Получи документы

Развитие сенсорной культуры и мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста

Любовь Матыченко
Развитие сенсорной культуры и мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста

ЗАНЯТИЯ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ С ДЕТЬМИ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

Занятие 1

Тема: Раскладывание на две группы однородных предметов разного цвета.

Цель занятия: Закрепить умение группировать объекты по цвету.

Материал к занятию: Палочки, окрашенные в один из восьми цветов: красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый, чёрный, белый. Подгруппа детей обеспечивается дидактическим материалом из расчёта по десять палочек /одного, пять и пять другого цвета/ на каждого ребёнка.

Занятие 2

Тема: Размещение грибков двух цветов в отверстиях соответствующих по цвету столиков.

Публикация «Развитие сенсорной культуры и мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Цель занятия: Закреплять умение группировать объекты по цвету, соотносить разнородные объекты по цвету.

Материал к занятию: 8-10 двухцветных столбиков с грибочками. При этом используются как резко различающиеся цветовые сочетания /красный - синий, жёлтый - зеленый, черный - белый, оранжевый - фиолетовый/, так и более близкие /красный - оранжевый, оранжевый - жёлтый, жёлтый - белый, фиолетовый - синий/.

Занятие 3

Тема: Размещение грибков с постоянной сменой цветовых сочетаний в условиях выбора двух нужных цветов из четырех.

Цель занятия: Учить выбирать объекты двух заданных цветов из возможных, закреплять умение соотносить разнородные объекты по цвету.

Материал к занятию: Четырёхцветные столики с 20 грибками, четырёх цветов, перемешанных произвольно.

Занятие 4

Тема: Выкладывание из цветной мозаики «Курочки и цыплята».

Цель занятия: Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал к занятию: Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов /в каждой отбирается один элемент белой и шесть элементов жёлтой мозаики/. Панель с отверстиями для размещения элементов мозаики.

Занятие 5

Тема: Выкладывание из мозаики «Домики и флажки»/ попарное выкладывание цветовых элементов/.

Цель занятия: Развивать внимание детей к цветовым свойствам предметов, учить понимать, что цвет является признаком разнообразных предметов и может быть использован для их обозначения.

Материал к занятию: Коробки с мозаикой из восьмиугольных элементов /в каждой по 10 элементов белой и красной мозаики, а также для усложнения условий выбора 3 зелёных, 2 синих, 3 жёлтых элемента.

Занятие 6

Тема: Рисование красками «Огоньки ночью».

Цель замятия: Способствовать дальнейшему формированию у детей отношения к цвету как к важнейшему свойству предметов, подводить их к самостоятельному выбору цвета /4 предложенных/. Обучать технике нанесения мазка способом примакивания и отрыва кисти.

Материал к занятию: Лист чёрной бумаги /213-30/. Гуашь в розетках красного, жёлтого, синего, зелёного цвета.

Занятие 7

Тема: Рисование красками «Листочки деревьев».

Цель занятия: Продолжить обучать детей самостоятельно выбирать цвет. Совершенствовать умение наносить мазки путём примакивания.

Материал к занятию: Листы белой бумаги, гуашь /красная, жёлтая, зеленая, синяя/, кисти, розетки для красок.

Задание 8

Тема: Рисование красками «Апельсин».

Цель занятия: Учить детей самостоятельно выбирать цвет для передачи специфики хорошо знакомого предмета, подбирать краску из трех близких цветов /красный, оранжевый, жёлтый/, рисовать круг одним быстрым движением слева направо и закрашивать его внутри.

Материал к занятию: Листы голубой бумаги, краски /оранжевая, красная, синяя/, кисти, розетки для красок.

Занятие 9

Тема: Рисование красками «Одуванчика и жука на лугу».

Цель занятия: Продолжать вырабатывать умение самостоятельно выбирать цвет для передачи специфики хорошо знакомого предмета. Учить производить выбор краски двух заданных цветов из четырех предложенных. Закреплять умение рисовать мазками.

Материал к занятию: Листы зеленой бумаги, краска четырех цветов: красная, жёлтая, синяя, черная.

Занятие 10

Тема: Выкладывание из мозаики «Ёлочки и грибочки».

Цель занятия: Фиксировать внимание детей на том, что цвет может быть использован для изображения разнообразных предметов, учить чередовать объекты по цвету.

Материал к занятию: Коробка с мозаикой из восьмиугольных элементов, в каждой по 10 элементов зеленого цвета,10-красного, 5-желтого, 5-синего.

Занятие 11

Тема: Выкладывание из мозаики «Гуси с гусятами».

Цель занятия: Фиксировать внимание детей на характерных предметах. Продолжать учить чередованию объектов по цвету, осуществляя выбор элементов трех заданных цветов из пяти предложенных.

Материал к занятию: Коробка с мозаикой из восьмиугольных элементов, в каждой 10 элементов желтого цвета, 10 - белого, 5 - красного, 5 - синего, 5 - зеленого.

Занятие 12

Тема: Рисование красками по замыслу детей.

Цель занятия: Закрепление отношения детей к цвету, как к характерному признаку предметов.

Материал к занятию: Краски восьми цветов: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, фиолетового, чёрного, белого; разноцветные листы бумаги, кисти, розетки.

КОНСПЕКТЫ КОМПЛЕКСНЫХ ЗАНЯТИЙ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ ПЕРВОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Занятие № 1

Тема: Различение и называние цвета предметов. Дидактическое упражнение «Паровоз».

Цель: упражнять детей в различении и назывании цветов; учить отчетливо и по возможности длительно произносить звук «у».

Ход ЗАНЯТИЯ:

Дети сидят за поставленными в ряд столами. На подносах лежат карандаши трех цветов. Воспитатель разрешает всем взять с подноса по карандашу: «Выбирайте любой! У кого какой?» Он проверяет, как выполнено задание, уточняет цвет карандаша. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Далее педагог предлагает взять карандаш определенного цвета: «Найдите красный карандаш». Приглашает собаку Бобика проверить, как выполнено задание. Если оно выполнено правильно, Бобик лает; если нет - рычит, сердится. Упражнение повторяется 2-3 раза.

Педагог убирает карандаши и показывает игру - точный паровоз. Приглашает послушать, как гудит паровоз: у-у-у-у /произносится достаточно громко и протяжно /, просит малышей погудеть вместе и по одному.

Затем воспитатель организует игру «Позови паровоз». «У-у-у-у» - гудит ребенок, и паровоз «едет» на его звук. Если малыш гудит тихо или «песня» получается очень короткой, паровоз может «не услышать» ее. Воспитатель обращает на это внимание ребенка и предлагает погудеть громче или гудеть дольше.

В заключение игры желательно давать детям послушать, как гудит заводной озвученный паровоз.

Далее воспитатель прицепляет к паровозу вагончик и сообщает, что в вагончике лежат картинки, которые дети будут рассматривать. Дети берут по одной картинке, называют изображенный предмет и его цвет: «У меня красный мяч», «На моей картинке зеленый крокодил», «Посмотрите, какой у меня цыпленок желтенький» и т. д.

Занятие № 2

Тема: Дидактическая игра «Узнай и назови овощи».

Цель: Учить детей узнавать и называть овощи; понимать и выполнять инструкцию «возьмите по одному»; повторять за воспитателем несложные фразы; использовать в речи существительные «овощи».

Ход ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель сообщает детям, что в корзине, которая стоит на столе, лежат овощи. «Сейчас я буду доставать овощи по одному. Посмотрю, знаете ли вы их»- говорит педагог и достает морковь, лук, картофель, помидор, капусту. После того как овощи будут названы, кладет их обратно в корзину. Если это целесообразно, спрашивает о цвете, размере, назначении овощей.

«Дети - продолжает воспитатель - кукла Машенька решила сварить суп. Она взяла большую кастрюлю, налила в нее воды и поставила на плиту /выполняет названные действия /. Теперь Машеньке потребуются овощи: морковь, лук, картошка? Картошка нужна? Дети, кто хочет принести Машеньке картошку?

Воспитатель ставит корзину с овощами на детский стул, чтобы детям удобно было брать из нее овощи.

«Иди, Костик, найди в корзине картошку, - приглашает педагог ребенка. Что у тебя в руке? Диана, что достал Костик? Отнеси Костик картошку Машеньке. Скажи: я принес тебе картошку.»

Чтобы суп получился вкусным, надо в него положить лук. Кто найдет луковицу? Что это? /«Лук», «луковица» /. А теперь надо найти морковь. Скажи, Броня, Машеньке: смотри, какая большая красная морковка».

Фразы, с которыми воспитатель предлагает обратиться к Машеньке, должны быть разными по синтаксической конструкции: простыми «/на, Машенька, лук»; «я принес капусту»/ и сложными / «чтобы суп был вкусным, надо положить в него лук»/. Они должны также отражать представление об овощах, которые дети получили на предшествующих занятиях. Например: «морковку можно натереть на терке».

Занятие № 3

Тема: Дидактическая игра «Что за форма?»

Цель: Учить детей различать и называть им знакомые геометрические формы: шарик, кубик, кирпичик в разнообразной обстановке: по предъявлению /что это?/, среди нескольких других, разных по названию и цвету, по слову воспитателя / найдите кубик/.

Ход ЗАНЯТИЯ:

Дети сидят полукругом. Воспитатель показывает и предлагает всем по очереди назвать шарик, кубик, кирпичик. Объясняет, чем кубик отличается от кирпичика: «Кирпичик длиннее, на него можно поставить два кубика /показывает/, а кубик высокий, как маленький домик. Кубик - домик, а кирпичик - дорожка к домику».

Далее воспитатель раскладывает на своем столе кирпичики, шарики, кубики. Предлагает каждому ребенку взять по одному предмету. Воспитатель спрашивает, кто какую фигуру выбрал. Проверяет, правильно ли дети соотносят предмет с его названием. Подсказывает правильные ответы.

Затем педагог предлагает всем, у кого кубики, поднять их вверх. Если ребенок ошибся, говорит ему: «Я просила поднять кубик. Он похож на домик. А у тебя кирпичик - дорожка к домику».

Далее дается задание поднять кирпичики. В процессе выполнения задания педагог предлагает детям проверить, не ошиблись ли соседи слева и справа.

Воспитатель ставит на стол воротца и предлагает детям, взявшим шарики, прокатить их в воротца.

Затем педагог размещает на коврике шарики, кубики и кирпичики. Приглашает детей взять с коврика по одному кирпичику. Проверяет, как они справились с заданием. Предлагает показать кирпичики друг другу. Дети обмениваются впечатлениями: «У меня красный кирпичик. И у меня красный. А у Заяны кубик.» Воспитатель хвалит заметивших ошибку, дает ребенку возможность исправить ее. Собирает кирпичики и вновь раскладывает их на ковре. Детям предлагает взять по одному кубику. Занятие заканчивается игрой. По совету воспитатели дети прокатывают шарики в воротца, строят дорожку к домику, башенки из

кубиков.

Публикации по теме:

«Сенсорика». Перспективное планирование занятий по программе «Кроха» (младший дошкольный возраст) Перспективное планирование по программе «Кроха». Сенсорика. 1. Месяц/неделя 2. Тема, литература 3. Программное содержание 4. Материал оборудования.

Перспективное планирование НОД с детьми раннего возраста по образовательной области «Познание» (раздел «Сенсорное развитие») Сентябрь 1 неделя Цветная вода. Основная дидактическая задача: Знакомство с цветом. 2 неделя Цветные кубики. Основная дидактическая задача:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие сенсорной культуры и мелкой моторики пальцев рук детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 13 февраля 2015 в 12:39
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД