Методические рекомендации для педагогов по организации прогулки на объекте экологической тропы «Верблюд-гора»

Людмила Хохлова
Методические рекомендации для педагогов по организации прогулки на объекте экологической тропы «Верблюд-гора»

Важное место в системе накопления ребенком личного опыта экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного общения с природой, как для ребенка, так и для самой природы, отводится созданию на территории детского сада экологической тропы и организации работы с детьми на ней.

Цель объекта «Степь, Верблюд – гора»: формировать у детей представление флоры и фауны степи.

Задачи:

- Формировать у детей представление о природной зоне – степь;

- Формировать у детей представление о значении степи в жизни человека, о животном и растительном мире степи;

- Познакомить детей с достопримечательностями, природным памятником Светлинского района «Верюлюд – Гора»;

- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувства гордости и сопричастности к природным достопримечательностям родного края.

Методические рекомендации для педагогов по организации прогулки на объекте экологической тропы «Верблюд-гора»

Перспективный план работы на объекте экологической тропы

«Степь, Верблюд – гора»

Этапы работы и цели Тема прогулки Содержание прогулки Представления о природе, формируемые в процессе прогулки

1 этап. История малой Родины

Цель: Формирование преставления о малой родине, ее окружении «Наш край – люби и знай» -Беседа «Территория района»;

-Климат востока Оренбургской области;

- Наблюдение «Погодные условия»;

- Заполнение календаря погоды. -Формировать представления о видах, структуре деревьев, способах его размножения;

-Формировать представления о трудовых операциях;

«История создания Светлинского района» -экскурсия в краеведческий музей Светлинского района; -Формировать представления о истории создания своей малой Родине;

2 этап. Растительный мир Родного края

Цель: Формирование преставления о растительном мире Светлинского района «Знакомьтесь - лекарственные растения» Методические рекомендации по организации прогулки на объекте экологической тропы «Лекарственные растения» -Формировать представления о лекарственных растениях;

-Формировать представления о пользе растительного мира;

«Цветы Родного края» -Просмотр картинок «Цветы»;

- Беседа «Цветы. Среда обитания»

-Формирование преставления о некоторых видах цветах;

- Формирование умений выделять приспособительные к среде обитания признаки растения.

«Цветущий луг» - Беседа «Степь»

-Беседа «Ароматы луга»

-Формировать представления о ландшафте;

-Формировать представления о цветах, травах луга, его благоухании.

3 этап. Животный мир Родного края

Цель: Формирование преставления о некоторых представителях животного мира Светлинского района «Представители животного мира» - Беседа «Среда обитания наших животных»

- Рассматривание макетов «Животные степи»

-Формировать представления об обитателях животного мира, выделять приспособительные к среде обитания признаки;

«Редкие птицы района» -Беседа «Перелетные «гости» нашего края»

-Рассматривание выставки фотографий «Птицы Светлинского района» А. С. Назина

-Формировать представления о видах птиц занесенных в красную книгу;

-Формировать представления о разнообразии птиц Светлинского района.

4 этап. Достопримечательности района

Цель: Формирование преставлений о природных богатствах Светлинского района, воспитывать чувство сохранности к достопримечательностям района «Поверхностные воды»

-Беседа «Ландшафт района»;

- Беседа «Река и озера нашего края»

-Рассматривание выставки фотографий «Наши озера» А. С. Назина -Формировать представления о многообразии, изменчивости природы весной;

-Формировать представления о красках природы;

Памятник природы «Верблюд – гора»

-Беседа «памятник природы «Верблюд – Гора»

- Легенды о скале

- Рассматривание герба и флага Светлинского района -Формировать представления о памятнике природы Светлинского района;

- Формирование чувство гордости за природное богатство;

«Заповедники и заказники» - Беседа «о заповедниках и заказниках Родного края»;

-Формировать представлений о заповедниках и заказниках Светлинского р-на ;

Беседа «Что же представляет собой наш родной край?»

Светлинский район расположен на востоке Оренбургской области. На севере район граничит по реке Тобол с Кустанайской областью Республики Казахстан, на юге и востоке – с Актюбинской областью Республики Казахстан. На северо – западе с Адамовским и на западе с Яснинским районом Оренбургской области. Площадь территории – 5, 608 тыс. км 2. Большая часть района представляет собой высокую слабоволнистую, местами платообразной равнине Зауральского пенеплена, среди которой располагаются значительные участки низких аккумулятивно-озерных равнин. Территория района входим в степную климатическую зону области, характеризующейся резкой континентальностью и пониженным увлажнением, холодной зимой и жарким летом, бедностью атмосферных осадков.

На территории Светлинского района образовались памятники природы. К ним относится – скала Верблюд, Жетыкольская песчаная коса и озеро Карамола. Из менее значимых природных объектов отмечаются следующие: гора-утес Аккарга, гора Белый Камень, рудник Аккарга, скала Белая, разрез Буруктальского никелевого карьера, озера Косколь, Белое (старица р. Тобол) и Батпакты, плес реки Буруктал, Ащисайский и Верхнетущесайский пруды.

Светлинский район - страна озер. На сравнительно компактном участке расположено несколько десятков крупных, средних и мелких по величине бессточных водоемов. В совокупности водоемы района образуют крупнейшие на территории области вводно-болотные угодья, имеющие важнейшее значение для птиц, обитают более 150 видов птиц, 27 из них внесены в Красные книги Оренбургской области и Российской Федерации.

Беседа «Памятник нашей природы»

Исключительно своеобразный памятник природы Светлинского района республиканского значения скала «Верблюд», находящаяся в 10 км от поселка Восточный, представляет собой две кварцитовые скалы высотой до 14 м, при совмещенном осмотре напоминающее лежащего верблюда.

Легенда о Верблюд-горе

Широки и бескрайни степи Оренбургские. Табунами коней необъезженных пронеслись через них века. Оставили за собой лишь курганы сарматские да загадки — наподобие Верблюд-горы. Посмотришь на гору ту издали: притомился верблюд, с караваном идущий, да так и лёг отдохнуть вместе с поклажей. Легенда гласит: бросил верблюд вызов хребту Уральскому, и за дерзость да гордыню свою обращён был Богом в камень. Идёт время, рождаются новые легенды. Вот одна из них…

Богат Кара-бай, шибко богат. Лучшим войлоком крыты юрты, лоснятся бока у коней в табунах, отборных жеребят приносят год от года кобылицы, кумыс на все аулы славится, овец с баранами не счесть, а уж верблюды хороши на диво — выносливые, сильные. Три жены у бая, сыновей шестеро взрослых да дочь единственная — красавица Айнагуль. Кичится Кара-бай богатством. Сыновьями да жёнами хвастает, но больше всего гордится дочерью своей. Редко степь рождала на свет таких красавиц: волосы смоляные чёрные, косы в руку толщиной, брови — крылья ласточки, глаза, что небо — синие, румянец зарёй алеет, кожа нежная белая. Ай, и хороша! Как дева небесная.

Не один юноша сватался. Из лучших родов казахских. Большой калым предлагали. Но бай всем отказывал — не видел для сокровища своего, доченьки, мужа достойного. Если б не обычаи, вообще бы дочь замуж не отдал, при себе оставил. Посватался к Айнагуль и Едель. Не был он ни бедняком, ни батраком, а был — старшим сыном Ергали-бая. Но и ему дал отказ отец красавицы. Отправился Едель восвояси. Далеко уже отъехал, когда нагнал его Кара-бай, как раз около горы, что посреди степи возвышалась. Говорит бай:

— Тебе скажу. Другим женихам скажу. Отдам тому дочь свою, кто вот эту гору в верблюда превратит. Вот моё последнее слово.

Развернулся, да назад поскакал. А Едель призадумался. Коня к горе направил, вокруг объехал. Спешился, рукой потрогал: камень. Головой покачал, языком поцокал, улыбнулся внезапно мыслям своим.

И пропал Едель. Год его не было. Куда ездил — никто не знал. Приехал, привёз диковинные вещи — резцы для работы по камню, таких здесь отродясь не видели. И раздавались с тех пор над степью стук, да скрежет с раннего утра до позднего вечера. Смеялись над Еделем, с дальних аулов приходили посмотреть на безумца. Мать с отцом уговаривали: «Отступись, сынок. Найдём тебе другую невесту, если хочешь: двух. Добра на калым не пожалеем!» Никого не слушал Едель, всё долбил непокорный камень. Трудился мастер ни праздников, ни отдыха не зная, лишь сточившиеся резцы новыми заменял. Люди уже не смеялись, привыкли. Мать с отцом рукой махнули, смирились, что не дождаться им внуков от первенца. Шли годы. Не заметил Едель, как виски седина тронула, как на лоб морщинки первые легли. А Айнагуль в юрте богатой томилась, жён братьев мирила, племянников и племянниц нянчила. Своих бы деток завести. Ради того уж и второй бы женой пошла, и третей, хоть к некрасивому мужу, хоть к старому. Да непреклонен отец: как сказал, так и будет.

И вот однажды последний раз стукнул мастер резцом о камень. Отошёл, посмотрел, да к Кара-баю отправился. Вновь со всех аулов народ сбежался. Чудо свершилось — превратилась в верблюда гора. В каменного верблюда. Скрипнул зубами Кара-бай с досады, да сделать ничего не смог. Сам не сказал в уговоре, каким верблюд быть должен: настоящим или каменным. Пришлось отдавать дочь Еделю. И обрели Едель и Айнагуль своё позднее счастье. Дети у них пошли: дочери в мать красавицы, сыновья в отца — умельцы.

Всё так же гонит ветер ковыльные волны лет, сплетаются годы в столетья. Стоит посреди степи Верблюд-гора, и рождаются новые легенды…

Публикации по теме:

Экологическое воспитание дошкольников Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она была всегда. Но в настоящее время экологическая проблема взаимодействия человека и.

Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта. Из опыта работы. «Экологическое воспитание - это воспитание нравственности, духовности и интеллекта». Человек и природа… Философы, поэты, художники всех.

Библиотека изображений:
  • Прописи
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Методические рекомендации для педагогов по организации прогулки на объекте экологической тропы «Верблюд-гора»
Опубликовано: 13 марта 2014 в 14:00
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Корона»
Совместная работа с детьми Ни для кого из педагогов не секрет, что пособия и атрибуты для праздников, выполненные вместе с детьми всегда имеют бОльший...
Ветки в зимнем и новогоднем оформлении интерьера детского сада
Самым незамысловатым и одновременно оригинальным приёмом новогоднего оформления группы является использование природного материала. Этим приёмом я...
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...