Папки-передвижки

Методическая разработка «Природа в детском творчестве»

Дарья Лоскутова
Методическая разработка «Природа в детском творчестве»

Методическая разработка «Природа в детском творчестве»

Природа,являясь средой обитания человека, источником, питающим его жизненные силы и вдохновляющим на сбережение ее богатств, заключает в себе и огромный потенциал всестороннего развития личности. Широко известно влияние природы на формирование различных сторон характера, индивидуальности ребенка. Природа пробуждает его любознательность, воздействует на органы чувств, активизирует сенсорное развитие, формирует чувство прекрасного. Можно без преувеличения утверждать, что ребенок познает красоту окружающего мира через восприятие красоты природы.

Публикация «Методическая разработка „Природа в детском творчестве“» размещена в разделах

Взаимосвязь изобразительной деятельности ознакомление детей с природой обогащает знания как о мире, так и изобразительное творчество маленького художника. Стремление передать образцы природы в рисунке, лепке, аппликации приводит к углублению,уточнению знаний и представлений о природных объектах и явлениях. В процессе познания и изображения развиваются психические процессы,лежащие в основе познания природы и отражения ее в художественном творчестве : восприятие, мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, уподобление, обобщение, воображение, положительное эмоциональное отношение к жизни и творчеству, формируются эстетические чувства.

Процесс познания осуществляется в ходе повседневного восприятия детьми объектов и явлений природы, во время организуемых педагогом систематических наблюдений.

Разрабатывая план работы хочу показать направлении, по которому можно строить педагогических процесс обучения детей изобразительной деятельности на темы природы. Наблюдение за объектами и явлениями природы можно и нужно проводить не только ежедневно, но и несколько раз в день: ведь природа динамична.

Содержание, формы и методы работы с детьми по познанию и изображению природы

Задачи

Содержание, формы и методы работы

Развивать ощущения, восприятие, обогащать сенсорный опыт детей. Развивать у детей восприятие, используя объекты и явления

природы. Знакомить с формой плодов, листьев, цветов (обведение

по контуру сначала одной рукой, затем другой). Знакомить с насекомы-

ми, птицами, животными, выделяя и называя их форму, строение, вели-

чину частей, цвет и оттенки.

Формировать у детей знания

о предметах и явлениях при-

роды, животных, рыбах, птицах, их общих характерных признаках, различиях. Знакомить детей с жизнью растений в осенний период, с характерными

Явлениями и изменениями (цвет листьев, опадание, увядание травы, цветов).Чтение произведений В. Бианки «Лесная газета», М. Пришвина

«Кладовая солнца» и др. Знакомить с жизнью животных, птиц на прогулках, экскурсиях. Беседовать с детьми об увиденном (беседы индивидуальные, групповые, с подгруппами). Задавать детям вопросы,

подводя их к пониманию причинно-следственных связей, зависимости

внешнего вида животных от среды обитания. Чтение произведений Г. Сладкова, Г. Скребицкого, Е. Чарушина и других писателей о животных.

Разучивание стихотворений о природных явлениях, о животных, птицах. Чтение с детьми стихотворений на занятиях, уроках, при просмотре

и анализе творческих работ.

Поощрять разнообразие детских работ, вариативность. Развивать творческие

способности детей. В подготовительной группе учить детей рисовать листья с натуры. Можно предложить детям вырезать и наклеить красивые осенние листья, составить реалистическую или декоративную композицию, например «Осенний ковер», «Осенняя корзина».

Необходимо обеспечить использование разнообразных изобразительных материалов, стимулировать применение детьми различных способов изображения. Включать в процессе занятия, урока

соответствующую содержанию музыку.

Сбор природного материала для поделок, рассматривание, сравнение,

Выкладывание изображений. Создание красивых предметных, сюжетных и декоративных композиций. Наблюдения за небом (цвет, облачность, движение, изменчивость облаков).

Развивать детское творчество в процессе изображения

объектов животного мира, учить детей изображать животных в рисунке, лепке, аппликации; учить выделять общие и конкретные признаки животных, форму и строение тела, форму частей, их величину и местоположение по отношению к главной части;

рассказывать об объектах природы и их изображениях на рисунках, в лепке, аппликации.

Подбирать иллюстрации разных художников в детских книгах (объекты природы, пейзажи). Обращать внимание детей на разнообразие творческих решений. Выделять разнообразные приемы создания изображений. В доступной детям форме выделять и характеризовать

Творческую манеру и отдельные средства выразительности, присущие тому или иному художнику. Предлагать детям рассказывать о том, что интересное, красивое, необычное увидели они в природе. Рассматривать иллюстрации с изображениями животных; учить выделять сходство и различия. Рассматривать скульптуру малых форм и изделия народных мастеров на тему животного мира (гжельские, дымковские, филимоновские, богородские и другие игрушки).

Лепка животных и птиц. Вырезание и наклеивание индивидуальных и коллективных композиций (реалистические, сказочные, декоративные).

Чтение книг Г. Скребицкого, Е. Чарушина, В. Бианки, К. Чуковского, А. Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева, Е. Серовой, И. Токмаковой и других поэтов и писателей.

Воспитывать бережное отношение к природе. Показывать связь между человеком и природой (труд осенью, зимой, весной, летом, влияние человека на природу (использование природных ресурсов, его положительное и отрицательное отношение

к природе (примеры из художественной литературы). Подбирать стихотворения и музыкальные произведения о природе. Рассказывать о русских художниках-пейзажистах. Организовывать выставку детских работ на тему природы и поделок из природного материала.

Развивать способность воспринимать, наблюдать, фиксируя форму, строение, изменения в росте и развитии, сходство и различия. Вместе с детьми рассматривать объекты природы и замечать их изменения по сезонам (изменение цвета растений и плодов, по мере созревания плодов (по цвету, по величине, по мере роста животных (изменения пропорций тела, положение тела у животных и птиц (при движении и в разных позах).

При знакомстве детей с животными, рыбами, птицами обращать внимание на общие признаки и различия в форме тела и его частей. Такое

Рассматривание поможет затем изобразить объекты природы в рисунке, лепке, аппликации.

В процессе наблюдений в природе, которые следует осуществлять каждый день, необходимо развивать у детей разнообразные ощущения; тактильные - при ощупывании, поглаживании поверхности листа, стебля, ствола дерева, меха животного (если это не опасно, при определении их качества (гладкий, шероховатый, теплый, холодный); кинестезические - при обведении предмета руками по контуру основной формы,

частей; обонятельные - при установлении запаха; зрительные - при рассмотрении объектов природы, животными, насекомыми. Все это способствует накоплению у детей сенсорного опыта.

Развивать эстетическое восприятие объектов и явлений

природы. Рассматривать с детьми комнатные растения. Предлагать им сравнивать, выделять основные признаки: форму и расположение стебля, форму листьев, их величину, цвет и др. Учить рисовать с натуры.

На прогулках учить детей рассматривать листья кустарников и деревьев, обводить формы пластины листа по контуру, определять окраску листа (основные цвета и оттенки при разном освещении; последнее - для детей подготовительной группы).

При рассматривании листьев (особенно они красивы осенью) и других объектов природы обращать внимание на красоту их формы, строение (цельность, ажурность, изящество, цвет, оттенки, сочетание цветов,

Мягкость или неожиданность переходов одного цвета в другой.

Развивать образное мышление и воображение детей Собирать разнообразные природные материалы, составлять изображения путем их комбинирования. Складывать из листьев (в средней, старшей и подготовительной группах) разнообразные предметы, сюжетные и декоративные композиции, составлять букеты. Лепка, рисование, вырезание и наклеивание овощей, фруктов, веток, цветов, птиц, животных и других объектов природы.

С детьми старших и подготовительных групп создавать дидактические

игры: «Парные картинки», «Найди такой же», «С какой ветки детки (листья, семена?», «Домино» и т. д.

В старшей и подготовительной группах можно предложить детям нарисовать контуры разных по форме листьев, а затем не закрашивать, как

Обычно, а заполнить пластину листа внутри контура штрихами различной конфигурации или мазками, точками и т. п.

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Природа в творчестве В. Я. Шаинского» Конспект итогового занятия в подготовительной группе «Природа в творчестве В. Я. Шаинского» Конспект итогового занятия в подготовительной.

Методическая разработка «Хорошие и плохие поступки» Цель: -создавать положительный настрой, желание быть хорошим и понятным другим; -развивать умение управлять собой и своими эмоциями; -продолжать.

Методическая разработка нестандартного занятия-развлечения по физкультуре в детском саду. Построение в колонну, шеренгу, приветствие. Заиграла музыка, поворот направо, шагом марш! Ходьба, бег (в чередовании): на носках (руки.

Методическая разработка педагогического совета «Одаренный ребенок в детском саду» Методическая разработка проведения педагогического совета на тему «Одаренный ребенок в детском саду». Форма организации – деловая игра.

Методическая разработка танцевальной композиции «Веночки»Методическая разработка танцевальной композиции «Веночки» Танец с веночками Кол-во детей: 6-8 девочек Возраст: 6, 7 лет. Атрибуты: веночки Музыка: «Улетай на крыльях ветра» А. П. Бородина в исп.

Методическая разработка «Воспитание мультфильмами» ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ 1. Развитие логического мышления – для того, чтобы создать свой мультфильм, нужно продумать его сюжет, выбрать декорации,.

Методическая разработка «Ориентация в пространстве» Введение Пространство – философская категория; протяженность предметов и расстояние между ними. Пространство – всеобщее свойство материальных.

Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми по теме «Природа в творчестве детей» Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми по теме : «Природа в творчестве детей.» «… Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети.

Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей старшей группы компенсирующей направленности Использование техники оригами в познавательно-речевом развитии детей старшей группы компенсирующей направленности. Методическая разработка.

Зимняя тема в детском творчествеЗимняя тема в детском творчестве К концу подходит зима, и мы подводим своеобразный итог зимней тематике в детском творчестве. С ребятами из пластилина лепили зимующих птиц.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Природа в детском творчестве»
Опубликовано: 3 апреля 2016 в 19:52
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД