Папки-передвижки

Методическая разработка «Математика в продуктивной деятельности» во второй младшей группе

Ирина Румянцева
Методическая разработка «Математика в продуктивной деятельности» во второй младшей группе

Задания, входящие в методическую разработку «Математика в продуктивной деятельности» могут быть использованы педагогами в рамках проведения непосредственно – образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений элементарных математических представлений (ФЭМП) с детьми младшего дошкольного возраста 3-4 лет.

Публикация «Методическая разработка „Математика в продуктивной деятельности“ во второй младшей группе» размещена в разделах

Актуальность: продуктивная деятельность дошкольника– это своего рода образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. В возрасте 3 -4 лет у детей происходит постепенно расширяющийся запас знаний на основе представлений о разнообразии форм, о различных величинах, о цвете.

Работу по формированию математических представлений можно разнообразить и сделать наиболее интересной, эмоционально привлекательной для детей используя эффективный прием включения знаний математического содержания в продуктивную художественную деятельность.

Цель: создать условия для применения детьми знаний математической направленности в продуктивной деятельности.

Задачи:

- упражнять детей в умении различать и называть простейшие геометрические фигуры;

- упражнять в умении осуществлять классификацию по одному признаку или свойству;

- закреплять знание детьми основных цветов;

- развивать моторику рук, умение координировать движения руки;

- формировать представления о размере: маленький – большой, длинный – короткий, высокий – низкий; пространственных представлений;

- совершенствовать и углублять представление детей об упорядоченной последовательности.

Содержание деятельности с детьми:

1. Творческая работа. Лепка с натуры «Овощи и фрукты». Тема «Признаки: цвет, форма, размер».

Цель: совершенствовать представления детей о цвете, форме, размере; расширять сенсорный опыт детей; совершенствовать навыки лепки из пластилина.

Реализация.

Лепка овощей и фруктов по возможности проводится с натуры – дети имеют возможность видеть несколько помидоров разной формы и размера, также огурцы, картофель, свеклу, редис. Или же это будут фрукты – яблоки, груши, сливы. Каждый ребенок выбирает для себя модель по желанию, каждый может вылепить столько овощей, сколько захочет. Необходимо поощрять готовность детей пользоваться стекой для передачи фактуры поверхности овоща.

Занятие может проводиться повторно в совместной деятельности с детьми и индивидуально.

2. Коллективная творческая работа. Аппликация «Овощи и фрукты». Тема «Признаки: цвет, форма, размер».

Цель: продолжать совершенствовать представления детей о цвете, форме, размере; расширять сенсорный опыт детей; развивать мелкую моторику рук, совершенствовать навык аккуратного наклеивания готовых форм (изображений).

Реализация.

Подготовьте два листа ватмана, на которых нарисованы (или наклеены) изображения корзины (для овощей) и вазы (для фруктов). Раздайте детям готовые вырезанные изображения овощей и фруктов, предложить детям соответственно наклеить их. По ходу работы обсуждайте с каждым ребенком, что изображено на выбранной им картинке, какого цвета и какой формы, что это фрукт или овощ.

Получившейся аппликацией можно украсить группу или раздевалку. Желательно оставить ее перед глазами детей на стене хотя бы на месяц, время от времени обращаясь к ней, используя ее как демонстрационное дидактическое, наглядное пособие.

Подводя детей к пособию, попросите их назвать те овощи и фрукты, которые вы будете показывать («Покажи свеклу», «Покажи картошку»); назвать цвет и форму; рассказать, где они растут, что можно из них приготовить. Затем можно предложить детям назвать все красные овощи и фрукты (овощи и фрукты другого цвета, которые есть на картинках, все круглые или продолговатые.

3. Творческая работа. Аппликация «Длинный – короткий. Гусенички». Тема «Размер».

Цель: дать представление о длине, сравнении по длине; обогащать словарь детей.

Реализация.

Предварительная работа: предложите детям сравнить по длине полоски бумаги, ленты, веревки, карандаши и т. п. помогите им понять значение слов длинный и короткий.

В этом возрасте не используются прилагательные сравнительной степени.

Детям предлагается подносы с нарезанными взрослым из цветной бумаги длинными и короткими полосками двух оттенков зеленого цвета, а также клей и кисти. Предложите сделать из этих полосок двух гусениц – длинную и короткую. Попросите детей вспомнить, как гусеницы выглядят, как передвигаются, что едят. Предложите детям подумать, какого цвета они сделают длинную гусеницу, какого цвета – короткую. Обращайте внимание детей на то, что полоски разной длины. Для изображения головы предложите детям круги тех же оттенков.

После наклеивания готовых форм предложите детям дорисовать гусеницам глаза, ножки, щетинки, наклеить листья, которые они будут есть, – кто что захочет.

4. Творческая работа. Аппликация «Высокий – низкий. Две башни». Тема «Размер».

Цель: дать представление о том, как в речи обозначается протяженность по вертикали; расширять словарный запас детей.

Реализация.

Предварительная работа: предложите детям рассмотреть реальные здания на прогулке. Обратите внимание на их высоту. Обратите внимание на высоких людей. Покажите высокие и низкие деревья. Затем в группе, в свободной деятельности предложите детям построить из строительного материала высокую и низкую башню.

Во время проведения образовательной деятельности предложите детям квадраты, вырезанные из бумаги разного цвета, из которых они будут составлять и наклеивать два дома (две башни – высокую и низкую) для жирафа и зебры. Обсудите с детьми, для какой башни потребуется больше квадратов. Наклеив башни, дети по желанию, могут дорисовать на них окошки, двери.

5. Коллективная творческая работа. Аппликация «Круги». Тема «Форма».

Цель: дать детям представление о круге; обогащать сенсорный опыт детей.

Реализация.

Коллективная аппликация – создание абстрактного панно из бумажных кругов разного цвета и величины. Дети работают с готовыми, вырезанные педагогом формами и располагают их на общем большом листе по своему усмотрению. Педагог помогает детям совершенствовать навыки работы с клеем и вместе с детьми обсуждает, какой круг выбрал ребенок – большой или маленький, какого цвета, куда ребенок собирается его наклеить. Желательно научить детей вначале прикладывать круг на то место, куда они собираются его приклеивать. В ходе этой работы можно начать учить детей соотносить свои действия с уже созданным другими детьми целым, находить место своей детали в сложившейся на этот момент композиции. Обратите внимание на интересное сочетание цветов, на то, что большой круг, будучи наклеенным на маленький, полностью может его закрыть – «спрятать». А маленький круг приклеенный поверх большого, производит эффект глаза, и т. п.

6. Творческая работа. Аппликация «Треугольники». Тема «Форма».

Цель: дать детям представление о треугольнике; обогащать сенсорный опыт детей.

Реализация.

Предварительно рассмотреть с детьми готовые формы – треугольники разных видов. Дети самостоятельно располагают треугольники по всей поверхности листа. Во время выполнения задания педагог общается с детьми: какого цвета треугольник ребенок наклеивает, куда наклеит следующий треугольник, похожи треугольники или нет и т. п. Индивидуально совершенствуются навыки аккуратного наклеивания готовых форм; развивается умение правильно держать кисть.

7. Творческая работа. Аппликация «Четырехугольники». Тема «Форма».

Цель: дать детям представление о четырехугольнике; обогащать сенсорный опыт детей.

Реализация.

Для этой работы подготавливаются самые разные четырехугольники (в том числе квадраты, ромбы, прямоугольники, трапеции и др.).

Занятие проводится аналогично предыдущему.

Во время выполнения задания педагог просит детей показать знакомую им форму – квадрат, назвать цвет.

Важно, чтобы педагог постоянно употреблял в своей речи названия всех фигур, не требуя от детей повторения этих названий, но и не запрещая им это делать.

8. Творческая работа. Конструирование из бумаги «Гирлянды из кругов и флажков (треугольников)». Тема «Упорядоченные последовательности»

Цель: совершенствовать и углублять представление детей об упорядоченной последовательности.

Реализация.

В этой работе дети используют готовые формы, вырезанные воспитателем. На листе проведена прямая линия, имитирующая нить, веревочку. Предложите детям наклеить узор с использованием определенного правила чередования элементов. Это может быть чередование по цвету, размеру, форме. Простейший вариант – чередование двух элементов по принципу 1-2-1-2-1-2-1-2-1-2.

В качестве элементов могут выступать красные и синие круги одинакового размера; красные круги и синие треугольники (флажки); синие круги и треугольники и т. п.

Более сложный вариант 1-2-2-1-2-2.

Для индивидуальной работы, с детьми хорошо усвоившими материал можно использовать вариант 1-2-3-1-2-3.

9. Творческая работа. Аппликация «Снеговик». Тема «Сериация. Форма: круг».

Цель: развивать представление о сериации как как упорядочивании по размеру; закреплять представление о круге; совершенствовать понимание независимости формы от размера.

Реализация.

Предложите каждому ребенку по три круга разного размера белого или голубого цвета. Задача – наклеить круги в таком порядке, чтобы получился снеговик. По окончании основной части работы попросите детей дорисовать лицо, шляпу, метлу и другие детали. Обсудите с каждым из детей какой характер у его снеговика, какое у него сейчас настроение, нравится ли ему шляпа, метла и т. п.

10. Творческая работа. Аппликация «Елочка». Тема «Сериация. Форма: треугольник».

Цель: развивать представление о сериации как как упорядочивании по размеру; закреплять представление о круге; совершенствовать понимание независимости формы от размера.

Реализация.

Подготовьте для каждого ребенка три равносторонних треугольника разного размера зеленого цвета, вырезанные из цветной или бархатной бумаги. Задача – наклеить их от самого большого снизу до самого маленького наверху так, чтобы получилась елочка.

По окончании основной части работы можно предложить детям другие геометрические фигуры, изображения предметов для украшения ёлочки. Также это могут быть фигурки животных для наклеивания их около елочки – водят хоровод, гуляют.

Необходимо стимулировать и речевое взаимодействие детей, можно попросить детей рассказать о елочке, что сейчас с ней происходит: наряжаем елочку, пришли зверята погулять около елочки и т. п.

11. Творческая работа «Три букета для мамы». Тема «Классификация. Классификация по одному признаку».

Цель: совершенствовать умение классифицировать по цвету, форме, размеру.

Реализация.

Данную работу можно выполнять с детьми индивидуально (подарок к 8 марта) или как коллективную работу (украшение группы или зала к празднику).

На три зеленых пятна неправильной формы (лужайки) или три вазы ребенок должен собрать цветы, имеющие разную окраску и размер, но одинаковую форму (например, отдельно разместить цветы, имеющие форму василька, ромашки или тюльпана).

Аналогично можно предложить составить букеты из цветов, имеющих разную форму, но одинаковый цвет или близкие цветовые оттенки.

12. Коллективная творческая работа «Дикие и домашние животные». Тема «Классификация. Классификация по одному признаку».

Цель: дать детям представление, что классифицировать можно не только по сенсорным признакам.

Реализация.

На большом листе ватмана в одном углу изобразите деревенский дом с изгородью, в другом – лес. Дайте детям поднос с большим количеством изображений разных животных. Их задача – наклеить (поселить) домашних животных вблизи дома, а диких – в лесу.

При проведении работ этого типа важно дать каждому ребенку возможность самостоятельно выбрать ту картинку, которая ему нравится. Один ребенок захочет наклеить только одну картинку, а другой – пять и попросит ещё. Поэтому необходимо заготовить много картинок, чтобы каждый мог наклеить столько, сколько захочет.

Интерес к занятию будет зависеть от того, насколько красивыми и интересными окажутся предложенные педагогом картинки.

Выполненную работу следует оставить перед глазами детей. Спустя некоторое время используйте её как наглядное дидактическое пособие для развития речи, внимания, памяти.

Пример использования коллективной аппликации в качестве дидактического пособия:

- предложите детям назвать сначала всех диких животных, а потом домашних;

- предложите рассказать, кто из животных чем питается;

- предложите найти тех, у кого есть клюв (домашние птицы, у кого есть шерсть;

- предложите назвать тех, кто живет в лесу, и тех, кто живет рядом с человеком.

13. Коллективная творческая работа «Транспорт» Тема «Классификация. Классификация по одному признаку».

Цель: продолжать формировать у детей представление, что классифицировать можно не только по сенсорным признакам.

Реализация.

На листе бумаги изобразите небо, землю, реку или другой водоём. Предложите детям картинки с изображениями разных видов транспорта. Задача – наклеить транспорт соответственно его назначению в определенное место: воздушный транспорт, наземный и водный транспорт.

Готовая работа остается в группе перед глазами детей. Спустя некоторое время используйте её как наглядное дидактическое пособие для развития речи, внимания, памяти детей.

14. Творческая работа. Аппликация «Геометрические салфетки». Тема «Классификация».

Цель: продолжать формировать у детей представление о классификации.

Реализация.

Предложите детям салфетки из бумаги в форме круга и треугольника. А также готовые вырезанные из цветной бумаги геометрические формы. Поставьте перед ними задачу – круглую салфетку украсить только кругами, а треугольную – треугольниками.

В ходе выполнения работы продолжаем учить детей вначале прикладывать готовую форму на то место, куда они собираются его приклеивать. Таким образом, дети смогут научиться более ритмично располагать фигуры на поверхности листа.

Благодарю за внимание!

Публикации по теме:

Методическая разработка игровой деятельности во второй младшей группе «Цыплёнок» Методическая разработка игровой деятельности Цель – создать условия для проявления детьми речевой и познавательной активности. Задачи:•.

Методическая разработка дидактических игр для индивидуальной работы во второй младшей группе по ФГОС Дидактические игры во второй младшей группе по ФГОС Игры для социально-коммуникативного развития Игры, направленные на социально-коммуникативное.

Методическая разработка открытого мероприятия в первой младшей группе Методическая разработка открытого мероприятия в первой младшей группе Тема: «Это кто пришел к нам в гости?» выполнила: Карякина Ольга.

Методическая разработка НОД по познавательному развитию во второй младшей группе «Математическое путешествие в волшебный лес» Методическая разработка по познавательному развитию во второй младшей группе Тема: «Математическое путешествие в волшебный лес» Подготовила:.

Методическая разработка по проведению прогулки во второй младшей группе «Весенняя прогулка» 1. Наблюдение: Тема: Наблюдение за ручейком. Цель: формировать у детей интерес к явлениям весенней погоды. Задачи: Продолжать учить детей.

Методическая разработка проекта по ознакомлению детей второй младшей группы с ПДД «Мой друг Светофор» Главная цель воспитательной работы по обучению детей основам безопасности дорожного движения заключается в формировании у них необходимых.

Методическая разработка серии НОД с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе Содержание 1. Введение 2. Конспекты НОД с использованием нетрадиционных техник рисования 3. Заключение 4. Список литературы 1. Введение Рисование.

Методическая разработка сюжетно-ролевой игры по экологии во второй младшей группе «Пикник»Методическая разработка сюжетно-ролевой игры по экологии во второй младшей группе «Пикник» Пояснительная записка Актуальность: Каким будет наш мир? – во многом зависит от нас и от тех основ, которые мы заложим в сознание детей.

Методическая разработка «Урок доброты» в третьей младшей группе Цель: закрепить у детей знания о нравственных понятиях - дружба, доброта. Задачи. Развивающие: развивать способность детей к сопереживанию,.

Методическая разработка во второй младшей группе «Поможем кукле Маше помыть посуду» Цель: Формирование навыков выполнять действия согласно определенному алгоритму; формировать навыки элементарной трудовой деятельности. Задачи:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Математика в продуктивной деятельности» во второй младшей группе
Опубликовано: 18 января 2018 в 18:43
+397Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 142.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД