Мария Сопилова
Методическая разработка занятия по обучению грамоте дошкольников «Игра-путешествие в страну Алфавита»
Пояснительная записка
Автор: Сопилова Мария Александровна, педагог дополнительного образования.
Образовательное учреждение: Бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования Динской район «Дом детского творчества станицы Васюринской» (Краснодарский край).
Предмет: Обучение грамоте.
Тема: «Путешествие в страну Алфавита»
Цель: Закрепить знания о буквах родного алфавита.
Задачи:
Публикация «Методическая разработка занятия по обучению грамоте дошкольников „Игра-путешествие в страну Алфавита“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Образовательная: Научить последовательно и правильно называть
буквы.
Развивающая: Развивать речь, мышление, внимание, творческое
воображение, познавательный интерес.
Воспитательная: Воспитывать интерес к изучению родного языка.
Продолжительность: 30 мин
Группа: 1 год обучения
Тип занятия : игра-путешествие
Формы обучения : групповая.
Методы : словесные, наглядные, практические.
Оборудование: плакат и изображением поезда;
елка-подставка:
мелкие игрушки, предметы;
шишки;
карточки с заданием;
книга-Азбука;
закладки.
Занятие проводится по модифицированной программе «АБВГДейка». Данная программа ориентирована на дошкольников в возрасте от 6-7 лет, организованных в группу с постоянным составом. Объем программы : 108 часов в год в течение первого года обучения (3 часа в неделю).
Игра – ведущая деятельность дошкольников. Игрой пронизано все обучение грамоте детей, так как она обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка, является эмоциональной основой детского коллектива, раскрепощает детей, развивает коммуникативные, творческие способности, инициативу, снимает физическую усталость. В данном занятии рассмотрен один из вариантов организации образовательного пространства для детей с помощью игры-путешествия в «Страну Алфавита».
Игра – путешествие – это яркая, эмоциональная игровая, вариативная форма учебной деятельности. Игровые занятия по своей направленности носят учебный характер, дети учатся сравнивать, выделять существенное в явлениях окружающего мира, придумывать сказки и другое. У дошкольников формируется такое важное для будущего первоклассника умение действовать по образцу, по правилу, и, одновременно, – способность искать свое собственное решение игровой задачи. Детям предлагается отправиться в путешествие, выбрав вид транспорта. Уже в этот момент возникает ситуация, когда ребенок попадает в мир игры. Дети садятся на воображаемое средство передвижения и отправляются в путь. Во время путешествия ребята выполняют разнообразные познавательные, творческие задания. Во время выполнения заданий создаются проблемные ситуации, намеренно допускают ошибки. Это побуждает детей к поисковой деятельности. При коллективном обсуждении каждый ребенок имеет право на свою точку зрения, у ребенка есть возможность выбрать свой способ действия или перейти на определенную позицию при обсуждении. Занятие в форме игры – путешествия заканчивается индивидуально-продуктивной деятельностью: рисованием, лепкой, конструированием, аппликацией. В занятие включены физминутки, динамические паузы, релаксационные упражнения, тематически связанные с учебными заданиями.
Основные этапы занятия :
I. Организационный момент:
1. Приветствие:- Здравствуйте, ребята! Дети стоят в кругу.
Протягивают руки «лучики», соединяют их внутри круга и
говорят: «Доброе утро!»
II. Основная часть:
1. Игровой момент: детям показывается конверт
- Ребята, нам пришло письмо. От кого же оно? (Показываю конверт с
изображением сказочного персонажа).
- Ребята! Кто нарисован на конверте? (дети рассматривают и
называют героя сказки).
- Правильно – это письмо от Незнайки! Что же Незнайка вам пишет?
«Я не знаю букв и звуков,
Скоро в школу, как тут быть?
Многое на свете мне не известно,
Как стать быстрым, ловким знать интересно.
Вы, друзья, мне помогите.
Что же делать, подскажите?».
- Ребята, нам надо ответить на письмо Незнайки.
- Знаете, ли вы как стать сильными, ловкими и выучить все буквы и
звуки? (Отвечают.)
- Давайте проверим, что мы знаем и умеем. Для этого я предлагаю
вам отправиться в путешествие в «Страну Алфавита», там, где живут
буквы.
- Слышите? Что это за шум? (Включается фонограмма звука поезда).
- Я думаю, вы догадались, что будем мы путешествовать на?
(ответы детей). Посмотрите, какой он необычный (рассматривают поезд).
- Что нарисовано на вагончиках?
- Какие буквы вы узнали, назовите?
В этих вагончиках поедим мы с вами.
- Что нам необходимо для путешествия? (билеты).
Детям раздаются билеты.
- Теперь мы можем отправиться в путешествие в «Страну Алфавита».
(Звучит музыка, «звук поезда», дети становятся друг за другом и
имитируют движение поезда).
- Наша первая остановка «Лесная полянка».
2. Проведение игры «Буквы вокруг меня».
- Ребята, оглянитесь, что вы нашли на поляне (дети находят
предметы, которые их окружают).
- Вам необходимо назвать их, выполнив главное условие: только по
порядку, как они располагаются в Алфавите.
-Молодцы, ребята! Скорее занимайте свои места и в путь!
3. Следующая остановка «Загадочная».
Сейчас я проверю, какие вы внимательные и умеете ли вы разгадывать
загадки
- Дети, посмотрите, что растет на елочке? (шишки).
- Давайте соберем их в корзинку (дети собираю шишки с
прикрепленной к ней загадкой).
4. Загадывание загадок: Тридцать три сестрички
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет.
(Алфавит)
Черные птички
На каждой страничке,
Молчат, ожидают,
Кто их прочитает.
(Буквы)
Айболиту все сперва
Говорили букву.
(А)
Каждый барашек скажет тебе,
Очень уж любят они букву.
(Б)
Обруч, мяч и колесо,
Вам напомнят букву.
(О)
На одной стоит ноге,
Любят гуси букву.
(Г)
Целый час жужжит уже
На цветочке буква.
(Ж)
Узнаешь сразу ты её -
С двумя глазами буква.
(Ё)
Половинку от жука
Составляет буква.
(К)
Давно известно детям всем:
Корова знает букву.
(М)
Разделять всех он мастак,
Безголосый.
(твёрдый знак)
Ходит с палочкой, увы,
По страницам буква.
(Ы)
Для шипенья хороша
В алфавите буква.
(Ш)
«Горячо как мне в свече!» -
Причитает буква.
(Ч)
«Хи-хи-хи, ха-ха-ха!» -
Так хохочет буква.
(Х)
Не получится борща,
Если нет в нем буквы.
(Щ)
Точит коготь на крыльце
Царапучка буква.
(Ц)
Безголосый он добряк,
Всё смягчает.
(мягкий знак)
Я, очки на нос надев,
Стану сразу буквой.
(Ф)
Я нашёл сучок в лесу,
Он похож на букву.
(У)
Молодцы! Все загадки отгадали!
5. Динамическая пауза:
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их лучики согрели.
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем
Птицы летят.
Как они тихо садятся, покажем.
Дальше ребята работать хотят.
Немного погуляли, отправляемся дальше.
- Следующая остановка «Азбучная дорожка».
6. Упражнение на развитие мелкой моторики «Соедини по точкам».
Детям предлагается точечный рисунок, необходимо последовательно
соединить буквы алфавита, чтобы получился образ. Дети выполняют
задание и называют, то, что изображено (все рисунки размещаются на
выставке).
III. Заключительная часть:
1. Итог занятия :
- Я не слышу знакомого шума поезда, что такое, нет больше остановок!
- Наше путешествие подошло к концу, ребята вам понравилось?
(ответы детей)
- Сегодня все молодцы! Вы справились со всеми испытаниями.
Помогли Незнайке узнать буквы, давайте подарим ему Азбуку, чтобы
он не забывал их (показываю большую красочную книгу).
- Для вас тоже есть сюрприз! (дети получают закладки с буквами).
- Наше путешествие окончено.
- До свидания!