Лучший педагог года

Утренняя гимнастика на свежем воздухе под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы

любовь шадурина
Утренняя гимнастика на свежем воздухе под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы

В отмечается последнее время тенденция к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большинстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнастики - ритмическая гимнастика, аэробика, шейпинг, суставная и дыхательная гимнастика, восточные оздоровительные системы упражнений : у-шу, китайской гимнастики, йоги и многое другое. Все они направлены на оздоровление организма занимающихся, возвращение радости жизни и повышение функциональных возможностей человека.

Публикация «Утренняя гимнастика на свежем воздухе под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы» размещена в разделах

В то же время, несмотря на большую популярность физической культуры, ее пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. Исследования показали, что состояние здоровья населения, особенно детей и подростков, ухудшается. С каждым годом растет количество детей, страдающих психоэмоциональными нарушениями, сердечно-сосудистыми

заболеваниями, ожирением, нарушением осанки, речи, зрения, координации движений, деятельности органов дыхания. Снижается сопротивляемость организма различного рода заболеваниям.

В этой связи актуальной становится проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной активности как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. Утренняя гимнастика на свежем воздухе – одно из направлений такой работы. Как правило, утренняя гимнастика в теплое время года в дошкольных учреждениях проводится на свежем воздухе. Эти комплексы включают упражнения коррекционной, дыхательной гимнастики и лечебной физической культуры (ЛФК, направленные на укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной системы. Ежедневные занятия помогают естественному развитию организма ребенка, морфологическому и функциональному совершенствованию и коррекции его отдельных органов и систем, профилактике различных заболеваний.

Музыка как средство оздоровления.

Музыка обладает специфическим свойством влиять на психику человека, его эмоциональное состояние. Одна мелодия располагает нас к покою, может опечалить, повергнуть в глубокую задумчивость, другая заставляет отбивать ритм ладонью, притоптывать ногой или пуститься в пляс.

Дети уже с первых мгновений своей жизни воспринимают различные звуки; слушая музыку, ребенок незаметно для себя начинает испытывать выраженные в ней чувства и настроения.

Одним из самых сильных возбудителей эмоций человека является ритмичная музыка. Под ее влиянием активизируются физиологические и психические функции человека: усиливается частота сердечных сокращений, расширяются кровеносные сосуды, повышается обмен веществ и активность органов чувств, ускоряется расщепление гликогена. Ритмичная музыка является могучим воспитывающим и организующим средством, применение ее на утренней гимнастике, благодаря большой силе эмоционального воздействия, способствует формированию у группы занимающихся единого эмоционального порыва, чувства сплоченности, пробуждает активное желание выражать музыку в движении.

Арттерапия, то есть терапия с использованием средств изобразительного искусства, музыки и танца, физических упражнений, может стать эффективным методом коррекции психического состояния детей дошкольного и школьного возраста.

Применение музыки в утренней гимнастике способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер движений (темп, амплитуду, нужное напряжения мышц) и ускоряет овладение техникой движений.

Музыка, особенно легкая, ритмичная положительно влияет на работоспособность занимающихся и их восстановительные процессы.

Физические упражнения, выраженные в танцевальной форме под музыку, приобретают более яркую окраску и оказывают больший оздоровительный эффект

Утренняя гимнастика под музыку

Главными задачами физического воспитания детей являются укрепление организма, развитие и совершенствование движений. Работа по развитию движений осуществляется на физкультурных, музыкальных занятиях и в свободное от занятий время. Выполнение физических упражнений под музыку является наиболее эффективной формой создания у детей правильного понимания характера движений.

Движения, выполняемые под музыку, способствуют развитию основных видов движений: ходьбы, бега, разнообразных прыжков и подпрыгиваний (с одной ноги на другую, на двух ногах и т. д.). Они используются и в целях развития мышц плечевого пояса, боковых мышц, мышц спины и живота, укрепляют крупные мышцы, вырабатывают хорошую правильную осанку, учат детей пространственным ориентировкам (вперед, назад, вправо, влево, вверх, вниз, движения шеренгой, в колонне, звеньями и т. д.).

Конечно, не все физические упражнения могут быть использованы с целью музыкально-ритмического развития. Прыжки в длину, высоту, ползание, лазанье, метание в цель не могут выполняться под музыку. Там, где стоит задача подпрыгнуть, перепрыгнуть, залезть, перелезть, попасть в цель, потребуется индивидуальный темп от каждого ребенка. Музыка с ее организованным метроритмом в этом случае мешает выполнению задания. Кроме того, надо иметь в виду, что, так же как и на занятиях физкультурой, не следует на утренней гимнастике танцевальные шаги выполнять под счет.

Утреннюю гимнастику с музыкальным сопровождением в детском саду желательно проводить, начиная со второй младшей группы (дети 3-4 лет, когда происходит формирование музыкально-ритмических умений и навыков. Однако слуховое внимание у них еще неустойчиво. Поэтому музыкальное сопровождение дается только к отдельным упражнениям с использованием игровых образов (птички клюют, воробышки прыгают, мячики покатились и т. д.).

Дети 4-5 лет (средняя группа) чувствуют ритмический рисунок музыкального произведения, направление его мелодической линии, силу звучания. Поэтому музыка может сопровождать почти каждое упражнение.

У детей старшей и подготовительной к школе групп (6-7 лет) наблюдается значительное повышение уровня физического и музыкального развития. Они способны к творческому проявлению ритмических движений под музыку различного характера. Большинство упражнений в комплексах утренней гимнастики для старших групп проводится с музыкой. Без музыкального сопровождения выполняются упражнения, которые требуют индивидуального темпа (чаще это касается упражнений для мышц брюшного пресса).

Все упражнения, включенные в комплекс утренней гимнастики, должны быть хорошо знакомы детям. Разучивание упражнений осуществляется на физкультурном занятии без музыки и на музыкальном занятии музыкой. При таком условии утренняя гимнастика проходит эмоционально, в хорошем темпе.

Задачи и средства утренней гимнастики

Основная задача утренней гимнастики - это укрепление здоровья ребенка, профилактика наиболее часто встречающихся заболеваний детского возраста и коррекция имеющихся отклонений в состоянии здоровья. К частным задачам относятся:

• оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата

(формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия);

• развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма;

совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной

силы, подвижности в различных суставах (гибкости, выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей;

• содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха;

• памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой;

• оказание благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу

ребенка; содействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении.

Основными средствами утренней гимнастики являются физические уп-ражнения общеразвивающей и специальной направленности, выполняемые без предметов, с предметами (мяч). Все они выполняются под музыкальное сопровождение. Исходными положениями таких упражнений могут быть стоя и в упорах присев

Организация утренней гимнастики на свеж ем воздухе.

Цель утренней гимнастики - поднятие мышечного тонуса и создание хорошего настроения ребенка. Этой целью и определяется методика ее организации. В целом утренняя гимнастика состоит из следующих частей:

• Разминка, подготавливающая детей к длительному бегу в медленном темпе;

• Бег в медленном темпе;

• Расслабление;

Музыкально-ритмическая композиция;

• Расслабление;

• Перестроение;

Все движения предварительно разучиваются на физкультурных занятиях, и в комплекс утренней гимнастики можно включать только те, с которыми дети хорошо справляются. Темп и нагрузка каждого движения должны быть отработаны. Инструктор должен знать, какую нагрузку следует давать детям при выполнении того или иного движения, ориентируясь на возможности детей.

Утренняя гимнастика - это комплекс мер физического и психического воздействия, способствующих профилактике психоэмоционального напряжения детей, тренировке сердечно-сосудистой системы, развитию способности организма лучше усваивать кислород.

Утренняя гимнастика на свежем воздухе под музыкальное сопровождение организуется следующим образом. Утренняя гимнастика проводится на стадионе с мая по октябрь в хорошую погоду и если погода не дает возможность провести гимнастику на улице, то гимнастика проводятся в музыкальном зале при открытых окнах. Комплексы утренней гимнастики составляются на основе имеющегося у детей двигательного опыта. На каждый месяц составляется два комплекса согласно разработанного перспективного плана на этот период времени

Каждый комплекс утренней гимнастики состоит из следующих частей:

• Разминка, подготавливающая детей к длительному бегу в медленном темпе;

• Бег в медленном темпе;

• Упражнения на регулировку дыхания;

Музыкально-ритмическая композиция;

• Дыхательные упражнения;

• Перестроение;

Вся утренняя гимнастика, начиная с разминки и заканчивая выходом со спортивной площадки проводится под музыкальное сопровождение, с помощью которого поддерживается интерес детей к утренней гимнастике. Музыкальное сопровождение подобрано с учетом времен года (весна, лето, осень, носит игровой характер. Применение музыки в утренней гимнастике способствует преодолению нарастающего утомления, усиливает заданный характер движений и ускоряет овладение техникой движений.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Современные технологии коррекционно-развивающего обучения по физической культуре» Консультация для родителей СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ Сенина Екатерина Игоревна.

Работа инструктора по физическому воспитанию с педагогами детского сада. Фитнес-клуб для воспитателей ФИТНЕСС- КЛУБ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ Руководитель: Е. Ю. Забровская дата тема Форма проведения Цель Содержание сентябрь «Влияние ритмической гимнастики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Утренняя гимнастика на свежем воздухе под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы
Опубликовано: 15 января 2015 в 13:47
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД