Получи документы

Познавательная беседа со старшими дошкольниками по иллюстрациям Б. Дехтерева к сказке А. С. Пушкина

Наталия Годиева
Познавательная беседа со старшими дошкольниками по иллюстрациям Б. Дехтерева к сказке А. С. Пушкина

Познавательная беседа со старшими дошкольниками по иллюстрациям Б. Дехтерева к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбака и рыбке».

Цель, вспомнить сказки Пушкина; обратить внимание на художественное оформление книги; попытаться подвести к понятию, в чем задача художника и какими средствами она выполнена; познакомить с понятиями план, колорит, динамика.

Публикация «Познавательная беседа со старшими дошкольниками по иллюстрациям Б, Дехтерева к сказке А, С, Пушкина» размещена в разделах

Материал. «Сказка о рыбаке и рыбке», выпущенная издательством «Детская литература» (1978 г.) в серии «Мои первые книжки»; рисунки Б. Дехтерева - несколько книжек, по одной на двоих детей.

Содержание беседы

Воспитатель. Сегодня мы поговорим о сказках. Вы ведь любите сказки? (Ответы.) Попытаемся узнать, хорошо ли вы их знаете? Я буду читать вам строчки, а вы отвечать, из какой они сказки. Пожалуйста, послушайте: «Три девицы под окном пряли поздно вечерком.». Из какой сказки эта строфа? (Ответы.) Правильно, из «Сказки о царе Салтане». А эта цитата: «Свет мой, зеркальце, скажи, да всю правду доложи.»? (Ответы.) Верно, из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях». А вот эти строчки: «Белка там живет ручная, да затейница какая.»? (Ответы.) Правильно, эта белка «живет» тоже в «Сказке о царе Салтане»! А кто обращается к ветру так: «Ветер, ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч.»? (Ответы.) Да, это королевич Елисей из «Сказки о мертвой царевне.

А кто эти слова произносит: «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто!»? (Ответы.) Конечно, так говорит старуха в «Сказке о рыбаке и рыбке».

А что значит слово «простофиля», кто объяснит? (Ответы.) Да, простофиля -это человек простой, простодушный, доверчивый, даже смиренный. А что означает слово «смиренный»? (Ответы.) Я тоже думаю: смиренный ни с кем не ругается, ему не нужно чужого добра, он выполняет то, что ему велят, он не жадничает, не завидует, он добрый человек. Кого можно назвать таким простым, смиренным человеком в «Сказке о рыбаке и рыбке»? (Ответы.) Конечно, это старик. А старуха, его жена, она какая? (Ответы.) Почитаем сказку Александра Сергеевича Пушкина, чтобы лучше ее вспомнить.

Чтение «Сказки о рыбаке и рыбке» можно провести по ролям: за Старика и Ста руху читают дети.

Воспитатель. Конечно, вы много раз слушали эту сказку и, наверное, много раз разглядывали иллюстрации. (Показ.) Эти иллюстрации принадлежат замечательному художнику Борису Александровичу Дехтереву. К сказкам Пушкина он сделал 86 рисунков! Но Дехтерев не только рисовал сам он еще учил студентов, будущих художников, как сделать, чтобы детская книжка была красивой, нарядной и понятной, чтобы рисунки запоминались на всю жизнь, чтобы книжку можно было не толь ко читать, но и долго разглядывать, если маме и бабушке почитать ее некогда.

У художника Дехтерева была внучка, она тоже любила рисовать. Но, прежде чем учить ее обращаться с красками и кисточкой, Борис Александрович учил ее смотреть иллюстрации. Конечно, кому-то из нас нравятся одни, кому-то другие.

Но, глядя на рисунок, надо попытаться понять: Почему художник

нарисовал именно так? Что он хотел нам этим сказать?

Чтобы понять это, откроем книжку, «Сказку о рыбаке и рыбке». Кто опишет первую картинку? (Рассказ по картинке.) Очень хорошо! А как вы думаете, кто стоит ближе зрителю — старик или старуха? (Ответы.) Старик стоит ближе к нам, это называется «на первом плане». Что он несет в руке? (Ответы.) Верно, корзину, а в корзине — невод, он ведь идет на море рыбачить. А что старуха делает? (Ответы.) Верно, «старуха пряла свою пряжу». Эта вещь называется «прялка», на ней лежит кусок кудели, расчесанной шерсти, а старуха сучит из шерсти нитку и наматывает ее на веретено. А как вы думаете, почему она это делает не в доме, а на улице, перед домом? (Ответы.) Да, наверное, в доме темно и тесно, а во дворе и света больше, и погода теплая. Как одет старик? А старуха? (Ответы.) Почему художник одел старика в белую одежду, а старуху — в темную? (Ответы.) Да, на языке красок нам дают понять: старик добрый, а старуха злая, сварливая, завистливая. Видите, ка кая история рассказана только в одной иллюстрации.

Перевернем страницу, что на ней изображено? (Рассказ по рисунку.) Почему старик предстает буднично, обыкновенно, а рыбка светится, как солнышко? Она даже не плывет, а как будто летит, (Ответы.) Конечно, рыбка же золотая, волшебная, она и нарисована «волшебно». Как освещена эта картинка? Какое время дня изобразил художник? (Ответы.) Да, солнечный свет такой мягкий, нежный, как бывает только утром. Какими красками написана эта иллюстрация? Светлыми или темными? (Ответы.) Желтый, зеленый, белый, золотой. Сочетание всех цветов светло, радостно, прозрачно, Рыбка радуется, что ее отпустили, и старик тоже рад, что сделал доброе дело.

А на следующей иллюстрации старуха бранит мужа за то, что он отпустил рыбку посмотрите, она опять вся в темных тонах, стоит в тени, выходит из темного дома, а старик ярко освещен солнцем, прямо сияет своей белой рубахой и портами.

Перевернем еще страницу. Как изображено на следующем рисунке море? Как у Пушкина написано? (Ответы.) Да, «море слегка разыгралось», но волшебная рыбка по-прежнему сияет золотом, дальше старуха опять встречает мужа. Посмотрите, как она держит руки? (Ответы.) Верно, подбоченилась, выражает этим недовольство. И видите: старуха опять в тени, а старик - на солнце, на фоне песка и неба,

Как вам кажется, где происходит все действие? Обратите внимание: степь, на горизонте невысокие горы, белый домик с соломенной крышей, берег моря. (Ответы.) Море у нас может быть северное, Балтийское, или южное, Черное, Какое здесь море? (Ответы.) Да, похоже на побережье Черного моря. У Пушкина про это ничего не написано, но художнику надо представить четко все, как было.

А вот на этой иллюстрации старик идет к старухе, а на месте землянки стоит большая новая изба. Что это он делает? (Ответы.) Да, удивляется разводит руками. А старуха ему из окна что говорит? (Ответы) Все то же самое: «Дурачина ты, простофиля!». Она только это и умеет говорить. И еще добавляет: «Воротись, поклонися рыбке!». И поэтому и жесты у нее одни и те же -- повелительные, с поднятой рукой, а старик как изображен? Посмотрите все картинки. (Ответы.) Да, он то за шапку держится, то кланяется старухе-дворянке, то разводит руками, то, схватившись руками за голову, убегает от стражей с топориками. Можно сказать, что старик изображен в динамике, то есть в движении. Жизнь не стоит на месте, история движется стремительно, каждая картинка -- как будто остановленный кадр из фильма.

Посмотрите, как расположены старик и старуха на этих иллюстрациях. Почему художник изобразил старуху чуть-чуть выше, чем стоит старик? Она или из окна высовывается, или стоит на ступеньке лест ницы, или на высоком троне сидит? (Ответы.) Да, мы видим, что старуха становится выше мужа, она главнее его хозяйка нового дома, дворянка, царица, она ему приказывает, а он повинуется. Как меняется ее одежда? (Ответы.) Да, здесь она уже не в старом сарафане, а в светлом, богатом платье, в кокошнике — «парчовая кичка», как пишет Пушкин, в собольей душегрейке, а дальше — в царской золотой одежде, с посохом. А лицо у нее меняется? (Ответы.) Да, оно все такое же сердитое, некрасивое, злое.

Расскажите, что происходит со стариком на последних картинках. (Ответы.)

Его гонят из царского дворца, и он опять на берегу моря. Какое здесь море? (Ответы.) А старик? (Ответы.) Посмотрите, как белы его волосы и борода, как развевает их ветер -почти так же, как белую пену бурных волн. И шапка у него с головы слетела. Для чего художник прибегнул к такому приему? (Ответы.) Мне тоже кажется: старик очень огорчен, опечален, просто в отчаянии! Что выражает его поза? (Ответы.) Старуха теперь царица, попробуй с ней поспорить, а золотую рыбку ему обижать тоже ужасно не хочется, он уже предвидит, чем все это кончится, и умоляет на него не сердиться, заранее просит простить.

Ну, и последняя картинка в этой книжке - кто расскажет о ней? (Ответы.) Да, старуха начинает что-то понимать. Что нельзя быть такой жадной и ненасытной.

Можно, конечно, и корыто попросить, и избу, можно даже и дворянкой сделаться. Но надо когда-то и остановиться, иначе останешься у разбитого корыта.

Такой написал сказку Пушкин, и такой ее увидел и нарисовал художник Дехте рев. А вы молодцы, постарались разобраться и понять, как же сделаны эти рисунки. Попробуйте теперь, когда будете дома рисовать, вспомнить все, о чем мы сегодня говорили.

Публикации по теме:

«К насекомым с добром и пониманием!» Экологическая беседа со старшими дошкольниками Образовательная область: «Познавательно-речевое развитие» Цель: Формирование представлений детей дошкольного возраста о мире насекомых.

Доклад на тему «Особенности восприятия художественных произведений старшими дошкольниками» Доклад на тему «Особенности восприятия художественных произведений старшими дошкольниками» Воспитатель: Бобрыш О. А. В художественной литературе.

Игры, используемые при взаимодействии учителя-дефектолога и педагога-психолога при работе со старшими дошкольниками с ЗПР Логическая таблица «Чем похожи и в чём различие?» Картинки с листьями берёзы и клёна: на первой картинке 1 зелёный и 2 жёлтых листа берёзы;.

Использование коммуникативной технологии физкультурного образования в процессе освоения ОВД старшими дошкольниками Использование коммуникативной технологии физкультурного образования в процессе освоения основных видов движений (ОВД) старшими дошкольниками.

Консультация «Проблема общения воспитателя со старшими дошкольниками в процессе игр-занятий на экологические темы» Общение ребенка с взрослым является одним из важнейших условий своевременного всестороннего, в том числе психического, развития. Однако.

Методическая разработка. Беседа «Твои права и обязанности» Твои права и обязанности. В 1989 году 20 ноября на заседании Генеральной Ассамблеи ООН был принят документ, очень важный для всех детей.

НОД «День Земли» со старшими дошкольниками Задачи: Формировать представления об акции День Земли, вспомнить правила поведения в лесу и изобразить их, учить употреблять все формы косвенных.

Подборка упражнений для вокально-хоровой работы со старшими дошкольникамиПодборка упражнений для вокально-хоровой работы со старшими дошкольниками Вокальная работа с детьми дошкольного возраста (подборка упражнений) 1. Дикция и артикуляция. В вокальной работе с детьми дошкольного.

Сказка «Зеркальце» для спектакля со старшими дошкольниками Сказка «Зеркальце» Действующие лица: Сказочник, Девочка, заяц Прошка, Ворона, Крот, Ежик, Гусь, Белочка1, Белочка2, Медвежонок Пошла девочка.

Экскурсия к памятнику «Землякам-воинам» со старшими дошкольникамиЭкскурсия к памятнику «Землякам-воинам» со старшими дошкольниками Цель: Познакомить детей с историей Великой Отечественной войны. Задачи: 1. Формирование у детей чувства патриотизма. 2. Воспитывать любовь.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательная беседа со старшими дошкольниками по иллюстрациям Б. Дехтерева к сказке А. С. Пушкина
Опубликовано: 5 ноября 2016 в 10:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД