речеобразования способствует развитию фонематического слуха, необходимого для освоения иностранной фонетики.

Ученики, впервые придя на уроки хора, сталкиваются с новым для себя видом деятельности - хоровым пением. Каковы же принципы обучения детей пению? Обучение пению на моих уроках хора проводится по строго обдуман-ному плану на основе общепедагогических принципов.

Принцип воспитывающего обучения.

Моя работа направлена на духовно- эстетическое воспитание всего коллектива в целом и его участников в отдельности.

На первых занятиях хора я вожу детей в "мир прекрасного"- рассказываю им о музыке, хоре, хоровых певцах, дирижере. Дети (особенно младшего школьного возраста) весьма эмоциональны, их легко увлечь, сделать участниками беседы.

В процессе обучения детей пению воспитывается любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывается отрицательное отношение к дурному, обогащается духовный мир детей. Развивается их внимание, воображение, мышление и речь.

Принцип доступности

заключается в том, что содержание и объём знаний о музыке, объём вокальных навыков, приёмы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития обучающихся в каждом классе

Прежде чем начинать работу над произведением, преподаватель должен сам хорошо овладеть партитурой и фортепианным сопровождением, иметь сведения об авторах. При планировании учебно-воспитательной работы следует обращать особое внимание на подбор репертуара. Правильно и умело подобранный репертуар, не только даёт возможность повысить музыкальную и певческую культуру детей, но и значительно способствует общему развитию учащихся, формирует их нравственные взгляды, художественный вкус.

Подбирая музыкальный репертуар, учитываю доступность и посильность для данной группы детей. Известно, что утомляемость поющих резко повышается, если разучиваемые произведения слишком сложны, не продумана методика ведения занятия. Поэтому очень важно разумно распределять певческую нагрузку, так как пение оказывает значительное влияние на нервную и сердечно - сосудистую систему. При правильной нагрузке изменения в организме незначительны, более того пение улучшает дыхание и кровообращение.

Отобранный доступный песенный репертуар должен даваться детям понятным для них языком. Доступный репертуар не надо смешивать с лёгким, последний не вызывает у детей никаких усилий для его усвоения и не содействует их музыкальному развитию. Для усвоения доступного всегда требуется некоторое напряжение умственных способностей, проявление старания, прилежания. Такой репертуар способствует музыкальному развитию школьников.

Непосильный репертуар делает обучение формальным и снижает у детей интерес к музыке.

Принцип постепенности, последовательности и систематичности

заключается в том, что в начале года во всех возрастных школьных группах даются более лёгкие задания, чем в конце года постепенно переходят от усвоенного знакомого к новому, незнакомому. Соблюдение этого принципа облегчает детям усвоение знаний и приобретение навыков, придаёт им уверенность в своих силах и способствует повышению интереса к занятиям. В противном случае дети быстро утомляются, внимание и интерес к пению ослабевает, падает усвояемость песенного репертуара, и дети не получают систематических знаний и навыков по пению.

К первой, степени трудности относятся песни, в которых музыкальный образ передан простыми мелодиями, без частых изменений в направлении мелодического движения, без скачков на большие интервалы на неустойчивых звуках, без сложного ритма.

Ко второй степени трудности относятся песни, в которых музыкальный образ передан более сложной мелодией и аккомпанементом, не дублирующим ее.

Принцип наглядности

не следует понимать узко, как обучение только при помощи органа зрения.

В процессе обучения хороводу пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных слуховых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняет, усиливают слуховое восприятие.

Так сочетание слухового и зрительного восприятия осуществляется в том случае, когда во время пения преподаватель показывает высоту звуков, поднимает руку вверх на высоких звуках и опускает ее вниз на низких, как бы рисуя в воздухе мелодию.

Первое, что должны понять дети - это значение дирижёрского жеста. Вместе с рассказом об этих жестах и их показом следует добиваться в пении выполнения того, что показывает жест дирижера. Для этого используются разнообразные игровые упражнения, приемы, где дети сами собой управляют, показывая руками жесты дирижера.

Дети с большим интересом относятся к показу своих товарищей, и очень любят игру "Замени учителя". С детьми среднего звена играем в игру "Рука рисует мелодию" - дети разучивают песню по фразам, показывая звуковысотность, направление движения звуков: постепенно, с поворотами, скачком.

Основной прием наглядности на уроках хора - это образец исполнения песни преподавателем, по принципу «делай, как я». Некоторые образцы, которые встречаются в песнях, можно предварительно проиллюстрировать с помощью картин, игрушек.

Наглядность в обучении пению, использование игровых технологий повышает интерес детей к уроку, способствует развитию сознательности, лёгкости и прочности усвоения песен. Чем многообразнее будет проводиться такая работа, тем лучше результаты она даст.

Принцип сознательности

тесно связан с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью. Знания и умения считаю усвоенными сознательно, если они хорошо поняты детьми и школьники могут их передать словами.

Различными приемами перед детьми создаю музыкальный образ песни (например, перед исполнением песни Филиппенко "Обелиск" читаю детям стихотворение Мусы Джалиля "Варварство") и связываю этот образ со средствами музыкальной выразительности: темпом, динамикой, регистром, метроритмом, ладом для ТОГО, ЧТОБЫ дети пели осознанно. Важное значение для развития эмоциональной активности детей, на мой взгляд, имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонации в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни и особенно искренность, и любовь преподавателя к искусству.

Для развития у школьников активности мысли на уроках хора рекомендую использовать приём, когда одна подгруппа детей поёт, а другая слушает, наблюдает - правильно ли исполняется песня, кто спел неправильно, то при таком приёме дети не только смотрят и слушают, но и думают, анализируют, оценивают исполнение своих одноклассников. Этот прием воспитывает внутреннюю культуру в будущем активного слушателя, зрителя.

На уроках хора необходимо прививать сознательное отношение к содержанию песни, передаче музыкального образа, технике пения. Дети должны не только знать, но и понимать, куда идёт мелодия (вверх или вниз) и направлять соответственно свой голос; как надо открывать рот во время пения, почему необходимо соблюдать осанку, сидеть прямо, не сутулясь; зачем нужны те или иные упражнения.

Принцип прочности, закрепления.

Выученные на уроках хора песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять.

Закрепление песенного репертуара не просто механическое повторение, а сознательное его воспроизведение. При повторении подвожу детей к осознанию, как положительных моментов в пении, так и ошибок, неточностей, допущенных при передаче мелодии и текста. Oт сознательного повторения знакомого материала зависит прочность усвоения вокальных навыков. Поэтому в работе с детьми в начальной школе считаю необходимой частую смену задании. Хороший результат дает использования в практической работе метода "быстрого ведения урока", потому что на начальном этапе обучения даже самая простая песня не будет спета идеально. Не следует очень долго задерживаться на её разучивании, а на другом, новом песенном материале вырабатывать и совершенствовать те навыки, с которыми познакомились дети на примере разучивания предыдущей песни. Впоследствии нужно вернуться к первой песне, но уже на более высоком музыкальном уровне доучить её. Подобный метод является действенным средством нормирования готовности к певческой деятельности, так как активизирует учебный процесс, что в свою очередь способствует интенсивному развитию музыкальных способностей, формированию опыта, воспитанию направленности, а также накоплению репертуара.

Важное место в обучении детей пению на уроках хора занимает

индивидуальный подход.

Обучение на уроках проводится с классом обучающихся. Но при этом осуществляется индивидуальный подход к детям, который не должен превращаться в индивидуальное обучение, когда преподаватель работает с одним ребёнком, оставляя других пассивными наблюдателями

У детей младшего школьного возраста не в одинаковой степени развиты музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Оказывая музыкальную помощь каждому ребёнку, развиваю ту способность, которая у него менее развита.

Все дети отличаются один от другого. Одни слишком возбудимы, со слабо развитым торможением. Другие слишком заторможенные, безучастные. Есть застенчивые, робкие, невнимательные, с замедленной речью. Методы подхода к этим детям различны. К одним приходится быть более снисходительной, к другим наоборот, более требовательной, но к каждому стараюсь найти свой путь воздействия.

Для повышения художественно-технического уровня хористов с ярко- выраженными способностями необходимо индивидуальное обучение пению.

С первых же занятии с хором следует строить работу так, чтобы в поле зрения преподавателя находились все дети, чтобы хоровые занятия носили форму стройной системы, чтобы в процессе занятий не только отрабатывались отдельные вокально-хоровые приёмы и навыки, но и накапливался опыт, развивались музыкальные способности, воспитывался устойчивый интерес к музыке, к хоровому пению, формировалась ярко выраженная направленность к хоровой деятельности.

При систематических уроках, по мере развития детских голосов даю песни в более высоких тональностях, обращая внимание на образное, выразительное их исполнение, в результате чего обучающиеся получают хорошие вокальные навыки.

К вокальным навыкам относятся: певческая установка, дыхание, звукообразование, дикция, интонирование, ансамбль (стройное, слитное пение, чувство ритма.

Певческая установка.

Прежде чем начинать хоровую работу, следует научить детей правильно держаться при пении, так как от этого зависит работа дыхательного и звукообразующего аппарата.

Певческая установка должна быть свободная: корпус и шея выпрямлены, ноги всей ступнёй стоят на полу, руки опущены. При пении стоя дыхательные мышцы работают естественно, эффективно и звучность пения улучшается

Разучивать песни рекомендуется сидя на краю стула, спина прямая, руки свободно лежат на бёдрах, ближе к туловищу. Ни в коем случае не должен быть вытянута шея, высоко поднят подбородок - это ведёт к неправильной манере пения.

Дыхание.

Дыхание в пении имеет исключительное значение: от дыхания зависит сила, красота и продолжительность звука. Дыхание должно быть свободным, равно-мерным, естественным и бесшумным, чтобы работали мышцы живота, и нижних отделов грудной клетки.

Вдох - короткий, энергичный с небольшой задержкой, которая активизирует вдох и служит предпосылкой одновременного вступления хора.

Выдох - постепенный, равномерный, продолжительный.

Оттачивать технику дыхания следует на музыкальном материале на всём протяжении деятельности хора. Рекомендуется система А. Стрельниковой «Дыхательная гимнастика».

Интонирование и звуковедение.

Развивая музыкальные способности детей особое внимание необходимо уделять воспитанию музыкального слуха, так как чистое интонирование - фундамент хорового пения.

Музыкальным слухом называется способность воспринимать, различать высокие и низкие звуки, слышать, то есть представлять себе мысленно мелодию, запоминать её и правильно, не фальшиво спеть. Музыкальный слух можно и нужно развивать. Начинать эту работу нужно с первых же занятий. С самого начала надо приучать детей к умению сосредоточиться на звучании, "слушать тишину" (неумение сосредоточиться на звучании - одна из причин фальшивого пения).

В практике встречаются дети с различными музыкальными задатками. Одни обладают прекрасным слухом и интонируют безупречно у других при регулярных хоровых занятиях очень быстро налаживаются координация между слухом и голосом. Встречаются и сложные случаи, требующие внимательной и терпеливой работы преподавателя приблизительно в течение одного года, а бывают и такие дети, у которых координация развивается лишь через 2-3 года регулярных планомерных занятий.

Одна из причин неверной интонации заключается в том, что многие дети ещё не обладают устойчивыми навыками пения, плохо себя слушают и часто переходят на крик. Громкие звуки воспринимаются труднее, чем тихие, и поэтому при громком пении ослабевает слуховое внимание. Нюанс "пиано" можно использовать в хоре, как метод работы над трудными интонационными местами в песне. Для развития чистоты интонации, прежде всего надо выбирать песни, удобные по тесситуре и дыханию, отвечающие диапазону голоса детей данной группы. Полезно детям слушать песни в хорошем исполнении взрослых и чисто поющих детей. Необходимо систематически повторять с детьми выученные песни и при этом петь их без сопровождения

Другая причина фальшивого пения и даже "гудения" объясняется следующим: многие неверно поющие дети переносят манеру "разговорного голоса" в песне.

Встречаются дети (чаще мальчики) разговаривающие и поющие очень низкими голосами. Этим детям необходимо ощутить правильную высоту звука. В таких случаях можно использовать пение звуков верхнего регистра - си и ми бемоль. Высокие звуки благодаря своим акустическим свойствам легче воспринимаются на слух, чем низкие. Преподаватель своими пояснениями путём создания образных ассоциаций, должен помочь детям ("надо спеть высоко, как птичка; пропищать, как мышка и т. п.)

Используя в попевках, упражнениях звуки верхнего регистра, можно добиться при регулярных хоровых занятиях прекрасных результатов.

Дикция и артикуляция.

Большое значение имеет артикуляция и дикция, которые в пении отличаются от речевого произношения. Согласные выговариваются быстро и чётко, чтобы как можно меньше препятствовать звучанию голоса на гласных. Согласные в конце слога произносятся в начале следующего. Пение гласных должно происходить в единой манере звучания, быть протяжным и напевным.

У детей младшего школьного возраста артикуляционный аппарат пассивен

и вял. Развитие чёткой работы нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком имеет огромное значение для воспитания правильного пения.

Рекомендуется пение шепотом «Поющий дождь», пение цепочки из слогов с разными гласными "Пропали согласные", пение на слоги песни по фразам и целиком.

Особое внимание на своих уроках уделяю дисциплине. Дисциплина на хоровом занятии - это не только внешнее спокойствие (нет шума, разговоров и т. д., но и внутреннее состояние хористов - активное, увлечённое, сосредоточенное, что является главным в работе, где дети творят, трудятся, учатся новому.

Публикации по теме:

Основные принципы планирования в дошкольной организации на современном этапе В настоящее время дошкольные учреждения могут осуществлять выбор приоритетных направлений, программ, видов образовательных услуг, новых.

Консультация руководителя клуба о том, что такое семейный клуб, цели и задачи, основные принципы функционирования клуба Вовлечение родителей в образовательное пространство ДОО через приобщение детей к народному творчеству посредством организации семейного.

Методическая разработка практического занятия «Значение семян» Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования станция юных натуралистов муниципального образования Усть-Лабинский район.

Мои основные принципы работы с детьми в детском садуМои основные принципы работы с детьми в детском саду Мой основной принцип – «развитие творческих способностей ребёнка через личностно-ориентированное взаимодействие», ведь все дети талантливы.

Основные отличия «старых» и «новых» подходов в организации процесса обучения Процесс обучения в виде учебной деятельности (до принятия ФГОС ДО) • Ребенок – объект педагогических воздействий взрослого человека. Взрослый.

Основные принципы развивающих игр Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий.

Открытое занятие для учащихся 13 лет по дополнительной общеобразовательной программе «Фрэш». Раздел «Вокальная работа» Цель занятия: создание условий для акцентирования внимания обучающихся на приемах и методах вокальной работы, которые помогают справиться.

Принципы, средства и формы обучения дошкольников Принципы обучения дошкольников Принципы обучения – это исходные положения, определяющие деятельность педагога и характер познавательной.

Развитие певческих исполнительских навыков детей дошкольного возраста средствами специальных технологий обучения пению Накопленный опыт и желание детей старшего дошкольного возраста заниматься музыкально-исполнительской деятельностью (пением) способствовали.

Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии с требованиями ФГОС 1 слайд Что? Представляю Вам свой педагогический опыт по теме «Технология проблемного обучения на уроках физики и информатики в соответствии.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая работа «Значение пения, основные принципы обучения пению на уроках хора в общеобразовательной школе»
Опубликовано: 13 ноября 2016 в 00:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД