МААМ-картинки

Опыт разработки пособия с элементами электронного сопровождения «Времена меняются, праздники остаются»

Любовь Ахпайдерова
Опыт разработки пособия с элементами электронного сопровождения «Времена меняются, праздники остаются»

1. Пояснительная записка

Россия - огромная страна. Конституция России – главный закон страны - начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» Много национальностей, но все они - один народ. Среди народов, населяющих Россию, нет «малых» или «больших», есть малочисленные и многочисленные.

Основную часть населения России составляет русские. Однако даже самый малочисленный народ имеет свою культуру. Это прежде всего, язык, праздники, фольклор, религия, обычаи, обряды, национальная кухня, одежда, домашняя утварь.

Публикация «Опыт разработки пособия с элементами электронного сопровождения „Времена меняются, праздники остаются“» размещена в разделах

Традиции народов, проживающих на территории одной страны, создают ее образ, основывают историю, предполагают будущее. Поэтому так важно знать традиции и обычая народов и народностей, которые веками жили рядом, сохраняя свою самобытность, все вышесказанное и служат актуальностью нашего проекта.

Целью нашей выпускной квалификационной работы является создание методического пособия с элементами электронного сопровождения «Времена меняются, праздники остаются».

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи:

• Изучить аналогичные методические пособия, с целью обобщения педагогического опыта по данной теме.

• Систематизировать методическую литературу по организации занятий в системе дополнительного образования детей в избранной нами области деятельности и отобрать наиболее интересные методы, приемы и формы организации занятий в клубных объединениях детей данной направленности.

• Обобщить полученную информацию, выстроив ее в логичную структуру для создания серии занятий в избранной нами области деятельности.

При изучении аналогичных методических пособий в рассматриваемой нами предметной области мы не обнаружили развернутых планов занятий, что так необходимо, в частности, для начинающего педагога; мы не увидели, что в методические рекомендации по организации и проведению занятий в рассматриваемой нами предметной области была включена какая-либо наглядность (плакаты, таблицы, схемы, электронный материал); мы обнаружили отсутствие занимательных, развивающих заданий, упражнений, помогающих обогатить как содержательный, так и эмоциональный аспекты занятий в данной предметной области.

Все вышеперечисленные недостатки, изученных нами методических рекомендаций в данной предметной области, на наш взгляд обеспечили своеобразную новизну нашего методического пособия, так как все занятия, входящие в данное методическое пособие содержат такие интересные методы, приемы, средства воспитания и обучения как:

• рассказ педагога;

• беседа;

• чтение-обсуждение;

• приемы педагогической технологии «Развитие критического мышления» : «Синквейн», «Зигзаг», «Кластер»

• просмотр презентационного и видео материалов;

• прослушивание аудио материалов;

• кроссворды, стихотворения, ребусы, викторины, анаграммы, шифровки;

• командные игры;

Основными формами организации обучающихся на занятиях выступают: фронтальная, парная, индивидуальная и групповая.

Целевой аудиторией нашего методического пособия выступает широкий круг заинтересованных лиц:

• начинающие педагоги дополнительного образования, занимающиеся данной предметной областью;

• учителя общеобразовательных школ, организующих внеурочную деятельность школьников по данной тематике;

• сами обучающиеся и их родители;

Наше пособие рассчитано для работы с обучающимися 5х-6х классов (дети в возрасте 10-12 лет).

Использование данного методического пособия педагогом дополнительного образования на занятиях в данной предметной области в системе ДО детей, на наш взгляд, обеспечит обучающимся:

• формирование целостного представления о мире;

• формирование толерантной личности;

• воспитание гражданских и патриотических чувств;

• развитие воображения, наблюдательности и логического мышления;

• развитие творческого потенциала.

Ожидаемыми результатами использования данного методического пособия являются :

• знание, в широком смысле понятия, обучающихся в изучаемой предметной области;

• осознание обучающимися такого понятия, как ценностное отношение к историческому и культурному наследию нашей Родины;

• формирование способности обучающихся толерантной личности

В содержание нашего методического пособия с элементами электронного сопровождения «Времена меняются, праздники остаются» входят занятия по следующим темам:

№ занятия Темы занятий

1 «Мы разные - в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила»

2 «Сабантуй - татарский праздник плуга»

3 «Ысыах - якутский национальный праздник»

4 «Сагаалган - бурятский новый год»

5 «Сурхарбан - бурятский спортивный праздник»

6 «Джеоргуба - осетинский народный праздник»

7 «День Калевалы - праздник карельского эпоса»

8 «Юханнус-праздник летнего солнцестояния у ингерманландских народов»

9 «Пеледыш пайрем» - марийский праздник цветов»

10 Викторина «Калейдоскоп праздников»

2. Заключение

Целью нашей выпускной квалификационной работы являлось создание методического пособия с элементами электронного сопровождения «Времена меняются, праздники остаются».

Мы считаем, что полностью достигли поставленной цели, так как выполнили все поставленные перед нами задачи :

• Изучили аналогичные методические пособия, с целью обобщения педагогического опыта по данной теме.

• Систематизировали методическую литературу по организации занятий в системе дополнительного образования детей в избранной нами области деятельности и отобрали наиболее интересные методы, приемы и формы организации занятий в клубных объединениях детей данной направленности.

• Обобщили полученную информацию, выстроив ее в логичную структуру, и создали серии занятий в избранной нами области деятельности.

Мы с уверенностью можем сказать, что все занятия нашего творческого объединения дополнительного образования детей «Времена меняются, праздники остаются» способствуют формированию у обучающихся целостного представления о мире; формированию толерантной личности; гражданских и патриотических чувств, так как рассказывая обучающимся о народах населяющих нашу страну, о их культуре и традициях, педагог затрагивает памятные даты и людей, которые внесли весомый вклад в историю и развитие нашей страны.

В представленном методическом пособии отобраны наиболее занимательные и интересные методы подачи материала и его закрепления, например: ребусы, викторины, командные игры.

В представленном методическом пособии отобраны наиболее занимательные и интересные методы подачи материала и его закрепления, например, ребусы, викторины, командные игры.

Мы полагаем, что наша работа призвана восполнить недостаточность знаний у обучающихся о народах населяющих нашу страну, об их праздниках, культуре и традициях, способствовать формированию у них толерантных моделей поведения, уважительного отношения и любви к своей Родине, а также обозначенных выше качеств личности ребенка.

Данное методическое пособие полностью готово к использованию и может быть предназначено для начинающих педагогов дополнительного образования, занимающиеся данной предметной областью, и учителей средней школы, организующих внеурочную деятельность школьников по рассматриваемой нами тематике.

Результаты работы над нашим методическим пособием были опубликованы в сборнике студенческих исследований и представлены в работе на одной из секций в марте 2015 года на Некрасовских студенческих педагогических чтениях, посвященных 90-летию коллежа.

Данное методическое пособие прошло внешнюю экспертизу в воспитательной работе ГОУСОШ №201 Фрунзенского района города Санкт-Петербурга Дубровской Натальи Владимировны.

По мнению внешнего эксперта, методическое пособие с элементами электронного сопровождения «Предания старины красивой» является воспроизводимым и с успехом может быть использовано в практике современной школы.

3. Список литературы

Авторские книги:

1. Бабуева В. Д. Мир традиций бурят. - Улан-Удэ. : Изд-во Улзы, 2011.- 142с.

2. Богоявленский Д. Д. Этнический состав населения России. - М. : Арт Деко, 2008.

3. Былеева Л. В., Григорьев В. М. Игры народов России. – М. : Изд-во Физическая культура и спорт- 2010 89с.

4. Гадло А. Этнография народов Средней Азии и Закавказья: традиционная культура: учебное пособие. - СПб. : СПбГУ, 2010.

5. Жуковская Н. Л., Мокшин Н. Ф. От Карелии до Урала: Рассказы о народах России. - М. : Флинта, 2009.

6. Колпакова Н. П. Под ласковым солнцем: сказки, песни, предания, загадки, пословицы народов России. – Спб. : Дет. лит., 2007. – 134-246с.

7. Молотова Т. Л. Марийский народный костюм. – Йошкар-Ола. : Марийское книжное издательство, 2012. – 112с

8. Никишенков А. А. Традиционный этикет народов России. – М. : Старый сад, 1999. - 77с.

9. Сарессало Л. Ингерманландия: Рассказ о народах и культуре Ингерманландии. – Спб. : МАЭ РАН, 2008.

Энциклопедии:

1. Праздники народов России : Энциклопедия / Бронштейн М. М., Жуковский Н. Л. Каракетов М. Д. – М. : РОСМЕН, 2008.

2. Хочу все знать. Праздники : Детская энциклопедия. / Чекулаева Е. – М. : АСТ, 2004.

Электронный ресурс :

1. Затерянная Ингерманланди. – Режим доступа: https://readtiger.com/wkp/ru

2. Праздники народов России. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E0%E7%E4%ED%E8%EA%E8_%D0%EE%F1%F1%E8%E8.

3. Санкт – Петербургский Дом национальностей. – Режим доступа: https://www.spbdn.ru

4. Центр коренных народов Ленинградской области. - Режим доступа: https://vk.com/tsentr_korennyh_narodov_lo

5. Этнос – Буряты. - Режим доступа: https://tradkulzab.narod.ru/DKBuryat_Prazdn_Trad_Cagalgan.html

Прикреплённые файлы:

ysyah_bi6h3.pptx | 14470,36 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД по нравственному воспитанию в старшей группе «Страна, в которой мы живем» Задачи: 1. Расширять представления детей о родной стране. 2. Формировать представления о том, что Российская Федерация (Россия) – огромная.

Проект «День России» в детском саду Накануне Дня России в нашем детском саду прошел праздник, посвященный этому событию. Ребята читали стихи, пели песни, танцевали, играли.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт разработки пособия с элементами электронного сопровождения «Времена меняются, праздники остаются»
Опубликовано: 3 марта 2015 в 19:21
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД