МААМ-картинки

«Система работы по экологическому образованию детей с тяжёлыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности»

юлия сорокина
«Система работы по экологическому образованию детей с тяжёлыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности»

Методическая разработка раздела основной общеобразовательной программы по теме :

«Система работы по экологическому образованию детей подготовительной группы (компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Экологическое образование человека начинается с детства. Стихийно оно осуществляется в семье, а направленно и постоянно – в дошкольных учреждениях. Чем раньше познакомится маленький человек с удивительным миром природы, тем раньше пробудится в нём чувство прекрасного, тем больше будет посеяно в его душе доброты, тем сильнее будет желание оберегать растущее и живое.

Публикация «„Система работы по экологическому образованию детей с тяжёлыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности“» размещена в разделах

В настоящее время в работе дошкольных учреждений используется целый ряд отечественных комплексных программ нового поколения, в которых имеется раздел экологического образования детей : «Радуга» (Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон, Е. В. Соловьева, Т. И. Гризик, В. В. Гербова); «Развитие» (Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко, Н. С. Варенцова и др.); «От рождения – до школы» (Н. Е. Веракса; Т. С. Комарова, М. А. Васильева); «Кроха» (Г. Г. Григорьева, Д. В. Сергеева, Н. П. Кочетова и др.) и другие.

Кроме этого внедряются и специализированные программы экологического образования : «Юный эколог» (С. Н. Николаева, «Паутинка» (Ж. Л. Васякина-Новикова); «Наш дом – природа» (Н. А. Рыжова); «Мы – земляне» (Н. Н. Вересов) и другие.

Но более подробно мы хотим остановиться на анализе комплексных программах «Детство» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А Ноткина, М. В. Крулехт и др.) и «Истоки» (Т. И. Алиева, Т. В. Антонова, Е. П. Арнаутова и др., а также рассмотреть парциальную программу «Мы» (Н. Н. Кондратьева).

«Детство» (программа развития и воспитания детей в детском саду)

Авторы: В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина, М. В. Крулехт и др.

Под редакцией: Т. Н. Бабаевой, З. А. Михайловой, Л. И. Гурович

Цель программы: обеспечить развитие ребенка в период дошкольного детства: интеллектуальное, физическое, эмоциональное, нравственное, волевое, социально – личностное.

Девиз программы: «Чувствовать – Познавать – Творить». Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка, которые пронизывают все разделы программы, придавая ей целостную и единую направленность.

Особое внимание в программе обращается на приобщение детей к миру природы, воспитание бережного отношения к природным объектам. Раздел «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми различными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ.

Структурно – содержательная характеристика

Программный материал для каждого возраста включает четыре содержательных блока:

1. Сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых организмов со средой обитания, их неповторимость);

2. Механизмы приспособительной взаимосвязи живых организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде);

3. Знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса);

4. Знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью).

На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных экосистемах, об основных фазах жизненного цикла растений, животного, человека и др., расширяются и конкретные представления (о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.).

Программа «Детство» предполагает формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений

(познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношение к природе, при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.

Можно утверждать: «Детство» - это программа не только многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве. (ник)

По мнению С. Н. Николаевой, программа «Детство» станет особенно ценной, если будет продолжена работа по ее адаптации к массовой практике дошкольных учреждений России. Экспериментальная апробация ее положений покажет необходимость пересмотра некоторых аспектов для ее облегчения. В разделе «Ребенок открывает для себя мир природы» без ущерба для главной идеи экологического воспитания дошкольников можно уменьшить количество обобщенных представлений. Обобщенное знание позволяет ориентироваться в новых фактах, но в дошкольном возрасте оно не должно быть самоцелью, стать интеллектуальным балластом, который загружает память и мало используется (или совсем не используется). Важно еще и такое обстоятельство: формирование каждого обобщения требует много учебного времени от воспитателя и детей. Следует иметь в виду также, что в дошкольном возрасте преобладает наглядно-действенное мышление – ребенок познает конкретику мира и не стремится к обобщениям.

Высокий уровень программы требует и высокого уровня технологий, построенных на глубокой интеграции самых различных аспектов, обеспечивающих целостное и гармоничное развитие личности.

Предметно – развивающая среда

Программа предлагает насыщенное образовательное содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка.

Учебно – методическое обеспечение

Программа имеет полный комплект методического обеспечения. Авторским коллективом опубликован ряд методических пособий (для воспитателей, составляющих библиотеку программы «Детство» и предназначенных для оказания помощи воспитателям ДОУ в практическом освоении программы.

Воспитательно-образовательный процесс в подготовительной логопедической группе мы строим на основе «Программы коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи с 4 до 7 лет» Н. В. Нищевой. В этой программе также выделены задачи по ознакомлению детей с природным миром в разделе «Ознакомление с окружающей действительностью», но данное направление раскрыто не очень широко и глубоко, т. к. на первый план, в соответствии с профилем групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, выдвинут раздел «Речевое развитие». Поэтому для создания оптимальных условий для коррекционно-развивающей работы и всестороннего гармоничного развития детей с ОНР, мы используем содержание не только коррекционной программы, но и содержание программы «Детство», которое включает совокупность образовательных областей, обеспечивающих разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Задачи и содержание работы по ознакомлению детей с природным миром входят в ОО «Познание» (формирование целостной картины мира, расширение кругозора; развитие познавательно-исследовательской деятельности) и в ОО «Безопасность» (формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

На основе данных задач, задач раздела «Ребенок познает мир природы» программы «Детство» и с учетом коррекционной направленности воспитательно-образовательного процесса в группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи мы определили цели и задачи ознакомления детей подготовительной группы с природным миром.

Цель: становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к природе и накопление содержания детской речи в процессе ознакомления с окружающим миром.

Задачи:

1. Расширение представлений о природе путем включения знаний о новых объектах и явлениях и дальнейшее углубление имеющихся представлений

о природе путем их обобщения и систематизации.

2. - Развитие познавательных интересов и познавательной активности детей в природе.

Публикации по теме:

План-график мероприятий по внедрению федеральных государственных требований к структуре ООП Направления мероприятий Мероприятия Сроки Ответственные Отметка о выполнении Нормативное правовое обеспечение внедрения федеральных государственных.

Рабочая программа учителя-логопеда 1. Организация режима пребывания детей 1. Организация режима пребывания детей в МДОУ «Детский сад №1 комбинированного вида» городского округа ЗАТО Шиханы Группа компенсирующей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Система работы по экологическому образованию детей с тяжёлыми нарушениями речи группы компенсирующей направленности»
Опубликовано: 20 января 2014 в 12:19
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД