Методическая разработка «Нетрадиционные формы работы с родителями. Методика проведения родительских собраний»

Татьяна Александровна Фадеева
Методическая разработка «Нетрадиционные формы работы с родителями. Методика проведения родительских собраний»

Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Тем более, что без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере не полноценен. Основной формой работы с родителями является родительское собрание, которое концентрирует в себе весь комплекс психолого-педагогического взаимодействия детского сада и семьи.

При оценке успеха или проведения собрания критерием является выявленный интерес родителей к учебно-воспитательному процессу.

Дискуссионная форма проведения собраний требует использования активных методов, способных длительное время поддерживать живой разговор. Это работа с памятками, оформление места проведения собрания, музыкальное сопровождение, создающие определенный настрой.

Педагог, ведущий собрание, обязан четко представлять себе весь его ход. Он не должен затягивать дискуссии, стараясь вовлечь в нее именно всех присутствующих. Важно, чтобы эти дискуссии обязательно заканчивались мини-итогами. Педагог не должен навязывать свое мнение родителям. Он должен уметь, прежде всего, слушать и находить ответы в высказываниях самих родителей. Педагог не должен публично упрекать родителей за проблемы в их воспитательской деятельности. Лишь доброе слово и совет способны вселить в родителя веру в его ребенка.

И, подводя итоги собрания, педагог не должен ограничиваться набором очередных мер и задач, которые он совместно с родителями намеревается выполнить на определенном этапе.

Вежливость-основа культурного поведения. Участие родителей в уроках вежливости лишь на первый взгляд пассивно. Очень важно, чтобы родители увидели и поняли, что слово, сказанное ребенком, может быть для него поступком. И чтобы родители в общении с ребенком трепетно и бережно относились к таким словам, поскольку на этом строится процесс воспитания.

1. Групповые встречи

• Тренинги

• Дни открытых дверей

2. Индивидуальные консультации

• Семинары

• Практикумы

• Открытые мероприятия,

3. Шкатулки вопросов

• Досуги проводимые родителями

4. Наглядно-текстовая информация

5. Совместные праздники

6. Поддержка семьи в период адаптации

• Совместные экскурсии и походы

7. Анкетирование родителей

Методика проведения родительских собраний

Главными воспитателями своих детей являются родители.

Одним из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.

На родительских собраниях должны использоваться такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, открытый и деловой разговор. Нетрадиционная методика проведения родительских собраний повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно увеличивает явку, активизирует родителей на решение проблем воспитания.

Такой подход позволяет давать родителям более глубокие знания по вопросам соответственно возрасту детей.

Основные этапы подготовки родительского собрания

1. Анкетирование родителей по теме собрания.

Анкеты заполняются дома, до собрания и их результаты используются в ходе его проведения.

2. Изготовление приглашений каждой семьи в виде аппликаций, конструкций с учетом темы собрания. Важно, чтобы в изготовлении приглашений –секретов для родителей принимали участие дети.

3. Изготовление оригинальных памяток с советами на тему собрания. Содержание памяток должно быть кратким, текст напечатан крупным шрифтом.

4. Подготовка конкурсов. Выставок по теме собрания.

В конкурсах участвуют дети и родители.

Педагог знакомит родителей с образцами работ.

Работы выставляются до начала собрания.

Лучшую работу выбирают родители, вручается приз.

5. Приглашение сказочного героя на собрание.

6. Написание плакатов по теме собрания.

7. Проведение заседания родительского комитета за месяц до собрания:

-ответственный за музыкальное оформление;

- ответственный за организацию конкурса;

- ответственный за оформление группы.

До начала собрания звучит музыка. На столах, расставленных по кругу, необходимо выставить карточки с именами, отчествами родителей, памятки, фишки красного, желтого, синего цветов. Карандаши, работы детей по лепке, рисованию, аппликации. На столе педагога настольная лампа или подсвечник со свечами, материалы для проведения собрания.

Время проведения 1 час (40 минут с родителями, 20 минут с участием детей)

Основные этапы проведения родительского собрания

1. Вступление.

Слова ведущего сопровождает музыкальный фон. Вступление короткое, эмоциональное, настраивающее на тему предстоящего разговора.

2. Дискуссия.

Важно, чтобы ведущий не затягивал беседу, не рассматривал большое количество вопросов и ситуаций, не просит обязательно всех присутствующих высказывать свое мнение, а спрашивал не более 3-4 человек.

Не следует упрекать и поучать родителей. Чаще использовать в качестве примеров моменты из жизни детей группы.

Рассказывая о нежелательных поступках детей не стоит называть их фамилии.

Беседу лучше всего вести при мягком освещении.

Переходы от одной ситуации к другой можно разделять короткой музыкальной паузой.

По возможности инсценировать разбираемые ситуации.

3. Самоанализ.

Педагог зачитывает пункты из общепризнанных правил воспитания. Если в семье выполняется это правило, то родители выставляют на столе фишку красного цвета, если не всегда, то желтого, не выполняется - синего. Количество фишек не подсчитывается. Подытоживая этот этап, педагогу следует подчеркнуть значимость этих правил.

4. Практическая часть

Выполнение практических заданий всеми родителями соответственно теме собрания (Пр.: складывание одежды, игра-вежливость и др.)

5. Вручение призов, грамот, медалей за активное участие родителей в жизни группы, успехи в воспитании детей.

6. «Острое блюдо»

Короткие вопросы по теме собрания, вложенные в перечницы, раздаются родителям под музыку. И дается время для ответа (1-3 минуты).

7. Высказывания великих людей - в теме собрания.

На каждом столе лежат карточки с пословицами, четверостишиями, высказывания великих людей в соответствии с темой собрания. Под музыку карточки передаются по кругу. Таким образом, родители знакомятся с содержанием каждой карточки.

8. Работа с родителями.

Родителям предлагается прочитать тексты памяток и выделить в них те пункты и советы, которые используются ими на практике и дают положительный результат. После этого проводится обслуживание темы, во время которого родители высказывают свое мнение по данному вопросу и раскрывают свой опыт перед другими.

9. Инсценирование фрагментов и практики воспитания детей как положительного, так и отрицательного характера.

10. Характеристика на детей «Ваши дети-наше мнение». Каждому родителю важно и интересно знать мнение других о его ребенке. Задача педагога- выдержать доброжелательный тон беседы.

11. ОКНО - Очень короткие новости.

Педагог знакомит родителей с новыми сведениями науки в области педагогики и психологии по вопросам воспитания детей.

12. Слово – эстафета.

Родители должны продолжить начатое предложение ведущего («Мой ребенок будет успешно учиться, если я….»). Для лучшей организованности, можно просить родителей передавать друг другу какой - либо предмет.

13. Заключительный этап собрания.

Совместная работа родителей с детьми, выполнение практических заданий, конкурсы с участием сказочных героев, как положительного так и отрицательного характера.

14. Подведение итогов.

Здесь следует определить тему следующего собрания, сроки его проведения и запланировать участие в его подготовке.

Чтобы узнать, насколько темы и содержание родительских собраний отвечают требованием семьи, родителям можно предложить анкету:

«Уважаемые родители»

Ваши искренние ответы на вопросы анкеты помогут нам лучше увидеть положительные и отрицательные стороны проведенного родительского собрания. Нам хочется, с учетом Ваших интересов, запросов, мнений улучшить качество их проведения.

1. Что побудило Вас прийти на родительское собрание (нужное подчеркнуть):

• Ваша дисциплинированность

• Интерес к поднятой теме

• Уважение к воспитателям

• Текст приглашения

• Любопытство

• Личное участие в подготовке

• Совместное с ребенком участие в конкурсе

• Неоднократные приглашения воспитателей

• Не знаю

2. Как вы считаете, есть необходимость посещения таких собраний всей семьей? Почему?

3. Как Вы считаете, был ли вызван интерес у ребенка к родительскому собранию в ходе его подготовке?

4. Что Вам больше всего понравилось в подготовке к родительскому собранию? (нужное подчеркнуть)

• Подготовкам к конкурсу с участием детей и взрослых

• Дни открытых дверей

• Анкетирование по теме собрания.

5. Пожалуйста, оцените, насколько Вам понравилась та или иная часть собрания в баллах: довольны-3 балла

частично довольны-2 балла

не довольны -0.

• Вступительная часть-

• Дискуссия-

• Музыкальное оформление-

Работа с памяткой-

• Рубрика «Ваши дети-наше мнение»-

• Слово-эстафета-

• ОКНО – очень короткие новости-

Работа с фишками

• Участие детей в собрании-

6. Было ли у Вас участвовать в дискуссии, разговоре? Почему?

7. Ваши предложении, дополнения, пожелания по вопросам подготовки и проведения родительских собраний.

«Благодарим Вас за помощь!»

Составила:

Старший воспитатель МБДОУ "Детский сад №133" г. Дзержинска Нижегородской области Фадеева Татьяна Александровна

Публикации по теме:

План работы с родителями для старшей группы Сентябрь Напомнить правила детского сада. Что необходимо приобрести к новому учебному году. Индивидуальные беседы. Дополнить уголок информации.

Положение о родительском клубе «Доверие» ПОЛОЖЕНИЕ 1. Общие положения 1.1 Настоящее положение разработано специалистами ГБОУ Детский сад № (далее - ДОУ) совместно с родителями.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Дикие животные
Автор публикации:
Методическая разработка «Нетрадиционные формы работы с родителями. Методика проведения родительских собраний»
Опубликовано: 25 ноября 2013 в 12:30
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние поделки — снеговики. Сотворчество детей и воспитателей.
Доброго времени суток Вам, коллеги и друзья- маамовцы. В предыдущей публикации я рассказала о конкурсе поделок-елочек в нашем детском саду, которые...
Творческий проект «Сказки К. И. Чуковского»
Направленность развития деятельности: комплексная ( познавательно-речевая, продуктивная, изобразительная, театрализованная, музыкальная, игровая) Тип...
Новогоднее оформление 2017.
В том году мы очень рано получили задание – украсить холл с нашей стороны уже в первых числах декабря. Мы чувствовали себя настоящими Марьями...
Постановка мюзикла «Дюймовочка» по сказке Г. Х. Андерсена с детьми подготовительной...
Юные артисты мюзикла входят в зал под музыку и выполняют перестроения Исполняется песня-пролог о доброй давней сказке Г. Х. Андерсена. В...
Детский мастер-класс: «Снегурочкины сестрички!» (техника квиллинг).
В облаках летают Белые пушинки. Все желанья исполняют, Эти балеринки! Ну-ка, подставляй ладошки, И лови зимы-пушинку- Новогоднюю снежинку! Вот и...