Анализ работы и планирование по теме «Рисование человека»

Екатерина Соболева
Анализ работы и планирование по теме «Рисование человека»

Методическая разработка по теме «Рисуем человека»

Рисование для детей - это чудо занятие! Ведь на небольшом листе бумаги может поместиться весь мир!

Как интересно наблюдать за малышами, которые первый раз берут в руки кисточку,

обмакивают её в краску, какой восторг у них написан на лице, когда эта кисточка, оставляет яркий след на бумаге.

Рисуя солнышко или травку, они мечтают, о том, что когда - ни будь, они будут рисовать автомобили, самолёты, города и, конечно же, людей!

Самой сложной темой для детей, является именно рисование человека.

Просмотрев достаточно много методической литературы, я пришла к выводу, что чёткой и простой схемы по рисованию человека нет. В имеющейся литературе представлены таблицы, пропорции, но это совершенно не подходит для детей детского сада.

Поэтому я решила тщательно изучить этапы эволюции детского рисунка.

Итальянский психолог К. Риччи выделяет два этапа эволюции детского рисунка: доизобразительный и изобразительный. Этапы, в свою очередь, делятся на несколько стадий.

Первая стадия- стадия марания.

Первые пробы рисования - это настоящие «Марание», «каракули». Ребёнок играет с карандашом, на бумаге появляются какие-то линии, и это его радует. Он получает большое удовольствие и удовлетворение от того, что чувствует себя виновником появления каких-то линий на бумаге.

Вторая стадия- стадия примитивных изображений.

Случайная удача «привязывает» ребёнка к чему-то такому, что очень похоже на образ, на предмет или на человека. У ребёнка появляется умение рисовать некоторые формы: неровные круги, нечто похожее на многоугольники, углы, отрезки линий…

Треть стадия-стадия схематических изображений.

На третьей стадии начинается изобразительный этап, это происходит примерно с 3-х лет. Ребёнок начинает рисовать людей. Первый рисунок человека у ребёнка- это «головоног», представляющий собой округлую голову и отходящие от неё или расположенные рядом чёрточки- руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют черты лица (глаза, рот, нос). Такие «головоноги» вполне соответствуют норме, вплоть до четырёхлетнего возраста.

К четырём годам ребёнок постепенно переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека.

На шестом году жизни ребёнок овладевает представлением о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, тот теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Пятилетний ребёнок рисует конечности двойными линиями, руки отходят от середины туловища

К шести годам ребёнок часто рисует руки от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы. Для шестилетнего возраста является нормальным детализированное схематичное изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее важных второстепенных деталей (шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, брови, одежда).

Реалистическим рисунком с правильным изображением человеческой фигуры ребёнок овладевает в младшем школьном возрасте.

Проанализировав этот материал, я определила для себя цели и задачи, придерживаясь которых, смогу помочь детям научиться рисовать человека.

Младший дошкольный возраст

Цели:

-Научиться рисовать лицо, используя элементарные приёмы рисования.

-Научиться видеть границы одежды при разукрашивании шаблонов на куклах.

Задачи:

Научиться рисовать круг (овал) закрашивать его, используя формообразующие движения.

-Научиться рисовать концом кисточки точки, полукруглые линии.

Средний дошкольный возраст:

-Цели:

-Научиться рисовать фигуру человека в одежде.

-Научиться рисовать лицо человека.

Задачи:

-Научиться на основе простого рисунка человека (круг, овал, палочки) создавать объём. Аккуратно разукрашивать одежду, не выходя за контур

-Учиться рисовать части лица, брови, ресницы, нос, рот.

Дать элементарные понятия о пропорциях.

Старший дошкольный возраст:

Цели:

Знакомство с различными видами портрета (автопортрет, групповой портрет)

-Знакомство с видами изображения человека (голова, голова с плечевым поясом, полуфигура, фигура).

Научить рисовать человека в спокойном состоянии, в движении.

Учиться рисовать портрет, добиваясь внешнего сходства.

Задачи:

-Учиться рисовать фигуру человека поэтапно, предварительно составив набросок, аккуратно прорисовывать все части тела, стараясь соблюдать пропорции.

-Учиться рисовать человека в разных позах, показать, как изменяется форма, с характером движений.

Учиться аккуратно прорисовывать части лица, добиваясь внешнего сходства, при помощи цвета, стараться передавать характер человека.

Подготовительный к школе возраст:

Цели

-Учиться рисовать автопортрет, передавать особенности внешнего вида, настроение.

Учиться передавать характерные особенности изображаемого.

-Продолжать тренироваться рисовать фигуру человека в спокойном состоянии и движении.

-Самостоятельно выбирать позу при рисовании человека.

Задачи:

Учиться смешивать цвета на палитре, для получения нужного оттенка кожи. Аккуратно разукрашивать одежду, используя всю палитру красок.

Уделять внимание мелким деталям и аккуратно их прорисовывать.

Изучив темы по рисованию, которые предлагаются в плане- программе «Детство», я решила их дополнить, для более полного раскрытия по теме «Рисование человека».

Темы для конспектов, я разрабатывала исходя от простого, к сложному, постепенно усложняя задания.

Работу я решила начать с детьми младшей группе. Для этого я разработала следующие конспекты:

«Украсим сарафан матрёшке»

«Узоры на платье куклы Тани»

«Наряди Снегурочку»

«Колобок»

Эти темы служат основой для рисования человека. Когда дети рисуют Колобка, они учатся правильно располагать части лица. Разукрашивая платья и сарафаны, они держат в руках куклу, рассматривают части тела, смотрят, где находится одежда, какие части тела, она закрывает.

В средней группе мы учимся «одевать» человека, состоящего из круга, овала и палочек, учимся создавать объём тела. Начинаем знакомство с портретом, не говоря о нём, как о жанре. Для закрепления материала разработаны конспекты:

«На прогулке»

«Милой мамочки портрет»

В старшей группе начинается более конкретное освоение приёмов рисования человека. Дети знакомятся с портретом, как с жанром изобразительного искусства. Знакомятся с разновидностями портрета. Учатся рисовать человека в полный рост, в движении.

Для изучения темы, совместная деятельность с детьми проходит по следующим направлениям:

«Знакомство с портретом»

«Рисование фигуры человека»

«Рисование фигуры человека в движении»

«Рисование человека (лицо)»

«Наш участок зимой»

«Зимняя улица»

Наша Армия родная»

«Портрет мамы»

«Я иду в детский сад»

«День победы»

В подготовительной группе дети совершенствуют свои умения и навыки в рисовании человека. Имея прочные знания, они с удовольствием создают всё новые и новые образы.

Выполняются рисунки на тему: «Как я провёл лето»

«Моя мама»

«Как весело было на празднике ёлки»

«Лыжная прогулка»

«Любимое занятие моей семьи»

«День Защитника Отечества»

«Мой друг»

«День Победы»

«День рождения города»

Разнообразие тем и постоянное повторение пройденного материала, помогло получить детям прочные знания в разделе «Рисование человека».

В процессе работы, мной были разработаны и изготовлены большие дидактические куклы, которые изображают фигуру человека в профиль, и в анфас. Благодаря им, дети легко освоили приёмы рисования человека в спокойном состоянии и в движении.

Благодаря большому количеству разнообразной съёмной одежды, дети могли самостоятельно составлять комплекты одежды и смотреть, как правильно рисовать её на человеке.

Используя дидактическую игру «Составь портрет», дети знакомились с мимикой лица, наблюдали, как может меняться лицо, изображающее разные эмоции.

Мной была разработана диагностика по теме «Рисование человека», материалом для которой послужила следующая литература:

Л. А. Венгер, В. С. Мухин «Психология», М.: Просвещение 1980.

Я. Л. Коломинский, Е. А. Панько «Детская психология», Мн.: Университетское, 1988.

Для воспитателей детского сада была проведена консультация «Рисование человека»

Речь, на которой шла о возрастных особенностях детей, о том, что они должны уметь рисовать в определённой возрастной категории. Как помочь ребёнку нарисовать человека, если у него возникли затруднения. Был подобран раздаточный материал, в помощь воспитателям.

Анализируя проведённую работу, я вижу, что разработанный мной материал, помог детям в освоении такой сложной для них темы, как рисование человека.

Публикации по теме:

Арт — терапияАрт — терапия Коллективная работа воспитанников приюта "ДОРИС" г. Апшеронска (3-4 года). Рисование в технике " ладошки", рисование пальчиками. Нашей.

Рисуем, лепим, творим!!!Рисуем, лепим, творим!!! В нашем саду работает ИЗО студия, заниматься с детьми невероятно интересно, ведь они делают просто шедевры.

Библиотека изображений:
  • Дикие животные
  • Рисование
  • Рисование
Автор публикации:
Анализ работы и планирование по теме «Рисование человека»
Опубликовано: 5 ноября 2013 в 15:30
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветочное настроение. Привет из Колпино
Хочу поделиться своим цветочным настроением. Оксана Теликова уже успела похвастаться подарком от Танечки Рыжковой . Теперь наступила моя очередь поделиться...
А жизнь летит, аж шляпу сносит!
Доброго выходного дня, милые коллеги! Как неумолимо быстро летит время! И ведь притормозить бедовое, никак не хочет. Через год детки моей старшей группы...
Сценарий летнего развлечения «Волшебная ромашка»
Развлечение запланировано провести на летней площадке детского сада. Данный материал будет полезен педагогам, родителям при организации летнего досуга для...
Выставка рисунков «Дошкольное творчество» (нетрадиционное рисование). Фотоотчёт
Добро пожаловать в мир творчества и созидания, мир, хорошо вам знакомый, если вы хотя бы раз пробовали что-нибудь изобразить мелками на бумаге, просто...
«Мы желаем счастья вам». Песня-поздравление детского сада с юбилеем
Песня-поздравление детского сада с юбилеем Эту песню мы исполнили коллективом на юбилее старейшего в нашем городе детского сада. Такой вот был музыкальный...