МААМ-картинки

Анализ опыта работы по развитию речи

Инна Ремнева
Анализ опыта работы по развитию речи

В настоящее время произошли значительные изменения в системе дошкольного образования. Появилось множество различных техно-логий и программ,помогающих педагогам дошкольных учрежде-ний правильно ориентироваться в построении воспитательно-обра-зовательного процесса в детском саду.

Произошли изменения и в жизни нашего детского сада,а,следова-тельно,и в практике моей работы с детьми.

Мы перешли на реализацию усовершенствованной «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Василь-евой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой (М. : Издательский дом «Воспи-тание дошкольника»,2004 г ;М. :Мозаика-Синтез,2005 г.)

Публикация «Анализ опыта работы по развитию речи» размещена в разделах

Главные задачи Программы – охрана жизни и укрепление здо-ровья детей, всестороннее воспитание и подготовка детей к школе. Эти задачи решаются в процессе разнообразной деятельности детей: игровой,учебной,трудовой,художественной,что даёт возмож-ность осуществлять их всестороннее развитие и воспитание,подго-товку к обучению в школе.

Одним из важнейших условий успешного обучения в школе яв-ляется сформированная речь ребёнка.

Речь – инструмент развития высших отделов психики растуще-го человека. Формируя и развивая связную речь ребенка,я одновре-менно способствую развитию его интеллекта и эмоций,готовлю почву для успешного обучения в школе,для творческой трудовой деятельности.

Основная единица языка – слово. И я считаю,что совершенство-вание речевого общения не может происходить вне театральной деятельности.

Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями,знаниями,умениями,развивает интерес к художест-венной литературе,активизирует словарь,разговорную речь,способ-ствует нравственно-эстетическому воспитанию каждого ребёнка.

Последние три года я более углубленно работала по следующей теме, на которой я хотела бы подробней остановиться в своем са-моанализе : «Театрально-игровая деятельность и развитие речи дошкольников».

Я считаю,что в настоящее время эта тема актуальна и ориенти-

рована на всестороннее развитие личности ребёнка,его неповтори-мость и индивидуальность.

Целью моей работы является : Развивать у детей дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности умение об-щаться.

Задачи:

- обучать детей вступать в речевое общение различными способа-ми;

- развивать у детей умение использовать средства художественной выразительности в процессе театральной игры;

- воспитывать положительные отношения к театральным играм,же-лание играть с театральными куклами; эмоционально-положитель-ное отношение к сверстникам,воспитание воли и уверенности в се-бе,уважение к устному народному творчеству.

Для решения задач я составила перспективный план работы,при разработке которого учитывала принципы построения: актуаль-ность,реалистичность,систематичность,интеграции,воспитываю-щий характер обучения,доступность,построение программного ма-териала,совместная деятельность.

Работа проводилась по нескольким этапам:

Этапы работы

диагностический

-выявление уровня знаний детей.

-анализ состояния воспитатель-

но-образовательной работы.

- выявление противоречий по данной проблеме.

-недостаточно методического, иллюстративного материала.

- нет перспективного плана работ по данной теме.

- неготовность к проведению сис-тематической работы.

Теоретическое исследование проблемы

-самообразование;

-консультации,открытые просмотры;

-беседы,рассматривание альбомов, книг,картин;

-индивидуальная работа с детьми, родителями;

-посещение учреждений дополнитель-ного образования.

Накоплен твор-ческий материал.

Практическое исследование проблемы

-разработка перспективных планов работы;

-наработка практического материала для работы с детьми;

-сбор и оформление наглядного материала;

-установление взаимосвязи с учреждениями дополнительного образования;

-оформление фотоальбомов.

Разработан пер-спективный план работы по теме : Театрализованная деятельность и развитие речи.

Подведение итогов работы

Оформление материала для обобщения

опыта работы в детском саду.

Свою работу по речевому развитию детей второй младшей группы я осуществляла на всех без исключения занятиях,а также в повсед-

методы приёмы

Наглядный

Игровой

Словесный

Сравнение

Исследование

Проговаривание

Называние

Упражнение

Образец

невной жизни,на прогулке. При этом использовала различные методы и приёмы.

В процессе наблюдения за детской речью,в результате опроса де-тей,я выявила различный уровень развития речи детей. Речь ребёнка 3-4 лет ещё весьма несовершенна. Неправильно произно-сятся звуки родного языка,беден словарный запас 10% детей име-ли низкий уровень общения.

Все виды деятельности я проводила в игровой форме,и выявила, что очень живо дети откликаются на появление каких-либо игро-вых персонажей (мишутка,зайчик,кукла Катя и др.) на превраще-ние воспитателя в сказочного героя.

Дети упражнялись в произношении звукоподражаний,участвова-ли в инсценировках потешек и песенок (котенька-коток;вышла ку-рочка гулять и др.) в импровизированных концертах для кукол со стихами А. Барто «Игрушки».Так,элементы театрализованной дея-тельности способствовали легкому запоминанию произведений устного народного творчества. ,умению изменять силу и высоту го-лоса,чёткому произношению текста. Я начала знакомить детей с настольным театром конусных фигурок: «Три медведя», «Заюшки-на избушка», «Курочка Ряба» и др,с театром на фланелаграфе В. Су-теев «Под грибом».Дети с интересом следили за развитием дей-ствия сказок. К концу учебного года я выявила позитивные измене-ния.

Все дети овладели речевым общением,соответственно возрасту. Совместно с воспитателем,используя фигурки настольного театра, драматизировали отрывки из знакомых сказок. Выразительно рас-

сказывали короткие стихотворения,потешки,песенки. Дети с нару-шением речи проявляли радостные эмоции и передвигали фигурки настольного театра в соответствии с содержанием сказки. Популяр-ными были подвижные игры с атрибутами, «Заинька,попляши», «Курочка и цыплята».

В организации театрализованной деятельности использовала практические методы обучения:игру,метод игровой импровизации, упражнения,этюдную методику,инсценировки и драматизации. Из словесных методов применяла:рассказ,чтение воспитателя,рассказ детей,беседы,разучивание произведений устного народного твор-чества.

С переходом детей в среднюю группу усложнились задачи по обучению развития речи,а также изменились методы и приёмы ра-боты. Дети активно общаются со взрослыми,значительная часть словарной работы осуществляется на основе усвоения детьми эти-ческих норм и правил поведения. Серьёзное внимание уделяется звуковой культуре речи. Начинается работа по обучению детей мо-нологической речи. Монологическая речь рождается в диалоге – на-иболее естественной форме речевого общения.

Я продолжала инсценировать с детьми короткие литературные произведения с диалогическим содержанием. «Ножки,ножки,где вы были…», «Кузнец» С. Маршак, «Кисонька-мурысанька».Работаю над выразительностью речи тихо-громко,медленно-быстро. Разучи-вание проходило при повторении той или иной роли каждым ребен-ком (т. е. при многократном повторении).Потому что все хотели по-быть добрым и сильным кузнецом,ласковой,но хитрой кисонькой и т. д. Дети учились слушать друг друга,вести диалог на одну тему. Мы вместе обсуждали,у кого получалось выразительно рассказывать стихотворение,т. е. учились давать оценку.

Подготовка к монологической речи осуществлялась в процессе драматизации р. н. сказок «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок» и др. ,а также фрагментов сказок,соответствующих программе.

Дети с удовольствием разучивали пальчиковые игры,направлен-ные на развитие выразительных жестов,диалогической речи : «Гном», «Лукошко», «Про медвежат», «Паучок», «Снежок» и др.

К концу года дети могли регулировать силу голоса в зависимости от характера произведения. У 10% детей речь стала неторопливой, спокойной,увереннее в общении стали наши стеснительные дети, так как речь их стала «чище».

Вместе с детьми мы изготовили настольный плоскостной театр «Заюшкина избушка»;родители изготовили настольный театр «Ко-за с козлятами»,на фланелеграфе «Жихарка».Педагогам детского сада показали кукольный спектакль «Круть и Верть».Также резуль-татом нашей деятельности был показ спектакля р. н. с. «Репка» де-тям 2-ой мл. группы. В представлении участвовали дети с деклама-цией стихов А. Барто из серии «Игрушки».Дети очень ответственно отнеслись к этому выступлению.

В старшем дошкольном возрасте дети становятся более активны-ми и самостоятельными,относятся к играм творчески.

Ведущей задачей по развитию речи является развитие индивиду-альных способностей детей в речевой деятельности и развитие творческого рассказывания (игры-придумывания,образность речи, самостоятельный пересказ).

Работу я проводила поэтапно: знакомила с литературным произ-ведением,дети учились рассказывать сказку по ролям,не забывая о выразительности речи,интонации,работая над мимикой и жестами.

Для формирования интонационной выразительности я использова-ла специально подобранные этюды и упражнения,развивающие отчетливое произношение слов и звуков. Это,прежде всего,заучива-ние скороговорок и чистоговорок. Для освоения выразительной ре-чи я использовала упражнения,развивающие умение определять смысл логических ударений в тексте,специальные творческие зада-ния на развитие образности речи (подбор синонимов и антонимов, придумывание сравнений и эпитетов).К руководству я взяла педа-гогическую технологию О. М. Ельцовой «Риторика для дошколь-ников», пособие О. А. Бизиковой «Развитие диалогической речи дошкольников в игре».

Популярными у детей остались пальчиковые игры,этюдные мето-ды. К концу года я увидела позитивные изменения в общение детей друг с другом,со взрослыми. Дети умеют вести диалог по одной те-

ме,с интересом слушают рассказы детей о событиях в личной жиз-ни. Дети (40 %) с интересом придумывают рассказы об игрушках, выступают в роли режиссеров.

Но пока им интересен сам процесс участия в драматизации,а не результат,не смысл произведения.

Моя деятельность проходит в тесном контакте с педагогами детского сада,с узкими специалистами (инструктор по физической культуре,психолог,учитель-логопед,музыкальный руководитель,с младшим воспитателем.

узкие специалисты

ребенок

воспитатель

родители

Вместе с детьми мне удалось воодушевить родителей моей группы на совместное творчество. Мамы,папы,бабушки стали моими актив-ными союзниками и помощниками в организации художественно-речевой деятельности. Родители изготавливают костюмы к спектак-лям,помогают в заучивании текста ролей,участвовали в театрализо-ванных представлениях в качестве актеров («Вместе с бабушкой моей», «Моя мама лучше всех», «Наши дети и сказка»).

Ещё одним важным направлением в моей деятельности является сотрудничество с Домом творчества.

Театр – это особый вид искусства,он способен помочь в том,что-бы научить ребенка чувствовать и размышлять,приобщить к куль-туре театра,как к системе разумно развивающего развлечения (по-каз различных видов театра – кукольного,драматического).

Мои выпускники 2005 года успешно продолжают свою театрали-зованную деятельность в театральных студиях Дома творчества.

Опыт моей работы одобрен и распространен в детском саду. Ис-пользуется педагогами детского сада.

Итогом детской театрализованной деятельности являются поста-новки спектаклей для детей детского сада,их родителей,для педаго-

гов и сотрудников детского сада. Зрителям заранее вручаются приг-ласительные билеты,изготовленные детьми,а вся информация о представлении отражена на афишах,выполненных совместно деть-ми и взрослыми.

Публикации по теме:

«Проектный метод как инновация в методической работе ДОУ» Введение Федеральных Государственных Требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, ориентирует.

Мои достижения. Сузик Светлана Анатольевна воспитатель муниципального дошкольного образовательного учреждения - детский сад комбинированного вида №9 "Оленёнок".

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Анализ опыта работы по развитию речи
Опубликовано: 12 апреля 2013 в 22:47
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД