Рассматривание картины «Катаемся на санках». НОД с использованием элементов ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста

Татьяна Твердунова
Рассматривание картины «Катаемся на санках». НОД с использованием элементов ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста

Рассматривание картины «Катаемся на санках» (автор Е. Г. Батурина).

(интеграция образовательных областей – «социализация», «коммуникация»)

Задачи:

Связная речь:

o совершенствовать диалогическую форму речи;

o формировать умение рассказывать о содержании сюжетной картины.

Словарь:

o обогащать речь детей прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов;

o упражнять в подборе слов с противоположным значением.

Грамматика:

o упражнять в образовании однокоренных слов (заяц-заячий, лиса-лисий, волк-волчий, ворона-вороний, санки-санный).

ЗКР:

o формировать умение различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с – з, л – р.

Предварительная работа

Беседы о приметах зимы. Разгадывание загадок, чтение стихотворений, рассказов, рассматривание иллюстраций о зиме. Рисование зимних пейзажей.

Материалы к занятию:

Картины «Катаемся на санках» (автор Е. Г. Батурина, «Таня не боится мороза» (автор О. И. Соловьева); игрушка Обезьянка; предметные картинки: ёлка, снег, женщина, девочка, мальчик, перчатки, шляпа, пальто, сапоги, шапка, варежки, куртка, сапожки, шарф, штаны, санки, мишка, ботинки, веревка, пуговица, воротник.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети сидят за столами.

Раздается стук. Вносится игрушка Обезьянка и картина «Катаемся на санках».

Обезьянка (подает воспитателю картину): Мои друзья прислали мне посылку, а в ней картина и письмо. В нем рассказывается о зиме, но я так ничего и не поняла. Может быть, мне ваши ребята помогут?

Воспитатель: Ребята, Обезьянка Анфиса живет в стране, где не бывает зимы, где круглый год светит солнце, и в этой стране очень жарко. Анфиса ни разу не видела снега, никогда не каталась на санках.

Воспитатель приглашает Обезьянку остаться.

Проводится развивающая игра «Хорошо-плохо».

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Назовите приметы зимы.

Дети: Снег, холодно, голые кустарники, деревья, перелетные птицы улетели, день короткий, люди одеты тепло…

Воспитатель: Что хорошее вы знаете о зиме?

Ответы детей.

Воспитатель: Что зимой может быть плохо?

Ответы детей.

После игры выставляется картина «Катаемся на санках».

Воспитатель (обращается к Обезьянке): Сейчас ребята помогут тебе прочесть это письмо-картину. Увидеть все, что изображено на этой картине, могут только очень внимательные и зоркие ребята. Возьмите ваши «бинокли» (руки поднести к глазам, пальцы сложить вместе, скруглить).

Используем метод фокальных объектов.

Воспитатель: Что вы видите на картине?

Дети называют все, что увидят на картине в «бинокли». Воспитатель на ковролине выкладывает названные детьми предметные картинки, которые подготовлены заранее.

Воспитатель: Молодцы!

Обезьянка: Какие внимательные ребята…

Воспитатель: Да! Ребята у нас внимательные. И сейчас ты в этом ещё раз убедишься.

Вносится картина «Таня не боится мороза».

Воспитатель: Ребята, внимательно рассмотрите картины, сравните их и скажите, чем они отличаются и, чем они похожи.

Ответы детей.

Обезьянка: Я поняла. Зима – это, когда холодно, идет снег, все одеты тепло. … Но мне совсем не понятно, что же такое санки и для чего они нужны? (санки нужны, чтобы кататься на них).

Воспитатель: Как по-другому можно назвать санки? (салазки, саночки, каталочки). Давайте вспомним потешку, где упоминаются саночки.

Потешка.

Ты мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уноси с собой.

А мы саночки возьмем,

Мы на улицу пойдем.

Сядем в саночки – самокаточки.

Проводится физкультминутка:

«Катание на санках»: пока звучит музыка, дети легко бегут по кругу парами. Когда музыка прекращается, они «отряхиваются» (проводится два раза). Затем дети садятся на места.

Воспитатель: Видишь, Обезьянка, как много ребята знают и умеют. Давайте научим нашу гостью играть в игру «Наоборот». Наши саночки катились быстро, а как сказать наоборот? (назвать слово, противоположное по смыслу).

Быстро – медленно

Легко – тяжело

Весело – грустно

Упал – встал

Жарко – холодно

После игры обратить внимание детей на то, что на картине «Таня не боится мороза» изображены следы.

Воспитатель: Вот это следы девочки Тани. Как можно про них сказать по-другому? (Танины следы) Поиграем в слова. Как назовем следы?

След зайца – заячий

След лисы – лисий

След волка – волчий

След вороны – вороний

След обезьяны – обезьяний

След от санок – санный.

Воспитатель: Внимательно послушайте и скажите, какой одинаковый звук слышится в словах: санки, след, съехал, снег, снежинка (с); горка, быстро, варежки, веревка (р).

Воспитатель подводит итог, хвалит детей, приглашает Анфису погостить в детском саду.

Публикации по теме:

Интеграция базовой образовательной области познание (ФЦКМ), коммуникация, физкультура, познание (ФЭМП). Тема: «Зима» Программное содержание: - Закреплять характерные зимние явления: Холодно, вода замерзла, превратилась в лед. Люди надевают теплую обувь,.

«Ящерица». План-конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в средней группе План конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в средней группе Тема: Ящерица. Интеграция.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
  • Безопасность детей
Автор публикации:
Рассматривание картины «Катаемся на санках». НОД с использованием элементов ТРИЗ с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 25 мая 2013 в 23:04
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Кукольный театр своими руками
Самое интересное волшебство-это кукольный театр. Ведь только там оживают куклы-актеры, разговаривают со зрителем. Какое множество разнообразия кукольного...
Смотр-конкурс «Зимняя сказка». Зимнее оформление
Данный смотр - конкурс проводится в нашем ДОУ в соответствии с годовым планом работы в рамках подготовки к празднованию Нового года. Цель...