Папки-передвижки

Методическая разработка по работе с соленым тестом «Чудо-тесто» (1 фото)

Елена Царькова
Методическая разработка по работе с соленым тестом «Чудо-тесто»

«Чудо-тесто»

Лепим из соленого теста

Современный просвещенный родитель, разумеется, слышал о пользе движения рук, тренировки пальчиков ребенка для развития речи. Причем, всяческие упражнения для этого желательно проводить особенно серьезно в первые три года жизни малыша. Занятия ребенка лепкой являются прекрасным средством тренировки мелкой моторики детских рук.

Публикация «Методическая разработка по работе с соленым тестом „Чудо-тесто“» размещена в разделах

Из всех материалов, рекомендуемых для лепки, самым маленьким деткам (уже в год-полтора) подойдет ТЕСТО. Оно пластичнее, чем пластилин, и не требует специальной обработки и условий хранения материала, как глина. Руки, одежду, стол после окончания работы с тестом легче привести в порядок. Да и цена такого скульптурного материала значительно ниже.

Преимущества соленого теста перед пластилином :

• можно приготовить в любой момент, не тратя лишних денег;

• легко отмывается и не оставляет следов;

• безопасно при попадании в рот, если не добавлять клей, — обычно, один раз попробовав тесто на вкус, ребенок больше не пытается взять его в рот — невкусно!

• краска пристает любая, а возможности для росписи — практически неограниченные;

• поверх краски хорошо еще покрывать лаком — сохранится на века.

А лепить можно так: прежде всего выберите, что вы собираетесь изобразить, определите количество цветов, необходимых для изготовления фигурки. Теперь приготовим тесто для цветного моделирования:

Соленое тесто - рецепт

Рецепт: 1 стакан муки, стакана соли, 5ст. ложек растительного масла, чуть-чуть теплой воды. Воду можно заменить киселем из крахмала, тогда масса будет намного пластичнее. Для цвета в тесто можно добавить гуашь, свекольный или морковный сок. Соль растворить в минимальном количестве воды, замесить всё вместе. Вымесить крутое тесто, и скатать его в шар и накрыть стаканом, чтобы не высохло.

Тесто можно использовать неоднократно, хранить в холодильнике в закрытой банке.

Для затвердевания фигурку положить в холодную духовку, выпекать на маленьком огне и при открытой дверце, из-за того что при высокой температуре тесто может потрескаться. Остывшие фигурки можно раскрашивать и покрывать лаком.

Какими могут быть посильные задания для малышей?

• Малыш может отщипывать кусочки двумя пальчиками, потом прилеплять их (напр. глазки).

• Хлопать по тесту, плющить его всей ладошкой, катать колбаски ладошкой и каждым из пальчиков.

• Отпечатывать на тесте пальцы, палочки.

• Можно слепить колечки и их нанизывать на шнурок. Или вылепить конфетки и завернуть их в фольгу.

• Можно слепить соляные кулоны и бусы и запечь их в духовке. Есть их нельзя, зато можно раскрасить акварелью, нанизать на нитку и носить, как украшение. Подобные украшения могут быть тематическими: на них легко написать, скажем, инициалы именинника. В них можно воткнуть бисер, а через несколько дней расписать тонкой кисточкой.

• Можно раскатывать соленое тесто слоем около 7 мм, вырезать из него фигурки формочками для теста и эти фигурки потом раскрашивать гуашью и гелем с блестками, а после вешать на елку в качестве небьющихся елочных игрушек. А можно просто скатывать шарики, раскрашивать их, втыкать тонкую проволоку - готовы елочные шары.

• Из соленого теста можно лепить буковки, а потом из них складывать слова

• Очень хорошо сочетать соленое тесто с крупами и природным материалом. Можно дать ребенку картонную основу - пирог, или картонный дом с окном, и предложить всю основу залепить толстым слоем теста. Потом даем детям по чуть-чуть разной крупы - и предлагаем украсить пирог или дом. Можно втыкать фасоль, горох, чечевицу, гречку, пшено, макароны разной формы, палочки, сухую траву, шишки, бисер, бусинки, кусочки фольги.

• Можно облепливать тестом шаблоны из толстого картона. Мама заранее вырезает шаблон - например, яблочко или грибок, а потом уже зовет малыша лепить.

• Облепляем картонный шаблон фигурки - и втыкаем украшения из крупы и фольги, макарон, бумаги …

• Можно в качестве основы взять бумажную тарелку, заполнить ее толстым слоем теста и воткнуть в это тесто веточки, сухие листики, еловые лапки, ветки кипариса, шишки - получится лес. Далее - в зависимости от времени года - вы можете: налепить зеленые листочки, посадить каштаны и скорлупки от орехов - пусть изображают грибы в осеннем лесу, а если захотите, можете добавить желтые и оранжевые листочки из пластилина; а если дело происходит зимой, вы можете всю композицию покрасить белой гуашью и гелем с блестками.

• Хорошо лепить зверей и показывать с ними сказку - лепим трех медведей и девочку, или трех поросят и волка, делаем домики и прямо на столе показываем сказку. Или лепим самых разных зверей - и показываем, как они топают, прыгают, плавают, летают, здороваются, ходят в гости.

Инструменты

В качестве инструментов вы можете применять кухонную утварь - маленький тупой нож, разделочную доску, дуршлаг, вилку, ложку, скалку, формочки для печенья, с которой малыши второго года жизни с удовольствием играют.

Поначалу предоставьте малышу свободу, не учите ничему - пусть просто подержит кусочек теста в руках, помнет и покрутит его. На привыкание к новым ощущениям, знакомство с материалом может уйти от нескольких минут до нескольких "подходов".

"Изучив" свойства теста, ребенок наверняка захочет воздействовать на него с помощью различных предметов. Вы можете продемонстрировать ему (или подождать, пока он сделает это открытие самостоятельно, как обыкновенная скалка превращает бесформенные комочки в плоские лепешки, какие разные следы на этих лепешках оставляют дуршлаг, вилка, ложка и пальчик малыша.

А игры с формочками для печенья - это те же "куличики", только они не рассыпаются и хорошо сохраняют форму трафарета или емкости. Может быть, фигурки из теста впервые познакомят вашего малыша с понятиями круг, квадрат, треугольник, ромб.

Если малыш уже умеет повторять за вами простые действия, покажите ему, как скатать шарик: небольшой кусочек теста катайте на раскрытой ладони или поверхности доски другой ладонью или пальцами другой руки.

Можете покатать шарик по ладони ребенка, а потом он - по вашей ладони. Это очень полезное упражнение. Попробуйте вместе изготовить шарики разного (одинакового) размера.

Методическая разработка по работе с соленым тестом «Чудо-тесто»

С ребенком постарше можно соединить шарики в первую фигурку. Кто это будет - снежная баба, гусеница или редкий зверь - зависит от вашей фантазии. В будущем шарики станут прекрасным полуфабрикатом для изготовления различных мелких деталек будущих фигурок.

Другая простейшая фигурка - колбаска. Трех-четырехлетний малыш, вероятно, и сам объяснит, как сделать колбаску одинаковой толщины по всей длине и что произойдет, если при раскатывании колбаски немного сильнее нажимать на один край.

Не спешите лепить фигурку животного или сказочного героя - подождите, пока малыш "созреет" для этого. Вероятно, однажды он сам попросит вас приделать "собаке" (толстой колбаске) "хвост" (тоненькую колбаску). Покажите, как соединить детали - место соединения надо слегка поцарапать ножом или вилкой и смочить водой - но не стремитесь добиться "портретного сходства" : реальные детали для малыша пока не важны, он создает их в своем воображении.

Техника лепки

Очень многие сложные на первый взгляд изделия состоят из простых элементов. Поэтому, прежде чем замахиваться на что-либо сложное, научимся создавать шарики, колбаски, лепешки и т. д.

Чтобы сделать шарик, возьмите кусочек теста и круговыми движениями покатайте его между ладонями.

Если шарик расплющить, получится лепешка. Иногда это удобно делать прямо на изделии.

Капля также получается из шарика. Защипните шарик с одного конца и потяните. Затем, поворачивая шарик, продолжайте вытягивать носик.

Чтобы сделать колбаску, покатайте кусочек теста между ладонями движениями вперед-назад.

Если, катая колбаску, надавливать на один из ее концов сильнее, чем на другой, получится морковка-конус.

Если колбаску покатать карандашом, — получится лента. Учтите, чтобы тесто не прилипало, и карандаш и рабочую доску, на которой вы раскатываете ленту, нужно чуть смочить растительным маслом. Ленту можно сделать и по-другому — расплющить колбаску в пальцах или прямо на изделии.

Катая скалкой кусок теста по доске, вы получите пластину. И скалка и доска должны быть смазаны растительным маслом. Сделайте это тряпочкой, которая лежит у вас на рабочем столе.

Из пластин можно вырезать фигуры с прямыми сторонами, например треугольники или квадраты. Делается это острым ножом, смазанным маслом. Ведите нож медленно и плавно, чтобы на краях разреза не образовывались трещины.

На поверхности теста можно отпечатывать разные предметы, например, красивые рельефные пуговицы, раковины, торец пустого стержня от шариковой ручки или другую трубочку, иголку, отвертку и т. д.

Делать это надо сразу же после лепки, иначе тесто покроется корочкой, и вместо отпечатков получатся некрасивые проломы.

Очень эффектно выглядят отпечатки фактурных тканей, например, гипюра.

Перед отпечатыванием ткани и предметы слегка смочите растительным маслом, чтобы они не прилипли к тесту.

С помощью ножа на тесте отпечатывают прямые линии и отмечают пальчики на ногах, руках и лапах.

Остро заточенным карандашом отпечатывают глаза, а косо приложенным колпачком от ручки — улыбку.

Улыбку можно сделать и при помощи чайной ложки.

Красивые пуговицы, а также бисер, стеклярус, стеклышки, камешки, цепочки, нитки, лоскутки и кружева можно не только отпечатывать на тесте, но и «впечатывать» в тесто. Желательно, чтобы бисер был стеклянным, а не пластмассовым, а нитки — не синтетическими, иначе вам не удастся обжечь ваше изделие в духовке.

Обычно элементы из соленого теста хорошо прилипают друг к другу. Но иногда (например, когда один из элементов уже засох) место соединения надо предварительно смочить водой с помощью мягкой кисточки. Это необходимо делать и в том случае, если вы хотите добавить какие-нибудь детали к уже обожженному изделию. Кстати, таким же образом можно починить разбившиеся изделия.

Сушка, обжег, раскраска

Чтобы изделия из теста стали прочными, их нужно высушить Высушить изделие можно

на батарее или на солнце, изделия (особенно крупные) высохнут не раньше, чем через неделю.

После сушки изделия из теста можно раскрашивать и лакировать. Для раскраски можно взять акриловые краски, но лучше всего использовать художественную гуашь, в которую добавлено немного клея ПВА. После высыхания эта смесь слегка блестит и не пачкает руки. Для лакировки используйте акриловый лак. Он водорастворим, нетоксичен и сохнет 6—8 часов.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Инновационная деятельность в работе с родителями» Мы хотим вам рассказать об одном из видов арт-терапии, который мы используем в работе с детьми- это песочная терапия. Песочная терапия.

Методическая разработка «Использование пословиц и поговорок в учебно-воспитательной работе с дошкольниками» В зависимости от степени обобщенности выделяют ІІІ вида пословиц. I. Пословицы – максимы, фиксирующие конкретные моменты действительности.

Консультация для родителей «Первые шаги в работе с соленым тестом» Консультация для родителей «Первые шаги в работе с соленым тестом» Лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного.

Использование игрового комплекта «Пертра» в работе с детьми дошкольного возраста Дошкольное детство – очень короткий отрезок в жизни человека, всего семь лет. Но они имеют непреходящее значение, так как развитие идет.

Методическая разработка о работе по ПДД с детьми дошкольного возрастаМетодическая разработка о работе по ПДД с детьми дошкольного возраста Целью работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде. Задачи.

Основы работы с детьми ОВЗ «…умело, умно, мудро, тонко, сердечно прикоснуться к каждой из тысячи граней, найти ту, которая, если её, как алмаз шлифовать, засверкает.

Лексический материал по теме «Поздняя осень» Подбор материала по теме: «Поздняя осень» Словарь: 1. Формирование понятий об осени: осень, листопад, урожай, заморозки, дождь, стая, берлога,.

«Познай себя». Игры по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста Выполнила воспитатель Аксакова Тамара Анатольевна Дошкольное детство - короткий отрезок жизни человека. Малыш научается управлять своим.

Семинар-практикум «Рисование жидким цветным соленым тестом».Семинар-практикум «Рисование жидким цветным соленым тестом». Цель: Использование нетрадиционных приемов рисования с детьми дошкольного возраста. Участники: Педагоги всех возрастных групп. Оборудование.

Творческий проект «Чудо — тесто» Участники проекта: дети, родители, воспитатели. Тип проекта: краткосрочный. Цель проекта: научить создавать поделки из солёного теста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка по работе с соленым тестом «Чудо-тесто»
Опубликовано: 26 декабря 2015 в 22:41
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 18.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД